Конструкторские династии в Авиации России

Для профессионала, будь он ученым или инженером, передать любовь к своему делу, свои знания потомкам – это бесценная возможность. Профессиональные династии как социальный институт являются важной формой профессиональной преемственности. Можно сказать, что именно династии, семьи профессионалов, сохраняющие традиции, и создают историю.

Туполевы

Андрея Николаевича Туполева можно в полной мере назвать отцом-основателем современного авиастроения. Он создал более 100 типов самолетов, но не менее ценно другое его наследие – это целая плеяда видных авиаконструкторов и ученых, возглавивших самолетные КБ. Среди них и продолжатели династии Туполевых – сын Алексей Туполев, который после отца возглавил ОКБ, а также внук, тезка своего знаменитого деда, Андрей Туполев, занимающий сегодня должность советника генерального директора ПАО «Туполев».

4_АНТ-и-ААТ-960x692.jpg
Туполев А.А. и Туполев А.Н.

Наследие

Трудно переоценить вклад А.Н.Туполева в авиастроение. Самолёты-разведчики, истребители, бомбардировщики, транспортные, пассажирские, морские самолёты «вылетели» из стен КБ Туполева. 100 типов авиационных судов спроектировано, из них 70 запущено в серийное производство. Андрей Николаевич Туполев – не просто один из крупнейших учёных, доктор технических наук. Это выдающийся авиаконструктор, генерал-полковник инженерной службы.

Достижение Андрея Николаевича – это созданный коллектив. И коллектив, созданный не только на “Туполеве”. Это вся наша кооперация. И это создание такого коллектива в масштабе страны – это же очень важно для будущего. И создание внутри фирмы. Вот эта преемственность дала возможность во многом сохранить традиции фирмы. Потому что Алексей Андреевич вырос же с этими традициями. Эти традиции не просто были традиции семейные. Они были традиции создания сложной техники.

И поэтому они выжили. И они во многом дали нам возможность выжить в эти трудные 1990-е годы. Если бы не эти традиции, если бы не эта атмосфера фирмы, если бы не эта аура, не знаю, выжить было сложно. Когда по нескольку месяцев зарплаты не было. Тем не менее, выжили. И за счет работы, конечно, с иностранцами. Но главное, за счет чего выжили – это именно за счет той системы, которую создал дед, продолжал Алексей Андреевич, и надеюсь, что мы еще ее продолжаем все-таки и сегодня, и поэтому с оптимизмом смотрим в будущее.

Ну как, с 17 лет на фирме. Он был, конечно, фанат авиации, он был фанат фирмы. Для него фирма точно была абсолютно вторым домом. У нас всегда было…То есть, как правило, сразу строилось много самолетов. И, конечно, главный конструктор – центральная фигура на каждом самолете.

Он хозяин самолета. Если говорить о постройке дома, то он и архитектор, и прораб одновременно. А генеральный определял основные направления развития. И что строить вообще, и куда двигаться – это, конечно, принимал решение генеральный.

Туполев-сын внес немалый вклад в советскую авиационную отрасль. Его ключевой работой стал Ту-144, первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Также он участвовал в проектировании многоразового космического корабля «Буран». Туполеву-внуку авиастроительная карьера приглянулась не сразу – в детстве он хотел быть историком, но в итоге кровь взяла свое, и он тоже стал авиаконструктором.

Выдающийся авиаконструктор А. Н. Туполев

Ильюшины

Еще одним конструктором, стоявшим у истоков отечественной авиации, был Сергей Владимирович Ильюшин, чье 130-летие отмечается в этом году. В послужном списке КБ его имени − более 120 типов самолетов различных типов и модификаций. Как и Туполев, Ильюшин воспитал целый ряд выдающихся специалистов в авиации, одним из которых стал и его сын – Владимир Сергеевич.

С.В. Ильюшин и В.С. Ильюшин

photo_2023-01-12_17-52-52.jpg
С.В. Ильюшин

265521_original.jpg
В.С. Ильюшин

Ильюшин-младший хотя и связал свою жизнь с авиацией, но выбрал свой путь, отличный от отцовского, – стал летчиком-испытателем. Долгое время он первым поднимал в воздух машины КБ Сухого, был заместителем главного конструктора бюро. Интересно, что с личностью Владимира Ильюшина связана долгоживущая конспирологическая теория, что якобы именно он, а не Юрий Гагарин, был первым советским космонавтом, но полет прошел неудачно и поэтому был засекречен.

По теме:

Выдающийся авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин

Крылатая династия Дементьевых

Дементьев Пётр  Васильевич
Родился 11 января (24 января) 1907 года в Симбирской губернии в семье учителя.
Член КПСС с 1938 года, депутат ВС СССР с 1954 по 1977 годы. C 1956 по 1976 годы избирался членом ЦК КПСС.Трудовую деятельность начал рабочим с 15 лет, закончил профтехучилище.
В 1927 году поступил в Московский механический институт им. М.В. Ломоносова. В 1929 году был переведён для продолжения учёбы в Военно-воздушную академию им. Профессора Н.Е. Жуковского, которую успешно закончил в 1931 году.

С тех пор вся жизнь и деятельность Петра Васильевича связаны с авиапромом: начальник отдела НИИ ГВФ, а с 1934 года начальник цеха, главный инженер, директор Московского авиационного завода № 81 (Государственного авиационного завода № 1).

В начале 1941 года был назначен первым заместителем наркома авиационной промышленности, впоследствии председателем ГКАТ. А с 1953 года до последних дней жизни (14 мая 1977 года) был Министром авиационной промышленности СССР. В связи с преобразованием Минавиапрома СССР, Пётр Васильевичвременно, с 1963 года по 1965 год был председателем Государственного комитета по авиационной технике СССР.

П.В. Дементьев, 1929 год, студент Московского механического института
П.В. Дементьев 1939 год, директор Московского авиазавода №81
П.В. Дементьев, 1940 год, директор Государственного авиационного завода № 1
П.В. Дементьев, 1944 год, заместитель Наркома авиапрома СССР

Под руководством Петра Васильевичаавиационная промышленность после войны перешла на мирные рельсы, было освоено производство реактивной авиации и налажен серийный выпуск гражданской авиационной техники.

Авторитет Петра Васильевича в авиапроме все 24 года (когда он был руководителем отрасли) был практически безграничным и непререкаемым.Был случай, когда задание на создание нового гражданского самолёта он написал и подписался вместе с Б.П. Бугаевымна салфетке во время одного из совместных полетов, когда под рукой не оказалось писчей бумаги.

Задание Г.В. Новожилову за подписью П.В. Дементьева и Б.П. Бугаева 1972 год
Кутахов, Косыгин, Дементьев, Брежнев, Гречко, Подгорный, Ильюшин, Кубинка 1971 год
П.В. Дементьев 1973 год
Вручение второй медали Героя Соцтруда 1977 год

    Генерал-полковник-инженер, дважды Герой Социалистического Труда, награждён девятью орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Суворова II степени и Кутузова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.  Лауреат Государственной премии.

Скончался П. В. Дементьев 14 мая 1977 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Малоизвестные авиаконструкторы советской авиации. Часть 1

Дементьев Генадий Петрович

Родился 21 марта 1932 года в Москве.
Отец – Министр авиационной промышленности СССР Дементьев Пётр Васильевич. После окончания в 1957 году Ленинградской Краснознамённой Военно-Воздушной академии имени А.М. Можайского работал инженером-конструктором на Московском машиностроительном заводе «Зенит» имени А.И. Микояна.С 1958 года по 1967 год  был сначала аспирантом, а затем преподавателем МАИим.Серго Орджоникидзе.
В 1967 году назначен заместителем главного конструктора Московского машиностроительного завода “Зенит” им. А.И. Микояна, где проработал до 1974 года. Был одним из разработчиков орбитального самолёта «Спираль», истребителя-бомбардировщика МИГ-27 и его модификаций.

Орбитальный самолёт “Спираль”

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27
МКС “Энергия – Буран

С 1974 года Геннадий Петрович работал в КБ «Молния» заместителем главного конструктора, а с 1976 года он первый заместитель генерального директора, главный конструктор НПО «Молния». Вплоть до самой смерти 18 августа 1996 года, он работал под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского над созданием орбитального корабля Многоразовой космической системы «Буран» (ОК МКС «Буран») и других образцов авиационно-космической тематики.

Геннадий Петрович, непосредственно руководил комплексом работ по созданию экспериментально-стендовой базы и экспериментальной отработке бортовых систем и элементов ОК «Буран». Обеспечивал координацию работ НПО «Молния» и предприятий отраслевой кооперации.

С.Г. Арутюнов (директор ТМЗ), Г.П. Дементьев 1987 год
Г.П. Дементьев, А.В. Болбот (МАП СССР), Г.Е. Лозино-Лозинский
Свидетельство создателя ОК “Буран
Г.П. Дементьев и Р.С. Король – 12ГУ МАП (справа) на международных переговорах

Г.П. Дементьев, 1995 год
В 1986 году Геннадий Петрович был назначен техническим руководителем и ответственным представителем Минавиапрома СССР на ЦНИИП-5 Минобороны СССР. Он обеспечивал оперативное руководство работами предприятий Минавиапрома на Байконуре по подготовке и осуществлению первого натурного испытания МКС «Буран» в 1988 году.

Геннадий Петрович – лауреат Государственной премии (1976 г.), Герой Социалистического Труда (1990 г.), награждён орденами Знак Почёта (1971 г.) и Трудового красного знамени (1981 г.), многими медалями.

Умер Геннадий Петрович 18 августа 1996 года.

Дементьев Пётр Петрович

Родился 15 июля 1946 года в Москве.
Отец – Министр авиационной промышленности СССР Дементьев Пётр Васильевич. В 1970 году окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе и начал работать инженером – конструктором на машиностроительном заводе “Вымпел”, где занимался разработкой ракет класса “воздух-воздух”.В 1972 году Петр Петрович перешел в Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем на должность ведущего конструктора, а впоследствии стал начальником отделения. Одновременно Пётр Петрович учился в аспирантуре при Московском авиационном институте и в 1973 году защитил ученую степень кандидата технических наук. В 1976 годубыл переведен на завод “Вымпел” на должность заместителя главного конструктора. В этом же году становится заведующим кафедрой “Детали машин” в Московском авиационном институте, где работал  вплоть до 1986 года. В 1982 году Пётр Петрович был назначен главным конструктором Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики (ДКБА).

ДКБА в то время занималось конструированием и производством опытных образцов авиационных пассажирских кресел и кресел для пилотов, разработкой свободных и привязных аэростатов, дирижаблестроением  и системами пожарной сигнализации.

Под руководством Петра Петровича Дементьева в ДКБА были разработаны и изготовлены кресла и элементы интерьера кабины орбитального корабля “Буран”.

В апреле и мае 1986 года Петр Петрович руководил работами ДКБА по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с помощью привязных аэростатов и дирижаблей.
С помощью радиоуправляемых аэростатов и дирижаблей засыпали  реагентами разрушенный реактор 4-го блока ЧАЭС.

Дементьев П.П., главный конструктор ДКБА,1982 год
Аэростат ДКБА над 4-м блоком ЧАЭС
Аэростат ДКБА над 4-м блоком ЧАЭС
Аэростат ДКБА над 4-м блоком ЧАЭС

Пётр Петрович награждён орденом «Знак Почёта» (1988 г.), награждён
нагрудным знаком «Участник ликвидации последствий аварии ЧАЭС»  и медалями.

Пётр Петрович Дементьев руководил ДКБА 24 года, вплоть до своей смерти.                                                            Умер Пётр Петрович 27 января 2006 года.

По теме:

Малоизвестные авиаконструкторы советской авиации. Часть 1