О компании Аэрбас (Airbus S.A.S.).Часть 1

Boeing и Airbus являются крупнейшими производителями гражданских самолётов в мире и глобальными конкурентами друг друга. И в последние годы, безусловно, флагманский авиалайнер от Airbus – A320 продается в больших объёмах, нежели продукция Boeing в аналогичном сегменте (а именно самый массовый самолет в мире из семейства Boeing 737).

Воздушный автобус – Airbus! Вы вероятно уже не раз слышали название этого бренда, но знаете ли вы, к примеру, что один авиалайнер Airbus строится поэтапно в трех европейских странах? Или же то, что компания Airbus получит за несуществующие еще в природе авиалайнеры примерно 390 миллиардов евро? А как вам такой вариант: если финансовый мир обрушится и не будет ни одного последующего заказа на самолеты компании, то заводам и цехам Airbus придется трудится еще около семи лет, чтобы отработать все оплаченные заказы? И наконец, если Airbus признан мировым сообществом самым популярным и надежным самолетом…

Как им это удалось подробнее:

Airbus S.A.S – это одна из крупнейших авиастроительных компаний, которая производит одноимённые пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты. Штаб-квартира компании находится в городе Тулуза, Франция. В 2001 году, согласно законодательству Франции, авиакомпания была объединена в акционерное общество или «S.A.S.» (от французского это переводится как упрощенное акционерное общество). Единственным акционером Airbus в данный момент является компания EADS. До октября 2006 года 20 % акций принадлежало британской BAE Systems, но потом этот пакет был выкуплен EADS за 2.75 миллиардов евро. Немаленькая сумма! Что же собой представляет этот EADS?

EADS – это Европейский аэрокосмический и оборонный концерн, основными акционерами которого являются: правительство Франции и французский концерн Lagardere – 27.53% акций, компания Daimler AG – 22.52%, испанский государственный холдинг SEPI – 5.46%, российский государственный Внешэкономбанк – 5.02%.

Штат сотрудников Airbus на данный момент составляет порядка 70 тысяч человек и сосредоточен в основном в четырёх европейских странах-лидерах: Франции, Германии, Великобритании и Испании. И наконец, у руля компании Airbus стоит главный управляющий Том Эндерс.

Краткая история Airbus (по сравнению с американским Boeing)

В середине 1960-х годов начались предварительные переговоры относительно организации европейского совместного производителя. Индивидуальные авиакомпании уже предусматривали такую возможность. Однако европейские изготовители самолетов знали о рисках такого развития и поэтому решили сотрудничать для того, чтобы разработать такой самолет, который был бы способен конкурировать с более совершенными американскими. Сказано – сделано! И уже в 1965 году на Парижском авиационном шоу главные европейские гиганты неофициально обсуждали свои требования для создания нового «аэробуса», способного к транспортировке 100 или более пассажиров на короткие и средние расстояния за низкую цену.

Airbus Industrie был формально основан как Groupement d’Interet Economique (Экономическая группа или GIE) 18 декабря 1970 года. Airbus Industrie был сформирован в соответствии с правительственной инициативой 1967 года между Францией, Германией и Великобританией. Название «Аэробус» было взято от несобственнического термина, используемого промышленностью авиастроителей в 1960-х годах, чтобы обратиться к строительству коммерческого самолета определенного размера и диапазона, поскольку этот термин был приемлемым для французов лингвистически. В результата этой сделки Aerospatiale и немецкий Аэробус получили по 36.5% акций, Hawker Siddeley – 20% и Fokker-VFW – 7%. Каждая компания имела свои полностью оборудованные заводы, готовые производить главных американских конкурентов в мировом небе. Затем в октябре 1971 года испанская компания CASA приобрела 4.2% акций Airbus Industrie. А в январе 1979 года British Aerospace, который поглотил Hawker Siddeley двумя годами раннее, приобрел 20% акций Airbus Industrie. Со временем акционеры, владеющие контрольным пакетом акций, уменьшали свои акции до 37.9 %, в то время как CASA удалось сохранить свои 4.2 %…

Подробнее: А220

1972 год стал особым в истории европейской компании, первый двухдвигательный A300 совершил свой первый полет и стал первой моделью, производимой новой компанией, он поступил в эксплуатацию в 1974 году. Первоначально успеха консорциум не имел, но к 1979 году в обслуживании был 81 самолет с логотипами компании Airbus Industrie. Мелкими, но уверенными шажками Airbus Industrie подошел к своему переломному историческому моменту!…

Вехой лайнер A300 был произведен на конечной сборочной линии Airbus в Тулузе, Франция.
Линия первоначальной окончательной сборки Airbus (FAL) была установлена в Тулузе, Франция, для A300 / A310 – двух первых широкофюзеляжных самолетов, которые сделали компанию поставщиком мирового класса коммерческих реактивных лайнеров. Помимо размещения штаб-квартиры компании, в южном французском городе находилась легкодоступная, квалифицированная аэрокосмическая рабочая сила. Гибкость производства, заложенная в конечную сборочную линию с самого начала, позволила Airbus развить успех версии A300, используя те же сборочные приспособления и инструменты для создания более короткого фюзеляжа A310 с большей дальностью полета. Он позволял назначать слоты на одной сборочной линии либо A300, либо A310, в зависимости от спроса на рынке…

Самое успешное семейство Airbus – A320

Airbus взялся за разработку проекта A320 с инновационной системой управления fly-by-wire (система управления самолётом, обеспечивающая передачу управляющих сигналов от пилота к исполнительным механизмам в виде электрических сигналов). Самолет A320 стал большим коммерческим успехом для компании. А320 – это семейство узкофюзеляжных самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости. Первая модель этого легендарного самолета была выпущена в 1988 году. По состоянию на 28 июля 2010 имелись предварительные заказы на 6518 самолётов семейства A320 и более 4500 уже проданных машин, из которых эксплуатируется более 4000 самолётов. Главным конкурентом семейства Airbus A320 как уже говорилось выше, является семейство Боинг 737 и пока на данный момент А320 является вторым по популярности реактивным пассажирским лайнером в мире после американцев. В подтверждение успешности A320, можно перечислить обширное семейство модифицированных самолетов на основе этой модели:

Подробнее: А320

  • A320это двухмоторный самолёт с центральным проходом в кабине, 4 пассажирскими входами и 4 запасными выходами. В аэробусе A320 могут максимально разместиться 180 пассажиров. В типичном 2-классном исполнении (2-2 кресла в бизнес-классе и 3-3 кресла в эконом-классе) в салоне размещаются 150 пассажиров. Естественно, что A320 является, как говорит уже само его имя – моделью-основоположницей удачной семьи А320.
  • А319 – это модификация А320 с укороченным фюзеляжем за счёт уменьшения количества пассажирских кресел на два ряда. А319 эксплуатируется в авиакомпаниях с 1999 г. и является вторым по популярности самолетом семейства Airbus A320.
  • Благодаря выпуску вариантов с разной дальностью полёта и вместимостью, эксплуатанты этого типа самолёта получают весомые преимущества под свои нужды.
  • А319CJ – это модификация частного самолёта с увеличенной дальностью полета.
  • На базе А319 разработаны модификации A319LR – пассажирский самолет с дополнительными топливными баками, увеличивающими дальность полета до 8300 км и ACJ (Airbus Corporate Jet) – салонный самолет бизнес-класса, перевозящий 39 пассажиров в VIP-компоновке на расстояние в 12000 км.
  • Лайнеры А321, которые были введены в эксплуатацию в начале 1994 года, обладают наибольшей размерностью среди всех самолётов семейства А320. Типовая компоновка А321 предусматривает размещение 185 пассажиров в двух классах или до 220 пассажиров в одном классе для чартерных и низкотарифных рейсов, при этом дальность полёта составляет 5600 км.
  • Airbus А318, рассчитан на перевозку 107 пассажиров в типовой двухклассной компоновке или до 132 пассажиров в компоновке одного класса, он был введён в эксплуатацию в июле 2003 года. А318 способен выполнять полёты на расстояние до 5750 км. И еще одним немаловажным достоинством этого самолета является возможность эксплуатироваться на более коротких ВПП (взлетно-посадочная полоса), чем другие самолёты аналогичной размерности. Помимо этого, в 2007 году А318 был сертифицирован на выполнение посадок с более крутой траекторией снижения. Благодаря этим качествам в сочетании с низким уровнем создаваемого шума, А318 становится удобным самолётом для эксплуатации с аэропортов, расположенных в центральной части больших городов. На А318 был внедрён ряд улучшенных бортовых систем, которыми сейчас оснащаются и другие модели семейства А320, что позволяет повысить надёжность самолётов в эксплуатации и сократить затраты на техобслуживание и закупку запасных частей.
  • Airbus A318 Elite – самый маленький и молодой из корпоративных самолётов Airbus; цена самолёта составляет около 50 млн. долларов США.

Вот, собственно говоря, и все обширное семейство А320. Точнее не все… есть, пожалуй, еще один козырь в рукаве европейцев, но о нем мы поговорим в конце нашей статьи. Опираясь на успех: сборка A320 выходит на мировой рынок…

Что мы делаем

Airbus – крупнейший производитель авиационной и космической техники в Европе и мировой лидер, занимающийся производством коммерческих самолетов с космическими и оборонными подразделениями, а также с подразделениями вертолетов .
Airbus опирается на свое сильное европейское наследие, чтобы стать по-настоящему международным – с примерно 180 местами и 12 000 прямых поставщиков по всему миру. У компании есть линии окончательной сборки самолетов и вертолетов в Азии, Европе и Америке, и с 2000 года она увеличилась более чем в шесть раз…

Проектирование будущего полета

Инновации всегда были движущей силой в Airbus, который продвигает передовые технологии и научные достижения, чтобы способствовать глобальному прогрессу. Благодаря своим предшественникам, компания Airbus стала пионером многих технологий, которые помогли покорить небеса и теперь стали частью повседневной жизни.
Airbus призывает своих ведущих в отрасли экспертов развить свои безграничные фантазии, перенеся компанию в эпоху « Индустрия 4.0» и изобретая новые возможности для будущего полета: от пилотируемых и беспилотных транспортных средств для городской мобильности до гибридных и электрических силовых установок для более чистой авиации…

Инвестиции акционеров и совместные предприятия

Airbus является акционером поставщика ракетных систем MBDA и основным партнером в консорциуме Eurofighter. Он также владеет 50% акций ATR, производителя турбовинтовых самолетов, и Airbus Safran Launchers, производителя пусковой установки Ariane 6…

Структура организации

Airbus управляется Советом директоров и Исполнительным комитетом. Корпоративное управление Airbus гарантирует, что Airbus управляется в соответствии с нашими регулирующими законами и уставами и развивается в соответствии с нашими амбициями роста, выполнением наших обязательств и достижением поставленных нами целей. Наше управление стремится быть прозрачным органом, отвечающим ожиданиям акционеров Компании во всем мире.
Доступна более подробная информация о нашей структуре управления, правилах и положениях, а также информация о собраниях акционеров…

Особенности организации

Содержание:

  • Коммерческий самолет
  • Вертолеты
  • Оборона и безопасность
  • Космос

Коммерческий самолет

Линейка продуктов для коммерческих самолетов Airbus включает в себя весьма успешные семейства самолетов, от 100 до более 600 посадочных мест: A220, специально созданный для рынка коммерческих авиаперевозок на 100-150 мест; семейство A320 с одним проходом, включая A320neo, самый продаваемый самолет в истории авиации; широкофюзеляжное семейство A330 с большим радиусом действия, членом которого является A330neo; совершенно новое семейство A350 XWB следующего поколения; и двухпалубный A380…PS…

Вертолеты

Гражданское портфолио Airbus включает в себя двухмоторные вертолёты H145 и H160, а также H175 среднего класса. Основные характеристики его военного полигона – многоцелевой вертолет NH90 для тактических транспортных и военно-морских применений, а также вертолет средней тяжести, боевой и огневой поддержки «Тигр»…PS…

Оборона и безопасность

Аэробус занимает прочные позиции на рынке транспортных, боевых и боевых самолетов и услуг, предлагая флагманскую продукцию, в том числе самолеты А400М, A330 MRTT и боевой самолет Eurofighter Typhoon. Как специалист по кибербезопасности, Airbus защищает правительства, компании и критически важные инфраструктуры от угроз…PS…

 

По теме: 

Как строят самолёты за рубежом? Часть вторая

Космос

Аэробус вносит крупный вклад в исследование космоса и полеты человека в космос, а также ведущий производитель спутников наблюдения Земли, навигации, науки и телекоммуникаций. Его ассортимент варьируется от ровера ExoMars и европейского сервисного модуля для космического корабля Orion до пусковой установки Ariane 5, за которой в 2020 году последует Ariane 6…PS…

Основные этапы строительства европейского лидера в авиастроении

Производство всех самолетов Airbus начинается с Нанта.
Авиастроительный комплекс Airbus в Нанте второй по размеру после Тулузы, но считается первым по значению. Посетителям цехов с гордостью сообщают, что все самолеты Airbus, от узкофюзеляжного А320 до двухпалубного А380 появляются на свет именно тут. Потому что самые первые детали при разработке новых моделей Airbus производят, как раз, завод Нанта. .

Эксклюзив с ответственным за программы Airbus Дидье Эвраром

  • Обращаясь к прессе руководитель программ Airbus Дидье Эврар (Didier Evrard) подчеркнул, что это день для авиастроителя «совершенно особенный». В частности, потому, что в последние годы в прессе появлялось немало публикаций, предрекавших конец программы пассажирского гиганта А380. Были даже попытки сравнить его с Конкордом, уникальным в техническом смысле сверхзвуковым самолетом, производство которого всё же пришлось остановить, в основном, из-за его дороговизны. Контракт с Emirates Airlines принёс фирме Airbus дополнительно 16 миллиардов долларов (13 миллиардов евро) и гарантировал A380 комфортабельную перспективу на ближайшие 8-10 лет. Но это только самолет из семьи европейских авиалайнеров, производство которых начинается именно в Нанте.
  • Основой комплекса в Нанте стал завод Луи Бреге
  • Авиастроительный комплекс Airbus в Нанте второй по размеру после Тулузы, но считается первым по значению. Посетителям цехов с гордостью сообщают, что все самолеты консорциума, от узкофюзеляжного А320 до двухпалубного А380 появляются на свет именно тут. Потому что самые первые детали при разработке новых моделей Airbus изготавливает, как раз, ателье Нанта.
  • Не случайно комплекс Airbus расположился рядом с Нантом. Его сотрудники любят напоминать, что зону для строительства авиазавода облюбовал, 80 лет назад, сам Луи Бреге, гениальный инженер, пилот и предприниматель. В середине 30-х годов прошлого века производство его самолетов в Париже и на берегу Атлантики в Сен-Назере не могло развиваться, там не хватало новых площадей. Тогда Бреге сделал ставку на предместье Нанта, в часе езды от Сен-Назера. Близость Нанта обеспечивала свободной рабочей силой, был там авиаклуб c посадочным полем и даже озеро для гидросамолетов, которых было множество на оснащении французской армии в период между Первой и Второй мировыми войнами…

Об историческом наследии с журналистами руководители Airbus говорили и в связи с решением правительства Франции отказаться от проблемного строительства нового аэропорта в районе Нотр-Дам-де-Ланд (Notre-Dame-des-Landes). Твердое решение Airbus оставить за собой прилегающего к комплексу историческую для авиации взлетно-посадочную полосу озвучил сам директор Airbus в Нанте Фабрис Ремези (Fabrice Rémésy). Решение интересно тем, что позволит авиастроителю отдать предпочтение поставкам компонующих преимущественно по воздуху. В то время, как сегодня широко используется наземный и речной транспорт. Взлетно-посадочная полоса существует в местечке Шато-Бугон (Château-Bougon) с начала века. В 1910 году там проводился крупнейший для того времени праздник авиации. Фабрис Ремези уточнил также, что территория близ Нанта в распоряжении консорциума позволяет ему и далее расширять своё производство…

Инновации во имя конкуренции

Сегодня комплекс европейского авиастроителя Airbus и занимает почти 90 га. Там трудится без малого 3 000 человек – объяснил представитель дирекции завода Airbus Тома Сороко (Thomas Soroko). – Его производственные площади за последние 5 лет удвоились. В общей сложности ангары и бюро составляют около 170 000 м2.

В Нанте сегодня начинается производство всей линейки самолетов Airbus – от среднемагистральных А320 до крупнейшего в мире пассажирского А380 и военного А400М. Потому что именно здесь изготавливают центральный сегмент фюзеляжа этих аппаратов. Тот, на котором крепятся крылья самолета и на который, поэтому, приходится при взлете и посадке главная нагрузка…

  • «Важно отметить, что в Нанте производство идет по трем главным направлениям – настаивает Тома Сороко. – Это производство композитных компонующих, металлических деталей и многослойный монтаж этих составляющих».

Сборка идет в цехах, огромных как кафедральные соборы и чистых как операционный блок…

  • ««Автоматизированные системы позволяют в кратчайшее время завинчивать по 3 тысячи гаек, фиксировать гигантские полусферы на несущих конструкциях, которые в конечном счете образуют центральный отсек фюзеляжа», – объясняет ответственный за контроль качества Дамьен Кавелиус (Damien Cavelius). – После контроля качества отсек узкофюзеляжного самолета отправляют в Гамбург, где продолжится сборка самолета до финальной сдачи».
  • Для повышения эффективности сборки в Нанте, как и на других предприятиях Airbus используют пошаговый конвейер. Образно говоря, здесь не сборщик идет к самолету, а самолет к сборщику.
  • ««Собираемый сегмент стоит на гигантской платформе, которая перемещается почти незаметно, на несколько сантиметров в минуту», – говорит Дамьен Кавелиус. – Весь цикл сборки рассчитан на 18 этапов, которые рабочим предстоит выполнить за 5 часов 47 минут»…

Если, по какой-то причине, сборщик по графику будет опаздывать, он непременно окажется на чужой территории, бок о бок с рабочим, ответственным за следующий этап…

  • «Это – один из примеров «дигитализации» производства, создания на основе Аirbus заводов будущего – уточняет ответственный за контроль качества. – Контроль происходит тоже с использованием новейших средств. При том, что большая часть производимых тут ёмкостей – баки для горючего самолетов разных моделей, после сборки важно проверить их герметичность. Для этого можно было бы использовать воду или то же горючее. Но это не практично. Поэтому проверка делается с использованием инертного газа гелия, обладающего двумя важными характеристиками. Атомы гелия имеют рекордно малый размер, а значит могут пройти в самые мелкие зазоры. А установленная в тестовом отсеке автоматизированная система может безошибочно выявить любую, даже самую незначительную утечку газа. Это позволяет найти и исправить мельчайшие дефекты сборки»…

Подробнее: А330

Главная из инновационных программ – внедрение углепластика. Более легкого и более прочного, чем металл. Ателье, где производят элементы из композитов тоже похожи на операционный блок. В огромных объемах цеха компонуют, формируют, вырезают и выпекают в специальных печах элементы для крыльев, реакторов или носа самолета…

«Разница между центральным сегментом нового самолета А350 и предыдущими моделями с металлическим корпусом в том, что он выполнен из композитов. Карбоновые составляющие позволяют уменьшить вес, сделать эту важную для самолета структуру прочнее и улучшить крепление этого элемента к различного рода панно и структурам самолета», – объясняет Виллем Бедуэ (Wilhem Bedouet) ответственный за один из сборочных этапов…

Подробнее: А350

Карбоновая ливрея новой версии A350 позволяет конкуренту Boeing 787 Dreamliner сократить на четверть расход топлива и на столько же выбросы парниковых газов. Авиастроитель уточняет в коммюнике, что его модели в 4 раза менее шумная, чем конкурент. Новая удлинённая версия дальнемагистрального авиалайнера будет поставлена в конце февраля авиакомпании Qatar Airways в 20-х числах февраля…

Опыт для снижения затрат на производство

Программы Airbus в Нанте в 2017 году получили дополнительную инвестиционную поддержку в размере 100 миллионов евро. Ожесточенная борьба с Boeing за рынки сбыта заставляет Airbus снижать стоимость производства, объяснил директор программ Дидье Эврар.

  • «Чтобы производить эффективнее и с наименьшими затратами, – поясняет Дидье Эврар, – надо быстро увеличивать объемы производства и поставлять на рынок продукцию в необходимом объёме. Раньше, когда мы только создавали А300, самолет сначала создавали в чертежах, потом производили детали, потом собирали, проверяли как работает и только потом предлагали авиакомпаниям. Сегодня такой подход больше не возможен. Сейчас, когда мы объявляем о создании нового самолета, нам нужно иметь список заказчиков и выполнять заказы. То есть, от классической схемы разработки – сертификации, процесса внедрения в производство, мы переходим к промышленному подходу, когда нужно как можно быстрее насытить рынок самолетами по наиболее выгодной для клиента цене. Для этого следует как можно шире автоматизировать процессы, сокращать время работы на каждом этапе сборки, стандартизировать и унифицировать элементы. Всё это мы уже поняли и уже умеем!»

Подробнее: А-380

Особенное место в экономии средств играет нумеризация процесса концепции и сборки.

  • «Благодаря цифровым технологиям нам сегодня больше не нужно собирать целый самолет, чтобы проверить, как он работает, – восторгается директор программ Дидье Эврар. – Улучшение характеристик самолета при помощи цифровых 3D-технологий позволяет перейти от чертежа и дизайнерского рисунка к понятной для сборщика наглядной презентации монтажа в трехмерном пространстве. Эту программу Airbus разработал при создании самолета А350. А уже на её основе был модернизирован грузовой самолет Beluga. От двухмерных чертежей мы перешли к трехмерным схемам. Такая методика позволила нам создать новую версию грузового самолета всего лишь за 3 года. Вы помните о проблемах, которые возникали при начале использования композитных элементов, о том, как не совпадала длина кабелей при монтаже кабин А380? При монтаже А350 таких проблем уже не было!»

Описанная ответственным за программы Airbus Дидье Эвраром организация производства европейского авиастроителя консорциуму перевыполнить план и поставить в 2017 году 718 самолетов для 44 авиакомпаний мира и заручиться, в том же году, заказами на производство 1109 новых самолетов, это реально…

Экскурсии по заводу основных коммерческих самолетов Airbus

Подробная информация о том, как Airbus управляет своими производственными и сборочными процессами в качестве ведущего в мире производителя самолетов, сопровождается экскурсиями по объектам компании в Тулузе, Франции и Германии, в Гамбурге и Бремене.
Эти посещения организуются сторонними коммерческими компаниями, которые имеют разрешение Airbus на проведение таких туров и отвечают за установление конкретных условий, таких как бронирование, время и доступ…PS…

 

По теме: 

Как строят самолёты за рубежом? Часть вторая