Для профессионала, будь он ученым или инженером, передать любовь к своему делу, свои знания потомкам – это бесценная возможность. Профессиональные династии как социальный институт являются важной формой профессиональной преемственности. Можно сказать, что именно династии, семьи профессионалов, сохраняющие традиции, и создают историю.
Туполевы
Андрея Николаевича Туполева можно в полной мере назвать отцом-основателем современного авиастроения. Он создал более 100 типов самолетов, но не менее ценно другое его наследие – это целая плеяда видных авиаконструкторов и ученых, возглавивших самолетные КБ. Среди них и продолжатели династии Туполевых – сын Алексей Туполев, который после отца возглавил ОКБ, а также внук, тезка своего знаменитого деда, Андрей Туполев, занимающий сегодня должность советника генерального директора ПАО «Туполев».
Туполев А.А. и Туполев А.Н.
Наследие
Трудно переоценить вклад А.Н.Туполева в авиастроение. Самолёты-разведчики, истребители, бомбардировщики, транспортные, пассажирские, морские самолёты «вылетели» из стен КБ Туполева. 100 типов авиационных судов спроектировано, из них 70 запущено в серийное производство. Андрей Николаевич Туполев – не просто один из крупнейших учёных, доктор технических наук. Это выдающийся авиаконструктор, генерал-полковник инженерной службы.
Достижение Андрея Николаевича – это созданный коллектив. И коллектив, созданный не только на “Туполеве”. Это вся наша кооперация. И это создание такого коллектива в масштабе страны – это же очень важно для будущего. И создание внутри фирмы. Вот эта преемственность дала возможность во многом сохранить традиции фирмы. Потому что Алексей Андреевич вырос же с этими традициями. Эти традиции не просто были традиции семейные. Они были традиции создания сложной техники.
И поэтому они выжили. И они во многом дали нам возможность выжить в эти трудные 1990-е годы. Если бы не эти традиции, если бы не эта атмосфера фирмы, если бы не эта аура, не знаю, выжить было сложно. Когда по нескольку месяцев зарплаты не было. Тем не менее, выжили. И за счет работы, конечно, с иностранцами. Но главное, за счет чего выжили – это именно за счет той системы, которую создал дед, продолжал Алексей Андреевич, и надеюсь, что мы еще ее продолжаем все-таки и сегодня, и поэтому с оптимизмом смотрим в будущее.
Ну как, с 17 лет на фирме. Он был, конечно, фанат авиации, он был фанат фирмы. Для него фирма точно была абсолютно вторым домом. У нас всегда было…То есть, как правило, сразу строилось много самолетов. И, конечно, главный конструктор – центральная фигура на каждом самолете.
Он хозяин самолета. Если говорить о постройке дома, то он и архитектор, и прораб одновременно. А генеральный определял основные направления развития. И что строить вообще, и куда двигаться – это, конечно, принимал решение генеральный.
Туполев-сын внес немалый вклад в советскую авиационную отрасль. Его ключевой работой стал Ту-144, первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Также он участвовал в проектировании многоразового космического корабля «Буран». Туполеву-внуку авиастроительная карьера приглянулась не сразу – в детстве он хотел быть историком, но в итоге кровь взяла свое, и он тоже стал авиаконструктором.
Ильюшины
Еще одним конструктором, стоявшим у истоков отечественной авиации, был Сергей Владимирович Ильюшин, чье 130-летие отмечается в этом году. В послужном списке КБ его имени − более 120 типов самолетов различных типов и модификаций. Как и Туполев, Ильюшин воспитал целый ряд выдающихся специалистов в авиации, одним из которых стал и его сын – Владимир Сергеевич.
С.В. Ильюшин и В.С. Ильюшин
С.В. Ильюшин
В.С. Ильюшин
Ильюшин-младший хотя и связал свою жизнь с авиацией, но выбрал свой путь, отличный от отцовского, – стал летчиком-испытателем. Долгое время он первым поднимал в воздух машины КБ Сухого, был заместителем главного конструктора бюро. Интересно, что с личностью Владимира Ильюшина связана долгоживущая конспирологическая теория, что якобы именно он, а не Юрий Гагарин, был первым советским космонавтом, но полет прошел неудачно и поэтому был засекречен.
По теме:
Крылатая династия Дементьевых
Член КПСС с 1938 года, депутат ВС СССР с 1954 по 1977 годы. C 1956 по 1976 годы избирался членом ЦК КПСС.Трудовую деятельность начал рабочим с 15 лет, закончил профтехучилище.
В 1927 году поступил в Московский механический институт им. М.В. Ломоносова. В 1929 году был переведён для продолжения учёбы в Военно-воздушную академию им. Профессора Н.Е. Жуковского, которую успешно закончил в 1931 году.
С тех пор вся жизнь и деятельность Петра Васильевича связаны с авиапромом: начальник отдела НИИ ГВФ, а с 1934 года начальник цеха, главный инженер, директор Московского авиационного завода № 81 (Государственного авиационного завода № 1).
В начале 1941 года был назначен первым заместителем наркома авиационной промышленности, впоследствии председателем ГКАТ. А с 1953 года до последних дней жизни (14 мая 1977 года) был Министром авиационной промышленности СССР. В связи с преобразованием Минавиапрома СССР, Пётр Васильевичвременно, с 1963 года по 1965 год был председателем Государственного комитета по авиационной технике СССР.
Под руководством Петра Васильевичаавиационная промышленность после войны перешла на мирные рельсы, было освоено производство реактивной авиации и налажен серийный выпуск гражданской авиационной техники.
Авторитет Петра Васильевича в авиапроме все 24 года (когда он был руководителем отрасли) был практически безграничным и непререкаемым.Был случай, когда задание на создание нового гражданского самолёта он написал и подписался вместе с Б.П. Бугаевымна салфетке во время одного из совместных полетов, когда под рукой не оказалось писчей бумаги.
Задание Г.В. Новожилову за подписью П.В. Дементьева и Б.П. Бугаева 1972 год | Кутахов, Косыгин, Дементьев, Брежнев, Гречко, Подгорный, Ильюшин, Кубинка 1971 год | П.В. Дементьев 1973 год | Вручение второй медали Героя Соцтруда 1977 год |
Генерал-полковник-инженер, дважды Герой Социалистического Труда, награждён девятью орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Суворова II степени и Кутузова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями. Лауреат Государственной премии.
Скончался П. В. Дементьев 14 мая 1977 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Дементьев Генадий Петрович
Отец – Министр авиационной промышленности СССР Дементьев Пётр Васильевич. После окончания в 1957 году Ленинградской Краснознамённой Военно-Воздушной академии имени А.М. Можайского работал инженером-конструктором на Московском машиностроительном заводе «Зенит» имени А.И. Микояна.С 1958 года по 1967 год был сначала аспирантом, а затем преподавателем МАИим.Серго Орджоникидзе.
Орбитальный самолёт “Спираль” | Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 | МКС “Энергия – Буран“ |
С 1974 года Геннадий Петрович работал в КБ «Молния» заместителем главного конструктора, а с 1976 года он первый заместитель генерального директора, главный конструктор НПО «Молния». Вплоть до самой смерти 18 августа 1996 года, он работал под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского над созданием орбитального корабля Многоразовой космической системы «Буран» (ОК МКС «Буран») и других образцов авиационно-космической тематики.
Геннадий Петрович, непосредственно руководил комплексом работ по созданию экспериментально-стендовой базы и экспериментальной отработке бортовых систем и элементов ОК «Буран». Обеспечивал координацию работ НПО «Молния» и предприятий отраслевой кооперации.
С.Г. Арутюнов (директор ТМЗ), Г.П. Дементьев 1987 год | Г.П. Дементьев, А.В. Болбот (МАП СССР), Г.Е. Лозино-Лозинский | Свидетельство создателя ОК “Буран“ | Г.П. Дементьев и Р.С. Король – 12ГУ МАП (справа) на международных переговорах | Г.П. Дементьев, 1995 год |
Геннадий Петрович – лауреат Государственной премии (1976 г.), Герой Социалистического Труда (1990 г.), награждён орденами Знак Почёта (1971 г.) и Трудового красного знамени (1981 г.), многими медалями.
Умер Геннадий Петрович 18 августа 1996 года.
Дементьев Пётр Петрович
ДКБА в то время занималось конструированием и производством опытных образцов авиационных пассажирских кресел и кресел для пилотов, разработкой свободных и привязных аэростатов, дирижаблестроением и системами пожарной сигнализации.
Под руководством Петра Петровича Дементьева в ДКБА были разработаны и изготовлены кресла и элементы интерьера кабины орбитального корабля “Буран”.
В апреле и мае 1986 года Петр Петрович руководил работами ДКБА по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с помощью привязных аэростатов и дирижаблей.
С помощью радиоуправляемых аэростатов и дирижаблей засыпали реагентами разрушенный реактор 4-го блока ЧАЭС.
Дементьев П.П., главный конструктор ДКБА,1982 год | Аэростат ДКБА над 4-м блоком ЧАЭС | Аэростат ДКБА над 4-м блоком ЧАЭС | Аэростат ДКБА над 4-м блоком ЧАЭС |
Пётр Петрович награждён орденом «Знак Почёта» (1988 г.), награждён
нагрудным знаком «Участник ликвидации последствий аварии ЧАЭС» и медалями.
Пётр Петрович Дементьев руководил ДКБА 24 года, вплоть до своей смерти. Умер Пётр Петрович 27 января 2006 года.