Химики из МГУ разработали новый полимерный композитный материал, обладающий более высокой прочностью, чем авиационный титан или алюминий, что открывает дорогу для создания сверхлёгких авиалайнеров и спутников, сообщает РИА Новости со ссылкой на публикации в Journal of Applied Polymer Science и European Polymer Journal.
“Сейчас температурный диапазон применения полимерных композитов составляет не более 150oС для самых распространенных материалов и до 250oС — для термостойких. Мы же разработали материалы, пригодные для эксплуатации при температурах до 450oС, обладающие при этом простотой переработки, сравнимой с наиболее распространенными в применении для этих целей эпоксидными смолами”, — заявил Борис Булгаков, один из создателей материала. МС-21 – лайнер с “чёрным” крылом. Все современные самолёты, как рассказывают учёные, на сегодняшний день по большей части состоят не из металла, а из различных пластмасс, композитов и прочих материалов, обладающих высокой прочностью и при этом весящие не так много, как дюраль, титанал и другие “авиационные” сплавы. К примеру, лайнер Боинг 787 состоит примерно наполовину из таких материалов, а американский истребитель F-22 содержит в себе 39% титана, 24% полимерных композитов и 16% алюминия.
Многие из таких материалов представляют собой полимерные соединения, состоящие из двух компонентов – так называемых армирующих добавок, повышающих прочность материала, и непосредственно самого полимера, удерживающих вставки из таких добавок на месте. Такие материалы дороже, чем алюминий или титан, но они заметно долговечнее и с ними проще работать технологам.
Главной проблемой всех полимерных композитов, как рассказывает Булгаков, является то, что они не способны переносить высокие температуры, из-за чего двигатели даже самых “продвинутых” самолётов всегда полностью изготавливаются из металла. Замена этих частей на термостойкий пластик, как отмечают ученые, позволит заметно снизить массу двигателей и упростить их конструкцию.
Российские учёные нашли путь к решению этой проблемы, создав новую полимерную основу для композитов на базе двух относительно простых звеньев – непредельного углеводорода пропаргила и соединения азота и бензола, из которого обычно изготовляют оранжевую краску.
Комбинацию этих веществ можно превратить в сверхпрочный полимер, способный выдержать нагрев до примерно 400 градусов Цельсия без повреждения его структуры.
По теме:
14.09.2022г. В России разработан новый композит на основе углеволокна и полиэфирсульфона…
28.04.2022г. В МИСиС разработана технология усиления прочности авиаконструкций…
12.08.2021г. Разработка пермского Политеха улучшит 3D-ткани для композитных агрегатов самолётов…
29.10.2019г. В Казани открылся новый центр компетенций в области композитов…
] Источник:[/il_button