Остатки Саратовского авиазавода на плечах энтузиастов

Островок авиации САЗ

Когда “Саратовский авиационный завод” перестал существовать(2012 год), ходили слухи, дескать где-то на его территории авиационное производство всё ещё продолжается. В каких-то цехах что-то мол до сих пор ремонтируют и изготавливают. Ещё в 1990-е, когда Саратовский авиазавод образовывал внутри себя малые предприятия (самостоятельные юридические лица), среди прочих был образован и завод “Сокол” для производства малых изделий. После гибели авиагиганта этот завод по сути остался единственным выжившим детищем завода…PS...

 

 

Не могут же Як-42, которых ещё много летает в мире, остаться без запчастей! Оказалось, что так оно и есть…

2009 год. Самолёты Як-42 со всего мира ещё прилетают сюда на техобслуживание.

Тут собрались самые настоящие энтузиасты, которые взяли кредит и выкупили у погибающего предприятия здание главного склада, чтобы продолжать там авиационное производство

Предприятие до сих пор называется ООО “Завод “Сокол” Закрытого Акционерного общества “Саратовский авиационный завод”. На заводе трудятся около 100 сотрудников, практически все – бывшие работники САЗа. На проходной – никаких табличек и строгая охрана. “Войдя внутрь, я ожидал увидеть старые оштукатуренные стены с трещинами, которые не ремонтировались полвека, бетонный пол. В общем брутальные производственные коридоры, а тут всё выглядит весьма прилично. Несколько лет назад ничего подобного здесь не было. Перед тем, как склад выкупили, здесь даже случилось несколько пожаров. Всё что есть сейчас, создавали своими силами и до сих пор расплачиваются по кредиту” и далее глазами очевидца…PS...

Лестница. Поднимаемся к директору:

На саратовском авиазаводе занимался военной приёмкой (вот на способны военные и таким руководителям место в правительстве РФ).Затем перешёл работать в завод “Сокол”, который вскоре возглавил. Предприятие до сих пор называется ООО “Завод “Сокол” Закрытого Акционерного общества “Саратовский авиационный завод”. На заводе трудятся около 100 сотрудников, практически все – бывшие работники САЗа… Компания со здравым оптимизмом смотрит в будущее, тем более, что объём заказов и темп производства за последние годы резко выросли. Важную роль сыграли и западные санкции, из-за которых сильно подорожала эксплуатация и содержание самолётов иностранного производства, и многие компании вновь стали отдавать предпочтение самолётам отечественным. А, как известно, одним из последних самолётов советского производства, до сих пор отвечающих международным стандартам, стал Як-42.

Всего было выпущено около 200 самолётов данного типа и около полусотни самолётов эксплуатируются в настоящий момент. Последний самолёт был выпущен в 2002 году. Границы продления срока эксплуатации – до 36 лет, так что саратовские “Яки” ещё полетают.
По оценкам сотрудников предприятия, одни и те же детали на Як-42 и зарубежный самолёт по стоимости могут отличаться в 10 раз. Да и изготавливалась отечественная авиатехника с большим запасом прочности…

Когда исчезал саратовский авиационный завод, ряд уцелевших станков удалось спасти от уничтожения.
Они и стали основой для производственных цехов на заводе “Сокол”. Сотрудники с сожалением говорят о том, что на металлолом тогда были списаны даже самые современные станки. С расширением объёма заказов появилась возможность приобретать новое оборудование. Так, например, был куплен этот пескоструйный станок

Стенды позволяют провести регламентируемые испытания влажностью, давлением, температурой и т.д...

Не реализованные проекты САЗ

Вот какие самолёты САЗ предлагал потенциальным инвесторам под производство в начале 2000-х.
Часть на базе Як-42 и Як-40. Белым цветом показаны унифицированные детали от серийного производства.
Например перспективным считался самолёт для малой авиации на базе Як-40 с новыми двигателями…

До событий 1990 года в Саратове планировалось производство самолётов Як-242.
Новый российский лайнер МС-21 разработан именно на основе проекта ЯК-242

 

 

Это надо быть тупым, алчным к деньгам и ничего не понимать в авиации, чтобы уничтожить перспективный авиазавод с блестящей историей авиастроения…

На стенах уцелевшие плакаты с авиазавода. Висят и нереализованные проекты


Такие, как лёгкий военно-транспортный самолёт
Административные кабинеты

Все чертежи самолёта Як-42, всех деталей, представляете?! Они занимают всю комнату…

Будни авиационных профессионалов…

Изготовление деталей
Вот лежат чертежи детали

Раньше было проще – детали изготавливались из заготовок. Здесь же приходится долго трудиться. Что и говорить, тут необходимо современное автоматизированное программное производство. Но и это рано или поздно сюда доберётся, уверены сотрудники и руководство завода. С таким оптимистичным настроем и растущими производственными показателями всё должно получиться!

П.С. к сожалению у возобновленного вновь предприятия сейчас снова начались проблемы. Но я надеюсь что все будет хорошо.

Надежда умирает последней

Воспоминания из прошлого.
В настоящее время завод подал заявку на выполнение работ по тяжёлым формам техобслуживания (ТО-10000, ТО-20000), которые выполняются после 10 и 20 тысяч часов налёта. Это когда самолёт практически полностью разбирают и собирают заново. Ряд самолётов Як-42 сейчас не летает, т.к. подошло время этой формы. Раньше такое ТО выполнялось на аэродроме авиазавода Саратов-Южный (которого к сожалению уже не существует см. фото выше). Завод “Сокол ЗАО САЗ” не имеет собственного аэродрома, поэтому в качестве площадок для проведения этих форм предлагает ангары в аэропортах Казани и Саратова. Специалисты завода уже работают на этих площадках, особенно им нравится казанский ангар, но лучше если бы, был свой…

Если работу по тяжёлым формам одобрят, то нужно будет расширять штат. Понадобятся как минимум ещё 40 рабочих рук. Об этом на заводе тоже думают. Здесь уже оборудован учебный класс, где с сентября будут проходить обучение и производственную практику студенты – с СГТУ был заключен договор о создании филиала кафедры ТМС и достигнута договорённость о возрождении отделения авиастроения…

Источники:

Приемник саратовского авиазавода. Эксклюзив!

Последние проекты самолётов от САЗа Эксклюзив!

По теме: Как уничтожен авиазавод