Мировое гражданское авиастроение. Внешний рынок

Мировой рынок гражданского авиастроения на 90% «захвачен» американской компанией Boeing и европейским производителем Airbus

 

Кто же способен потеснить этих титанов? Какие компании и страны собираются ввязаться в борьбу? История дуополии

Для справки: Дуополия (от латинского: два и греческого: продаю) — ситуация, при которой имеются только два продавца определённого товара, не связанных между собой монополистическим соглашением о ценах, рынках сбыта, квотах и др…
Рынок гражданского авиастроения является глобальным растущим рынком без национальных границ и в то же время характеризуется жесткой конкуренцией национальных производителей. Сложнейшие технологические задачи и высокие издержки являются причиной того, что лишь небольшое количество стран и несколько крупных компаний работают в авиастроительной отрасли.
Таким образом, на рынке производителей воздушных судов конкуренция носит олигополистический(Дуополия) характер, т.е. доминируют несколько крупных международных компаний, оказывающих сильнейшее влияние на весь рынок.
Лидерами гражданского авиастроения последние десятилетия являются компании Boeing (США) и Airbus (EC), занимающие более 90% мирового рынка пассажирских самолетов, однако технологическое развитие отрасли и формирующиеся на ближайшие годы особенности спроса могли бы привести к разрушению всем уже привычной дуополии западных авиастроительных гигантов. В данной статье не включаем в анализ положения отечественного авиапрома, чему посвящены другие статья сайта. Надо исходит из того что, при рассмотрении в чистом виде  жесткий мировой рынок гражданских авиалайнеров, где России уготовлено место на задворках после бесславной сдачи позиций (фактически, как в Первой Мировой войне) в результате развала СССР и социалистического блока в 1989-1991 гг. Одной из форм контрибуции за якобы «поражение» СССР в Холодной войне с Западом стала сдача «победителям» гигантского рынка гражданской авиатехники, оцениваемого в то время в 40% мирового. Как станет ясно из дальнейшего изложения, только на этом «демократическая» Россия как правопреемница СССР потеряла за 20 лет не менее 1 трлн. долл.(!) или суммарную стоимость экспорта нефти за аналогичный период. Поэтому серьезно подходить к анализу мирового рынка авиалайнеров с участием осколков могучей советской авиапромышленности, которая сегодня робко стучится в двери либо с недоделанными позднесоветскими разработками (Ту-204, Ту-214, Ту-334, Ил-112В, Ил-114 и т.п), либо с джинериками западных моделей (Суперджет 100, МС-21)…

По теме:

Необходимо учитывать то обстоятельство что, идёт возвращение к дуополии:


История глобализации самолетостроения пошла на второй круг. Первая волна глобализации началась 50 лет назад, когда европейские самолетостроительные компании Франции, Германии, Великобритании и Испании, безнадежно проигрывая американцам, под угрозой своего полного уничтожения пришли к необходимости создания консорциума Airbus Industrie и выпуска совместного
продукта — самолета A300. В начале XXI века Airbus превратился из консорциума в единую компанию, поднял свою рыночную долю от нуля до 50%, но избавиться от комплекса младшего брата ему удалось всего несколько лет назад, вероятно,
с приходом нового поколения менеджеров, которые уже не застали те годы, когда Airbus догонял Boeing и мерился с ним своими достижениями…

Основные сегменты рынка гражданских авиалайнеров

Все производимые в мире гражданские самолеты, предназначенные для массовой перевозки пассажиров, подразделяются на следующие сегменты в зависимости от типа фюзеляжа и дальности полета:

Средне и дальне-магистральные широкофюзеляжные самолеты

Airbus380

Диаметр фюзеляжа составляет от 5 до 6 метров. Самолет с двумя проходами между креслами в салоне. В ряду обычно от 7 до 10 пассажирских мест. Для сравнения, у узкофюзеляжных самолётов диаметр фюзеляжа обычно составляет 3-4 метра. В пассажирском салоне широкофюзеляжного самолета кресла расположены в 3-5 рядов. В среднем широкофюзеляжный самолет может взять на борт 300—500 человек…

 

Boeing-747

Средне и дальнемагистральные узкофюзеляжные самолеты

 

Airbus -320

Диаметр фюзеляжа до 4 метров. В сравнении с широкофюзеляжными самолётами узкофюзеляжные берут на борт гораздо меньшее количество пассажиров и имеют, как правило, меньшую дальность полёта. Максимальная пассажировместимость — 289 человек.

 

Boeing -737

Региональные самолеты

SAAB

К региональным самолётам относят ещё более мелкие по габаритам воздушные суда. Они перевозят до 100 пассажиров на расстояния до 2-3 тысяч километров. На этих самолётах могут устанавливаться как турбовинтовые, так и турбореактивные двигатели. К таким самолётам относятся самолёты семейства ERJ, CRJ, ATR, Dash-8 и SAAB …

 

Dash-8

Местные самолеты

 

Cessna-172

Наиболее мелкий класс пассажирских самолётов составляют местные самолёты, предназначенные для перевозки малого количества пассажиров (от 20) на расстояния до 1000 километров. Они чаще всего оснащены турбовинтовыми или поршневыми двигателями. Наиболее распространённые самолёты подобного класса выпускают Цессна и Beechcraft…

 

Beechcraft King Air 350i

Основные компании-участники рынка гражданских авиалайнеров

На рынке пассажирского самолётостроения исторически доминируют американские и европейские производители. Boeing и Airbus являются крупнейшими производителями гражданских самолётов в мире.

Airbus(Авиационная промышленность Франции)

 

Airbus S.A.S (произносится Эйрбáс) – одна из крупнейших авиастроительных компаний, производит одноимённые пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты. Штаб-квартира компании находится в городе Тулуза, Франция. В 2001 году согласно законодательству Франции была объединена в акционерное общество или «S.A.S.» (фр. Société par Actions Simplifiée — упрощенное акционерное общество). Единственным акционером Airbus является компания EADS

Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EAD  в 2013 году поменял стратегию и имя. Новый бренд – Airbus – он позаимствовал у 

своей дочерней компании, выпускающей аэробусы. Концерн сделает ставку на гражданское авиастроение. Концерн EADS переименовал себя в Airbus
До сих пор название Airbus носила лишь дочка EADS, занимающаяся производством самолетов, напоминает агентство AFP. Как отметил Эндерс, переименование подчеркнет главную миссию концерна, которую можно сформулировать так: “Мы заставляем аппараты летать”. Слияние подразделений:
Параллельно Том Эндерс распорядился и о крупной реструктуризации компании: крупнейший в мире производитель космических аппаратов EADS Astrium будет объединен с Cassidian и Airbus Military (оборонным подразделением, производящим военно-транспортные самолеты), в новое предприятие Airbus Defense & Space, штаб-квартира которого будет находиться в Мюнхене.
Эндерс назвал это решение реакцией на изменившуюся ситуацию на рынке, который ныне страдает от стагнации и сокращения оборонных бюджетов в западных странах. В этом плане концерн становится все более похожим на своего американского конкурента Boeing, который также объединил оборонное и космическое подразделения в одно предприятие, отмечает агентство dpa.

 

А340-500

 

Модельный ряд гражданских самолетов Airbus начался с двухдвигательного самолёта A300. Укороченный вариант A300 известен как A310. Основываясь на нехватке успеха модели A300, Airbus начал разработку проекта A320 с инновационной системой управления fly-by-wire. A320 был большим коммерческим успехом для компании. A318 и A319 являются укороченными вариантами А320, которые с некоторыми изменениями предлагаются Airbus´ом для рынка корпоративных реактивных самолётов (AirbusCorporateJet). Удлинённая версия А320 известна как A321 и конкурирует с более поздними моделями Boeing 737.

 

Вдохновлённое успехом семейства А320, руководство компании Airbus решилось на разработку семейства ещё больших авиалайнеров. Так появились двухдвигательный A330 и четырёхдвигательный A340. Одной из ключевых особенностей новых самолётов является новая конструкция крыла, оно имеет большую относительную толщину, которая увеличивает его конструктивную эффективность и внутренние объёмы для топлива. Аэробус A340-500 имеет дальность полёта 16,700 километров, это второй результат по дальности полёта коммерческих реактивных самолётов после Boeing 777-200LR (дальность 17,446 км).

Новейшая разработка компании A350XWB

призвана конкурировать с новой моделью Boeing´а — 787. Компания особенно гордится собственной технологией fly-by-wire, унифицированными кабиной и бортовыми системами, использующихся во всех семействах самолётов собственной разработки; они делают намного легче обучение экипажа и переквалификацию на новые модели…

Boeing(Авиационная промышленность США)

 

The Boeing Company – один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники. Штаб-квартира находится в Чикаго (штат Иллинойс, США).Основные производственные мощности компании размещены в городах: Эверетт (штат Вашингтон), Калифорнии, Сент-Луис (штат Миссури). Компания выпускает широкий спектр гражданской и военной авиационной техники, являясь наряду с Airbus крупнейшим производителем самолётов в мире. Помимо этого, Boeing выпускает широкий спектр авиационно-космической техники военного назначения (в том числе вертолёты), ведёт широкомасштабные космические программы (например, космический корабль CST-100).

Полное наименование: Американская авиакосмическая корпорация “БОИНГ”  Краткое наименование: “БОИНГ”

Коммерческие аэропланы:

737 747 767 777 787 Dreamliner Out-of-Production Models: 707, 717, 727, 757, DC-8, DC-9, DC-10, MD-11, MD-80, MD-90 Boeing Business Jets: BBJ, 747VIP, 777VIP, 787VIP

Боинг 787-10

Boeing 787 Dreamliner («Дримлайнер» – лайнер мечты) является реактивным пассажирским самолётом, созданным одноимённой компанией.
Коммерческая эксплуатация лайнера началась в 2011 году.
Модификации Boeing 787-800, 900, 1000. На сегодняшний день лайнер Boeing 787 имеет 3 действующие модификации. Boeing 787-8 – является базовой модификацией самолёта. Изначально данная модель позиционировалась как замена устаревшему Boeing 767, а также как более экономичный конкурент самолётам компании Airbus. Способен перевозить от 210 (при двухклассовой компоновке) до 250 пассажиров (при одноклассовой компоновке пассажирского салона). Коммерческая эксплуатация началась в 2011 году. Boeing 787-9 – модификация Боинга, обладающая большей пассажировместимостью (от 250 до 290 человек, в зависимости от компоновки салона) и увеличенной грузовместимостью. Данные характеристики были достигнуты за счёт увеличения длины фюзеляжа самолёта на 6 с половиной метров.
Также была увеличена (на 500 километров) дальность полёта. Коммерческая эксплуатация лайнера началась в 2014 году. Boeing 787-10 – модификация лайнера с ещё большей пассажировместимостью (330 человек при двухклассовой компоновке пассажирского салона), удлинённая ещё на 5 метров (по сравнению с Boeing 787-9). Предполагается, что данная модель будет заменой лайнеру Boeing 777. Первые поставки самолёта ожидаются в 2018-2019 годах…

 

Boeing 787 Dreamliner является новейшим самолётом, разработанным компанией Boeing. Ряд удачных модификаций данного пассажирского лайнера указывает на то, что он обладает большим конструкторским потенциалом, а растущее количество заказов на самолёт позволяет сделать вывод, что эту машину ждёт перспективное будущее на мировом рынке авиаперевозок…

По теме:

Вертолетостроительная компания Robinson Helicopter Company

Штаб-квартира: г. Торренс, США. Robinson Helicopter – крупнейший мировой производитель гражданских вертолётов. Основана бывшим сотрудником Bell Helicopter и Hughes Helicopter Company. По состоянию на январь 2017 года было выпущено 12000 вертолётов. Отличительная особенность производимых вертолётов – двухлопастная схема несущего винта, расположенного на высокой подставке над кабиной.

 

R-44

На сегодняшний день серийно производятся три модели: двухместный Robinson R22, четырёхместный Robinson R44, пятиместный Robinson R66 с двигателем Rolls-Royce RR300. Помимо вертолётов, компания производит стандартизованные вертолётные площадки “Robinson Helipad” для установки на крышах зданий…

 

R-66

Корпорация Aurora Flight Sciences

Штаб-квартира: г. Манассас, США. Aurora Flight Sciences занимается разработкой и производством современных беспилотных систем и аэрокосмических аппаратов. Лаборатории компании есть в большинстве самых крупных университетов Европы и США, филиалы и предприятия компании во многих странах мира.

Самолёто – и вертолётостроительное предприятие Sikorsky Aircraft

S-70i

Штаб-квартира: Стратфорд, США. В 2015 году приобретена компанией Lockheed Martin (США)Lockheed Martin Corporation (Американская компания, специализирующая в области авиастроения, авиакосмической техники, судостроения). Sikorsky Aircraft разрабатывает и производит летательные аппараты. Основана учёным-авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским в 1929 году…

Корпорация Локхид Мартин

Краткое наименование: Локхид Мартин Адрес: 7 St. Paul Street, Suite 1660, Балтимор, MD 21202, США

 

HC-130J

Продукция:

Самолеты: A-10 Thunderbolt II HC-130J LM-100J Усовершенствованный составной грузовой самолет (ACCA)…

 

LM-100J

Программы Развития:

С-130 Геркулес Галактика С-5 F-16 Fighting Falcon F-2 F-22 Raptor F-35 Lightning II K-MAX

Авиационная компания Air Tractor Inc

Штаб-квартира: США Характерной особенностью всех авиационных машин Air Tractor является высоко поднятая кабина, чем обеспечивается хороший обзор и нахождение пилота в потоке чистого воздуха, что немаловажно при работе с ядохимикатами.Так же большое внимание было уделено тяговооруженности, манёвренным характеристикам и защитному покрытию конструкции фюзеляжа. Самолёты компании Air Tractor, оснащённые турбовинтовыми двигателями, очень похожи между собой и отличаются только геометрическими размерами…

 

CN-435 самолёт поддержки для Иордании

Производитель вертолётов и винтокрылов Bell Helicopter

 

Bell525

Bell Helicopter входит в конгломерат Textron. Штаб-квартира: г. Форт-Уэрте, США. Компания обслуживает операторов, эксплуатирующих вертолёты Bell, в 120 странах мира. Военное производство размещается в США Гражданское производство размещается в Канаде. Bell Helicopter тесно сотрудничает с AgustaWestland. Совместные разработки Bell 47 и Bell 206., а также Bell212-Bell222-Bell427-Bell429-Bell525...

 

Bell429

Вертолетная компания MD Helicopters Inc.

MD Helicopters – один из лидеров вертолетостроения, обеспечивающая разработку, производство вертолетов любого класса, полную сервисную и консультационную поддержка техники, в любом месте где бы она не находилась. McDonnell Douglas была основана в 1967 году в результате слияния авиастроительных компаний McDonnell Company и Douglas Aircraft Company. После слияния двух компаний в 1967 году образовался военно-промышленный гигант, который снабжал боевыми самолётами и вертолетами армии всего мира.

McDonnell Douglas разработал и стал выпускать знаменитый F-15 – истребитель, ставший основным боевым самолётом ВВС США.В 1970 компания представила авиалайнер ДС-10. McDonnell Douglas была также основным разработчиком американской космической станции Skylab, которая была запущена на орбиту в 1973. В 1984 компания купила Hughes Helicopters, производившую известные боевые вертолёты Apache, а также имеющую огромный опыт в производстве вертолетной техники гражданского применения.

В конце 1996 года компания объявили о своем слиянии с Boeing. Данная сделка стала крупнейшей в истории авиастроительной индустрии. В этом же году Boeing попытался продать направление гражданской вертолетной техники компании Bell Helicopters, но в 1998 году правительство США не одобрило сделку. В 1999 году компания Boeing продала направление вертолетной техники гражданского применения MD Helicopters Holdings Inc, голландскому холдингу RDM Holding.

В 2005 году компания была продана холдингу Patriarch Partners LLC. На сегодняшний день MD Helicopters, Inc. является полностью независимым подразделением…

Beech Aircraft Corporation (Beechcraft, Бичкрафт, Бич Эйркрафт)

Beechcraft – американский производитель гражданских и военных самолётов, ныне подразделение компании Hawker Beechcraft. Самолёты марки Бичкрафт имеют репутацию очень надёжных самолётов, но вместе с ней являются одними из самых дорогих в своих классах…

Fairchild-Dornier(США)

 

328JET

Fairchild-Dornier — авиастроительная компания в США, которая выпускает 3 модели самолетов: Региональные самолёты Дорнье Do-228 и модификации Do 328-110 с увеличенным взлетным весом и Do 328-120 с более мощными двигателями, также Фэрчайлд Аэроспейс 328JET…

ЛТХ (Do328) :

Do328

Экипаж: 2  Крейсерская скорость (км/ч): 620 
Эксплуатационный потолок (м): 9500 
Дальность (км): 1350 Двигатели 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW119B
Количество мест: 30-33 Максимальная взлетная (кг): 13640…

787-8, 787-9 and 787-10 Artwork

Embraer(Авиационная промышленность Бразилии)

 

Embraer Jet – семейство двухмоторных узкофюзеляжных пассажирских самолётов средней дальности производства бразильской компании Embraer. Включает в себя 4 модификации: E-170, E-175, E-190 и E-195. E-Jet впервые был представлен на авиасалоне в Ле Бурже в 1999 году. Серийное производство началось с 2002 года. 

Эмбраер-170 (Embraer ERJ 170)

Год первого полета самолета — 2002г

Embraer 170 (Эмбраер-170) является самым маленьким представителем  семейства самолетов Embraer, разработанного одноименной бразильской авиастроительной компанией в начале 2000-х годов.
  Самолет предназначен для эксплуатации на малозагруженных авиалиниях малой и средней протяженности. Кроме базовой версии существует также вариант Embraer 170LR с увеличенной дальностью полета.

Embraer 170 эксплуатируется в авиакомпаниях с 2004 г. Производство самолета продолжается. Параллельно с моделью 170 выпускается также удлиненная версия – самолет Embraer 175…

Подробнее: Embraer 170

Эмбраер-175 (Embraer ERJ 175)

Год первого полета самолета — 2003г 

Embraer 175 (Эмбраер-175) разработан одноименной бразильской авиастроительной компанией одновременно с самолетом Embraer 170 и отличается от него только удлиненным фюзеляжем, способным вместить большее количество пассажиров. Кроме базовой версии существует также вариант Embraer 175LRс увеличенной дальностью полета.

Эксплуатация самолета на воздушных линиях началась в 2005 г. В настоящее время производство продолжается…

Подробнее: Embraer 175

Эмбраер-190 (Embraer ERJ 190)

Самолеты Embraer ERJ 190 семейства Embraer E-Jet впервые поднялись в небо в 2004 году

Embraer 190 (Эмбраер-190)  относится к новейшему семейству самолетов Embraer, разработанному одноименной бразильской авиастроительной компанией в начале 2000-х годов. Самолет обладает исключительными характеристиками, позволяющими осуществлять перевозку почти 100 пассажиров на недоступное для прежних самолетов расстояние в 3000-4000 км.

Производство и эксплуатация Embraer 190 начались в 2006 г. Кроме базовой версии производится также вариант Embraer 190LR с увеличенной дальностью полета. Удлиненной версией самолета является Embraer 195…

Подробнее: Embraer 190

Эмбраер-195 (Embraer ERJ-195)

Год первого полета самолета — 2004г

Embraer 195 (Эмбраер-195) – новейший и самый крупный представитель семейства самолетов Embraer E-Jet (серия). Самолет эксплуатируется в авиакомпаниях с 2006 г. Кроме базовой версии производится также вариант Embraer 195LR с увеличенной дальностью полета.

В различных вариантах компоновки салона Embraer 195 способен с низкими затратами перевозить от 106 до 118 пассажиров, что позволяет успешно эксплуатировать самолет на магистральных авиалиниях малой и средней протяженности…

Подробнее: Embraer 195

Bombardier(Авиационная промышленность Канады)

 

Bombardier Inc. (Бомбардьé), канадская машиностроительная компания. Штаб-квартира находится в Монреале, провинция Квебек. Компания была основана в городе Валкурте (Квебек) в 1942 году под названием L´Auto-NeigeBombardierLimitée Жозеф-Арманом Бомбардье. Авиастроением компания занялась с середины 1980-х годов. В 2003 году компания продала своё подразделение Bombardier Recreational Products, занимавшееся производством снегоходов, вездеходов, гидроциклов, моторных лодок, сконцентрировавшись на железнодорожном и авиационном машиностроении.

Компания относится к крупнейшим мировым производителям бизнес-самолётов, самолётов регионального предназначения, а также железнодорожной техники и трамваев. Основные подразделения компании — крупнейший в мире производитель железнодорожной техники Bombardier Transportation и Bombardier Aerospace — третий в мире производитель гражданских самолётов после Boeing и Airbus. В 2008 году в Bombardier работало 59,8 тыс. человек.

По теме подробней:  Bombardier CSeries стал Airbus A220

Dornier (Авиационная промышленность германии)

Завод Airbus, входит в аэрокосмический концерн EADS, в Бремене (Германия).

Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS меняет стратегию и имя. Новый бренд – Airbus – он позаимствовал у своей дочерней компании, выпускающей аэробусы. Концерн сделает ставку на гражданское авиастроение…

Подробней на тему: О компании “Airbus”