«Ангара» прекратила эксплуатацию 4-х Ан-148

Авиакомпания «Ангара» 27 ноября подала в Арбитражный суд Иркутской области исковое заявление к лизингодателю «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК). Производство по делу возбуждено 2 декабря, предварительное судебное разбирательство намечено на 13 января 2021 года.

«Ангара» через суд хочет добиться расторжения договора финансового лизинга с ИФК и вернуть обратно лизингодателю три самолёта Ан-148, которые по техническим причинам выведены из эксплуатации авиакомпании.

Перевозчик до недавнего времени оставался единственным коммерческим эксплуатантом в России региональных 75-местных самолётов Ан-148. Как следует из данных онлайн сервиса отслеживания положения воздушных судов Flightradar24, борт RA-61714 оставался единственным в парке «Ангары» самолётом Ан-148, выполняющим перевозки пассажиров, после 25 ноября 2020 г. эксплуатация этого типа ВС в авиакомпании прекращена.

Как рассказал в интервью изданию Propeller. News директор авиакомпании «Ангара» Сергей Саламатов, на рубеже 2010—2011 годов этот тип ВС был интересен эксплуатантам, обладал хорошими лётными характеристиками и, если бы не катастрофические политические изменения в отношениях России и Украины, являлся вполне жизнеспособным.

На том этапе мы рассматривали ATR72-500, но в планах было расширение географии полётов. У франко-итальянских ВС дальность несопоставимо мала, в сравнении с Ан-148. Superjet 100 на момент принятия нами решения имел слишком много технических проблем. Среди них: низкая надёжность от прогара жаровой части двигателя; при незначительной наработке возникновение трещин на узлах крепления стабилизатора, а также проблемы по усилению крыла. Позже, уже эксплуатируя Ан-148, мы возвращались к проработке варианта с Superjet 100. Но лизинговый платёж за эти ВС был вдвое дороже, чем для Ан-148 при нерешённых на тот момент технических проблемах, ограничивающих налёт ВС”, – рассказал руководитель авиакомпании.

Пассажирский самолёт Ан-148, как и все разработки ОКБ Антонова — высокоплан, и за счёт этого у него более высокая, по сравнению с низкопланом, защищённость двигателя от повреждения посторонними предметами. Исходя из этого, в 2011 году, когда встал вопрос обновления парка авиакомпании «Ангара», предполагалось, что Ан-148 заменит устаревшие Ан-24/26 на маршрутах из Иркутска в Бодайбо, Маму, Усть-Кут, Братск и Киренск. Однако впоследствии из всех этих населённых пунктов на регулярной основе безопасно выполнять пассажирские перевозки авиакомпания могла только в Братск. Все остальные перечисленные аэропорты городов Иркутской области оказались не пригодными к приёму Ан-148 из-за состояния ВПП, и перевозчик до сих пор вынужден летать в них из Иркутска на Ан-24/26.

«Ангара» располагает пятью самолётами Ан-148: RA-61713, RA-61711, RA-61714, RA-61709 и RA-61710, три из них принадлежат ИФК, два борта – компании «Сбербанк Лизинг Норд». На протяжении всего периода освоения и эксплуатации Ан-148 авиакомпания испытывает большие трудности с обеспечением поставок агрегатов и комплектующих изделий украинского производства. С 2016 года авиакомпания находится в списке юрлиц, в отношении которых наложены санкции Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины. Со стороны украинских предприятий прекращено сотрудничество с «Ангарой», что негативно сказывается на нормальной технической и коммерческой эксплуатации Ан-148, из-за чего приостановлен сертификат лётной годности (СЛГ) у четырёх самолётов Ан-148:

  • RA-61709 СЛГ приостановлен по причине разукомплектованности машины. На самолёте отсутствует кондиционный вспомогательный двигатель АИ-450-МС, комплектующие изделия украинского производства: два блока резервного управления интерцепторами и модуль воздушных параметров.
  • RA-61710 СЛГ приостановлен из-за обнаружения трещины на шпангоуте №23, отсутствия кондиционного ВСУ, трёх блоков резервного управления интерцепторами, устройства управления и терморегулирования стекла, управления и контроля обдувом остекления кабины экипажа, управления обогревом зоны ног пилотов, блока сигнализации и модуля воздушных параметров.
  • RA-61713 приостановлен действие СЛГ по причине разукомплектованности и неготовности к эксплуатации в весенне-летний период 2020 года. Для машины нет кондиционных обоих маршевых двигателей, ВСУ, более 290 позиций комплектующих изделий.
  • RA-61711 приостановлен действие СЛГ из-за отсутствия кондиционной ВСУ и ряда комплектующих украинского производства.

По словам Сергея Саламатова, часть двигателей Д-436-148 ещё в 2017 году была отправлена на Украину на завод «Мотор Сич» для ремонта, но полная непредсказуемость сроков ремонта и возврата отремонтированных агрегатов или поступления новых комплектующих изделий из Украины в Россию, не позволяют продлевать сертификаты лётной годности имеющихся Ан-148 и нормально эксплуатировать этот самолёт.

Для справки: 

О компании

Авиакомпания «Ангара» — один из основных авиаперевозчиков на местных авиалиниях в Восточной Сибири. Выполняет регулярные пассажирские рейсы по Иркутской области, Сибири и Дальневосточному Федеральному округу, а также чартерные рейсы по России.

Авиакомпания «Ангара» была создана в 2000 году. Входит в группу компаний «Истлэнд». В 2010 году произошло слияние двух крупных авиаперевозчиков Восточной Сибири: авиакомпаний «Ангара» и «ИркутскАвиа».

Парк воздушных судов АК «Ангара» насчитывает 37 единиц: пять АН-148, семь АН-24, три АН-26-100 и шестнадцать вертолетов МИ-8 различной модификации и два МИ-8 АМТ, оснащенный медицинским модулем.

Место базирования воздушных судов — аэропорт “Нижнеудинск” (Ми-8, Ан-2), аэропорт “Киренск” (Ми-8), аэропорт «Иркутск», где авиакомпания «Ангара» имеет  развитую производственную базу (ангарный комплекс, места стоянок и т.д.) и занимает первое место по количеству самолетовылетов.

Авиакомпания «Ангара» обеспечивает пассажирское сообщение со всеми действующими аэропортами Иркутской области. Доля регионального рынка авиаперевозок авиакомпании составляет около 70%. В месяц «Ангара» выполняет около 200 рейсов и занимает первое место в аэропорту Иркутска по количеству самолетовылетов.

Допуск к выполнению международных рейсов авиакомпания «Ангара» получила 19 сентября 2014 года. 

Парк воздушных судов

Ан-148-100Е

Ан-148-100Е

Ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт:

Длина: 29,13 м Максимальный взлетный вес: 43700 кг
Размах крыла: 28,91 м Крейсерская скорость: 780 км/ч
Двигатели: 2 ТРД Д-436-148 Максимальная высота полета: 12200 м
Число мест: 75 чел. Дальность: 4400 км
Ан-24

Ан-24

Пассажирский турбовинтовой самолёт для линий малой и средней протяжённости:

Длина: 23,53 м Максимальный взлетный вес: 21 800 кг
Размах крыла: 29,2 м Крейсерская скорость: 460 км/ч
Двигатели: 2 ТВД Аи-24 2-й серии Максимальная высота полета: 8 000 м
Число мест: 48 мест Дальность: 2 000 км
Ан-26-100

Ан-26-100

Советский военно-транспортный самолёт, разработанный в КБ Антонов:

Длина: 23,8 м Максимальный взлетный вес: 24 000 кг
Размах крыла: 29,2 м Крейсерская скорость: 440 км/ч
Двигатели: АИ-24ВТ, 2 x 2820 л.с. Максимальная высота полета: 7 500 м
Число мест: 43 мест Дальность: 2 550 км
Ми-8

Ми-8

Советский/российский многоцелевой вертолёт:

Длина: 25,24 м Максимальный взлетный вес: 12000 кг
Размах крыла: 22 м Крейсерская скорость: 225 км/ч
Двигатели: 2 ТВ2-117А Максимальная высота полета: 4000 м
Число мест: 22 мест Дальность: 900 км

Ми-8 АМТ

Российский вертолёт, оснащенный медицинским модулем. Оказание первой медицинской помощи. Полный комплекс реанимационных услуг:

Длина: 25,24 м Максимальный взлетный вес: 12000 кг
Размах крыла: 22 м Крейсерская скорость: 225 км/ч
Двигатели: 2 ТВ2-117А Максимальная высота полета: 4000 м
Число мест: эвакуация 2-х носилочных больных Дальность: 900 км

По теме:

В лаборатории Межгосударственного авиационного комитета (МАК) завершена расшифровка данных бортового параметрического самописца Ан-148-100В RA-61704 и проведён предварительный анализ информации, сообщает пресс-служба МАК.

Предварительный анализ зарегистрированной параметрической информации показал, что в ходе всего полёта, закончившегося авиационным происшествием, обогрев всех трёх приёмников полного давления (ППД) находился в выключенном состоянии. Во всех остальных полётах, имеющихся на самописце (ещё 15 полётов), обогрев ППД включался перед взлётом на исполнительном старте[…] Далее:

МАК завершил расследование катастрофы Ан-148 RA-61704 в феврале 2018 года29.06.2019г. МАК завершил расследование катастрофы Ан-148 RA-61704 в феврале 2018 года

Межгосударственный авиакомитет (МАК) завершил расследование катастрофы самолёта Ан-148-100 RA-61704 “Саратовских авиалиний”, произошедшей 11 февраля 2018 года в Подмосковье, и опубликовал окончательный отчёт.

По заключению МАК, катастрофа самолёта произошла из-за ошибочных действий экипажа на этапе набора высоты при недостоверных показаниях приборной скорости, вызванных обледенением (закупоркой льдом) всех трёх приёмников полного давления (ППД) – датчиков на внешней поверхности фюзеляжа, что привело к потере контроля за параметрами полёта самолёта, переводу его на пикирование и столкновению с землей[…] Далее: