История создания стратегического бомбардировщика Ту-160

Стратегический бомбардировщик Ту-160, так называемый «Белый лебедь» или Blackjack (дубинка) по натовской терминологии, представляет уникальный самолет. Это основа ядерной мощи современной России. Ту-160 имеет превосходные технические характеристики:



  • Это самый грозный бомбардировщик, который может нести также крылатые ракеты.
  • Это самый большой сверхзвуковой и грациозный самолет в мире.

Разработан в 1970-1980-х годах в ОКБ Туполева и имеет крыло изменяемой стреловидности. На вооружении состоит с 1987 года. 

Бомбардировщик Ту-160 стал «ответом» на программу AMSA («Развитый пилотируемый стратегический самолет») США, в рамках которой был создан небезызвестный B-1 Lancer. Ракетоносец Ту-160 почти по всем характеристикам значительно опережал своих основных конкурентов Lancer′ов.

  • Скорость Ту-160 выше в 1,5 раза, максимальная дальность полета и боевой радиус настолько же больше.
  • А тяга двигателей почти вдвое мощнее. При этом никакое сравнение не выдерживают «невидимки» B-2 Spirit, у которых в угоду малозаметности в жертву принесли буквально все, включая дистанцию, стабильность полета и грузоподъемность.

Задание на проектирование было сформулировано еще в 1967 году Советом министров СССР. К работе привлекли конструкторские бюро Мясищева и Сухого, которые предложили свои варианты через несколько лет. Это были бомбардировщики, способные развивать сверхзвуковую скорость и на ней преодолевать системы ПВО.

  • Конструкторское бюро Туполева, имевшее опыт разработки бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, а также сверхзвукового самолета Ту-144, не участвовало в конкурсе.
  • Победителем в итоге признали проект ОКБ Мясищева, однако конструкторы отпраздновать победу не успели: правительство через некоторое время приняло решение закрыть проект в ОКБ Мясищева.

Вся документация по М-18 была передана в ОКБ Туполева, подключившееся к конкурсу с «Изделием-70» (будущий самолет ТУ-160).

Ту 160 Белый лебедь

К будущему бомбардировщику предъявлялись следующие требования:

  • дальность полета на высоте 18 000 метров на скорости 2300-2500 км/ч в пределах 13 тысяч км;
  • дальность полета у земли в 13 тысяч км и на высоте 18 км на дозвуковом режиме;
  • к цели самолет должен приближаться на дозвуковой крейсерской скорости, преодолевать ПВО противника — на крейсерской скорости у земли и в сверхзвуковом высотном режиме.
  • общая масса боевой нагрузки должна составлять 45 тонн.
Первый полет прототипа (Изделие «70-01») был осуществлен на аэродроме «Раменское» в декабре 1981 года. Изделие «70-01» пилотировал летчик-испытатель Борис Веремеев со своим экипажем. Второй экземпляр (изделие «70-02») не летал, его использовали для статических испытаний. Позднее к испытаниям подключился второй самолет (изделие «70-03»). Сверхзвуковой ракетоносец ТУ-160 был запущен в серийное производство 1984 году на Казанском авиационном заводе.
  • В октябре 1984 года в воздух поднялась первая серийная машина,
  • в марте 1985 года — вторая серийная,
  • в декабре 1985 года – третья,
  • в августе 1986 года – четвертая.

В 1992 году Борис Ельцин решил приостановить продолжавшийся серийный выпуск Ту-160, если США остановят серийное производство B-2. к тому времени было произведено 35 самолетов. КАПО к 1994 году КАПО передало шесть бомбардировщиков. Они были дислоцированы в Саратовской области на аэродроме Энгельс.

Семейство Ту-160-BLACKJACK :

Данные на 2017 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 (изделие 70) – BLACKJACK / RAM-P
Ту-160С (изделие 70-03) – BLACKJACK
Ту-160М – BLACKJACK
Ту-160М2 – BLACKJACK-M
Ту-160М2М…
Модификации:
  • Ту-160 (1969-1972 г.г.) – первый проект на конкурс 1972 г. – бомбардировщик на базе Ту-144.
  • Ту-160М аванпроект (1972 г.) – проработка вариантов компоновки самолета с изменяемой геометрией крыла.
  • Ту-160М (1975 г.) – второй проект Ту-160 с изменяемой геометрией крыла (название на стадии предварительной проработки проекта).
  • Ту-160 (изделие 70) BLACKJACK / RAM-P (первый полет – 1981 г.) – бомбардировщик с ИГ крыла опытной серии.
Новый ракетоносец ТУ-160Александр Молодчий») в мае 2000 года вошел в состав ВВС. На вооружение комплекс ТУ-160 приняли в 2005 году. В апреле 2006 года объявлено о завершении испытаний модернизированных двигателей НК-32, созданными для ТУ-160. Новые двигатели отличаются повышенной надежностью и значительно возросшим ресурсом.

В декабре 2007 года осуществлен первый полет нового серийного самолета ТУ-160. Генерал-полковник Александр Зелин, главком ВВС, в апреле 2008 года сообщил, что в 2008 году на вооружение ВВС поступит еще один российский бомбардировщик. Новый самолет получил название «Виталий Копылов». Планировалось, что еще три строевых ТУ-160 будут модернизированы в 2008 году.

Лётно-технические характеристики ТУ-160

Ту 160 Белый лебедь

  • Экипаж: 4 человека.
  • Длина составляет 54,1 м.
  • Размах крыла составляет 55,7/50,7/35,6 м.
  • Высота составляет 13,1 м.
  • Площадь крыла составляет 232 м².
  • Масса пустого самолета составляет 110 000 кг.
  • Нормальная взлетная масса составляет 267 600 кг.
  • Максимальная взлетная масса составляет 275 000 кг.
  • Тип двигатели 4×ТРДДФ НК-32.
  • Тяга максимальная составляет 4×18 000 кгс.
  • Тяга на форсаже составляет 4×25 000 кгс.
  • Масса топлива составляет 148 000 кг.
  • Предельная скорость на высоте составляет 2230 км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 917 км/ч.
  • Дальность максимальная без дозаправки составляет 13 950 км.
  • Дальность практическая без дозаправки составляет 12 300 км.
  • Боевой радиус составляет 6000 км.
  • Продолжительность полета составляет 25 ч.
  • Практический потолок составляет 21 000 м.
  • Скороподъемность составляет 4400 м/мин.
  • Длина разбега/пробега составляет 900/2000 м.
  • Нагрузка на крыло при нормальной взлетной массе составляет 1150 кг/м².
  • Нагрузка на крыло при максимальной взлетной массе составляет 1185 кг/м².
  • Тяговооруженность при нормальной взлетной массе составляет 0,36.
  • Тяговооруженность при максимальной взлетной массе составляет 0,37.

Особенности конструкции ТУ-160

  • Самолет «Белый лебедь» создавался с широким применением апробированных решений по уже построенным в КБ машинам: Ту-142МС, Ту-22М и Ту-144, а некоторые узлы, агрегаты и часть систем перешли в самолет без изменений. «Белый лебедь» имеет конструкцию,:
  • – в которой широко применяются композиты,
  • – нержавеющая сталь,
  • – алюминиевые сплавы В-95 и АК-4,
  • – титановые сплавы ВТ-6 и ОТ-4.
  • Самолет «Белый лебедь» представляет:
  • – интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротными килем и стабилизатором,
  • – трехопорным шасси.
  • – механизация крыла включает двухщелевые закрылки, предкрылки, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы.
  • Четыре двигателя НК-32 смонтированы в нижней части фюзеляжа попарно в мотогондолах. В качестве автономного энергоузла используется ВСУ ТА-12.
  • Планер имеет интегральную схему. В технологическом отношении он из шести главных частей, начиная с Ф-1 до Ф-6.

  • В негерметичной носовой части в радиопрозрачном обтекателе установлена антенна РЛС, за ним располагается негерметичный отсек радиооборудования. Неразъемная центральная часть бомбардировщика длиной 47,368 м включает фюзеляж, куда входит кабина экипажа и два грузоотсека. Между ними располагается неподвижная часть крыла и кессон-отсек центроплана, хвостовая часть фюзеляжа и гондолы двигателей. Кабина представляет единый гермоотсек, где кроме рабочих мест экипажа, находится электронное оборудование самолета.

  • Крыло на бомбардировщике изменяемой стреловидности. Крыло при минимальной стреловидности имеет размах в 57,7 м. Система управления и поворотный узел в общем аналогичны Ту-22М, однако они пересчитаны и усилены. Крыло кессонной конструкции, в основном выполнено из алюминиевых сплавов. Поворотная часть крыла двигается с 20 до 65 градусов по передней кромке. По задней кромке установлены трехсекционные двухщелевые закрылки, по передней кромке — четырехсекционные предкрылки. Для управления по крену стоят шестисекционные интерцепторы, а также флаппероны. Внутренняя полость крыла используется в качестве топливных баков.

  • На самолете стоит автоматическая электродистанционная бортовая система управления с дублированием механической проводкой и четырекратным резервированием. Управление — сдвоенное, установлены ручки, а не штурвалы. Самолет по тангажу управляется с помощью цельноповоротного стабилизатора, по курсу — цельноповоротным килем, по крену – интерцепторами и флаперонами.

  • «Белый лебедь» — один из наиболее комфортных боевых самолетов. В течение 14-часового полета у пилотов имеется возможность встать и размяться. Также на борту имеется кухня со шкафом, позволяющим разогревать пищу. Есть и туалет, которого ранее на стратегических бомбардировщиках не было. Именно вокруг санузла во время передачи самолета военным произошла настоящая война: они не желали принимать машину, так как конструкция санузла была несовершенной.