Блок №15, важных новостей ОАК отечественной авиации

В Правительстве не исключают наращивание выпуска лайнеров Ту-214 и Ил-96-300

Заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов посетил в Ульяновске филиал ПАО «Ил» – «Авиастар-СП» и проинспектировал на лётно-испытательной станции наземные испытания тяжёлого транспортного самолёта Ил-76МД-90А, построенного в интересах Министерства обороны РФ.



В гражданском сегменте российского авиапрома ситуация более сложная, поскольку проекты SSJ100 и МС-21 изначально начинались в широкой международной кооперации. Последние несколько лет авиапром развернул программы импортозамещения. Касаясь санкционной войны против гражданской авиации России вице-премьер сообщил, что на данный момент производство самолётов идёт в штатном режиме.

«Ключевая задача – сдвинуть реализацию этих программ на более ранние сроки, – заявил Юрий Борисов. – Над этим активно работает вся кооперация, включая двигателистов, прибористов и так далее. Никакой паузы в работе предприятий нет и не будет. Все продолжают работу. Ещё раз подчеркну, мы форсируем реализацию наших флагманских проектов МС-21 и SSJ-100».

Также вице-премьер напомнил, что в стране серийно выпускаются такие пассажирские самолёты, как Ил-96 и Ту-214.

«Сегодня они выпускаются малой серией для спецзаказчиков. Мы с коллегами из транспортного блока завершаем анализ потребности и первоочередных мер. Исходя из той картины, которую мы получим, возможно, задействуем резерв по дополнительному производству этих самолётов тоже», — заявил Юрий Борисов, слова которого приводит пресс-служба Кабмина.

Самолёты Ту-204/214 и Ил-96 советской и раннероссийской разработки надёжны, но, как заявили в Минпромторге РФ, не эффективны. «Они производились и продолжают производиться для спецзаказчиков. Поскольку доминирующим критерием рынка авиаперевозок до начала санкционной борьбы западных стран с нашей авиаотраслью, была стоимость эксплуатации, эти машины, созданные в свое время в другой парадигме: прежде всего, надёжность, а стоимость эксплуатации потом – не находили себе на нём места», — отмечается в телеграм-канале Минпромторга РФ.

Но сегодня ситуация изменилась, она не имеет прецедентов. Исходя из чего, в Правительстве может быть принято решение нарастить выпуск этих лайнеров.

Минпромторг рассказал, почему не выпускаются «Тушки» и «Илы»

Телеграм-канал Минпромторга РФ рассказал, почему в развитии гражданской авиации ставка делается на «Суперджет» и МС-21, тогда как в истории нашей страны были «Ту» и «Илы».

Гражданские самолёты, которые чаще всего вспоминают в комментариях подписчики канала, можно для простоты разделить на три категории.

1. Советские, давно снятые с производства: Ту-154, Ил-86 и т.д. Это бесспорно хорошие машины для своего времени, но, увы, они не отвечают современным требованиям.

2. Позднесоветской/раннероссийской разработки: Ту-204/214, Ил-96 и т.д. Эти самолёты действительно надёжны. Но не эффективны. Они производились и продолжают производиться, но для спецзаказчиков. Поскольку доминирующим критерием рынка авиаперевозок до начала санкционной борьбы западных стран с нашей авиаотраслью, была стоимость эксплуатации, эти машины, созданные в свое время в другой парадигме: прежде всего, надёжность, а стоимость эксплуатации потом – не находили себе на нём места.

Да, они делались в широкой международной кооперации, как, впрочем, любые современные самолёты. Сейчас мы работаем над тем, чтобы сделать их полностью российскими.

«Суперджет 100» производится серийно, сейчас в эксплуатации порядка 150 судов, они составляют основу регионального реактивного флота страны.

Несколько лет назад была запущена программа импортозамещения «Суперджет 100» и МС-21. Наша ключевая задача – максимально сжать сроки выполнения этих программ, чтобы получить самолёты в российском облике и запустить их в серию.

Сейчас мы в тесном взаимодействии с Минтрансом и авиакомпаниями работаем над оперативным планом действий, чтобы обеспечить устойчивое функционирование авиатранспортной системы страны.

Сегодня ситуация изменилась. Она не имеет прецедентов.

3. Новые российские разработки: «Суперджет 100», МС-21 и т.д. Они создаются как раз под требования потенциальных эксплуатантов, не только с учётом самых современных и безопасных технологий, но и в соответствии с требованиями высокой экономической эффективности. И на сегодняшний день только они являются прямыми конкурентами иностранным воздушным судам.

Объявлен тендер на испытания самолёта SSJ-New

Минпромторг РФ объявил тендер на подготовку и проведение в 2022-2023 годах наземных и лётных испытаний по программе самолёта SSJ-New в модификации с максимальным импортозамещением, отметив, что эта работа особенно актуальна с учётом долгосрочного прогноза международной политической обстановки. Тендер размещён на портале госзакупок.

Объектом объявленного конкурса являются научно-исследовательские и конструкторские работы по подготовке, обеспечению и проведению испытаний по программе «Суперджет» в модификации с максимальным импортозамещением компонентов и систем под шифром «SSJ-New-Испытания». Начальная (максимальная) цена контракта заявлена в 15,6 миллиарда рублей. Подрядчик будет определён 4 апреля 2022 года.

«Программа Sukhoi Superjet 100 (RRJ-95), в рамках которой в период с 2002 по 2011 годы был создан и успешно запущен в серийное производство российский ближнемагистральный реактивный самолет RRJ-95, является важной компонентой обеспечения транспортного суверенитета России за счет развития сети авиаперевозок по маршрутам с низкой интенсивностью пассажиропотоков, характерных для большинства регионов страны», – говорится в материалах закупки.

Отмечается, что для развития этой компоненты, а также укрепления в долгосрочной перспективе позиций российского авиастроения в мировой авиаиндустрии, с учётом долгосрочного прогноза международной политической обстановки, семейство самолётов RRJ-95 планируется расширить путём создания модификации ближнемагистрального самолёта с максимальным замещением импортных изделий на отечественные – программа создания SSJ-New.

К настоящему времени завершены работы по выпуску рабочей конструкторской документации на планер самолёта RRJ-95NEW-100, выполняются опытно-конструкторские работы по разработке систем самолёта, начато изготовление составных частей планера опытных ВС.

«В 2022-2023 годах планируется выполнить работы по подготовке стендовой базы, проведению испытаний агрегатов планера и его систем, изготовлению опытных воздушных судов RRJ-95NEW-100», – говорится в тендерной документации.

Важными результатами выполняемых работ должны стать максимальное снижение доли импортных и соответствующее увеличение состава отечественных систем и комплектующих самолёта RRJ-95, подчёркивает Минпромторг.

Срок завершения работ в рамках госконтракта – 15 ноября 2023 года.