Гражданский авиапром на особом контроле

В рамках прямой линии «Итоги года» президент Владимир Путин о гражданской авиации сказал следующее: «Действительно, парк у нас перегружен самолётами иностранного производства. Часть этих самолётов мы выкупаем, чтобы они стали собственностью наших авиакомпаний. Но нужно производить свои. Свыше 1000 самолётов отечественного производства планируется произвести к 2030 году. Возможности для реализации у нас все есть. Надеюсь, что всё получится и будет на чём летать и пассажирам, и лётчикам».



Уже на следующий день, 15 декабря 2023г. премьер-министр России Михаил Мишустин на заседании правительства тему продолжил: «Предстоит продолжить развитие собственного самолётостроения, чтобы в течение ближайших шести лет обеспечить наш авиапарк отечественными воздушными судами, включая дальнемагистральные самолёты. Прошу моих заместителей держать эти вопросы также на особом контроле».

Немного об авиапарке

Настоящий дальнемагистральный самолёт у нас один – Ил-96-300. 1 ноября подняли в небо его глубоко модернизированную версию – Ил-96-400М. Заявлено, что с максимальной нагрузкой (взлётный вес 270 тонн) его дальность будет достигать 10 тыс. километров. Но крупносерийное производство пока не предполагается, известно, что самолёт точно будет использоваться в интересах госструктур, в том числе и Специальным лётным отрядом. Воронежские авиастроители делать самолёты не разучились, и это хорошо, но кадры подрастеряли – в разные годы выпускали когда один, в лучшем случае два Ил-96. А были годы, когда и ни одного. Поэтому раскачать производство на ВАСО хотя бы до двух бортов в год – задача не из простых. Авиакомпании, со своей стороны, привыкли летать на иномарках без бортинженера в пилотской кабине, их тоже сегодня днём с огнём не сыщешь, и эксплуатировать двухдвигательные дальнемагистральные самолёты. Четыре двигателя Ил-96 – это выдающиеся надёжность и безопасность, но два двигателя обслуживать проще и дешевле. А единственный вариант мощного двигателя для нашего гиганта, чтобы он стал двухдвигательным, – ПД-35. Но его серийные образцы появятся ближе к 2030 году. Так что судьба этого замечательного самолёта пока крайне туманна.

Второй вариант дальнемагистральной машины – сделать укороченный Ту-214 на 160 пассажиров (стандартный Ту-214 – 210 пассажиров в экономклассе), по примеру Ту-204-300, у которого дальность с максимальной коммерческой нагрузкой была практически 6 тыс. км, а при максимальной заправке топливом – свыше 8 тыс. километров. Эти характеристики позволяют летать без дозаправок по всей стране, с Дальнего Востока до авиагаваней европейской части России.

МС-21 – это среднемагистральный лайнер, в компоновке бизнес+экономкласс, всего 163 пассажира, имеет дальность 5100 км. «Суперджет» ещё меньше, он и позиционируется как ближнемагистральный.

Получается, что единственный реальный кандидат на дальние перелёты – это Ту-214, который производится в Казани.

Ту-214 – самолёт-страховка

В соответствии с Комплексной программой развития авиационной отрасли до 2030 г. в России к концу десятилетия должны произвести 115 Ту-214. Уже в 2026 г. Казанский авиазавод должен выйти на выпуск 15 самолётов в год, а с 2027 г. – на 20 самолётов. А возможно, и больше, у руководства Республики Татарстан (Рустам Минниханов по совместительству возглавляет совет директоров ПАО «ОАК-Туполев») есть планы нарастить производство машин туполевской фирмы в разы, тем более что отечественный рынок уже точно может не рассчитывать на новые боинги и эрбасы. Дай бог продержать их в исправном состоянии до появления отечественных самолётов в массовом количестве. Места хватит всем, и «тушкам», и яковлевским МС-21, и «Суперджетам» с отечественными силовыми установками ПД-8.

Но так ожидаемый МС-21 – всё ещё самолёт-загадка для авиаперевозчиков. Современный, комфортный, просторный, экономичный, но никто не знает, как он покажет себя в деле. В нём ново абсолютно всё: агрегаты, двигатели ПД‑14, радиоэлектронное оборудование. А Ту‑214 – самолёт с давно вылеченными «детскими болезнями», с двигателями ПС-90, техники и инженеры знают и умеют его обслуживать. Возможно, именно поэтому «Туполеву» Минпромторг и Объединённая авиастроительная корпорация позволили вернуться в масштабное гражданское авиастроение. Оставаясь при этом в дивизионе стратегической и специальной авиации ОАК!

Деньги для модернизации и строительства цехов на Казанском авиазаводе нашли в ФНБ (Фонд национального благосостояния) плюс облигационный займ – в сумме почти 84 млрд рублей. Под Ту-214 строятся цех механообработки, где установят около сотни обрабатывающих центров, агрегатно-сборочный и цех окончательной сборки. То есть будет практически создан конвейер, как это сделано в Ульяновске для выпуска Ил-76МД-90А, в Иркутске – под МС-21. Понятно, что всё делается в ускоренном, если не пожарном режиме. Но по-другому на производство 20 бортов в год не выйти – полтора Ту-214 для госавиации и серия для авиакомпаний вещи совершенно разные. Так, в госавиации, Специальном лётном отряде (СЛО) «Россия» от бортинженера в пилотской кабине отказываться не собираются. А коммерческие компании, в первую очередь группа «Аэрофлот», напротив, требуют двучленный экипаж, состоящий только из двух пилотов. Ожидается, что к 2026 г. такой самолёт выйдет на испытания. Взять кабину и оборудование с ульяновского Ту‑204СМ вряд ли возможно, там довольно широко использовались западные комплектующие, да и времени утекло немало. Скорее всего, будут использовать наработки, которые применены на МС-21, там импортозамещение уже завершено, и самолёты близки по размерности.

Возможно, руководители «Туполева» и Татарстана смогут продавить и вытянуть проекты гражданских самолётов, которые «пылятся» на полках, – Ту-324, Ту‑334, грузового Ту-330. Почему нет?

И всё же визитная карточка туполевской фирмы – это самолёты Дальней авиации: ракетоносцы Ту-22М3, Ту-160, Ту-95МС. И у лётчиков, у технического состава дальников приближается праздник!

Дальники держат строй

23 декабря – день длинной руки государства. В 2008 г. совершенно случайно я оказался на авиабазе «Энгельс». 08.08.08. И тогда впервые увидел реакцию лётчиков, узнавших о потере своих товарищей в небе Южной Осетии. Она меня удивила – это была очень спокойная скорбь, без какой-либо аффектации. Все лётчики однозначно внутренне были готовы к такому исходу, они сами раз и навсегда выбрали эту стезю – Родину защищать. В том конфликте командование недооценило наличие у Грузии комплексов ПВО с украинскими спецами.

Цех доводки Ту-95СМ

Сегодня Дальняя авиация работает по целям как надо, не входит в зону действия ПВО противника. И взлёт любого дальнего Ту-22 или стратегического Ту-95МС заставляет врага объявлять воздушную тревогу по всей стране – от восточных до западных областей Украины. Дальники – сила! Надо работать по целям в Сирии – есть! На украинском направлении – да нет проблем. Продемонстрировать вероятному противнику из натовской кодлы готовность к неминуемой «ответке», сходить «за угол» в Атлантику – пожалуйста.

История праздника, если коротко, насчитывает в этом году ровно 120 лет. Установлен он в наше время, главкомом ВВС России Анатолием Корнуковым в 1999 году. Но привязан он к первому полёту крупнейшего на то время в мире четырёхмоторного самолёта «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского 23 декабря 1913 года. Этот самолёт в качестве бомбардировщика оставил заметный след в Первой мировой войне, но мало кто знает, что он создавался и планировался в первую очередь в гражданской версии. «Илья Муромец» стал первым в мире настоящим пассажирским самолётом, с отдельным от экипажа комфортабельным салоном, спальными каютами, электрическим освещением, отоплением от выхлопных газов двигателей и даже ванной комнатой и туалетом. Через два дня он уже установил рекорд грузоподъёмности – 1100 кг. А через пару месяцев Игорь Сикорский (конструктор всегда лично испытывал и поднимал в небо опытные машины) выполнил полёт, когда на борту были 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Ни один зарубежный самолёт даже близко не показывал таких результатов.

Но война задвинула на второй план гражданскую авиацию, и спустя год после первого полёта «Ильи Муромца» и снова в ту же дату, 23 декабря, указом императора Николая II было утверждено постановление Военного совета о формировании первой эскадры самолётов «Илья Муромец» под командованием Михаила Шидловского. Он стал первым в мире главкомом тяжёлой бомбардировочной авиации.

Стоит добавить – по настоящему дальней, стратегической авиацией, сегодня обладают всего две страны – Россия и США. Правда, у Китая есть Сиань H-6, лицензионная копия советского реактивного бомбардировщика Ту-16, который совершил первый полёт ещё в 1952 году. В ВВС и ВМФ НОАК числится более 230 самолётов этого типа, естественно, изрядно модернизированных.

Они являются носителями ракет с ядерной боевой частью, но радиус действия самолёта едва превышает 3 тыс. километров. А главное требование к стратегическому бомбардировщику или ракетоносцу одно – способность самолёта доставить ядерное оружие до территории потенциального противника и вернуться обратно.

Нашим дальникам троекратное «Урааа!».

Региональный лайнер Superjet станет «Яковлевым»

Объединённая авиастроительная корпорация откажется от названия Superjet (SJ-100) своего регионального самолёта и свяжет его с брендом «Яковлев». Об этом в интервью РБК заявил глава Ростеха Сергей Чемезов. «Да, будем отказываться, – ответил Чемезов на вопрос журналиста, есть ли планы уйти от англоязычного названия. – У нас это всё под КБ им. Яковлева и, я думаю, что так …

нет комментариев

Авиакомпания Utair обозначила проблему старения самолётов

Старший вице-президент авиакомпании Utair Дмитрий Белоконь выразил озабоченность состоянием воздушного флота и обратил внимание на серьёзную проблему, стоящую перед отечественными авиаперевозчиками. Он заявил, что на данный момент компании сталкиваются с невозможностью самостоятельного приобретения как новых, так и подержанных лайнеров. В то же время, отечественные разработки новых самолётов ожидаются не ранее 2026 года, что заставляет перевозчиков эксплуатировать …

1 комментарий

Прокомментировать пожарную безопасность самолёта A321XLR

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) направило европейскому самолётостроительному концерну Airbus официальный запрос прокомментировать условия пожарной безопасности дальнемагистрального самолёта A321XLR для одобрения конструкции большого центрального топливного бака, верхняя часть которого расположена в кормовой части фюзеляжа под полом пассажирского салона. Топливный бак обеспечивает самолёту заявленную дальность полёта 8700 км. Об этом сообщает издание Flight Global. Регулирующий орган обеспокоен …

нет комментариев

SJ-100 завершил заводские доводочные испытания

Опытный образец импортозамещенного ближнемагистрального самолета Superjet-100, разработанный ПАО «Яковлев» Объединенной авиастроительной корпорации, завершил программу заводских доводочных испытаний и прибыл на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковский. Здесь лайнер будут готовить к летным сертификационным испытаниям. Самолет, собранный в Производственном центре «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре, прибыл в Жуковский, совершив перелет общей протяженностью порядка 6 тыс. км с …