Амбициозные планы Минпромторга на поддержку авиапрома

/ТАСС/. Минпромторг РФ разработал проект по поддержке и выводу на рынок российских гражданских самолетов и созданию пяти новых типов вертолетов. Как сообщает газета Коммерсантъ со ссылкой на план поставок паспорта проекта, ведомство рассчитывает к 2030 году привлечь на реализацию данного плана более 1,59 трлн рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

По теме:

По информации издания, в рамках плана создания линейки “конкурентоспособной продукции авиационной промышленности” министерство намерено до 2030 года произвести 735 новых гражданских воздушных судов. Минпромторг планирует вывести на рынок самолеты ИЛ-114, МС-21 и ЛМС-901 “Байкал”, а также Sukhoi Superjet 100, L-410 и пять типов вертолетов. В Минпромторге, по данным газеты, ожидают, что реализация проекта обеспечит закупку российских самолетов и вертолетов компаниями с государственным участием, а также позволит увеличить загрузку гражданского сегмента промышленных предприятий авиационной отрасли до 80-90%.

[smartslider3 slider=4]

Ведомство рассчитывает, что проект войдет в новую стратегию социально-экономического развития России до 2030 года, отмечает “Коммерсантъ”. Суммарно, как сообщает издание, проект Минпромторга потребует около 1,84 трлн рублей до 2030 года, 244 млрд из которых должны составить средства федерального бюджета. Более 1,59 трлн рублей ведомство рассчитывает получить из ФНБ, 9,4 млрд из которых – в текущем году. Еще 536,9 млрд рублей планируется привлечь до 2024 года, сообщает издание.

Авиапрому обещают золотые годы(мнение экспертов)

Увеличение расходов предусмотрено в 2022–2025 годах: предполагается, что в этот период ежегодное финансирование увеличится с 40,5 млрд до 83,9 млрд руб.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отметил, что ранее авиастроение неоднократно становилось заложником сокращения бюджетных расходов, что может повториться и в будущем. «Ассигнования на гражданский авиапром — незащищенная статья бюджетных расходов»,— говорит он.

При этом сегодня вся мировая авиационная индустрия, по мнению эксперта, входит в глобальную рецессию, по окончании которой России стоило бы иметь собственную линейку конкурентоспособных продуктов.

«В текущих условиях есть риск консолидации рынка и усиления группы “Аэрофлот”, что открывает окно возможностей для отечественного авиапрома, получателем продукции которого традиционно является эта группа. В этом состоит шанс авиационной промышленности увеличить поставки»,— считает эксперт. Он добавляет, что к моменту начала нового роста глобального рынка в России должен быть «сертифицированный и доведенный МС-21, а также система его послепродажного обслуживания». При этом принципиально важно, чтобы начальный этап эксплуатации МС-21 в «Аэрофлоте» не сопровождался трудностями, сопутствовавшими выходу на рынок SSJ 100, отмечает господин Пантелеев.

По теме:

Опрошенные газетой эксперты назвали «избыточно амбициозными» как финансирование проекта, так и план-график его реализации.

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко отметил, что производственные возможности «Иркута» сейчас позволяют выпускать 36 самолетов в год, но запуск второй очереди потребует времени и должен быть оправдан стабильным спросом. По его оценке, внутренний рынок едва ли «переварит» более 30–35 самолетов такого размера и типа  в год, ведь «до коронакризиса объем поставок на внутренний рынок среднемагистральных самолетов составлял 50–70 машин в год, включая Airbus и Boeing». Он полагает, что, получив сейчас много новых отечественных самолетов, авиакомпании нескоро придут к необходимости расширения или обновления флота.

Эксперт добавил, что выход на внешние рынки будет серьезно осложняться переизбытком самолетов из-за кризиса и активным демпингом со стороны Boeing, которая вынуждена восстанавливать портфель заказов после проблем с  737 MAX.  Заинтересоваться МС-21, по словам Крамаренко, могут только такие страны, как Северная Корея, Иран, Куба, Венесуэла и Белоруссия.