ЦАГИ разрабатывает технологии безопасности полётов

Примерно 30 процентов авиационных происшествий во всем мире связаны с грубой посадкой и выкатыванием воздушного судна со взлетно-посадочной полосы (ВПП). При этом возможны человеческие жертвы, повреждения воздушного судна и наземной инфраструктуры, нарушения в деятельности аэропорта…

Для снижения риска подобных инцидентов специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») работают над перспективными технологиями повышения безопасности полета…

Исследования по выявлению предпосылок к грубой посадке или выкатыванию самолета с ВПП проводятся в ЦАГИ с 2015 года в рамках проекта Solutions for runway excursions (Решения по предотвращению выкатывания с ВПП) международной программы Future Sky Safety. Благодаря тесному взаимодействию с авиакомпаниями и поддержке со стороны Росавиации удалось сформировать базу первичных полетных данных, с помощью которой отрабатываются различные методы анализа информации с целью изучения влияния внешних факторов (боковой ветер, скользкая ВПП и др.) на безопасность полета и распознавания ситуаций повышенного риска на этапе посадки…

Результаты исследований легли в основу разрабатываемой концепции перспективной бортовой системы ситуационной осведомленности экипажа. Для оценки ее функциональности в ЦАГИ в настоящее время используется мини-стенд на базе универсального вычислителя с имитаторами рычагов управления, с помощью которого моделируется режим захода самолета на посадку при различных условиях, отрабатывается логика работы системы и варианты информирования экипажа (информация на дисплее, аудиосообщения).

«Данная бортовая система, опираясь на информацию о текущих параметрах полета, погоде и состоянии ВПП, непрерывно оценивает ситуацию, просчитывает возможные варианты ее развития, формирует информационные сообщения и рекомендации экипажу по управлению летательным аппаратом. Нам удалось заинтересовать этими разработками представителей российского авиапрома. При тесном взаимодействии с промышленностью первый отечественный прототип подобной системы мог бы появиться на опытном самолете через несколько лет», — рассказал начальник отдела комплекса безопасности полетов ФГУП «ЦАГИ» Владимир Стрелков…

Почему самолеты оказываются за пределами взлетно-посадочной полосы(ВПП)

Любой пассажирский лайнер, рассекающий воздушное пространство со скоростью в несколько сот километров в час, рано или поздно должен спуститься с десятитысячных высот на землю. Плавно погасив скорость до нуля, он подрулит в итоге к терминалу аэропорта. Но это – в идеале. К сожалению, бывает порой и так, что раздающиеся в салоне аплодисменты пилотам при контакте шасси с землей оказываются преждевременными…

Нештатные ситуации и после приземления, увы, случаются. Расскажем здесь о том, по каким причинам пассажирские лайнеры выкатываются за пределы взлетно-посадочной полосы.
Выкатывание авиалайнеров за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) при посадке, как это ни грустно, явление отнюдь не редкое.
Какие же обстоятельства могут привести к подобным инцидентам? Как любой летчик вам скажет, все проблемы в авиации – из-за наличия земли. С младых ногтей авиации именно заход на посадку и сама посадка воздушного судна считаются наиболее сложным этапом полета. Ведь именно в эти несколько минут и происходит порядка 60 % всех авиационных происшествий…

На посадку не гони!

Одна из главных причин выкатывания самолета за пределы ВПП – то, что в летной среде зовется «нестабилизированным заходом на посадку». Понятие это подразумевает полет самолета на предпосадочной прямой на неоправданно высокой скорости, со значительным отходом от курса, с неправильно поставленными закрылками.
Еще одна весьма частая причина схода с полосы — пилот «тормозит» с применением колесных тормозов, забыв свой главный постулат — «Тормоза на конец полосы не оставляй!» Бывало и такое, что пилоты, получив неверные данные о текущем состоянии ВПП, посадку производили на скользкую мокрую полосу, тогда как им обещали сухую…

Метеоусловия – враг мягкой посадки

Экипажам гражданских самолетов зачастую приходится работать в исключительно непростых ситуациях в аэропорту, совершать полеты в неблагоприятных метеоусловиях. Это особенно относится к России с ее весьма капризной погодой.
К неблагоприятным метеоусловиям, могущим привести к съезду самолета с ВПП, относятся прежде всего:

  • ограниченная видимость или туман;
  • сильный дождь (ВПП покрыта слоем воды или скользкая от дождя);
  • низкие температуры (ВПП покрыта слоем слякоти или льда);
  • постоянный или порывистый боковой, или попутный ветер.

Кроме плохой погоды, имеются и прочие внешние факторы, ведущие к инцидентам на ВПП, например:

  • ненадлежащее освещение вдоль рулежной дорожки,
  • слишком большая загруженность аэропортов,
  • не соответствующее ситуации координирование экипажей диспетчерами.

Когда длины полосы мало

Типы выкатывания самолета с ВПП при посадке условно можно подразделить на связанные с дефицитом длины полосы и не связанные (как то, съезд самолета с ВПП вследствие заноса).

Важно знать, что в наши дни ни один летчик не поведет самолет на посадку в ситуации, когда длины полосы заведомо для посадки недостаточно. Это – чрезвычайно серьезное нарушение и даже в случае удачного исхода чревато для пилота потерей лицензии.
Самой распространенной причиной дефицита длины полосы остается банальный перелет, а именно – касание ВПП позже, чем было учтено в расчете. Такое происходит, как правило, в результате ошибочных действий пилота, иными словами – ошибок пилотирования. Единственное разумное и верное решение в подобной ситуации – уйти на второй круг, что некоторым пилотам в силу их личных амбиций претит.

Злую шутку с пилотом зачастую играет и его стремление к мягкой посадке. Однако мягкая посадка далеко не всегда столь безопасна, как большинству думается, ибо она требует длительного выравнивания, а это может привести к изрядному перелету.
Съезды с полосы в результате технических неисправностей случаются гораздо реже. Теоретически подобный случай возможен при не выпуске закрылков, неисправностях в тормозной системе, отказе реверса...