Cерийное производство Ил-96-400М заменили на Boeing 777 и A350

16 апреля 2021 года газета «Ведомости» сообщила, что возобновление серийного производства широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера Ил-96-400М не планируется. Самолёт будет выпускаться штучными экземплярами для спецзаказчика – СЛО «Россия».

Сказать, что эта новость стала неожиданной, нельзя, потому что изначально та же Объединённая авиастроительная корпорация не рассчитывала на большое количество заказов на этот самолёт, а сроки изготовления даже первого опытного образца откладывались.

Эволюция решений по отечественному  широкофюзеляжному дальнемагистральному лайнеру Ил-96-400М

Россия – большая страна, и перевозить людей с Дальнего Востока и Камчатки в европейскую часть необходимо, поэтому российские авиакомпании не собираются отказываться от дальнемагистральных лайнеров. «Аэрофлот» планирует в мае получить свой 21-й Boeing 777, три таких самолёта пойдут в парк Red Wings. Кроме того, «Аэрофлот» в мае – июле готовится принять три A350. Первый и пока единственный экземпляр перевозчик получил в феврале 2020 года. Твёрдый контракт на поставку 22 лайнеров A350 был подписан ещё в 2017 году, информируют «Ведомости».

Сообщения о возобновлении производства Ил-96 в версии Ил-96-400М и разработке совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR929 появились в 2014-2015 годах. Первоначально было не совсем понятно, зачем понадобилось разрабатывать два похожих самолёта, тратить на это дополнительные материальные и конструкторские ресурсы. Полную ясность внёс в сентябре 2016 года Дмитрий Рогозин, который в ходе визита в Воронеж сообщил, что в период до создания стратегически нового пассажирского самолёта CR929, а это примерно 2027 год, Ил-96-400М закроет основные потребности России как по дальнемагистральным полётам на Дальний Восток и Камчатку из европейской части, так и по чартерным перевозкам в курортный сезон в те страны, куда нужны вместительные ВС.

В мае 2016 года в Сочи на совещании по развитию авиации было принято решение о возобновлении производства пассажирских самолётов Ил-96-400М. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил тогда, что на реализацию проекта производства лайнера на период до 2021 года планируется направить около 50 млрд рублей.

Ил-96-400М – проект дальнемагистрального пассажирского самолёта на 300-430 мест на базе менее вместительного Ил-96-300. Программа предполагает производство одного опытного образца и шести серийных. Общая стоимость программы оценивается более чем в 53 млрд рублей. Начать поставки обновлённого лайнера планировалось в 2025 году. Об этом в кулуарах форума «Армия» в августе 2017 года сообщил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь.

«В прошлом году было принято решение о модернизации этой машины (Ил-96-300 – прим. “АР”) до варианта Ил-96-400М, который обладает большей вместимостью, новыми системами. 2025 год – начало поставок самолёта в эксплуатацию, восемь-девять лет машина будет производиться в небольшом, ограниченном количестве», – сказал он.

28 августа 2018 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, в соответствии с которым выделенные Государственной транспортной лизинговой компании 4 млрд рублей перераспределялись на приобретение вертолётов и самолётов Л-410. Согласно прежней редакции постановления, утверждённой в конце 2017 года, ПАО «ГТЛК» получило из бюджета 4 млрд рублей для авансирования заказа двух Ил-96-400М.

В декабре 2018 года ОАК разместила на сайте госзакупок тендер на выполнение ОКР по модернизации Ил-96-300 в версию Ил-96-400М. В тендерной документации на эти работы закладывалось более 10 миллиардов рублей. Предварительные испытания самолёта должны были пройти с ноября 2019 года по январь 2020-го, а в мае 2020 года должны были завершиться дополнительные сертификационные испытания.

В сентябре 2019 года на Воронежском авиазаводе (ВАСО) завершилась стапельная сборка первого Ил-96-400М, фюзеляж лайнера был перемещён в цех окончательной сборки. А сроки первого полёта вместо 2020 года были перенесены на 2021-й.

В конце 2019 года Юрий Слюсарь рассказал, что первый полёт должен состояться в конце 2020 – начале 2021 года. «Небольшой сдвиг первого полёта может быть из-за загрузки Воронежского авиазавода, связанной с реализацией других заказов. Параллельно со строительством опытного образца Ил-96-400М происходит строительство и ремонт самолётов для спецзаказчиков, приходится перераспределять усилия», – сказал Слюсарь.

Ковидная реальность

В 2020 году из-за пандемии, локдауна и прекращения международного авиасообщения большое количество широкофюзеляжных лайнеров по всему миру прекратили полёты и были отправлены на хранение. Авиакомпании отдали приоритет самолётам менее вместительным, а часть своего флота узкофюзеляжных лайнеров адаптировали под грузовые перевозки. Восстановление авиаотрасли прогнозируется не ранее чем через 1,5-2 года, и если за пять лет после того как было принято решение возобновить производство лайнера, не было заключено ни одного даже соглашения о намерениях купить Ил-96-400М, то сейчас в условиях продолжающегося кризиса в международном авиасообщении подписание договоров с авиакомпаниями выглядит тем более призрачным. Минпромторг в 2020 году, сославшись на отсутствие интереса к самолёту у коммерческих перевозчиков, предложил перенаправить ещё 7 млрд рублей, предназначавшихся на программу Ил-96-400М, на закупку вертолётов и самолётов Ил-114-300.

«От авиакомпаний заказа нет, а с учётом COVID-19 и простоя дальнемагистральных самолётов по всему миру серийного производства Ил-96-400М пока не планируется», – подтвердил представитель профильного вице-премьера Юрия Борисова. Он уточнил, что будет организовано производство для госзаказчиков. «Ведомости» пишут, что всего будет собрано два самолёта, которые поступят в парк специального лётного отряда «Россия». Представитель «Ростеха» подтвердил, что у производителя «есть понимание» по потенциальным госзаказчикам: «Необходимо учитывать, что это изначально не массовая машина, речь идёт о специальном самолёте, который будет выпускаться штучными экземплярами», – подчеркнул он.

«В настоящий момент первый опытный образец находится на стадии окончательной сборки. Ко второй половине 2021 года планируется завершить изготовление самолёта, далее начнётся его подготовка к первому полёту. На 2022–2023 гг. запланированы сертификационные испытания и получение дополнения к сертификату типа», – сообщил представитель ОАК.

Ил-96-400М должен был стать «переходным» продуктом на период создания ШФДМС CR929. Кроме того, российской авиапромышленности необходимо развивать существующие компетенции и загружать производственные мощности. Темпы производства на ВАСО не высокие, но, по мнению Юрия Слюсаря, Ил-96-400М должен был обеспечить поддержание имеющейся компетенции и увеличить количество самолётов в эксплуатации.

Ил-96-400М или CR929

Ситуацию с широкофюзеляжными самолётами для российских авиакомпаний мог бы решить двухдвигательный вариант Ил-96, и такие планы – с установкой двух двигателей ПД-35 – были. Но эти двигатели пока ещё находятся на этапе ОКР и будут готовы к 2026 году. К тому времени реальные очертания уже приобретёт ШФДМС CR929.

Установка новых перспективных двигателей большой мощности на самолёт с металлическим крылом смотрится половинчатым решением. Здесь в качестве примера можно привести историю создания самолёта МС-21. В одном из интервью Генеральный конструктор ОКБ им. Яковлева корпорации «Иркут» Олег Демченко рассказывал, что в процессе проработки конструкции нового лайнера он приглашал для консультаций многих ведущих специалистов российского авиастроения, в том числе и Генриха Новожилова, с которым они много обсуждали и спорили о том, каким должен быть будущий самолёт, в итоге пришли к единому мнению, что крыло обязательно должно быть композитным.

Что касается Ил-96-400М, то разработка для него композитного крыла сразу потянет за собой необходимость переработки центроплана, затем фюзеляжа и оперения, а это, фактически, разработка совершенно нового самолёта с колоссальными финансовыми, временными и людскими затратами. Под новый мощный и экономичный двигатель должны быть разработаны совершенно новый современный планер и крыло с высокими аэродинамическими характеристиками. Использовать конструкцию, разработанную в условиях предыдущего технологического уклада, нецелесообразно и небезопасно, достаточно вспомнить печально известный В737 МАХ, где на конструкцию 60-х годов прошлого века были установлены современные двигатели, что в корне изменило динамические параметры самолёта не в лучшую сторону.

Мнение эксперта: Что происходит в авиастроении, видно невооружённым глазом – отечественные пассажирские авиалайнеры можно увидеть лишь на протокольных видеокадрах с визитами первых лиц государства по городам и весям. И на бодрых видеоотчётах Объединённой авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК») о необыкновенных успехах в самолётостроении. Также нас подкармливают сказками и о фантастических достижениях «Вертолётов России». А вот реальность, увы, не радует. Правда, у Минпромторга, ОАК и всех остальных теперь в ходу железная отмазка – санкции! «Роллс-Ройс» по-русски

Как российский авиапром перешел на мелкосерийное производство

МС-21 – снова вправо?

Сроки вывода на рынок «прорывного» ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21 снова уплывают в необозримое будущее. Самолёт клятвенно обещали сделать, сертифицировать и начать поставлять заказчикам ещё в 2017 году. Сейчас просматривается вариант, что начало коммерческой эксплуатации переедет на 2025-й. Поясняем. ОАК объявила о переносе начала серийных поставок пассажирских самолётов МС-21 на 2022 год. Но сколько самолётов? Непонятно. И главное, не факт, что сдержит слово. Вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что проблемы с производством МС-21 серьёзные – из-за санкций придётся менять около 40% всего бортового оборудования самолёта.

Для справки: изначально 62% авионики и агрегатов лайнера были импортными. Плюс «чёрное крыло» из японских композитных материалов. С композитами разобрались, «Росатом» напрягся и сумел решить проблему, без этого самолёт вообще бы потерял привлекательность для будущих эксплуатантов. Но заменить всю электронику и множество агрегатов на самолёте – задача тоже чрезвычайно сложная с учётом состояния поставщиков комплектующих изделий и электронного оборудования.

А теперь вопрос к тем, кто за это отвечает. Антироссийские санкции – новость? Для всех граждан страны – нет. Но, видимо, для Минпромторга и ОАК – да. Вот что легко узнать из открытых источников. Так, по данным Счётной палаты, на 1 ноября 2018 года в проект вложено 158 млрд руб. (то есть проект ещё тогда подорожал в 2, 3 раза), а общая стоимость программы МС-21 до 2025 года оценена в 437, 4 млрд рублей. Разработка российского БРЭО должна быть завершена к концу 2023 года. До того используется оборудование компаний Thales, Honeywell и Rockwell Collins.

В начале мая 2020 года стало известно, что Минпромторг РФ заказал импортозамещение комплектующих МС‑21 с выполнением НИОКР к концу 2022 года и завершением работ в целом до 2024 года. Планируется замена 54 агрегатов и элементов систем МС-21, в том числе вспомогательной силовой установки, механизма перестановки стабилизатора, топливной системы, гидравлических рукавов, шин, спасательных аварийных трапов и плотов, кресел пилотов, элементов интерьера пассажирской кабины.

И какого чёрта было вкладывать миллиарды бюджетных рублей в самолёт, который, как конструктор лего, собирают из импортных деталей? МС-21 смело можно назвать самолётом будущего, потому что «он скоро, через год» будет. А лайнер тем временем теряет свои «инновационность» и привлекательность – другие игроки не дремлют. И Китай в том числе со своим аналогом С919. А может быть, результат в штуках нашим социологам и музыкальным продюсерам в Минпромторге и ОАК в принципе не нужен? Чтобы не получилось как с «Суперджетом» – самолёт есть, а очереди из покупателей нет… Списать всегда на что-то можно – коронавирус, санкции, оптимизации.

Заключение

Решение отказаться от серийного выпуска Ил-96-400М исходит из складывающихся реалий. ВАСО изготовит требуемое спецзаказчику количество этих самолётов, а усилия ОАК и «Иркута» будут сосредоточены на перспективном российско-китайском лайнере CR929, который и закроет потребности двух стран в широкофюзеляжном современном самолёте.

One thought on “Cерийное производство Ил-96-400М заменили на Boeing 777 и A350

  1. Мнение: А была надежда на отечественный аэробус, на зарубежных нет желание лететь на Малую Родину…Авиапром опять заработал на зарубежных производителей, наступило время гнать …метлой социологов и музыкальных продюсеров из Авиации…

Comments are closed.