Факты разрушения отечественного авиапрома

Ил-96М/Т – сущий кошмар для “Боинга” и “Эрбаса”. Но об этом никто не должен знать.

После многолетней паузы, когда самолеты Ил-96 не только перестали производиться, но и эксплуатироваться коммерческими авиакомпаниями, генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов заявил, что этот самолет будет глубоко модернизирован, и идет речь о возобновлении производства в различных вариантах.

Если ранее говорили о заказе на базе самолета топливозаправщиков для нужд Министерства обороны и грузовой версии, то сейчас говорят и о возобновлении пассажирской версии лайнера. И по сей день, этот лайнер остается одним из лучших, хоть и ошельмованным иностранными конкурентами и отечественными их лоббистами, самолетом.

30 марта 2014 года – 120 лет со дня рождения Сергея Владимировича Ильюшина. Именно в этот день авиалайнер Ил-96-300 крупнейшей в России авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии» с бортовым номером RA-96008, выполнявший рейс из Ташкента, в 8.08 мягко коснулся колёсами ВПП  столичного аэропорта Шереметьево. В российском небе не осталось уникальных пассажирских самолётов Ил-96.

Приказом № 441 гендиректор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев отправил Ил-96 к забору. Тем самым гражданам России было отказано в «праве свободно передвигаться» на лучшем в мире отечественном широкофюзеляжном авиалайнере Ил-96.
Так «Аэрофлот» внёс свой «тридцатисеребряниковый» вклад в вожделенную американскую мечту. Вот что писала в начале 1992 года газета «The New York Times»: “…политика администрации США направлена на то, чтобы довести русскую аэрокосмическую и военную промышленность до столь низкого уровня, находясь на котором, она уже никогда в будущем не могла бы представлять угрозы США!”.
И это притом, что государству принадлежит 51,17% акций «Аэрофлота», у «дочки» авиакомпании – «Аэрофлот-финанс» – около 5,6%, а госкорпорация «Ростех», выпускающая двигатели ПС-90, владеет 3,55% акций.
Как пояснил «Коммерсанту» источник, близкий к «Аэрофлоту», причиной вывода самолётов Ил-96-300 из парка «Аэрофлота» стала их «экономическая неэффективность»(*по словам “эффективных менеджеров”).

Ил-96 может отвоевать половину мирового рынка, если прекратить сознательный саботаж чиновников.

Николай Таликов, генеральный конструктор Авиакомплекса им. Ильюшина, совершенно правильно заявил: мир на сегодня не создал самолета, который бы превосходил подробнее:   Ил-96. Ни «Боинг-777», ни «дримлайнер» «Боинг-787», ни новейший широкофюзеляжник A350 от «Эрбаса» недотягивают до Ил-96-400 – только мечтают об этом.

«Эрбас» оценивает рынок воздушных судов данной размерности в 7200 единиц на 20 лет. Или 360 в год. В плане на 2018-й европейский авиаконсорциум наметил выйти на производство 10 самолетов A350 в месяц. То есть 120 в год. Если Россия будет с таким же темпом производить Ил-96-400, он даст объем продаж до 40 миллиардов долларов в год (при отпускной цене на уровне заложенных в каталоги конкурентов). В эксплуатации за период жизненного цикла воздушное судно приносит на сервисе еще две отпускные цены. Для полетов над океанами авиакомпаниям нужны четырех-, а не двухдвигательные лайнеры. Ил-96 мог бы отвоевать и половину мирового рынка. 180 самолетов в год – это порядка 60 миллиардов долларов или четырех триллионов рублей (далее еще восемь триллионов рублей от сервиса). *Вот такая простая арифметика!

Почему ничего не делается, объясняется просто. 28 января 2013 года в Минпромторге при обсуждении проблем малой авиации в ответ на реплику, что вопрос надо решать, это нужно стране, один чиновник взял да и выдал: «А правительству это не надо». На замечание, что президент требует решить проблему, другой участник мероприятия был еще откровеннее: «Он требует, а мы над ним смеемся!».

«Экономическая неэффективность» в нынешних российских условиях понятие, с одной стороны, весьма отвлечённое, а с другой стороны – совершенно конкретное.

Вот как это было

Так в 2010 году опытнейший пилот «Аэрофлота», налетавший свыше 20 тыс. часов, член президиума Шереметьевского профсоюза лётного состава, командир Ил-96 Владимир Всеволодович Сальников в интервью газете «Московский комсомолец» рассказал следующее – «Эрбас» в контракте на продажу самолётов прямо указывает: посредник получает 10% от суммы сделки. «Боинг», не стесняясь, обнародует данные о том, что в 2009 году потратил $72 млн на подкуп чиновников СНГ.

Так, например, если вместо Ил-96 «Аэрофлот» приобретает несколько «Боингов» или «Эрбасов» на сумму эдак $1 млрд, то сразу, не пересекая границу, по номерным «карманам» «кого надо» разойдутся $100 млн. И «напрягаться» не надо.
Одновременно с принятием решения о списании шести Ил-96-300 «Аэрофлот» рассмотрел условия и порядок лизинга шести новых самолётов Boeing 777-300ER.

«У нас самый молодой парк в Европе – 5,5–5,7 лет, и списание [Ил-96-300] позволит снизить его средний возраст до 4 лет. Кто бы что ни говорил, но новые самолёты всегда более привлекательны для пассажира», – прокомментировал агентству Bloomberg идею вывода Ил-96 из парка гендиректор «Аэрофлота» Савельев!.
Трогательная забота о пассажире, который все издержки и покроет.
Поверив Савельеву, как не усомниться в умственных способностях руководителей авиакомпаний Европы – вот же где их «экономическая неэффективность».

Вот так, используя лукавую уловку про «самый молодой парк в Европе», «Аэрофлот» постарался избавиться от «экономической неэффективности» работы с российским авиапромом. «Аэрофлот» запустил по полной ускоренное обновление парка и, соответственно, механизм «зарабатывания» «кем надо» с предельно коротким циклом.
На отечественных «Ил» и «Ту» чиновник никак не «заработает», тем более, сразу.
«Не надо вредничать, надо делиться!». Такую директиву спустил сверху вниз «левша» от финансов Лившиц. И, судя по всему, директива до сих пор не отменена.

Это же бизнес – ничего, что личный

Как поведали в октябре 2014 года «Аргументы недели», Лившиц отметился на этом поприще и в документальной форме – вот выдержка из обращения помощника президента России по экономике Лившица к правительству России NА-1-1268Л от 3 апреля 1995 года: «К сожалению, в последнее время наметилась крайне опасная тенденция бездумного лоббирования интересов отечественного авиастроительного комплекса со стороны правительственных структур. Просим поддержать вопрос о недопустимости серийного запуска самолёта Ту-204 на российские авиатрассы и о продолжении приобретения в лизинг передовых образцов западной авиатехники».

Источник: media.nakanune.ru

Вообще-то, в явном виде читаем плохой перевод на скорую руку – «серийного запуска» на «авиатрассы» – это не русский язык. Можно не сомневаться, что есть и другие подобного рода директивные указивки от Лившица & Ko – «политика администрации США» должна быть реализована.
Сертификат типа № 68-204 на самолёт Ту-204 с двигателями ПС-90А был получен 29 декабря 1994 года. 23 февраля 1996 года Ту-204 № 64011 «Внуковских авиалиний» выполнил первый рейс с пассажирами по маршруту Москва – Минеральные Воды.
На два года раньше 29 декабря 1992 года был получен сертификат типа на самолёт Ил-96-300 с двигателями ПС-90А. Пассажирские перевозки на Ил-96-300 «Аэрофлот» начал 14 июля 1993 года на маршруте Москва – Нью-Йорк.
Двигатель ПС-90А был сертифицирован 3 апреля 1992 года в соответствии с нормам ICAO по шуму и с запасом по эмиссионным выбросам.
Принятой в 1992 году государственной Программой развития авиационной техники до 2000 года для отечественных авиакомпаний планировалось построить 145 самолётов Ил-96-300 и 530 самолётов Ту-204 различных модификаций.
Характерно, что параметры плана 1992 года практически совпали с нынешней численностью российского парка магистральных самолётов соответствующей размерности. Вот это профессионализм!
И лишь одна нестыковка – разница в полтора десятилетия, да и 90 % самолётов и в той, и в другой категории приходится на «Боинги» и «Эрбасы». Но это уже «лившицы»!
Вот так «друзья русского народа» безмерной наглостью и обманом реализуют в России цели «администрации США».
И, увы, разного рода лоббисты весьма преуспели с завиральными утверждениями о превосходстве «передовых образцов западной авиатехники», им удалось охмурить наглой ложью и заставить усомниться в Ил-96 даже Правительство России.
«Говорить, что единственный выпускаемый в России широкофюзеляжный самолёт Ил-96 может успешно конкурировать с „Эрбасами“ и „Боингами“, я не могу», – признался журналистам 20 июня 2007 года первый вице-премьер Сергей Иванов. «Но мы не отказываемся от производства широкофюзеляжных самолётов», – заявил Иванов, выразив надежду на то, что эти самолёты со временем станут конкурентоспособными.

Работа лоббистов продолжилась

11 августа 2009 года глава Минпромторга Виктор Христенко принял решение о снятии Ил-96-300 с производства «как бесперспективного».
«Бесперспективный» – ведь сам «Аэрофлот» увиливал от приобретения «Илов». И увиливал не от Ил-96-300, а от Ил-96М. От Ил-96-300 «Аэрофлот» хотел избавиться.

Ещё 11 августа 1992 года на первой выставке авиатехники в Жуковском генеральный директор ЦУМВС (Центрального управления международных воздушных сообщений (ныне «Аэрофлот») В. Потапов, Г. Новожилов и генеральный директор ВАСО (Воронежское авиастроительное объединение) А. Михайлов подписали решение «О приобретении самолётов Ил-96М, Ил-96М/Т с двигателями PW-2337 и комплексом навигационного оборудования фирмы Коллинз». «Аэрофлот» заказал 20 самолётов.

31 марта 1998 года был получен сертификат типа АР МАК на самолёт Ил-96Т. Теперь дело было только за созданием интерьера для пассажирского Ил-96М.

28 июня 1998 года при посещении ВАСО премьер-министром Сергеем Кириенко заказ на изготовление для «Аэрофлота» 20 самолётов, в том числе 17 Ил-96М, был подтверждён.
Но тут грянул дефолт – в дело вмешалась костлявая рука рынка.
Далее для увиливания от Ил-96М «Аэрофлот» состряпал поклёп на свои Ил-96-300.

И вот 30 марта 2014 года «Аэрофлот» отправил к забору (в Крым… – «боингами»!) все шесть Ил-96-300, вместо которых подписался на шесть самолётов Boeing 777-300ER.
Boeing 777-300ER – это самая совершенная модель семейства «777», которое в последние десятилетия и создаёт имидж совершенства всей продукции фирмы «Боинг». И уровень совершенства «777-х» никто даже не пытается поставить под сомнение.
Так сложилось, что почему-то все слепо доверяют предоставляемым фирмой «Боинг» параметрам.

Реальные характеристики самолётов разработчики предоставляют только авиакомпаниям – ведь они перевозят пассажиров, за которых и отвечают. И иногда достоверные сведения для авиакомпаний становятся доступными.
Так, обнаруженная в Интернете картинка для авиакомпании Bangladesh Airlines даёт представление о реальных, а не рекламно-завиральных характеристиках некоторых широкофюзеляжных самолётов производства фирмы «Боинг» и консорциума «Эрбас». Эта предельно информативная (с точностью до пассажира, килограмма и морской мили/километра) картинка позволяет расставить всё по своим местам.
В журнале «Авиатранспортное обозрение», № 47, июль/август 2003, приведены данные ГосНИИ ГА по самолёту Ил-96-300, а также по Ил-96Т и Ил-96-400Т, которые соответствуют Ил-96М, от которого и отказался «Аэрофлот».

Источник: media.nakanune.ru


Источник: media.nakanune.ru


Источник: media.nakanune.ru

Нанесение в координатах «нагрузка-дальность» графиков для модификаций Ил-96 и реальных данных по широкофюзеляжным самолётам от «Боинга» и «Эрбаса» (похоже посчитанных по практически совпадающим с нашими методиками – в одних «попугаях»), даёт совершенно неожиданную для всех картину, зеркально обратную сформировавшимся у мирового авиационного сообщества представлениям.

Оказывается, не устроивший «Аэрофлот» Ил-96М/Т может выполнить такую же работу (перевезти такое же количество пассажиров/грузов на такую же дальность), что и Boeing 777-300ER, и Airbus A340-600.
Сразу же становится понятным то впечатление, которое произвёл на американцев два десятилетия тому назад Ил-96-300 прибывший в США рейсом «Аэрофлота» – того другого «Аэрофлота». Вот, что рассказывает лётчик-испытатель (освоил 50 типов военных и гражданских самолётов, ставил на крыло первый отечественный широкофюзеляжный Ил-86 и дальнемагистральный Ил-96), Герой России Анатолий Николаевич Кнышов: когда в 90-х я прилетел на Ил-96 в Штаты и у меня в баках осталось топлива ещё на 3 часа полёта, американцы страшно удивились. Один из представителей их авиавластей тогда прямо заявил: по некоторым позициям данный тип самолёта является для нас недостижимым.
Иными словами, «недостижимый» Ил-96-300 тогда был – лучшим в мире!

Источник: Авиаконструктор Сергей Анучин