До 2030 года Авиапром должен построить более 1000 ВС

Авиастроение для России – почти религия. Мы очень долго гордились (и гордимся!) нашей авиацией, начиная от Уточкина, Нестерова, Чкалова, Громова… Дальше можно привести сотни и тысячи имён героев, вспомнить десятки генеральных и сотни ведущих конструкторов авиационной техники. Но уходящий год привнёс в обращение новое слово – «самолётопад». Что было, то было. Количество авиапроисшествий и катастроф настораживает, что-то в хозяйстве не ладится. То ли подготовка пилотов просела, то ли техника и её обслуживание подводят? Или и то и другое?



Но главное в другом – на авиатрассы по-прежнему не выходят воздушные суда с отечественной родословной. «Суперджет» не в счёт, ему ещё предстоит пройти очищение импортозамещением от импортных комплектующих. Правда, министр Денис Мантуров в итоговом докладе на Правительственном часе в Госдуме был крайне оптимистичен. «АН» попробуют рассмотреть ситуацию со всех сторон:

МС-21 с отечественным крылом

Это в самом деле успех! Можно поздравить и «Росатом», и «Ростех», и ОАК. Заменить санкционные композиционные материалы крыла и хвостового оперения на отечественные за очень короткий срок – в условиях современной бюрократической тормознутости – почти подвиг. И успеть поднять самолёт в декабре 2021-го, как обещали, – это, несомненно, долж­но служить демонстрацией сил и умений управленческой вертикали в промышленности.

МС-21 претендует на ту же коммерческую нишу, что и последние версии хорошо известных Boeing-737 MAX и Airbus A320neo. Но дело в том, что эти самолёты есть, поставляются заказчикам и летают. А МС-21 обещали передать в эксплуатацию в 2017-м. Генеральный директор корпорации «Иркут» Андрей Богинский, он до недавнего времени возглавлял «Вертолёты России», поделился планами: «Во второй половине 2022 года мы планируем начать поставку самолётов МС-21-300 первому эксплуатанту – авиакомпании «Россия», которая входит в группу «Аэрофлот». Все серийные воздушные суда будут оснащены крылом из российских композитов».

Самолёт и в самом деле должен бы отнять у американских и европейских «дуополистов» кусок рынка – это всё же не бесконечная модернизация лайнеров из 60-х годов прошлого века, а сделанное с нуля воздушное судно. Не зря же его создатели постоянно подчёркивают, что в МС-21 самый широкий фюзеляж в классе, он позволяет пассажиру спокойно расходиться с тележками бортпроводников в проходе между рядами, огромные иллюминаторы.

Сейчас Минпромторг в компании с «Ростехом» прилагает фантастические усилия для сертификации МС-21-300 с американскими двигателями Pratt & Whitney PW1431G. Надо сказать, «мыльная опера» с сертификацией самолёта продолжается уже четыре года. Но оптимизм министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова на Правительственном часе зашкаливает:

– Знаковым событием для отрасли в уходящем году стало утверждение программы государственного гражданского заказа. До 2030 года наши предприятия должны построить более тысячи воздушных судов.

Помимо магистральных МС‑21, который должен попасть в авиакомпании в наступающем году, Мантуров объявил, что в 2023 году на регулярные рейсы встанут турбовинтовые лайнеры Ил‑114‑300, в 2025 году – самолёты ТВРС-44 Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Последние два типа призваны заменить древние Ан-24 и Ан-26 на региональных трассах. А вот здесь появляются сомнения, особенно у тех, кто знаком с реальным состоянием проекта лайнера Ил-114.

Что происходит в нашем славном авиапроме?

Региональные авиакомпании ждут чуда

И продолжают возить пассажиров на полувековых Ан-24 и Ан-26. Или на иномарках, которые, скажем мягко, не совсем соответствуют по характеристикам прочности конструкции и шасси аэродромам российской глубинки – Севера, Сибири и Дальнего Востока. Просто у перевозчиков нет выбора. Например, турбовинтовые франко-итальянские регионалы ATR-42 или ATR-72 – самолёты в целом неплохие, экономически выгодные, комфорт пассажирам обеспечивают. Но проектировали их для «паркетной» эксплуатации на линиях в Европе, где образцово-показательные взлётно-посадочные полосы, или в США. В Азии и на Африканском континенте про регулярный переход температур через «ноль» и вечную мерзлоту не слышали. Да и по дальности с полной загрузкой это самолёты не выдающиеся – 1500 километров. У ATR-72 с 74 пассажирами на борту и того меньше – 1300 км. У Ил-114 дальность с максимальной загрузкой – почти 2000 км.

Теперь представим элементарную ситуацию – надо совершить рейс под тысячу вёрст на аэродром с грунтовой взлётно-посадочной полосой без дозаправки. Ан-24? Их почти уже нет. А Ил-114 пока светится в «обещалках» министра. Первая машина (сделана в 1994 году, но приведена по авионике и ряду агрегатов к облику 2021 года) сейчас стоит в ангаре в Жуковском после августовской катастрофы Ил-112. Вторая в состоянии полуфабриката на авиазаводе РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах. Двигатели у «Илов» практически одинаковые – ТВ7‑117СТ. Отказывают и горят.

Но мотористы из Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) не унывают. Предпринимают все меры с участием создателей ТВ7-117СТ из «Климова», «Ростеха» и при молчаливой и соглашательской позиции ОАК, чтобы вину за катастрофу свалить на «Ильюшин». По дальнейшей работе ничего не предлагают, кроме замены «новейшего» ТВ7-117СТ на ТВ7‑117СМ. «СМ» получил сертификат типа в 2002 году. Но, по мнению источников «АН» в отрасли, «хрен редьки не слаще». Сейчас у Научно-производственного предприятия «Радар-ммс» летает единственный самолёт Ил-114ЛЛ (летающая лаборатория) с этими двигателями. Отказов у них тоже хватает. Выход есть, «АН» об этом писали, – есть задел в Самаре, двигатель можно поставить на крыло через год (заодно сэкономить на доводке ТВ7-117), он более мощный, замечательно подойдёт и военно-транспортному Ил-112.

Полное впечатление, что тихой сапой пытаются угробить Ил-114 и Ил-112, а авиакомпаниям будет предложено ждать обещанный турбовинтовой региональный самолёт ТВРС-44 от УЗГА. Кстати, двигатель на нём запланирован тот же, что уже вызывает вопросы.

Региональный ТВРС-44: пойдёт в серию – через четыре года

А пока господа из Минпромторга и ОДК фактически оставляют страну сразу без двух самолётов – пассажирского (и не только – патрульного, противолодочного и т.д.) Ил-114 и военно-транспортного Ил-112В. Так с каким двигателем в 2023 году, как обещает министр Мантуров, всё-таки пойдёт в авиакомпании Ил‑114? Или опять перенесут сроки вправо? Как раз к десятилетию восстановления программы производства этого лайнера в России. Заметим – по личному указанию президента В. Путина. И в истории с региональными лайнерами итоги года выглядят удручающими. А Минобороны, Военно-промышленная комиссия по программе Ил-112В пусть давят на Минпромторг, ОАК, ОДК – чей административный ресурс окажется выше, такой самолёт и получится.

Вертолёты из прошлого века

Уже писали и не раз – где новые вертолёты? Где скоростные вертолёты? Конструкторы «Камова» давным-давно показывали модели вертолётов, достойных XXI века. «Вертолёты России» (ВР) плавно теряют заказчиков, невозможно бесконечно предлагать очередную реинкарнацию великолепной «восьмёрки» – Ми‑8. Первый полёт Ми‑8 состоялся, страшно подумать, в июне 1961 года. Больше 60 лет назад. Эта гениальная машина создана не менее гениальным конструктором Михаилом Леонтьевичем Милем. Но возникла неприятная для ВР тенденция – мировой парк «восьмёрок» плавно сокращается.

Вот как трубят о победах Минпромторг и «Вертолёты России»:

«Большое событие для вертолётостроения! Первый полёт совершил многоцелевой вертолёт Ми-171А3.Полёт в режиме висения прошёл в НЦВ «Миля и Камова» и длился 15 минут. Экипаж в составе старшего лётчика-испытателя Героя России Александра Климова и лётчика-испытателя кавалера ордена Мужества Владимира Кутанина выполнил серию коротких вертикальных маневров, а также развороты и перемещение вертолёта во все стороны на различных скоростях. Всё прошло в штатном режиме. Машина предназначена для выполнения офшорных операций и обслуживания морских буровых платформ. Вертолёт построен в рекордно короткие сроки. Контракт на его разработку заключён в 2020 году (разработку начали в 2018 году. – Прим. ред.). Новейший вертолёт в полной мере соответствует стандартам IOGP (Международная ассоциация производителей нефти и газа) и отвечает повышенным требованиям по обеспечению безопасности полётов над водной поверхностью».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - ГВх486.jpg

Новейший Ми-171А3 – в основе классический Ми-8АМТ. Отличная машина. Выпускается уже три десятилетия. Новый тип наверняка отличается продвинутым радиоэлектронным оборудованием, красивый и надёжный аппарат с надёжными двигателями. Но есть один существенный момент – рынок именно таких вертолётов оценивается в сотню машин. И опять возникает вопрос: сколько можно эксплуатировать советское наследие?

По теме: Туманные планы «Вертолетов России»

Боевой вертолет Ми-28НЭ «Ночной охотник» был впервые представлен на авиакосмическом салоне Dubai Airshow 2021. Фото РИА Новости

Авансы и реалии отечественного вертолетостроения

В России всегда любили все красивое: природу, дома, женщин, самолеты, поезда и пароходы. Даже самая большая площадь в столице нашей Родины – Москве называется Красной или красивой. Однако в погоне за красотой русские люди, особенно отечественные чиновники, во все времена очень частенько прибегали к суррогату прекрасного, а именно к показухе. Стоит только вспомнить «потемкинские деревни», в которых вместо настоящих изб одной российской императрице показали только красочно раскрашенные фасады.

Благость настоящего

По утверждению руководителей «Вертолетов России» («ВР»), в настоящее время более 8000 вертолетов российского производства эксплуатируется более чем в 100 странах мира. Холдинг «ВР» занимает 90% российского рынка вертолетов, в мировых продажах на долю компании приходится 10%.

Предприятия «ВР»выпустили 22% мирового парка вертолетов военного назначения, при этом продукция холдинга занимает 32% мирового парка боевых и 42% средних военно-транспортных вертолетов. В мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга «Вертолеты России» составляет 49% среди тяжелых вертолетов и 65% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 т).

В свою очередь, вертолеты марки «Ми» составляют 98% от всего национального производства вертолетов. Свыше семи тысяч из них поставлены на экспорт во все регионы мира, и в настоящее время трудно найти страну, где бы не знали «милевских рабочих лошадок».

А что же в этом свете представила Россия на недавнем Dubai Airshow 2021? По словам генерального директора корпорации «Ростех» Сергея Чемезова, на этой выставке были продемонстрированы сразу шесть натурных образцов вертолетной техники. Впервые были показаны ударные вертолеты Ми-28НЭ и Ка-52, многоцелевая машина Ми-171А2 и легкий вертолет Ка-226Т «Альпинист». Чем же они так интересны? Наверное, тем, что были произведены в прошлом столетии и являются не новыми вертолетами, а глубоко модернизированными машинами.

Доклад окончен

8 ноября 2021 года экс-глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский на встрече с президентом Владимиром Путиным с гордостью заявил, что холдинг до 2025 года произведет более 1100 вертолетов. Какие? В основном модернизированные и проекты на бумаге.

Например, Андрей Богинский отметил вертолет Ми-171А3. Его особенность в том, что это специальный вертолет, который создается для полетов над водными поверхностями, на морские буровые платформы. Это глубокая модернизация Ми-171, который, в свою очередь, является модификацией вертолета Ми-8АМТ. А последний производится уже более 30 лет. Что будет с Ми-171А3, неизвестно, поскольку он в 2021 году проходит только испытания… далее читать заголовки:

  • Гладко было на бумаге…
  • С мира по нитке…

А что у них?

Вот что сообщает деловой авиационный портал АТО.RU:

Американский экраноплан на электротяге получил реального заказчика. Southern Airways Express внесла многомиллионный невозвращаемый депозит за новый вид регионального транспортного средства разработки Regent Craft, надводного глайдера-экраноплана с электродвигателем. Эти транспортные средства, объединяющие в себе свойства судна и летательного аппарата, будут использоваться для полётов на маршрутах, проходящих над водой вдоль береговых линий восточного побережья США, соединяя такие города, как Бостон, Нантакет, Палм-Бич, Майами и другие. По информации «АН», экраноплан будет иметь дальность до 600 километров и развивать скорость около 300 км/ч.

Подробнее: Regent Craft

И новость о том, что и в авиации мамонты тоже вымирают. Авиакомпании Emirates из ОАЭ из Гамбурга отправлен последний построенный гигант Airbus A380, гордость авиастроителей объединённой Европы. Воздушный лайнер, способный взять на борт и поднять в небо до 853 пассажиров, окончательно вычеркнут из производственной гаммы. Надо отметить, в Emirates летают 118 суперлайнеров А380! Причина остановки производства банальна – человек-пассажир не желает лететь от крупного хаба к хабу, а потом пересаживаться на другие рейсы. Он хочет лететь напрямую, без стыковок и пересадок. Но обеспечить загрузку огромных двухпалубных самолётов на рейсах, допустим, Москва (Шереметьево) – Прага практически невозможно.

По теме:

Поставить авиакомпаниям России 1000 самолётов до 2030 года

One thought on “До 2030 года Авиапром должен построить более 1000 ВС

  1. Мнение: Эти “сказки” мы слышим с 2006г. с момента образования ОАК и её вливание в Ростех…

Comments are closed.