МС-21 — выдержит конкуренцию…

“Старые советские Тушки, Яки и Илы ушли в историю, а их место в парках авиакомпаний заняли как подержанные, так и новые «иномарки». В начале XXI века казалось, что об отечественных пассажирских самолётах можно забыть навсегда и смириться с тем, что России нет места на мировом рынке гражданской авиации”, – именно такими словами начинается статья о самолёте МС-21, вышедшая на сайте “Авиация России” в 2016 году и подготовленная к премьерному показу первого лётного образца лайнера на Иркутском авиазаводе.

Но времена меняются, и 2020 год можно назвать рубежным, потому что на его исходе состоялось событие, которого мы ждали по меньшей мере последние 10 лет – начало лётных испытаний МС-21 с отечественными двигателями.

30 октября 2015 года начались испытания новейшего российского авиационного двигателя ПД-14 на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ / Фото © Валентина Мизанова, RussianPlanes.net

В 2020 году ИАЗ выпустил пятый лётный образец МС-21 – это завершающий опытную партию самолёт, на котором установлены двигатели ПД-14. 15 декабря МС-21-310 регистрационный № 73055 поднялся в небо. Этот 85-минутный полёт стал промежуточным итогом многолетней напряжённой, тяжёлой и кропотливой работы огромной армии учёных, конструкторов, специалистов разных профилей, рабочих на предприятиях ОАК, ОДК, “Иркута” и входящего в состав корпорации инженерного центра имени А.С. Яковлева – разработчика лайнера, а также наземного персонала ЛИиДК ОКБ им. А.С. Яковлева в Жуковском и лётчиков-испытателей. Теперь на повестку дня выходит сертификация и строительство серийных машин.

К началу 2021 года всего построено семь опытных самолётов – два образца для статических и ресурсных испытаний в ЦАГИ и пять лётных прототипов, которые с мая 2017 года последовательно передавались авиазаводом на сертификационные испытания.

Пятый опытный самолёт МС-21-310 рег. 73055 / Силовая установка – ПД-14 

Назло бабушке отморожу уши

Проблемы с безопасностью самолёта Boeing 737 MAX очень больно ударили по престижу
американской авиастроительной корпорации. Уже более 2,5 лет лайнер не летает,
компания несёт большие финансовые и главное – репутационные убытки. В тоже время,
потенциальный и реальный конкурент, созданный в “разорванной в клочья” “бензоколонке”, планомерно проходит сертификационные испытания, а теперь ещё – и со своими двигателями.
В правящих кругах США это отзывается сильной болью, там считают, что Россия не должна даже помышлять заменить Боинги на свой отечественный самолёт.

Расчёт Вашингтона предполагает, что российским предприятиям станет гораздо сложнее сотрудничать с американскими поставщиками комплектующих, так как последним придётся получать лицензию от своих властей на торговлю с компаниями из «чёрного списка», а учитывая непредсказуемость властей США и их абсолютную недоговороспособность, уверенности, что такие лицензии будут выдаваться нет. И это даже несмотря на то, что под санкции, таким образом, попадают свои же компании. В России это называется “назло бабушке отморожу уши.

Январь 2019 года. Включён реверс двигателей на пробеге после очередного испытательного полёта

Убрать конкурента

То, с каким упорством вводятся ограничения на поставку материалов и комплектующих для российского самолёта, говорит только об одном – в США прекрасно отдают себе отчёт, что МС-21 – это реальный, а не выдуманный и нарисованный на бумаге конкурент последним итерациям B737 (А320 – тоже), а полёты российского лайнера – это не “мультики” картонного самолётика. И все те преимущества МС-21, о которых не раз говорилось в СМИ, они также реальны. Перечислим некоторые из них:

  • Повышенный комфорт за счёт большего диаметра фюзеляжа. У МС-21 он составляет 4,06 метра, что больше чем у А320 на 11 см и Boeing 737 на 36 см.
  • Увеличенная ширина прохода между рядами кресел (56-58 см в зависимости от типа кресел). Это позволяет разойтись пассажиру и бортпроводникам с тележкой, а также способствует более быстрому входу/выходу пассажиров и минимизации времени оборота самолёта в промежуточном аэропорту.
  • Применение композиционных материалов дало возможность уменьшить массу конструкции самолёта на 25-30%.
  • За счёт более совершенного крыла у МС-21 лучше аэродинамика, меньше расход топлива и выше скорость. Удлинение крыла МС-21 – 11,5 без винглетов. У A320neo – 10,45; B737-800 -900ER – 9,45. Оба типа оборудованы аэродинамическими законцовками.
  • Крейсерская скорость МС-21 – 870 км/час, что на 25-70 км/час выше, чем у самолётов аналогичного класса Boeing и Airbus.
  • Наличие отечественного ТРДД ПД-14 – это обнуляет зависимость проекта от американской компании Pratt&Whitney.

Эскизный проект МС-21 в середине 2000-х годов / Фото (с) ОКБ им. Яковлева

Для справки>> Установка винглетов даёт дополнительно до 7% экономии топлива. Авиаконструкторы всегда стремились увеличить типовое удлинение крыла – отношение длины к средней хорде. Типовое удлинение крыла у самолётов прошлых поколений составляло 8–9, у современных — 10–10,5, а на МС-21 – 11,5. Чтобы изготовить крыло из алюминия с большим удлинением, для сохранения его жёсткости потребовалось бы существенно увеличить толщину крыла, т.к. алюминий — металл мягкий, а увеличение толщины крыла – это увеличение лобового сопротивления.

Углепластик — гораздо более жёсткий материал, поэтому, даже без использования винглетов, композитное крыло МС-21 большого удлинения, образованное тонкими суперкритическими профилями (практически плоская верхняя и выпуклая нижняя поверхности), позволяет на крейсерских скоростях полёта получить аэродинамическое качество на 5-6% лучше, чем у новейших зарубежных аналогов.

Современные технологии и материалы

Рыночная доля авиалайнеров размерности МС-21 — от 150 до 210 пассажиров, составляет более 50% от всего мирового парка пассажирских воздушных судов. Конкуренция в этом сегменте рынка особенно острая. Конкурентоспособность самолётов семейства МС-21 на внутреннем и международном рынках пассажирских авиалайнеров нового поколения обеспечивается инновационными решениями.

Для справки>> В производстве самолёта используются все последние мировые наработки в области авиа- и двигателестроения, современные технологии сборки и изготовления элементов конструкции. В планере МС-21 сбалансировано сочетаются усовершенствованные алюминиевые сплавы и композиционные материалы, доля углепластиков в МС-21 составляет более 30%, – это позволяет уменьшить взлётную массу, сохраняя при этом высокую надёжность и относительно низкую стоимость лайнера.

Силовые элементы крыла, киля, хвостового оперения и панели центроплана МС-21, изготовленные на ульяновском заводе «АэроКомпозит» из углепластиков, относятся к структурным элементам первого уровня. Важнейшим фактором при изготовлении композиционных материалов является стоимость, и главное преимущество МС-21 заключается в использовании недорогой инновационной технологии.

Санкции, конечно, влияют на ход программы МС-21, но они не могут остановить начало серийного производства лайнера и его поставки в авиакомпании – только затормозить.

МС-21 рег. 73054 на авиасалоне МАКС-2019

«Реализация наших авиационных программ продолжается. В частности, идёт плановая работа по развитию гражданских продуктов с использованием отечественных систем нового поколения. Продолжается работа над созданием Superjet New. Совершил первый полёт самолёт МС-21 с отечественными двигателями ПД-14. Поднялся в воздух Ил-114-300, состоящий полностью из отечественных комплектующих. В военной части мы давно не используем иностранные комплектующие», — заявили 21 декабря в пресс-службе ОАК, комментируя ограничения Минторга США.

Отвечать на действия Вашингтона, запрещая российским компаниям сотрудничество с Соединёнными Штатами – контрпродуктивно, это не отвечает нашим интересам. Убрать конкурента из российского неба можно другими методами – субсидированием авиакомпаний с отечественной техникой в составе флота. И такие меры уже принимаются.

Как пишет РБК, в 2020 году авиакомпаниям, которые не имеют в своём парке SSJ100 было выделено 9,5 млрд руб., в 2021 году такие перевозчики получат вдвое меньше — 4,4 млрд. Эксплуатантам этого самолёта субсидии увеличат с 5,7 млрд до 9,5 млрд (68% от общей суммы субсидий). Пресс-служба Росавиации ранее сообщала, что около 70% от общей суммы субсидий из федерального бюджета «будут использованы на маршрутах, заявленных к выполнению на воздушном судне Superjet 100».

Субсидии авиакомпаниям в 2021 году

В заключение

С началом поступления МС-21, Ил-114-300, SSJ-New в парки российских перевозчиков, выдавливание самолётов иностранного производства продолжится. А пока за них “отдувается” Суперджет 100. 

One thought on “МС-21 — выдержит конкуренцию…

  1. Мнение: Мне как ветерану авиации хотелось бы, чтобы наши отечественные самолёты не только выдержали конкуренцию, но заняли достойное место в авиапарке России и за рубежом!!!!

Comments are closed.