«Роствертол»: 85 лет вертолетам с южным характером

Ростовский завод «Роствертол» занимает сегодня лидирующие позиции в российской вертолетной индустрии. Однако история завода началась 85 лет назад, 1 июля 1939 года, не с вертолетов, а с производства самолетов. В те годы здесь выпускался знаменитый «небесный тихоход» По-2. В 1956 году завод переключился на создание винтокрылых машин и остается верен им до сих пор. Так началась эпоха легендарных моделей: первый Ми-1, мощный Ми-6, вертолет-кран Ми-19 и гигант Ми-26.



История предприятия берет начало в Рязани, где 1 июля 1939 года на базе деревообрабатывающего комбината был основан завод №168, подчиненный Народному комиссариату авиационной промышленности СССР. Основной задачей завода было производство деревянных деталей для самолетов, а первым изделием стал цельнодеревянный винт для самолета По-2. Во время Великой Отечественной войны номенклатура продукции расширилась – завод производил крылья для истребителей МиГ-3 и десантные планеры КЦ-20.

Так случилось, что за годы войны завод дважды менял дислокацию. В октябре 1941 года предприятие эвакуировали в Волжск, где началось производство самолетов Ут-2М − на них обучались летчики тех лет. Всего было выпущено около 1140 таких самолетов. А уже в октябре 1944 года завод переехал в Ростов-на-Дону на территорию авиационного завода №87. После войны завод продолжил выпуск самолета По-2, а в 1949 году приступил к производству десантных планеров Як-14.


Почтовый По-2

В начале 1950-х годов деревянные самолеты сменились цельнометаллическими. Тогда же в южном Ростове начался выпуск штурмовиков Ил-10, а в 1954 году – турбореактивных Ил-40. Однако с военной реформой Хрущева в 1956 году производство штурмовиков было прекращено.

Ил-40

Ил-40П

Руководитель завода Дмитрий Чумаченко активно искал новые заказы, что привело его к судьбоносной встрече с Михаилом Милем, разработчиком вертолетов. В 1956 году было решено переориентировать ростовский завод на производство винтокрылых машин. Будущий «Роствертол» становится пионером отрасли – здесь начинается выпуск первого советского серийного вертолета Ми-1.


Ми-10 и Ми-6

Уже в июне 1957 года в небо поднимается первый транспортный вертолет Ми-6, который поставил множество рекордов и завоевал мировое признание. Серийное производство «шестого» продолжалось в Ростове-на-Дону более двух десятилетий. В 1964 году завод освоил выпуск нового тяжеловеса Ми-10, который отличался возможностью перевозить крупногабаритные грузы на высокой платформе между стойками шасси.

С 1980 года началось серийное производство еще одного гиганта − Ми-26. Этот вертолет отличается возможностью транспортировать грузы весом до 20 тонн. Ми-26 участвовал в ликвидации последствий аварии в Чернобыле и выполнял другие нестандартные операции. До сих пор эта машина остается непревзойденной по грузоподъемности.

Ми-26Т2

Модернизированная версия Ми-26Т2 получила новейший комплекс бортового и радиоэлектронного оборудования, который расширил возможности использования вертолета.

Современный Ростовский вертолетный производственный комплекс ПАО «Роствертол» им. Б.Н. Слюсаря входит в состав холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех. Созданные в Ростове-на-Дону вертолеты эксплуатируются более чем в 30 странах СНГ, Европы, Азии и Южной Америки.

По теме:

“Вертолёты России” в составе Госкорпорации “Ростех” 2024г.

Третья редакция программы развития авиапрома до 2030года

Минпромторг пересмотрел планы по количеству и срокам выпуска гражданских воздушных судов в рамках обновлённой комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года, следует из опубликованного распоряжения правительства России. Это уже третья редакция комплексной программы. Первая –от 25 июня 2022 года предусматривала поставку отечественной гражданской авиации 1036* пассажирских самолётов. На 2024 год в ней закладывалось изготовить не менее …

Cпециализированный станок с ЧПУ для вертолетостроения

Входящий в Госкорпорацию Ростех холдинг СТАН выпустил новый специализированный станок с ЧПУ для предприятия вертолетостроения. Это первая разработка компании, способная обрабатывать сплавы легких металлов, в том числе магния. При его обработке может образоваться огнеопасная стружка, поэтому оборудование оснащено уникальной автоматической системой пожаротушения.  Новый обрабатывающий центр модели 700V – продукт стерлитамакского научно-производственного объединения «Станкостроение», которое входит …

15 вертолетов Ми-8МТВ-1 Ростеха переданы регионам России

Холдинг «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех в рамках исполнения контракта с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) направил очередную партию вертолетов Ми-8МТВ-1 эксплуатантам. В регионы России отправились 15 вертолетов Казанского вертолетного завода. Всего договорные обязательства предполагают поставку 86 вертолетов семейства Ми-8 в интересах разных авиакомпаний.  Вертолеты Ми-8МТВ-1, поставленные в рамках действующего контракта с ГТЛК, оснащены дополнительными подвесными …

МС-21 — дайджест за декабрь-2023. Итоги года

20 декабря 2023 года завершился третий этап НИР и ОКР по замене импортных материалов и изделий в конструкции самолёта МС-21 на отечественные аналоги. Акт приёмки работ был подписан 19 декабря представителями Минпромторга РФ и ПАО «Яковлев». Работы по импортозамещению проводились в соответствии с госконтрактом от 28 июля 2021 года. В течение года выполнялась технологическая отработка …