Экраноплан с ракетами «Циркон» потопит АУГ

Еще десять лет назад сложно было представить, что в России решаться возрождать проекты по строительству экранопланов. Это было слишком сложно, невообразимо дорого, да и многие сомневались в целесообразности применения подобного рода техники.



Намного проще было заниматься созданием классических фрегатов, эсминцев или ракетных катеров. В связи с этим, оставалось лишь фантазировать и предполагать, каким бы мог быть экраноплан будущего. Однако сегодня ситуация изменилась в корне — и то что вчера считалось невозможным — сейчас объективная реальность.

Россия возродила строительство «летающих кораблей» и собирается внедрять их, как в гражданский сектор, так и в военный. При этом фантазии обрели более весомый смысл и переродились в реальные концепции, которые можно реализовать.

Свое видение, концепцию возможностей боевых экранопланов изложил один из самых авторитетных военных экспертов, доктор военных наук, капитан первого ранга, член-корреспондент РА РАН и заместитель президента РА РАН по информационной политике Константин Сивков

Анализ боевой эффективности: 600 тонн вооружения для уничтожения АУГ США

Военный эксперт предположил, что в будущем можно будет строить экранопланы (Э-планы) с использованием интегральных форм планера по примеру монокрыла Яцкова. Такая конструкция позволила бы существенно увеличить радиус действия машины, а также увеличила бы грузоподъемность. Расчеты Сивкова показали, что в среднесрочной перспективе можно построить «летающий корабль» с максимальным взлетным весом до 3000 тонни крейсерской скоростью от 300 до 550 километров в час. Учитывая возможности загрузки, на воздушном судне можно разместить объем топлива в1200 тонн и получить радиус действия в 26000-30000 километров. После учета веса конструкции и бронирования, а также количества топлива, остается запаса веса для размещения вооружения общим весом в 600 тонн. По мнению офицера, этого достаточно, чтобы разместить внушительный арсенал для противоборства с любым потенциальным противником.

Константин Сивков считает, что определяющими качествами экранопланов являются высокая скорость движения на малой высоте и большой взлетный вес. Совокупность этих факторов дает неоспоримые преимущества для применения в рамках боевых действиях. Так, низкая высота полета делает воздушное судно плохой мишенью для ракета класса «воздух-воздух» и «земля-воздух». Используемая на экранопланах композитная броня, способная выдержать «бомбардировку» осколками БЧ, делает судно практические неуязвимым. В свою очередь, поражение Э-планов противокорабельными ракетами невозможно в силу высокой скорости перемещения.

Эксперт считает, что основной угрозой для Э-планов станут истребители и штурмовики с неуправляемыми авиационными ракетами (НАР, НУРС). Однако это не означает, что уничтожение экраноплана будет для них легкой задачей. Самолеты противника будут испытывать проблемы с обнаружением судна и наведением орудий на цель. Дело в том, что РЛС самолета в режиме СДЦ не смогут обнаружить экраноплан на курсовых углах, близких к траверзу — они просто не выделят «летающий корабль» как движущуюся цель из-за «слепых зон».

То есть курсовой угол составит 90 градусов и будет перпендикулярен курсу судна-цели. Иными словами, Э-план сложно заметить в бортовой проекции. Это можно сделать только в кормовой проекции или в лобовой. В итоге экраноплан является очень сложной целью для ПВО, что предопределяет область его применения в составе ВМФ РФ.

Экранопланы России – быть или не быть?

По мнению Сивкова, экранопланы станут мощным инструментом противодействия авианосным ударным соединениям и группам(АУГ) противника. Так, высокая скорость движения не даст врагу выйти из под удара, а размещенное на борту противокорабельное вооружение может нанести критический ущерб. Четыре или пять экранопланов были бы в состоянии разгромить даже авианосную группу или нанести ей урон, несовместимый с дальнейшим сопротивлением. В таком случае противника добьют союзные корабельные силы.

Эксперт уделил особое внимание использованию на экранопланах современного ракетного вооружения. Сивков считает, что при оснащении экраноплана гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон», он в одиночку легко смог бы потопить авианосную группировку США.

Если Э-план оснастить зенитно-ракетными комплексами для обороны от вражеских самолетов, то в сочетании с хорошим бронированием,
«летающий корабль» сможет эффективно действовать в ближней зоне обороны вражеского корабельного соединения при фактической неуязвимости в дальней и средней, откуда и будут применяться ПКР.

Уничтожение подводных лодок

Экраноплан Лунь:

«Летающие корабли» могли бы быть полезными и для уничтожения атомных подводных ракетоносцев, считает Сивков. Для этого на экранопланы необходимо установить поисково-прицельные комплексы, РГАБ, магнитометры и оборудование для поиска кильватерного следа. Однако в этом случае использовать средства уничтожения сопоставимые с водоизмещающими кораблями. На Э-планы необходимо будет поставить ЗРК среднего радиуса действия, 8-12 малогабаритных противолодочных торпед и одну-две 30-мм АУ МЗА. А для сбора информации понадобятся малогабаритные беспилотники. Эксперт выразил уверенность в том, что 6-8 экранопланов смогли бы обеспечить уничтожение вражеских субмарин с коэффициентом эффективности в 0,5-0,6 — а это очень высокий показатель. Например, сегодня эти цифры находятся на значении 0,02-0,05.

Экраноплан – это корабль или самолет?

Вероятный облик экраноплана в будущем

В завершение Сивков пояснил, как по его мнению будут выглядеть ударные экранопланы в будущем. В итоге Э-план — это «летающий корабль», который будет нести на своем борту от 16 до 24 современных ракет типа «Калибр», «Оникс» или «Цикрон», ЗРК средней дальности для обороны от атак с воздуха с БК на 16-24 снаряда, одна или две 30 мм автоматические зенитные установки и компактные БПЛА для проведения разведки и наведения на цель.

Водоизмещение судов — 2500-3000 тонн и скорость 300-550 километров в час.

Эксперт считает, что на каждом океанском флоте должно быть по 8-10 таких экранопланов для успешного противостояния военно-морским силам противника.

Для морских театров военных действий хватит 12 экранопланов не большого водоизмещения с восемью противокорабельными ракетными комплексами малой дальность и одной-двумя АУ МЗА калибра 30-мм.

Самолеты гениального авиаконструктора Георгия Бериева

Ровно 120 лет назад, 13 февраля 1903 года, в Тифлисе, в семье рабочего на свет появился будущий авиаконструктор Георгий Бериев. Широкой публике его имя не очень известно по сравнению с именами других легендарных авиаконструкторов. Наверное, все оттого, что гидросамолеты, созданию которых Георгий Михайлович посвятил всю свою жизнь и свой талант, – направление весьма специальное, и …

ЛМС-901 «Байкал» планируется в качестве гидросамолёта

Уральский завод гражданской авиации продолжает испытания нового многоцелевого лёгкого самолёта «Байкал» и рассказывает о его возможностях и перспективах для будущих эксплуатирующих организаций. В этом материале речь пойдёт о способности ЛМС-901 превращаться в гидросамолёт. В России гидросамолёты актуальны для Карелии, Сибири, Якутии и других регионов, где много рек и озёр. Модификация «Байкала» в амфибийном варианте – …

Как советский конструктор научил парить корабли над морем

9 февраля 2022 года исполнилось сорок два года со дня смерти Ростислава Евгеньевича Алексеева – великого конструктора, создавшего аппараты, которые в свое время стали символами технологического могущества СССР. Почему советские военные возлагали большие надежды на экранопланы и почему эту программу в итоге пришлось закрыть? Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в провинциальном городке …

Гидросамолёты Бериева и Мясищева в роли хозяина океанов

6 июля 1961 года. День авиации. Тушинский аэродром. Тысячи зрителей. Из мощных динамиков разносится «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» И вдруг над самыми трибунами со страшным грохотом проносится четверка огромных летающих лодок. Но людей поразили не столько их размеры, сколько наличие реактивных двигателей и стреловидных крыльев. Такого отродясь не видели не только московские обыватели, …

Забытый М-70 – сверхзвуковой стратегический бомбардировщик

Разработка дальнего морского бомбардировщика-разведчика «70», началась в ОКБ В.М.Мясищева в соответствии с постановлением Совмина от 15 августа 1956 г. Считалось весьма вероятным, что противник одновременно может вывести из строя значительную часть аэродромов Дальней авиации. Как альтернатива сухопутным самолетам в ОКБ-49, ОКБ-156 и ОКБ-23 под руководством Г.М.Бериева, А.Н.Туполева и В.М.Мясищева разрабатывались проекты сверхзвуковых гидросамолетов. Ранее такой проект …