Интервью Шеф-пилота «Туполева» к Дню Дальней авиации

23 декабря в России отмечается День Дальней авиации. Именно на ракетоносцах Ту-95МС, Ту-160М, а также дальних бомбардировщиках Ту-22М/М3 держится воздушный компонент ядерной триады страны.

Заслуженный лётчик-испытатель России, шеф-пилот ПАО «Туполев» Виктор Минашкин рассказал винтервью ТАСС о работе в конструкторском бюро, разнице между лётчиками-испытателями гражданских и военных самолётов, а также поделился мнением о самых известных бомбардировщиках марки «Ту».



Виктор Минашкин больше 30 лет испытывает туполевские самолёты. Общий налёт шеф-пилота составляет свыше 7 тыс. часов. За плечами лётчика – испытательные полёты высшей категории сложности, в том числе испытания самолётов Ту-22М3, цикл испытаний Ту-334 на сваливание, а также в условиях возможных отказов. Участвовал в испытаниях Ту-160 и ряда других машин.

В ОКБ А.Н. Туполева Виктор Минашкин работает с 1989 года после окончания школы лётчиков-испытателей в Жуковском. В то время была принята практика, при которой во время обучения к слушателям присматривались представители конструкторских бюро. Они оценивали как профессиональные, так и личные качества будущих лётчиков-испытателей. Кроме того, для оценки уровня лётной подготовки с выбранными кандидатами лётчики-испытатели фирмы выполняли контрольные полёты.

«Собственно, так меня и выбрали. Профессионально в полёте меня оценивал лётчик-испытатель Валерий Павлов. Думаю, о личных качествах информация была получена от Александра Муравьёва – моего инструктора в школе лётчиков-испытателей и моего старшего товарища, с которым я служил в частях ВВС, Сергея Абрамова, он в это время уже работал на фирме Туполева», – отмечает Виктор Минашкин.

Он признаётся, что на него всегда производил огромное впечатление масштаб личности Андрея Николаевича Туполева. Кроме того, ещё в процессе обучения Минашкин выделял для себя туполевские самолёты. «В школе лётчиков-испытателей мы проходили обучение на 15 типах самолётов. Не на земле, а в небе получали знания о самолётах всех фирм, за исключением мясищевской. От КБ Туполева в школе были представлены самолёты Ту-134 и Ту-154. Так что то, какие самолёты Туполев строил, мне удалось прочувствовать в полёте. Когда поступило предложение работать на фирме Туполева, сомнений в выборе не было», – признается специалист.

В число основных профессиональных задач лётчика-испытателя входит определение недочётов воздушного судна, прежде чем оно будет запущено в серийное производство. Также в ходе испытаний лётчик должен отработать в небе систему управления машиной и все возможные чрезвычайные ситуации. На сегодняшний день основное направление развития ПАО «Туполев» связано с укреплением обороноспособности России. Предприятие производит и модернизирует самолёты дальней авиации Ту-160М/М2, Ту-95МС, Ту-22М3, а кроме того, занимается разработкой новых авиационных комплексов.

Как отмечает Виктор Минашкин, определённая разница в испытаниях гражданской и военной техники существует и обусловлена различиями в руководящих документах по проведению испытаний в этих видах авиации.

«При этом профессии гражданского и военного лётчика-испытателя во многом схожи. Основное различие между ними, на мой взгляд, проявляется не в воздухе, а на земле. Военный лётчик-испытатель нацелен на объективную оценку авиационной техники и систем вооружения, а лётчик-испытатель конструкторского бюро непосредственно участвует в создании этой техники и доведении до состояния, когда её можно передать на испытания военным лётчикам-испытателям, заказчику», – рассказывает Виктор Минашкин.

За время работы в ОКБ Туполева Минашкин участвовал в испытаниях десяти типов воздушных судов. «Если учитывать модификации, их количество — 29. Общий налёт составляет более 7 тыс. часов. Больше всего запомнились те, на которых проводились сложные виды испытаний, такие как поведение самолёта на больших углах атаки и сваливании, например Ту-334, а также впервые поднятый в воздух Ту-204СМ», – поясняет испытатель.

К 100 – летию со дня основания ОКБ имени А.Н.Туполева

По словам лётчика, максимальная высота, на которой он побывал за годы практики, составляет порядка 25 км на самолёте МиГ-25. «На туполевских машинах я поднимался на высоту около 15 км на самолёте Ту-22М3. Машины вели себя как им и положено. На МиГ-25 это был динамический потолок, а на Ту-22М3 – уход со сверхзвукового полёта с разворотом на базовый аэродром», – вспоминает пилот.

Широко известна крылатая фраза А.Н. Туполева: «Хорошо летают только красивые самолёты». Лётчик-испытатель утверждает, что профессионалы понимают её буквально. «Летящий самолёт – это всегда красиво. Когда самолёт спроектирован с учётом аэродинамики, прочности и практичности, это неизменно приводит к эстетичному внешнему виду летательного аппарата. Так что эта фраза актуальна сегодня, как и вчера, и будет актуальна в будущем», – говорит Виктор Минашкин.

По словам испытателя, сам он считает самым красивым самолётом «Ту» советский, а затем российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160. «А почему? Красота – она же не требует обоснования», – замечает Виктор Минашкин.

Легендарный стратегический ракетоносец Ту-95 является самым быстрым на планете винтовым самолётом и единственным в мире турбовинтовым бомбардировщиком, ставшим одним из символов холодной войны. А кроме того, одним из старейших: машина впервые поднялась в воздух в 1952 году.

«Испытывать мне его довелось. Это очень интересная машина, которая, несмотря на почтенный возраст, остаётся в строю. Уникальность этой машины в том, что заложенный в неё запас прочности позволяет ей после модернизации быть носителем современных средств поражения и выполнять сложнейшие задачи в реалиях современной обстановки на различных театрах военных действий», – рассказывает Виктор Минашкин.

У представителей каждой профессии есть свои приметы и ритуалы. Профессия лётчика опасная и рискованная, поэтому пилоты ОКБ Туполева не исключение. «У каждого приметы и ритуалы свои. У меня они тоже есть, но кто ж о них расскажет», – говорит Виктор Минашкин.

Есть у туполевских лётчиков и нерушимая традиция. «28 января мы отдаём дань уважения погибшему экипажу самолёта Ту-95. Это стало традицией. Собираются не только те, кто продолжает трудиться на Жуковской лётно-испытательной и доводочной базе, но и ушедшие на пенсию или перешедшие на другую работу», – рассказывает лётчик-испытатель.

Ту-95 потерпел катастрофу 28 января 1982 года, взлетая с аэродрома ЛИИ в очередной испытательный полёт. Погиб экипаж в составе десяти человек, включая командира корабля лётчика-испытателя Николая Кульчицкого.

Лётчик-испытатель признается, что в его огромной практике происходило множество необычных или же внештатных ситуаций. По воспоминаниям лётчика, самым необычным был случай, когда на одном из первых опытных самолётов Ту-204СМ отказали все указатели скорости и высоты полёта. «В результате пилотировать при возврате на аэродром приходилось по ощущениям. И если на заре авиации скорость можно было оценивать по свисту ветра в расчалках, то в кабине современного лайнера это сделать было невозможно. Скорость на наших приборах была, мягко говоря, недостоверной. На ближнем приводе скорость по приборам была ноль», – отмечает пилот.

Семейство Ту‑204/214 – «спасательный круг» ГАвиации

Впоследствии выяснилось, что причиной отказа техники оказалось закупоривание пухом приёмников воздушного давления из-за недостаточного нагрева конструкции приёмника. «Все закончилось благополучно», – резюмирует Виктор Минашкин.

Лётчику доводилось также испытывать магистральные узкофюзеляжные самолёты Ту-214. «Это хорошая машина. Кстати, самолет Ту-204СМ с двухчленной кабиной и целым рядом улучшений, направленных на уменьшение эксплуатационных расходов, уже был сертифицирован», – отмечает Виктор Минашкин.

Судно задумывалось как один из самолётов целой линейки: ближнемагистрального Ту-334, среднемагистрального Ту-204/214, дальнемагистрального Ту-204-300 и грузового Ту-330. Испытатель подчеркивает, что главное в этой концепции – уменьшение эксплуатационных расходов авиакомпаний, которое достигалось бы унификацией конструкции и оборудования этих самолётов. «Также обучение экипажей должно было обеспечить возможность выполнения полётов на разных типах самолётов лётчиками с минимальной дополнительной подготовкой», – добавляет Минашкин.

В качестве примера лётчик приводит дальневосточную авиакомпанию «Владивосток Авиа», ранее входившую в десятку крупнейших в стране. «Практика “Владивосток Авиа” показала, что, несмотря на трёхчленный экипаж и сравнительно большой вес самолёта, грамотная эксплуатация авиационной техники позволяет выходить на экономические показатели не хуже, чем эксплуатация иностранных одноклассников», – отмечает лётчик.

Сегодня принято решение о масштабировании производства пассажирских Ту-214 в интересах российских авиакомпаний.

По теме:

В Жуковском открылась уличная выставка «Эволюция легенды»16.09.2022г. В Жуковском открылась уличная выставка «Эволюция легенды»…

«Туполев» запатентовал воздухозаборник для ПАК ДА01.08.2022г. «Туполев» запатентовал воздухозаборник для ПАК ДА…

ПАО «Туполев» получило от Правительства Москвы налоговые льготы04.07.2019г. ПАО «Туполев» получило от Правительства Москвы налоговые льготы…

ПАО «Туполев» сорвало поставки 11 самолётов в рамках гособоронзаказа 2016 года24.03.2017г. ПАО «Туполев» сорвало поставки 11 самолётов в рамках гособоронзаказа 2016…