Многоцелевой самолёт Ил-100 с ТВД НК-123 на замену Ан-2?

Представляю на ваше рассмотрение Проект  разработанный в начале 2000 годов в ОКБ С.В. Ильюшина , “Лёгкого многоцелевого двухмоторного самолёта Ил-100  с  отечественным ТВД НК-123, далее проект не продвинулся из-за отсутствия поддержки со стороны государства, хотя и был востребован регионами, а в настоящее время  смог бы  достойно  занять место  Ан – 2  эксплуатирующегося более 70 лет на местных авиалиниях…



Наличие проектов на многофункциональный самолёт Ил-100 с  двумя экономичными двигателями НК-123-ВР отечественного производства ,” простой технологии и простой, безопасной и неприхотливой  эксплуатации”, а также  с возможным применением современных материалов и авионики позволит в кратчайшие сроки с меньшими экономическими затратами создать востребованный и конкурентный самолёт для региональных авиалиний. О них и пойдёт далее речь:…

По теме:

Статус программ “Малой” авиации местных авиалиний

Есть ли будущее у Ильюшина Ил-103М?

Ил-100 / самолёт для региональных авиалиний

Разработанный легкий многоцелевой самолет Ил-100 с двумя турбовинтовыми двигателями на крыле мощностью по 550 л.с. с трехлопастными винтами диаметром 2,5 м. Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина предлагает на Ил-100 устанавливать широко распространенные во всем мире ТВД фирмы «Пратт-Уитни Канада» РТ6А (2×550 л.с), а в дальнейшем ТВД ОКБ им. Н.Д. Кузнецова НК-123. Ил-100 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом и убирающимся трехопорным шасси. Убирающееся шасси обеспечивает возможность эксплуатации с бетонных, грунтовых или заснеженных ВПП.

Самолет предполагалось снабдить комплексом пилотажно-навигационного оборудования, аналогичного используемому на Ил-103 и обеспечивающему полеты днем и ночью, в простых и сложных погодных условиях. В состав оборудования входят автопилот и спутниковая навигационная система.

Хотя экипаж самолета Ил-100 состоит из двух человек, непродолжительные полеты могут выполняться и одним пилотом.

Основные компоновки Ил-100: пассажирская на двенадцать мест и грузовая (габариты кабины 5,18×1,5×1,8 м; сдвижная дверь в левом борту 1,25×1,55 м). Возможен вариант Ил-100В – амфибии с применением поплавков с убирающимися колесами.

Модификация:

  • Ил-ЮОМ – с удлиненным фюзеляжем на 16-18 пассажиров;
  • Ил-ЮОСХ – сельскохозяйственный вариант, в том числе для авиахим-работ.

Ил-100 будет отличаться высокой топливной эффективностью, иметь низкие эксплуатационные расходы, применяться в различных географических условиях с малообору-дованных небольших аэродромов.

Основные данные самолёта Ил-100

Официальные сведения  разработчика ОКБ им. Ильюшина

Модификации:
Планируется разработка большей модели – Ил-100А на 18-20 пассажиров, а также модификаций на лыжах, поплавках, с задним грузовым трапом и для военного патрулирования.

Число мест:
В основной пассажирской модификации – 12 пассажиров.

Двигатели:
На самолете планируется установка двух турбовинтовых двигателей.

Массы и нагрузки:

  • Грузоподъемность – до 1500 кг.

Лётные данные:

  • Дальность полета – около 1000 км,
  • Скорость – около 370 км/ч на высоте до 4000 м.

Ил-100 задуман для небольших аэродромов. Ему нужно менее 400 м для разбега при взлете и 260 м при посадке.

Состояние программы:

Конструкторское бюро Ильюшина завершает разработку нового турбовинтового самолета для региональных авиалиний – Ил-100, который будет строиться на МАПО. О новом двухмоторном 12-местном самолете было объявлено в феврале 2000 года на конференции полярных авиалиний в Архангельске.

Во время конференции эксплуатантов 11-местного биплана Ан-2, на смену которому должен прийти Ил-100, попросили высказать свое мнение об этом проекте. Хотя к нему проявляется большой интерес, воплощение проекта в жизнь начнется только, когда авиакомпании возьмут на себя твердые обязательства его покупать.

КБ Ильюшина собирается поднять первый Ил-100 в воздух через два года после получения таких обязательств. Производство будет развернуто на заводе МАПО в Луховицах.

Дополнительные сведения:

Ил-100рассчитан на интенсивное использование по восемь часов в день или 2500 часов в год. Ресурс планера составляет 60000 ч.

По словам ильюшинских конструкторов, это – самолет “простой технологии и легкого обслуживания“. Обслуживать машину можно будет на открытом воздухе, что важно, поскольку на небольших аэродромах в России мало ангаров. Кроме того, большую часть обслуживания сможет проводить экипаж самолета, что позволит расширить эксплуатационные возможности самолета.

По словам начальника ОКБ АК им. Ильюшина Николая Таликова, потенциальным эксплуатантам самолета Ил-100 разосланы предложения с целью определения потребностей авиакомпаний в самолете подобного класса. По предварительным данным, на самолет имеется спрос, достаточный для принятия решения о разработке самолета.

По словам Николая Таликова, планируется найти достаточно крупного потенциального эксплуатанта с тем, чтобы он профинансировал часть НИОКР по самолету с зачетом этих средств в дальнейшем, при покупке самолетов. Цена Ил-100 составит примерно 1 млн долл.

По имеющейся оценке, на внедрение Ил-100 в серийное производство необходимы инвестиции в размере примерно $20-30 млн, включая расходы на начало серийного производства, сертификацию и т.п. По сравнению с Ан-2 новый самолет должен иметь на 40 процентов меньшие эксплуатационные расходы. По расчетам, в течение ближайших лет может быть продано не менее 200 машин, а в течение десятилетнего периода – до 1200 самолетов.

Сведения о двигателе НК-123

На Самарском научно-техническом комплексе имени Кузнецова завершена разработка авиационного двигателя НК-123-ВР, предназначенного для установки на легкие самолеты типа Ил-100. После небольшой доработки новый двигатель может также применяться в качестве силовой установки легких вертолетов(типа Ансат и Ка-226). Об этом сообщил главный конструктор комплекса Владимир Веков. По его словам, в создании двигателя НК-123-ВР также принимало участие Конструкторское бюро химавтоматики (Воронеж).

Новый двигатель оснащен современной системой диагностики и контроля работы, что позволит эксплуатировать его по техническому состоянию. По уровню шумов и вредным выбросам в атмосферу НК-123-ВР соответствует требованиям ИКАО.

Основные данные двигателя 

Мощность двигателя на крейсерском (экономичном) режиме полета будет составлять 460 л.с.,

  • на взлетном – 550 л.с.,
  • на чрезвычайном – 600 л.с.

Вес двигателя – 120 кг.

НК-123-ВР имеет электронно-цифровую систему автоматического управления, резервированную упрощенной гидромеханической системой. Первый летный экземпляр нового двигателя планируется построить на СНТК имени Кузнецова в 2002 году. Серийно двигатель будет выпускаться в Воронеже, начиная с 2004 года.

Пояснение к Рис.1:

На Рис. 1 показан продольный разрез проекта малоразмерного ГТД НК123ВР-В (при взлёте величина N=500 л.с., Се=0,297 кг./л.с.час), который может быть использован на вертолётах типа Ансат или Ка-226. Он имеет осецентробежный компрессор, в котором размер канала в сечении на выходе из центробежного колеса имеет предельно малую величину 4,6 мм, снижающую его газодинамическую эффективность. Параметры двигателя, на крейсерском режиме полёта, при H = 6 км: мощность Nкр= 249 л.с.; πк * =8,6; (Тг. ▪ )3 ≈1150 К. Сухая масса двигателя равна 120 кг, величина удельного расхода топлива на крейсерском режиме полёта не высокая, Се = 0,257 кг/л.с.·час. Эта величина в значительной степени определяется низкой температурой газа перед турбиной газогенератора. Поэтому массовые характеристики этого ТВлД не оптимальны.

Для справки:

Удельный расход топлива Се. в ГТД характеризуется величиной расхода топлива в час, отнесённой к мощности силовой установки. Именно эта величина определяет топливную экономичность двигателя.

Новый двигатель оснащен современной системой диагностики и контроля работы, что позволит эксплуатировать его по техническому состоянию. По уровню шумов и вредным выбросам в атмосферу НК-123-ВР соответствует требованиям ИКАО.
Мощность двигателя на крейсерском (экономичном) режиме полета будет составлять 460 л.с., на взлетном – 550 л.с., на чрезвычайном – 600 л.с. Вес двигателя – 120 кг.
НК-123-ВР имеет электронно-цифровую систему автоматического управления, резервированную упрощенной гидромеханической системой. Первый летный экземпляр нового двигателя планировался построить на СНТК имени Кузнецова в 2002 году. Серийно двигатель должен был выпускаться в Воронеже, начиная с 2004 года.

Пояснение к Рис.2:

На Рис. 2, показана конструктивная схема модификации ТВлД НК-123- ВР-В, у которого исключена одна ступень осевого компрессора, поэтому степень сжатия компрессора уменьшилась до величины πК*≈ 4,6. Очевидно, что в данном случае мощность двигателя также уменьшилась, пропорционально уменьшению площади на входе в его компрессор по сравнению с ТВлД НК-123ВР-В, поэтому эти варианты проектирования можно сравнивать только по величине удельного расхода топлива. В выхлопной системе этого ГТД установлен пластинчатый рекуператор, имеющий расчётную величину σр=0,6…0,7. Расчёты показывают, что применение рекуператора полностью компенсирует снижение степени сжатия в компрессоре этого двигателя, полученная величина Сe. = 0,22 кг./л.с.час.

Для справки:

Создание, производство и реализация авиационного газотурбинного двигателя НК-123-ВР  мощностью 500 л.с.

Краткая характеристика предприятия изготовителя ОАО “СНТК им.Н.Д.Кузнецова” на начало 2000-х годов:

Имеющиеся на предприятии производственные здания и сооружения соответствуют
требованиям проектов. Имеющееся оборудование пригодно и обеспечивает производство
опытных и установочных образцов двигателей. Мощности серийных заводов позволяют
выпускать более 100 двигателей ежегодно при выходе на проектную мощность в 2004 году.

В настоящее время предприятие занимается перспективными типами двигателей для авиации: НК-93, НК-88(НК-89), НК-123, ТРДД-2005Д.
Авиационная техника- разработка и изготовление опытных образцов авиационных двигателей:
– НК-123-ВР (для Ил-100).

Краткое описание проекта, цель проекта:

Создание двигателя, по экономичности не уступающего созданным в России и за рубежом двигателям в классе мощности 400-600 л.с.
Технолого-конструкторская документация проекта находится в стадии разработки. Имеется бизнес-план.

Малоразмерный двигатель НК-123-ВР мощностью 500л.с. может быть применен как на самолетах, так и на вертолетах. В качестве самолета можно назвать самолет Ил-100, планируемый для замены имеющего большой парк многоцелевого самолета Ан-2. Этот самолет будет иметь лучшие летно-технические характеристики по сравнению с Ан-2. Двигатель НК-123-ВР также может быть использован на самолетах Як-58 и Ту-34.

Перспективной сферой применения двигателя могут быть новые отечественные вертолеты, находящиеся на разных стадиях разработки и ориентированные, главным образом, на применение зарубежных двигателей этого класса мощностей. К ним относятся Ми-34А, Ка-226, Ка-225.

Двигатель НК-123-ВР может быть применен в качестве двигателя для наземных транспортных средств, а также для наземных энергетических установок различного назначения.
Краткое описание планируемой к выпуску продукции:
Отличительными особенностями двигателя, оправдывающими затраты на его разработку и обеспечивающие его многоцелевое применение, являются:
o малоступенчатый одновальный газогенератор;
o одноступенчатая силовая турбина для получения полезной мощности;
o кольцевая камера сгорания;
o электронная система регулирования с полной ответственностью;
o модульность конструкции;
o простота, надежность и технологичность конструкции;
o умеренная стоимость изготовления.
Экономические показатели проекта:
o Общая стоимость проекта -125 млн.руб.
o Собственные средства предприятия -37,5 млн.руб.
o Внутренняя норма рентабельности -23 %
o Чистая приведенная стоимость проекта -106,3 млн.руб… Далее подробнее:

По теме: 

В заключение 

Анализируя истечения обстоятельств разработанных ранее проектов и не востребованных в жизни, невольно приходишь к выводу:

  1. Аналогичная судьба не реализованных, я бы сказал “гениальных ”  проектов прошлого, превратила нашу страну из передовой авиационной державы в странудогоняющуюна протяжении десятилетий в секторе Гражданской авиации с попытками изобрести, что-то новое и бесконечного реформирования авиастроения по западному образцу, словом, идет банальный распил и освоение бюджетных денег.
  2. Следует особо сказать, что все разговоры о реорганизации авиастроительной отрасли привязаны только к экономическим критериям. О качестве говорится лишь в таком контексте, что при финансовом оздоровлении отрасли качество продукции неизбежно возрастет.
  3. Занижена значимости нашей великой конструкторской школы, как это закладывалось гениальными *Генеральными конструкторами прошлого (*действующих остались единицы и те “уходят” понемногу), а именно  конструктор может быть великолепным инженером, но двигатель, построенный по академической книге, никогда нормально работать не будет. Человек должен чувствовать нутро механизма или прибора, который он создает. Когда убирают конструкторов – уничтожают научную школу. А.Н. Туполев и Н.Д. Кузнецов успешно работали долгие годы, потому что были генераторами идей и видели намного дальше, чем обычный инженер(ИТ-конструктор), человек пусть даже и продвинутый, но не понимающий многих проблем.
  4. Штамповать только по шаблону не принесёт успеха в качестве и безопасности…   

Для справки:

Недавно стало известно, что одна чешская фирма заключила соглашение с Ульяновским авиазаводом о производстве малого самолета. Проект чешский. Но специалисты, видевшие документацию, утверждают, что новинка уж больно смахивает на ильюшинский Ил-100, разработка которого стараниями российских чиновников в 2000 г. ограничилась… эскизным проектом. Замечу, затем чиновники не выполнили постановление Правительства РФ № 217 от 15 апреля 2005 г. о запуске на Казанском авиационном производственном объединении в серийное производство лайнера Ту-334, созданного для замены Ту-134 и Як-42. Его первый полет состоялся в 1995 г., лётные испытания и сертификация были завершены в 2003-м, и в начале 2004-го получены международные сертификаты о пригодности к эксплуатации. Он почти целиком, на 96% по номенклатуре, состоит из отечественной комплектации и удовлетворяет всем международным стандартам. На его разработку и испытания затратили 600 млн. долларов. Однако вместо Ту-134 кто-то протолкнул разработку “с нуля” аналогичного по классу самолета “СуперДжет”, хотя российский у него только фюзеляж, всё прочее – от “Боинга”. Создается впечатление, что кто-то проводит диверсию в отношении отечественного авиапрома… Источник подробнее: Состоится ли большой старт малой российской авиации?

По теме:

К годовщине образования авиационного завода “ТАПОиЧ”

 

One thought on “Многоцелевой самолёт Ил-100 с ТВД НК-123 на замену Ан-2?

  1. Личное мнение: выразил в заключение статьи: п.1-4

Comments are closed.