ТВРС на базе L-610 заменит морально устаревшие Ан-24/Ан-26

Крайне востребованные небольшие самолеты Ан-24 и Ан-26 уже давно морально устарели. Однако замены им до сих пор нет. Поэтому в России планируют создать с нуля современный самолет такого класса – турбовинтовой региональный самолет ТВРС-44. Удивительно, но его разработкой и производством займется совсем не именитое конструкторское бюро.

По теме: Турбовинтовой региональный самолёт (ТВРС) на 44-48 пассажиров, который разрабатывается Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА) на базе чешского L-610

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА)планирует создать собственный турбовинтовой региональный самолет ТВРС -44.  Вывести его на испытания планируется уже в 2024 году, еще два-три года уйдет на сертификацию – и уже в 2027 году должны начать серийное производство, сообщил директор дивизиона «Самолеты» Уральского завода гражданской авиации Евгений Сергеев.

Справочно>>:

Таблица по гражданским самолетам (на 06.09.2011г):

Тип

Выпуск

Консервация

Планируется

Широкофюзеляжные самолёты большой дальности на 300 пассажиров

Ил-96

Широкофюзеляжные самолёты малой дальности на 300 пассажиров

ШФ БСМС

Самолёты на 200 – 220 пассажиров

Ту-204СМ

Ту-214

МС-21-400

Самолёты на 151 – 180 пассажиров

Ту-204-100

МС-21-300

Самолёты на 131 – 150 пассажиров

МС-21-200

Самолёты на 116 – 130 пассажиров

SSJ-130

Самолёты на 101 – 115 пассажиров

Ту-334

SSJ-115

Самолёты на 80 – 100 пассажиров

SSJ-100

SSJ-75

Ан-148

Самолёты на 50 – 80 пассажиров

Ан-140

Ил-114

Самолёты на 20 – 50 пассажиров

С-80, Ан-74

Самолёты на 15 – 20 пассажиров

Л-410

Бе-32

DHC-6 (Сборка в Ульяновске)

Самолёты на 7 – 14 пассажиров

Рысачок

Ан-3Т, М-101, Т-101

Самолёты на 4 – 7 пассажиров

Як-18Т, СМ-92, СМ-92Т, СМ-2000, Т-411

Бе-103

Время выбрано не случайно: в 2027 году эксплуатация Ан-24 и Ан-26 должна завершиться в гражданской авиации – и летать в регионах с тяжелым климатом будет просто не на чем.

АН-24. Автор: Alexey Litvinov

Ан-24: – региональный пассажирский самолет, выпускавшийся в СССР с 1962 по 1979 год

Этот самолет очень нужен России

«Этот самолет очень нужен России, потому что Ан-24 уже более 40 лет, а замены ему до сих пор нет. Одно время были попытки приобрести или совместно с иностранцами начать производить подобные самолеты, но не сложилось. В любом случае иностранные самолеты требуют адаптации для работы в непростых климатических российских условиях на Севере, Дальнем Востоке и т. д. Пассажирский Ан-24 и транспортный Ан-26 могут садиться на не очень хороших аэродромах, при низких температурах, на лед, снег, в жижу из грязи.

АН-26. Автор: Александр Геншер

АН-26 – региональный военно-транспортный самолет разработанный в КБ Антонова, является модификацией АН-24

Нам в региональной авиации нужен такой «Уазик», который везде «проедет», а не автомобиль представительского класса западного образца»,

– рассуждает глава отраслевого агентства «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Почему созданием такого самолета занялась не ОАК?

Почему созданием такого самолета занялась не Объединенная авиастроительная корпорация, а небольшое предприятие – Уральский завод гражданской авиации, который ранее по лицензии выпускал иностранные машины: учебные самолеты Diamond для подготовки пилотов и чешские самолеты Л-410?  

Let L-410 Turbolet

Let L-410 Turbolet – ближнемагистральный самолет для региональных авиалиний, производящийся в Чехии с 1969 года

«В свое время ОАК решила, что такие небольшие самолеты ей не интересны, так как они низкомаржинальные. ОАК – это большая промышленная структура с десятками заводов, инфраструктура которой рассчитана на решение другой задачи – развитие больших лайнеров с высокой себестоимостью разработки. ОАК ориентировалась на Boeing и Airbus, которые тоже не делают маленькие самолеты (меньше 100 кресел) из-за невысокой рентабельности. Они отдали их на откуп бразильцам и канадцам. Хотя теперь они подбирают их под себя обратно», – рассказывает Гусаров.

Поэтому в случае успешной реализации проекта самолета ТВРС-44 Уральским заводом, в будущем ОАК может сделать привлекательное предложение его владельцам и купить этот завод.

На эту тему:

Роман Гусаров считает, что шансы выстрелить у этого проекта очень высокие.

Во-первых, есть готовый рынок под этот самолет. По данным на начало 2021 года, только в России летает около 300 региональных самолетов типа Як-40, Ан-24, Ан-26-100 и Ан-26Б-100. Это 125 штук в коммерческой и госавиации, еще 163 машины на службе Минобороны России, ФСБ и Росгвардии.

Яковлев ЯК-40. Автор: Александр Геншер

ЯК-40 – региональный пассажирский самолет разработанный в СССР в КБ Яковлева

Однако авиационный эксперт уверен, что потенциальный спрос на новый самолет взамен Ан-24 в полтора-два раза больше только на российском рынке. Просто сейчас приходится летать на тех машинах, на которых это еще можно делать. Если бы годных для полетов самолетов было больше, то они бы все были востребованы на рынке. «В советские годы Ан-24 и Ан-26 по численности уступали разве что «кукурузникам», – напоминает Гусаров. Поэтому и будущие перспективы для этого самолета огромны. Это все страны бывшего Союза. По словам Сергеева, самолет может быть интересен заказчикам из Казахстана.

В чём востребованность нового самолёта?

А главный конструктор проекта самолета ТВРС-44 Сергей Меренков в интервью «Авиапорту» в апреле говорил, что потенциальными рынками сбыта могут стать страны Африки, Южной Америки, всей Азии и Ближнего Востока. В Сирии, например, эксплуатируется шесть Як-40, давно требующих замены. 

Разработка двигателя ТВ7-117СТ-02 для ТВРС-44

Во-вторых, России по силам создать собственный самолет такого типа. А речь именно об этом, а не о создании самолета на основе чешского прототипа L-610. Проектирование идет полностью с нуля, уверяет Сергеев. Завод пока изучает варианты производства самолета. Но в нем уже точно будет использоваться российский двигатель ТВ7-117.

«У нас все есть для создания такого самолета. Уральский завод уже построил порядка 250 чешских самолетов Л-410. Причем большая часть производства локализована в России. Там наша авионика, вся система управления и многое другое. На подходе отечественный двигатель. Предприятие приобрело необходимые компетенции, взрастило хороших специалистов.

Уральский завод практически на наших глазах превращается в предприятие полного цикла – от ремонта и производства авиационной техники и двигателей до полномасштабной разработки собственного самолета. По сути, мы наблюдаем рождение новой полноценной авиастроительной компании»,

– считает Роман Гусаров.

Стоимость нового самолета называлась ранее в районе 14 млн долларов. На что возник скепсис, что региональный самолет не должен стоить дороже 10 млн долларов, иначе не будет востребован. Однако Гусаров считает, что авиакомпании сейчас обращают внимание больше не на голую цену самолета, а на финансовые условия его покупки: каковы будут ежемесячные лизинговые платежи, какова будет стоимость ремонта, деталей на замену, то есть в целом стоимость владения самолетом. При поддержке государства по субсидированию лизинговых платежей и других льгот, спрос на новый региональный самолет класса Ан-24 будет высокий.

У России уже есть Ил-114, который также создавался на замену Ан-24. «Однако это не совсем аналог Ан-24. Он близок по назначению, но есть важные отличия, которые ограничивают использование Ил-114. Это низкое крыло и низкое расположение двигателей, он больше и тяжелее. А хочется небольшой самолет с высоким крылом, чтобы двигатель находился далеко от земли. Тогда он сможет садиться в любую грязь», – заключает собеседник. 

Ил-114 — региональный турбовинтовой пассажирский самолет, создан в ОКБ им. Ильюшина в конце 1980-хх. Выпускался малой серией в 1990-хх.