Дайджест №19, важных новостей зарубежной авиации, космоса

Китай испытал новый гиперзвуковой двигатель будущего

Китай провел испытательный полет нового двигателя, который, по словам экспертов, может быть установлен на будущий китайский гиперзвуковой самолет или ракету для ближнего космоса.

Двигатель, разработанный Лабораторией реактивного горения и движения при Школе аэрокосмической инженерии Университета Цинхуа, успешно прошел летные испытания в понедельник утром, сообщило Центральное телевидение Китая (CCTV).  



По сообщению CCTV, в испытательном полете использовался двухступенчатый ракетный ускоритель. После отделения первой ступени, вторая ступень разогнала двигатель до необходимой скорости и на заданной высоте воздухозаборник двигателя стал эффективно всасывать воздух, а система подачи топлива начала осуществлять впрыск  реактивного топлива в камеру сгорания. После включения системы зажигания, как и планировалось, камера сгорания двигателя перешла в режим горения.

Новый двигатель, независимо разработанный Китаем, совершает испытательный полет 24 января 2022 года. Двигатель был отправлен на заданную высоту и достиг заданной скорости с помощью двухступенчатого ракетного ускорителя, прежде чем включилась камера сгорания и обеспечила постоянную тягу. Фото: Скриншот Центрального телевидения Китая

Двигатель отработал штатно и обеспечил постоянную тягу на всех этапах полета, что ознаменовало успех испытательного полета. На видео, продемонстрированному на CCTV, было видно, что ракетный ускоритель второй ступени не отделился от двигателя, а  приземлился на парашюте в пустынной местности для последующего повторного использования.

В ходе испытания были собраны данные о влиянии параметров рабочей среды на характеристики работы камеры сгорания двигателя в реальных условиях полета.  Тест позволил проверить реальные рабочие характеристики двигателя и подтвердил применимость технологии и возможность ее внедрения в реальные устройства.

В докладе говорится, что это достижение повысит возможности Китая при создании гиперзвуковых аппаратов с двигателями нового типа. Судя по описанию работы двигателя, эксперты предположили, что испытывался гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД), который является одной из ключевых технологий для достижения гиперзвукового полета.

Ван Янань, главный редактор пекинского журнала Aerospace Knowledge, заявил в понедельник Global Times, что двигателю потребовался двухступенчатый ракетный ускоритель, потому что работа двигателя в верхних слоях атмосферы проблематична  из-за очень разряженной атмосферы с недостаточным количеством кислорода.

Для обеспечения стабильности сгорания топлива, необходимо было замедлить поток воздуха после его попадания в камеру сгорания через впускное отверстие, чтобы он мог смешаться с топливом. Хорошей идеей оказалось применение технологии подачи топлива посредством его испарения, что помогло очень хорошо перемешать топливо с воздухом,  что и обеспечило эффективное горение, объяснил Ван, отметив, что это может стать прорывным достижением при тестировании. Ли Сяогуан, эксперт по интеллектуальным беспилотным системам в Университете Циндао, сообщил Global Times, что в отчете видеонаблюдения не раскрываются ТТХ двигателя, но, судя по отчету, его длина не превышает одного метра, и соответственно он имеет небольшую тягу. 

«Если это тест масштабной модели, целью которого является проверка теории, то это означает, что еще предстоит пройти определенный путь, прежде чем технология созреет и воплотится в реальный продукт», — сказал Ли. Только когда технология станет зрелой, она может найти практическое применение в гиперзвуковых самолетах и ​​ракета-носителях для ближнего космоса, подчеркнул эксперт

Космос 2022. Мощные ракеты, полеты на Луну и миссии на Марс

«Тяньвэнь-1» сделал селфи с Марсом

Китайское национальное космическое управление показало новые селфи орбитального зонда «Тяньвэнь-1», полученные отделяемой камерой. В кадр, помимо самого аппарата, попала северная полярная область Марса, сообщается на сайте Space.com.

«Тяньвэнь-1» стартовала летом 2020 года, став первым проектом Китая по исследованию Марса автоматическими аппаратами. Миссия включает в себя орбитальный аппарат и посадочную платформу с марсоходом «Чжужун», высадившимся в равнине Утопия в мае 2021 года и проехавшим в общей сложности уже более 1400 метров по поверхности Красной планеты.

«Тяньвэнь-1» сделал селфи с Марсом

«Тяньвэнь-1» сделал селфи с Марсом. Источник изображения: CNSA / PEC

Одной из технических особенностей проекта стало неоднократное использование небольших отделяемых аппаратов, оснащенных камерой и радиопередатчиком, для фотосъемки как орбитального модуля, так и марсохода. Всего подобных вторичных полезных нагрузок было три — две для орбитального аппарата и одна для ровера.

1 января 2022 года Китайское национальное космическое управление опубликовало два селфи орбитального аппарата, сделанные последней отделяемой камерой. На них виден корпус зонда, укрытый золотой теплоизоляцией, серебристая антенна, солнечные батареи, а также северная полярная область Марса. После того, как камера сделал снимки, она передала их на зонд, после чего завершила свою работу.

Источник изображения: CNSA / PEC

Ранее отделяемая камера использовалась межпланетной станцией «Хаябуса-2» для съемки момента столкновения ударного зонда с астероидом Рюгу.

Radian представил многоразовый одноступенчатый космический самолет с горизонтальным взлетом и посадкой  

Космический самолет, который  сможет доставить вас на орбиту с близлежащего аэропорта.

Художественная визуализация космического самолета  Radian в полете

Космический самолет, который  сможет доставить вас на орбиту с близлежащего аэропорта. Художественная визуализация космического самолета  Radian в полете Вашингтонская компания Radian, основанная в 2016 году объявила о своих амбициозных планах по созданию первого в мире одноступенчатого орбитального корабля, который будет не только многоразовым, но и будет использовать существующую  инфраструктуру аэропортов для взлета и посадки.

Запуск космического корабля в космос практически всегда требовал вертикального взлета. Единственным исключением из этого правила были запуски Virgin Galactic и Virgin Orbit , которые стартуют горизонтально, но используют другую ступень для выхода на орбиту. Компания Radian Aerospace утверждает, что одноступенчатый космический самолет действительно возможен, а это существенно упростит и удешевит его эксплуатацию и космические полеты в целом.

Идея одноступенчатого космического самолета не совсем нова и попытки его создания предпринималась ранее. Как сообщает Ars Technica , Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) в еще в 20 веке объединилось с Boeing для создания одноступенчатой ​​многоразовой ракеты-носителя под названием VentureStar или X-33. Однако программу пришлось закрыть на рубеже тысячелетий, поскольку необходимых легких и огнестойких композитных материалов для использования в космических ракетах  тогда еще не было. 
Тогдашний технический директор программы Boeing Ливингстон Холдер вернул эту концепцию для рассмотрения. Он стал соучредителем Radian, и компания завершила испытания своего первого полномасштабного двигателя, сообщает Ars Technica. В настоящее время команда проектирует свой первый космический самолет Radian One, который сможет доставлять в космос до пяти человек и 2267 кг груза.

Художественная визуализация космического самолета VentureStar Х-33

Космолет Radian One оснащается тремя двигателями на жидком топливе,  которые поднимают его с обычной взлетно-посадочной полосы, а на нужной высоте запускаются дополнительные ракетные двигатели и аппарат выходит на орбиту. Он может оставаться там до пяти дней, утверждает компания на своем веб-сайте, а затем снова войти в атмосферу. Благодаря самолетным крыльям космолет может приземляться на любую взлетно-посадочную полосу длиной 3048 м, а затем, заправившись топливом, взлетать для следующей миссии меньше чем за 48 часов.

И для этого не нужна специальная башня, которая будет ловить самолет при приземлении.    Компания надеется на успех, поскольку после закрытия программы X-33 уже созданы легкие композиты, которые широко используются в авиакосмической промышленности.  И есть другой положительный момент. Благодаря успеху SpaceX, который стал магнитом для притока частного капитала в космическую отрасль,  компания смогла частично профинансировать свои опытно-конструкторские работы, сказал учредитель Ars Technica.

В своем пресс-релизе компания заявила, что у нее уже есть соглашения с производителями космических аппаратов, спутниковыми и грузовыми компаниями на запуск коммерческих космических аппаратов, которые могут быть выполнены ее космическим самолетом крылатой конструкции. К тому же, они намерены сделать космические путешествия почти такими же простыми и удобными, как полеты на авиалайнерах.   Если все пойдет хорошо, к концу десятилетия компания выйдет на производственную мощность. 

One thought on “Дайджест №19, важных новостей зарубежной авиации, космоса

  1. Мнение: А мы работаем по “накатанной дорожке” советских разработок, чтобы не наломать дров!…

Comments are closed.