Самолёт радиолокационного дозора и наведения Ту-126 «Лиана»

4 июля 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР № 608-293 о разработке системы радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) воздушного базирования. Значимость работ определялась тем, что огромные пространства на севере СССР не имели сплошного радиолокационного покрытия. Единственным решением проблемы виделось создание комплекса, способного выполнять барражирование на угрожаемом направлении. Помимо обнаружения целей, новая система должна была решать задачи наведения на цель истребителей ПВО.



Головным разработчиком системы было определено НИИ-17 (ныне концерн радиостроения «Вега»), комплекс получил название «Лиана». Разработчиком самолёта-носителя стало ОКБ-156 под руководством Андрея Николаевича Туполева. Было принято решение создать комплекс на базе пассажирского самолёта Ту-114, сочетавшего большую дальность и продолжительность полёта с относительно большим объёмом фюзеляжа, позволившим разместить радиоэлектронную аппаратуру и рабочие места операторов. Проект самолёта Ту-126 был утверждён в январе 1960 года, спустя два года состоялся первый полёт опытного образца.

К самолёту и комплексу РЛДН предъявлялись следующие требования: продолжительность полёта – 10-12 часов; практический потолок – 8000-12000 м; дальность обнаружения воздушных целей в верхней полусфере для цели типа МиГ-17 – 100 км, Ил-28 – 200 км, самолёт ЗМ – 300 км; дальность передачи информации – 2000 км. Самолёт Ту-126 требовалось предъявить на совместные лётные испытания в первом квартале 1961 года.

Самолеты ДРЛОиУ: возросшая потребность наших Вооруженных сил

Разработчиками радиотехнического комплекса были назначены НИИ-17, ОКБ-373, НИИ-25 и НИИ-101. Головным предприятием по всей системе стало ОКБ-156. К концу 1958 года заказчик выдал конструкторскому бюро детальные тактико-технические требования, утверждённые командованием ВВС 9 апреля 1959 года, а командованием ПВО – 2 сентября. Начался этап эскизного проектирования, в ходе которого в качестве одного из вариантов станции слежения за воздушной и морской обстановкой рассматривалась перспективная РЛС «Озеро».

30 января 1960 г. был утверждён общий вид Ту-126, начался этап рабочего проектирования. К тому времени появилась и реальная бортовая РЛС «Лиана» – вариант наземной станции П-30, которая должна была стать основой всего комплекса РЛДН.

Согласно проекту, наиболее существенные изменения касались конструкции фюзеляжа и состава оборудования, а также ряда самолётных систем. Кабина лётного экипажа практически не менялась, лишь на рабочем месте штурмана стало немного теснее из-за дополнительного оборудования.

Верхняя палуба была разбита на отсеки. В первом размещались бортовая ЭВМ, места операторов и часть блоков «Лианы». За ним располагался гардероб, далее – второй отсек, зарезервированный для дополнительного оборудования. В третьем отсеке размещалось рабочее место стрелка дистанционной кормовой пушечной установки, состоявшей из двух пушек АМ-23, прицельной РЛС «Криптон» и телевизионного прицела. В следующем, четвертом отсеке находились места отдыха. В пятом монтировались блоки станции «Лиана». В шестом отсеке размещались блоки радиотехнической системы «Кристалл».

В районе пятого отсека на фюзеляже устанавливался мощный пилон, на верхней части которого крепился вращающийся обтекатель с антенным блоком РЛС. На нижней палубе размещалась часть агрегатов самолётных систем и аппаратура радиоэлектронного противодействия. Под фюзеляжем в районе пятого отсека монтировался обтекатель жидкостного и воздушного радиаторов, с помощью которых поддерживался нормальный температурный режим блоков станции «Лиана». Для обеспечения приемлемых характеристик путевой устойчивости и управляемости самолёта под хвостовой частью фюзеляжа крепился дополнительный киль-гребень большой площади. Количество иллюминаторов было значительно уменьшено.

В ходе дальнейшей проработки проекта состав и размещение оборудования на Ту-126 были несколько изменены. Прежде всего, отказались от кормовой установки как неэффективной для данного типа самолёта. Соответственно упразднили рабочее место стрелка. Для расширения возможностей ВС предусмотрели систему радиотехнической разведки (РТР), позволявшую обнаруживать работающие РЛС на дальности до 600 км. Несколько изменили размещение радиотехнического экипажа, в состав которого, кроме операторов РЛС, вошли начальник комплекса, операторы систем РТР и телекодовой передачи данных, техник и механик комплекса для оперативных ремонтных работ в воздухе. Над первым отсеком установили обтекатель головок астросекстантов, предусмотрели ряд мер биологической защиты экипажа от мощного излучения станции «Лиана».

Впоследствии была выполнена масштабная программа испытаний, включавшая определение лётных характеристик, изменившихся относительно базового пассажирского самолёта Ту-114 из-за установки большого грибовидного обтекателя радиолокационной станции, отработку дозаправки в воздухе и тестирование специального оборудования. После детального определения технического облика Ту-126 уточнились и его лётные характеристики. Согласно эскизному проекту, максимальная скорость полёта составила 825 км/ч, крейсерская – 650-700 км/ч, практическая дальность с дозаправкой – 11000 км, время барражирования на рубеже 2000 км – З часа.

В 1965 году самолёт был принят на вооружение, а в 1966 году первые машины поступили в строевую часть в Шауляе. Всего построено восемь серийных машин и одна опытная. Из-за недоведённости комплекса спецоборудования самолёт справлялся только с частью возложенных на него задач. Он мог обнаруживать цели – истребители на удалении до 100 км, бомбардировщики – до 300 км. Также он выполнял задачи радиотехнической разведки. Реализовать функционал наведения на цель перехватчиков Ту-128 в автоматизированном режиме не удалось. Эксплуатация Ту-126 продолжалась до 1984 года.

По теме:

Сбивать всё взлетающее. Потери лётчиков 24 июня 2023 года28.06.2023г.Сбивать всё взлетающее. Потери лётчиков 24 июня 2023 года…

О лётчике-герое Николае Гастелло рассказали в Музее Победы26.06.2023г. О лётчике-герое Николае Гастелло рассказали в Музее Победы…

Годовщина первого полёта топливозаправщика Ил-7826.06.2023г.Годовщина первого полёта топливозаправщика Ил-78…

Почему Украина пытается атаковать самолёты ДРЛО А-50У08.05.2023г. Почему Украина пытается атаковать самолёты ДРЛО А-50У…

Александр Лукашенко рассказал о подготовке нападения на самолёт А-50У на авиабазе Мачулищи07.03.2023г. Александр Лукашенко рассказал о подготовке нападения на самолёт А-50У на авиабазе Мачулищи.

Самолёты ДРЛО – противостояние между Россией и США продолжается17.10.2019г. Самолёты ДРЛО – противостояние между Россией и США продолжается…

4 июля 1957 состоялся первый полёт пассажирского самолёта Ил-1804.07.2017г. 4 июля 1957 состоялся первый полёт пассажирского самолёта Ил-18

Шойгу – новый российский самолёт ДРЛО превосходит зарубежные аналоги02.09.2016г. Шойгу – новый российский самолёт ДРЛО превосходит зарубежные аналоги…