Ещё совсем недавно российский двигатель ПД-14 обсуждался в контексте «сможет ли он сдвинуть американца с крыла МС-21». Западные «партнёры» не стали дожидаться ответа и самоустранились. А двигатель PW1400G, разработанный компанией Pratt&Whitney специально для проекта МС-21, снесло с крыла набегающим потоком евро-американских амбиций, которые мы сейчас наблюдаем.
Как сейчас обстоят дела с испытаниями и серийным производством ПД-14
В условиях глобального разделения труда ни одна страна, а если мы говорим про авиацию и авиадвигателестроение, не ставит перед собой цель производить все составляющие только на своей территории. Но в условиях санкционного давления российская программа импортозамещения в авиаотрасли направлена на 100% замену импортных компонентов, а для её реализации необходимо время.
- Двигатели – PRATT&WITTNEY (США),
- Мотогондолы двигателей PW1400G – SHORT BROTHERS (Ирландия),
- Часть авионики – ROCKWELL COLLINS (США),
- ВСУ – HAMILTON STUNDSTRAND (США),
- Антиобледенительная система – HAMILTON STUNDSTRAND (США),
- Топливная система – INTERTECHNIQUE (Франция),
- Кислородная система – INTERTECHNIQUE (Франция),
- Система нейтрального газа – INTERTECHNIQUE (Франция),
- Гидравлическая система – EATON (США)
И это очень и очень здорово – большой молодец тот, кто принял решение о его разработке, несмотря на то, что основная ставка делалась на американский Pratt&Wittney PW1400G. Самолет с этим двигателем уже благополучно летает. Что касается остальных систем – ситуация аналогична SSJ-100.
- Двигатели – SNECMA (Франция),
- Авионика —THALES (Франция),
- Система управления и жизнеобеспечения — LIEBHERR (Германия),
- Шасси —SAFRAN (Франция),
- Топливная система —INTERTECHNIQUE (Франция),
- Гидравлика — PARKER (США),
- Интерьер и кислородная система — B/E AEROSPACE(США),
- Противопожарная система — AUTRONICS (США),
- Кресла экипажа — IPECO (Великобритания),
- Система электроснабжения — HAMILTON SUNDSTRAND (США).
Современный авиационный двигатель создаётся в полтора-два раза дольше самолёта. Отечественный двигатель ПД-14 начал разрабатываться в 2008 году. Для инновационного продукта должен быть подготовлен соответствующий опережающий научно-технический задел. В середине 2000-х в рамках ОКР по программе ПД-14 многие технологии создавались заново, о чём говорилось на Международной конференции по двигателестроению в ЦИАМ в мае 2021 года.
- Первый полёт в мае 2017 года МС-21 совершил на американских двигателях.
- ПД-14 получил сертификат типа полтора года спустя – в октябре 2018-го, а среднемагистральный МС-21-310 (борт 73055) с отечественными двигателями поднялся в небо в декабре 2020 года.
- В конце марта-2022 крыло, изготовленное из российских композитов, прошло климатикопрочностные испытания в ЦАГИ.
- Сейчас опытный самолёт 73055 с двигателем ПД-14 проходит лётные сертификационные испытания в Жуковском.
Борт 73055 оснащён двигателями ПД-14, иностранной авионикой и крылом из иностранных ПКМ. В полётах выполняются горячие и холодные запуски двигателей, а также запуски после длительного охлаждения. Ведущий инженер по лётным испытаниям МС-21 Павел Сокут рассказал, что в полётах последовательно выполняется серия различных запусков как левого, так и правого двигателя, причём различными способами. «Программа испытаний подразумевает охлаждение двигателя перед штатным выключением, потом охлаждение перед запуском», – пояснил специалист по завершении одного из испытательных полётов.
Как рассказал в интервью каналу «Россия 24» генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, задача ОАК – интенсифицировать программу испытаний. Запланировано большое количество полётов МС-21-310, для чего выделено два самолёта – 73055 и 73051. «Мы надеемся, что сейчас под те сроки, которые мы поставили, мы вместе с коллегами двигателистами максимально сожмём программу и получим одобрение сертификата типа с новым двигателем в максимально сжатые сроки», – заявил Юрий Слюсарь.
Он пояснил, что необходимо быть готовыми к высокосерийному производству самолётов, для чего требуются инвестиции в техническое перевооружение, наём персонала, и здесь ОАК идёт по пути привлечения масштабных инвестиций.
«Роль государства будет в компенсации части процентных ставок по кредитам, которые будут привлекаться на эти цели. Кредиты достаточно значительные, поэтому мы рассчитываем на помощь государства», – сказал гендиректор ОАК.
Новые российские двигатели ПД-14 производятся в широкой кооперации предприятий ОДК, где головным производителем является «ОДК-Пермские моторы». Здесь производится газогенератор, проходит финальная сборка и испытания двигателя. Узлы компрессора низкого давления изготавливает рыбинское «ОДК-Сатурн». Турбину низкого давления и лопатки вентилятора – «ОДК-УМПО» в Уфе, коробку приводов и центральный привод – производственный комплекс «Салют» в Москве, реверсивное устройство – пермский «Машиностроитель». Порядка 120 предприятий России являются поставщиками комплектующих для изготовления нового двигателя.
ПД-14 имеет высокую степень готовности для коммерческой эксплуатации в составе самолёта МС-21. На текущий момент уже есть предварительные заказы на силовые установки. Чтобы вывести двигатель на рынок и выйти на серийность его производства, необходима господдержка.
Как отметил на совещании по авиационному двигателестроению 9 декабря 2021 года глава ОДК Александр Артюхов, в числе ключевых задач, требующих решения на государственном уровне, – подготовка серийного производства, создание системы послепродажного обслуживания ПД-14 и поддержка продаж на начальных этапах. Александр Артюхов пояснил, что имеющаяся серийность позволит обеспечить объёмы поставок, обусловленные текущими предварительными договоренностями с корпорацией «Иркут» и авиакомпаниями «Аэрофлот» и Red Wings. Это, а также имеющийся портфель заказов требуют принятия решения для увеличения производства и организации стартовой системы послепродажного обслуживания.
Модернизация производства и обновление станочного парка на «ОДК-ПМ» пройдёт в ближайшие несколько лет. Уже совсем скоро начнётся поставка примерно 200 единиц станков, которые позволят нарастить производственные возможности предприятия. Затем будет приобретено ещё около 200 станков.
В рамках программы создания перспективного двигателя ПД-14 было собрано два демонстрационных образца и 11 двигателей для инженерных испытаний. Сейчас два двигателя установлены на самолёте МС-21-310 (73055), ещё два – предназначены для ремоторизации первого опытного МС-21-300 (73051), которая продолжается в Иркутске. Также изготовлены резервные двигатели для проведения лётных испытаний.