Яковлев Як-242 (МС-21) – надежда авиапрома

Ситуация в гражданской авиации коренным образом изменилась в 80-х годах прошлого века, с увеличением воздушных перевозок, рост прибыли от производства именно гражданских воздушных судов стал основным источником финансовых поступлений в авиастроительную отрасль и они стали гарантом стабильного прогресса. 

  • А пока наша страна переживала изматывающую перестройку и развал Советского Союза с последующим финансовым и политическим кризисом, упадок всей промышленности предопределил и развал авиационной отрасли. В такое время лучше всех адаптировались на мировом рынке два монстра авиапромышленности – европейский Airbus штатовский Boeing. Эти гиганты авиаиндустрии буквально заполонили весь мир своей продукцией в самой востребованной нише среднемагистральных лайнеров.

Но такое положение как раз и даёт шанс прорыва в этом сегменте рынка российскому пассажирскому самолёту МС-21, поскольку на эти самолёты стоит очередь на много лет вперёд и новым авиакомпаниям, желающим закупать современные и новые машины, а не бывшие в употреблении, остаётся небольшой выбор – закупать перспективный МС-21 или стоять в очереди более десятка лет.

  • Изначально этот проект носил индекс Як-242, но потом получил нетрадиционное и даже вызывающее обозначение МС-21, что расшифровывалось как магистральный самолёт XXI века. Объясняется всё очень просто – исторически до 21 века именно военные разработки в авиации воплощали самые передовые идеи и технологии, которые впоследствии интегрировались в проекты гражданской авиации.

ЯК-242 (МС-21) является проектным аппаратом российского среднемагистрального самолета для перевозки пассажиров на ближние дистанции. Эксплуатационное использование планировалось на начало 2016 года, а в серийное производство аппарат должен поступить в 2017 годуОсновным конкурентом данного лайнера является самолет китайского производства С919.

Коротко об истории лайнера

Программой проектирования и изготовления данного самолета занимается конструкторское бюро Яковлева совместно с компанией «Иркут». При начальных этапах проектирования было участие также ОКБ Ильюшина, но в начале 2008 года оно покинуло проект. ЦАГИ осенью 2010 года провел тестирование двигателей и воздухозаборников, которые планируют установить на данный пассажирский лайнер.
Данные тесты дали возможность проработать режимы безопасности работы силовой установки. В итоге ЦАГИ разработал целый комплекс рекомендаций для конструкторов самолета Як-242 (МС-21).

  • Сборка первого полноценного самолета МС-21 была начата зимой 2014 года на авиазаводе в городе Иркутске. Летом этого же года в ЦАГИ были проведены испытания крупномасштабной модели. По официальным данным первый полет нового пассажирского лайнера был запланирован на апрель 2016 года.

В планах производителей осуществить серийный выпуск данных машин в количестве 72 экземпляров в год. Корпорация «Иркут» планирует изготовлять данную модель пассажирского самолета на протяжении пяти лет. На сегодняшний день просматривается горизонт поставок до 2023 года. По расчетам изготовителей данный проект начнет себя окупать только с 350-ой машины. Изготовление деталей и агрегатов производится одновременно на нескольких заводах, но окончательная сборка − на иркутском заводе.

Выкатка первого в постсоветской России пассажирского лайнера МС-21.

На пассажирском лайнере МС-21 внедрили такие прогрессивные технологии и разработки, которых до сих пор нет даже на Су-57. Отечественная машина имеет экологические двигатели, великолепные аэродинамические характеристики.

Чем же наш лайнер может быть интересен зарубежным покупателям?

МС-21 относится к классу узкофюзеляжных самолётов, и он отличается от воздушных судов большой вместимости одним проходом между рядами кресел, но каких-то аэродинамических ограничений по ширине фюзеляжа нет и российский лайнер изготовили изначально с диаметром фюзеляжа 4.06 м.

В отечественном самолёте проход получился шире и ширина кресел 19 дюймов, а в А320 – 18 дюймов, в Boeing 737 ещё уже – всего 17 дюймов. Комфорт для пассажиров стал на уровне широкофюзеляжных лайнеров, что невозможно для узкофюзеляжных Boeing и Airbus, поскольку производители и рады бы сделать фюзеляж шире, но когда машины производятся массово, сменить оснастку – означает пойти на огромные финансовые вложения. Ещё одно преимущество широкого прохода российского МС-21 – это сокращение времени на посадке и высадке пассажиров на 20%, что означает уменьшение времени простоя его на земле и соответственно меньшими аэропортовыми сборами.

Наш отечественный пассажирский лайнер состоит лишь на 40% из иностранных комплектующих, и доля их со временем уменьшается, производят самолёт на заводе в Иркутске и поэтому цена МС-21 находится в пределах 72-85 млн долларов. Привлекательна для зарубежных покупателей и возможность установки на лайнер американских двигателей PW1400G или российских моторов ПД-14, а с отечественной силовой установкой самолёт станет более интересен по стоимости для российских госструктур.

  • Но более важное достоинство МС-21 – это технология изготовления чёрного крыла, поставившая нас не только на уровень мировых держав, но несколько приподнявшая российскую авиационную отрасль над конкурентами. Композиты – материал XXI века и надо отдать должное нашим учёным и инженерам, разработавшим и внедрившим метод вакуумной инфузии при изготовлении длинномерных конструкций из композиционных материалов.

Чёрное крыло российского лайнера.

Это российское ноу-хау, где всё выполнятся автоматами и выкладка угле ткани, и фрезерование, и контроль. Но, только печь немецкая, а остальное из Франции и Испании, российского ничего пока нет, надеемся лишь пока. Композиты материалы, отличающиеся от металла более высокой прочностью при малом весе, что особенно ценится в авиационной отрасли.

При всех имеющихся преимуществах, сможем ли создать достойную конкуренцию Boeing и Airbus, ведь эти компании обладают сервисными центрами по всей планете, сможем ли мы решить проблемы сервиса так же как технические, поскольку воздушное судно обязано перевозить пассажиров, а не стоять в ангаре в ожидании запчастей.

  • Число стран с собственной авиационной промышленностью невелико, в производстве отечественного лайнера заняты более 70 предприятий, а это сотни тысяч рабочих мест, на которых трудятся люди, создающие уникальные технологии и выпадать из числа таких стран довольно неразумно.

Лётно-технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 38,25 м
  • Высота: 12,55 м
  • Размах крыла: 36,25 м
  • Площадь крыла: 120 м²
  • Масса взлётная: 64 600 кг
  • Масса снаряжённого самолет: 38 400 кг
  • Максимальная коммерческая нагрузка: 18 000 кг
  • Двигатели: 2 х ПС-90А12 12000 кгс
  • Пассажировместимость: 156- 162 чел.
  • Крейсерская скорость: 800-850 км/час
  • Дальность полёта: 5000 км
  • Практический потолок: 11100- 11600 м
  • Потребная длина ВПП: 2200 м

Истинное предназначение МС-21 именно в этом и от этого лайнера зависит, каким будет наступившее столетие для всей российской авиационной промышленности.

По теме: