ШФДМС CR929 – инновационный продукт

Создание широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929 — самый амбициозный и самый технологичный совместный проект России и Китая. Его стоимость может составить несколько десятков миллиардов долларов, но эти немалые инвестиции должны в 2020 году вывести совместное предприятие China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC) на огромный рынок, оцениваемый в ближайшие 20 лет в $2,3 трлн., но сейчас его делят Boeing и Airbus.

Справочная информация

25 июня 2016 г.
Правительства России и Китая подписали в Пекине соглашение по совместной реализации программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта (ШФДМС). Меморандум о создании широкофюзеляжного российско-китайского самолёта был подписан весной 2014 года в ходе визита Владимира Путина в Китай. По замыслу сторон, лайнер вместимостью 250-300 пассажиров составит конкуренцию самолётам Airbus и Boeing и займет существенную долю рынка не только в России и Китае, но и в других странах.

Разрабатывается совместным предприятием CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corporation), созданным на паритетных началах АО “Объединённая авиастроительная корпорация” и китайской авиастроительной корпорацией COMAC:

  • проектирование будет проходить в инженерном центре в Жуковском (Московская область),
  • производство лайнера – в Шанхае.

Достоинство программы CR929

Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт — перспективный проект российской авиационной промышленности. Отличительными особенностями нового лайнера призваны стать двухдвигательная компоновка (с двигателями нового поколения), композитная конструкция крыла с адаптивной и малошумной механизацией, фюзеляжа и оперения, а также высокие аэродинамические характеристики. Большое сужение крыла позволит снизить вес воздушного судна.

  • Самолёт планируется сделать более электрическим. В CR929 электричество будет управлять системой экологического контроля двигателя, реверсированием тяги, торможением и управлением полётом.
  • Традиционно большая часть оборудования на воздушных судах имеет гидравлический привод или приводится в действие пневматической системой за счет отбора воздуха от двигателей. Это, например, касается управления механизацией крыла, приводами шасси. 
  • Использование композитов превысит 50%. Композитное крыло самолёта будет иметь сверхкритический профиль нового поколения, что обеспечит низкий аэродинамический шум и «многодисциплинарную оптимизацию». Ожидается, что композитные элементы конструкции планера, крыла, горизонтального и вертикального оперения, а также элементы механизации будут изготавливаться на заводах ЗАО “Аэрокомпозит” в Ульяновске и Казани.

Семейство CR929

ОАК и COMAC в торжественной обстановке присвоили наименование широкофюзеляжному дальнемагистральному самолёту нового поколения, а также презентовали ливрею лайнера.

Семейство ШФДМС получило официальное название CR 929. Базовая версия широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета будет обозначаться как CR 929–600, младшая версия – CR 929–500, а старшая версия – CR 929–700.

  • CR929-500 > 230 кресел >дальность> 14 000 км
  • CR929-600 > 280 кресел > дальность>12 000 км
  • CR929-700 > 320 кресел > дальность>10 000 км

Сравнительная оценка:

Латинские буквы C и R обозначают участников проекта: С – China, R – Russia. CR – это также первые две литеры названия совместного российско-китайского предприятия – CRAIC, которое выступает оператором программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта.

  • «В китайской культуре число 9 означает вечность. Мы же стратегически названием и нумерацией совместно выстраиваем концепцию единого предложения гражданских самолетов. Так, семейство CR 929 отражает возможность формировать предложение для авиакомпаний совместно с китайским узкофюзеляжным проектом С919, а нумерация каждого члена семейства продолжает линейку предложений коммерческих самолётов ОАК, от МС-21-200/300/400 к CR 929 – 500/600/700» – заявил Президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь на торжественно церемонии в Шанхае.

  • «Следующие 20 лет станут стратегически важным периодом в развитии мировой гражданской авиационной промышленности. Мы приложим все усилия, чтобы сделать CR 929 примером успешного сотрудничества России и Китая в современном мире», – заявил Председатель совета директоров COMAC Хэ Дунфэн.

Также стороны представили логотип совместного предприятия CRAIC, используемый в ливрее лайнера. Логотип представляет собой два равных крыла, которые движутся равномерно слева – направо. Это символизирует соразвитие и вектор движения вперед. Цвета, в которых выполнены крылья, символизируют участников проекта: красный – Китай, синий – Россия.

Что касается этапов работы над программой широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта, к настоящему моменту стороны разработали концепцию семейства, определили предварительные характеристики воздушного судна. Ближайшие планы – переход программы к эскизному проектированию и этапу запроса предложений поставщиков систем и оборудования.

Условные ЛТХ

Длина53,553,5 м
Высота13,513,6 м
Размах крыла55,655,6 м
Крейсерская скорость950 км / ч920 км / ч
Пассажиромест300-350 мест (в зависимости от версии)
Полезная нагрузка105000 кг. (В зависимости от версии);
Вес пустых самолетов115000 кг. (В зависимости от версии);
Максимальный взлетный вес220 тонн220000 кг. (В зависимости от версии);
ассортимент9500km10000 км
Максимальная воздушная скорость950 км \ ч
Максимальная высота полета14500 м.
Ресурс30 000 часов полета
ДвигательИспользуя два комплекта внутреннего двигателя, тяга 310 кН
Тип авиадвигателяv турбовентилятор;
Вспомогательный двигательв процессе принятия решений процесса
Экипаж3

Размеры версии CR929-600:
Данные неофициальные, взяты из открытых источников.

  • Размах крыла, м – 63,9
  • Длина, м – 63,25
  • Высота, м – ~17
  • Диаметр фюзеляжа, м – 5,9
  • Макс. взлётный вес, т – ~234
  • Необходимая тяга двигателей, тс – 2х35,4

Сборка первого прототипа начнётся в 2021 году, первый полёт опытного самолёта запланирован на 2023 год, а первые поставки в авиакомпании ожидаются в 2025 году.

В ЦАГИ прошли испытания крыла ШФДМС

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») прошёл очередной этап испытаний модели широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта, в частности – аэродинамические параметры композитного крыла большого сужения. Исследования выполняются по госконтракту с Минпромторгом России, сообщает пресс-служба ЦАГИ.

В институте была изготовлена большая тематическая модель в масштабе 1:26, размах крыла которой составляет около 2,15 м. Эксперименты проводились в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-128 при числах Маха в диапазоне 0,8–0,9, что соответствует 850–950 км/ч в реальном полёте, и углах атаки от 0 до 10˚.

В ходе экспериментов изучались аэродинамические характеристики крыла самолёта, которое отличается большим сужением. Вследствие этого возрастает риск срыва потока воздуха на больших углах атаки с концевых участков в зоне элеронов, что неприемлемо с точки зрения безопасности полёта. Поэтому при проектировании крыла модели учёные уделили особое внимание этой проблеме.

Проведенные испытания подтвердили, что крыло удовлетворяет предъявляемым к летательному аппарату требованиям по скорости (M = 0,85, т.е. 900 км/ч), несущим свойствам, характеристикам устойчивости и управляемости, а также обеспечивает высокое аэродинамическое качество. В дальнейшем специалисты института планируют продолжить эксперименты в интересах создания научно-технического задела по новому самолёту.

По проекту CR929 завершены производственные испытания композитных панелей фюзеляжа

 

Коммерческие интересы в совместной разработке ШФДМС, а как секреты? 

Сейчас на рынке дальнемагистральных самолётов присутствуют только Boeing и Airbus.CR929, рассчитанный на перевозку 250-300 пассажиров, планируется как более эффективный, экономичный и комфортный, чем самолёты конкурентов — Boeing 787 и Airbus А350.

На каком этапе сейчас проект, почему российским авиастроителям для создания аэробуса потребовалась кооперация с Китаем и как российский авиапром сможет сохранить свои секреты и технологии от копирования, как планируется создать им конкуренцию в интервью Forbes рассказал главный конструктор CR929 с российской стороны Максим Литвинов.

– Отечественные авиастроители имеют опыт создания собственных аэробусов, на одном из них, Ил-96-300, до сих пор летает российский президент. Зачем при создании нового широкофюзеляжного самолёта понадобилось создавать СП с Китаем? Технологии и навыки у нас есть. Денег не хватало?

  • Нам нерационально этим заниматься самостоятельно. Когда руководство страны поставило задачу по созданию такого самолёта, Объединённая авиастроительная корпорация провела анализ рынка и пришла к заключению, что в период с 2023 по 2045 год авиаперевозчикам понадобится 7200 таких бортов, из них 15%Китаю, 28% — другим странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Российский спрос при этом не превысит 5%. Китай — это самый большой рынок сбыта для аэробусов, технически и экономически бурно развивающаяся страна, а у нас высокие компетенции, но маленький рынок. Так что совместная работа по этому проекту оказалась выгодной обеим сторонам.

– В совместном предприятии Россия и Китай имеют равные доли, инвестиции тоже будут равными? И верна цифра в $20 млрд, которая ранее озвучивалась как стоимость всего проекта?

  • Пока все свои работы партнёры финансируют самостоятельно. По инвестициям ещё ведутся переговоры, окончательная сумма ещё не определена. Мы называем $16 млрд, китайская сторона — $20 млрд.

– На каком этапе сейчас находятся работы? Как они распределены?

  • Мы прошли второй контрольный рубеж — GATE 2:
  • – определены предварительные характеристики воздушного судна, 
  • – геометрические характеристики, 
  • – варианты принципиальных схем функциональных систем,
  • – состав оборудования.
  • Сейчас программа находится на этапе эскизного проектирования, по его завершению будет сформирован облик самолёта.
  • В 2018 году будут разработаны требования к основным системам самолёта,
  • с декабря 2017 года началась процедура работы с потенциальными поставщиками оборудования и систем. Процедуру отбора поставщиков мы должны завершить в 2019 году.
  • Другие задачи GATE 3 — проведение экспериментально-исследовательских работ в области аэродинамики, прочности и в выборе конструкционных материалов.
  • Работы между партнёрами пока разделены в части планера, да и то предварительно:
  • – за российской стороной закреплено проектирование и разработка консолей крыла, центроплана, механизации крыла, пилонов, навески двигателя — это одна из самых высокотехнологичных частей программы,
  • – китайские партнёры создают фюзеляж, горизонтальное и вертикальное оперение, обтекатель.

21 декабря 2017 года Совет директоров российско-китайского совместного предприятия CRAIC, ведущего разработку широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929 одобрил результаты пройденного этапа проектирования Gate 2. Ключевым результатом работы на этом этапе стало получение обзора инженерной концепции самолёта.

– Самолёты будут производиться в Китае. Не получится так, что если вдруг отношения между странами ухудшатся, то китайские партнёры откажутся от российских разработок, скопируют части, которые делает для самолёта Россия, и начнут выпускать самолёт полностью самостоятельно?

  • Снять параметры, физико-механические свойства с такого сложного агрегата, как крыло например, достаточно сложно. Прямое копирование не приведёт к быстрому и эффективному результату. Да, можно скопировать и собрать, но в этом случае процент ошибок очень большой, поскольку остаётся неизвестным, почему принимались те или иные технические решения.

– Российские предприниматели, работающие с китайскими заводами, говорят, что обеспечить качественное производство на них можно только жёстким контролем со стороны заказчика. Как будет обеспечиваться надёжность и качество китайских комплектующих для самолёта?

  • Производство авиационных комплектующих базируется на очень жёстких международных нормативных требованиях, все компоненты и агрегаты проходят контроль и жёсткие испытания. То, что ставится на самолёт, должно удовлетворять огромному количеству требований с разных точек зрения. И по прочности, и по работе в разных температурных режимах, и по влажности, и даже требованиям при работе под воздействием соляного тумана и влиянием грибка. Некондиционный агрегат на самолёт просто не встанет — сертифицирующие органы этого не допустят, что у нас, что в Китае. Гражданская приёмка в ряде вопросов даже жёстче военной. На боевом самолёте есть рукоятки для катапультирования, на пассажирском такого нет. Разработка пассажирских самолётов — это прежде всего безопасность.
  • Что касается производителей авиакомплектующих в Китае, то у них есть серьёзные преимущества, и серьёзные недостатки:
  • – в Китае много финансовых средств и человеческих ресурсов вкладывается в авиационную промышленность,
  • – создаются большие проектные и исследовательские организации,
  • – совместные предприятия с европейскими производителями комплектующих.
  • – с другой стороны, у них мало развита компетенция в области интеграции сложных технических объектов, каким является пассажирский самолёт.

По отдельности все хорошо разбираются в тематике, в методах проектирования и организации работ, но для того чтобы склеить всё воедино, необходим опыт. И этот опыт есть у нас, это наше преимущество, наша компетенция, которую мы можем принести в проект.

– В самолёте Sukhoi Superjet 100, в проектировании которого вы тоже участвовали, очень большая доля импортных комплектующих, что воспринималось многими экспертами как недостаток. Каково будет соотношение стран-поставщиков в CR929?

  • Я не считаю высокую долю импортных комплектующих в самолёте чем-то плохим. Это международная практика, а кроме того, это позволяет изучать и получать самые передовые решения в области разработки и производства различных авиационных компонентов. По CR929 сейчас составлен шорт-лист потенциальных поставщиков:
  • – в первую очередь будут отбираться в проект российские или китайские производители в соотношении 50 на 50,
  • – если такого поставщика нет, то смотрим производителей, которые уже имеют с Россией и Китаем совместные предприятия,
  • – третий вариант — выбираем поставщика за пределами Китая и России.

Облик шасси российско-китайского ШФДМС CR929

– Антироссийские санкции не помешают?

  • Риски здесь меньше, чем могли быть в чисто российском проекте. Мировые производители авиакомплектующих очень заинтересованы в CR929, программ такого масштаба сейчас в мире просто нет. Им нужно зарабатывать деньги, загружать свои конструкторские бюро, экспериментальную базу, производство. Поэтому они относятся к проекту с большим оптимизмом.

– Двигатели на самолёте будут западного производства?

  • На основе интервью авиационных и лизинговых компаний был составлен документ «Предварительные необходимые и желаемые требования рынка», по которому мы должны обеспечить наличие выбора из двух силовых установок от двух поставщиков:
  •  в числе возможных партнёров — компании Rolls-Royсе и General Electric. Это на первом этапе,
  •  для второго этапа мы ведём активную работу с «Пермскими моторами» (входит в ОДК) по двигателю проекта ПД-35. Насколько я знаю, китайская сторона тоже приступила к проектированию двигателя для этого самолёта. Ещё ведётся совместная работа «Пермских моторов» с одной из китайских корпораций по созданию двигателя требуемой тяги.

– Насколько плотно вы сейчас работаете с китайскими коллегами?

  • Пока работаем автономно, но в рамках объединённой команды регулярно встречаемся во время многодневных рабочих сессий в Шанхае и Москве. Китайцы, конечно, сложные переговорщики, строго структурированные и жёсткие. Если с европейскими или американскими партнёрами можно решать вопросы на уровне руководителей направлений и с отдельными специалистами, то китайский партнёр каждый вопрос согласовывает с руководством, то — со своим начальником, потом решение идёт обратно. При этом китайские партнёры имеют свое мнение и его отстаивают по каждому техническому и организационному вопросу. Но нам тоже есть что предъявить, и мы также готовы отстаивать свои интересы.

– Но они же понимают, что опыт и технологии строительства больших самолётов пока есть в этом проекте только у российской стороны?

  • Это дело наживное. С тем подходом, который есть у китайской стороны, — с планомерной работой, мощным финансированием, масштабным сотрудничеством с компаниями мирового авиапрома — всё это у них будет. Не так быстро, конечно, как бы им этого хотелось, но со временем они достигнут приличного уровня в области авиастроения.

– Они сами, без России, смогли бы построить широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт?

  • В принципе да. Но это было бы долго, дорого и не всегда качественно.

Новости

К разработке широкофюзеляжного лайнера CR929 подключаются итальянцы.

Компания Леонардо (Италия) и китайский инвестиционный фонд Kandge Investment Group подписали соглашение о партнёрстве в разработке и производстве совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929. Об этом подробнее: сообщается на сайте итальянской компании.

  • Меморандум о взаимопонимании предусматривает использование компетенций и интеллектуальной собственности компании Леонардо, а инвестиционный фонд Kandge обеспечит финансирование программы. После завершения действия соглашения партнёры создадут совместное предприятие под названием Kangde Marco Polo Aerostructures Jiangsu Co. Ltd. , которое будет отвечать за разработку, производство и сборку композитных компонентов фюзеляжа для самолётов CR929 . Это позволит использовать технологии и возможности компании Леонардо в разработке нового дальнемагистрального авиалайнера.

По словам генерального директора Леонардо Алессандро Профумо, в соответствии с планами компании технологическое обеспечение возлагается на завод Леонардо по производству композиционных аэроструктур в Помильяно-д’Арко близ Неаполя.

  • В тот же день, когда был подписан Меморандум, 26 октября 2018 года, в городе Чжанцзяган, в китайской провинции Цзянсу, торжественно заложен первый камень в строительство производственных участков, где будут изготавливаться компоненты фюзеляжа из углеродного волокна для авиалайнера CR929. Строительство индустриального парка авиационных композиционных материалов будет разделено на четыре этапа с общим объёмом инвестиций 30 млрд юаней (около $4,4 млрд). Окончание строительства намечено на 2025 год.

CR929 разрабатывается совместным российско-китайским предприятием CRAIC (ОАК + COMAC), созданным в 2017 году с целью разработки широкофюзеляжного самолёта большой дальности. Планируется, что в качестве силовой установки на самолёте на первом этапе будут использоваться двигатели Rolls-Roys или Pratt&Whitney. В дальнейшем самолёты будут оснащаться российскими двигателями ПД-35 или иностранного производства на выбор заказчика.

По теме:

Первый полёт российско-китайского ШФДМС CR929