Были первыми в космической отрасли, а сейчас “догоняющие”

В данной статье собран материал из опубликованных советских и зарубежных источников  о нереализованных значимых проектов космической отрасли СССР и ведущих разработчиков советской и зарубежной  авиационно-космической техники.

Источники:

Ни всё потеряно…

С чего начиналось освоение космоса?

Космическая гонка между США и СССР в период 1957-1975 гг. имела очень важное для развития научных и военных разработок. Многие считают, что именно космическая гонка погубила Советский Союз, истощив его экономику. Космическая гонка является прямым наследником тайных разработок Третьего рейха. О нацистских ученых, трудившихся над созданием, казалось бы, фантастических проектов и по сей день ходят легенды. Одним из таких ученых был доктор Ойген Зенгер, опубликовавший еще в 1934 г. статью о возможности создания дальнего ракетного бомбардировщика… 

“Серебренная птица”

Проект получил название «Серебряная птица» или «Amerika Bomber».

Он представлял собой орбитальный бомбардировщик для нанесения точечных авиаударов по Нью-Йорку и промышленным районам СССР на Урале и в Сибири.

Однако в 1941 г. его свернули и безуспешно попытались возродить лишь в 1944 года… 

Проект “Dyna Soar” X-20

Именно разработки Зенгера и стали основой для проекта «Спираль» – одного из самых интересных проектов СССР в период космической гонки. В 60-е гг., самый разгар космической гонки и холодной войны, США вели активную разработку проекта Dyna Soar – создание гиперзвукового орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20…

В ответ СССР решает создать собственную авиационно-космическую систему и в 1965 г. соответствующее поручение было дано опытно-конструкторскому бюро 115 (ОКБ-115) им А.И. Микояна, где исследования возглавил главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский.  Проект получил название «Спираль» и должен был стать главным аргументом СССР в возможной войне в космосе и из космоса…

Биографическая справка:

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский (25.12.1909) – один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники. Доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1962) и Сталинских (1950, 1952) премий, Генеральный конструктор ОАО НПО «Молния», генерал-майор (1999). Родился в г. Киеве в семье столбового дворянина – присяжного поверенного. Когда началась революция Лозино-Лозинские жили в городе Кременчуге, где Глеб окончил трудовую школу, причем пошел сразу в седьмой класс. Затем два года учился в профтехшколе и получил специальность слесаря. В 1926 г. поступил в Харьковский механико-машиностроительный институт, по окончании которого (1930) получил квалификацию инженера-механика по специальности «Паротехника». По распределению был направлен на Харьковский турбогенераторный завод.

С 1932 г. вся деятельность молодого конструктора связана с Харьковским авиационным институтом и авиастроением. В авиации начинал как специалист по двигателям, создал первую в стране форсажную камеру для турбореактивного двигателя. С 1934 г. в ОКБ Микояна. Участник организации серийного производства истребителей от «МиГ-9» до «МиГ-31». Главный конструктор с 1971 г.

В 1975 г. Г.Е. Лозино-Лозинский удостоен звания Герой Социалистического Труда и с этого же года начал заниматься разработкой «Бурана».

Главный конструктор (до 75-го года) самолета-перехватчика «МиГ-31» (1975), параллельно принимал непосредственное участие в создании фронтового истребителя «МиГ-29» (1977).

Руководитель проекта аэрокосмического истребителя-бомбардировщика «Спираль». Ведущий разработчик МТКК «Буран». Руководитель проекта многоразовой авиационно-космической системы «МАКС». Автор десятков других проектов…

Проект «Спираль»

Проект «Спираль» включал: – гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР), – двухступенчатый ракетный ускоритель – и орбитальный самолет (ОС).

По задумке Лозино-Лозинского, самолет-разгонщик с орбитальным самолетом на спине должен был взлетать с аэродрома базирования и разгоняться до скорости около 7,5 тыс. км/ч. По достижении высоты в 30 км орбитальный самолет(ОС) должен был отделиться от ГСР и при помощи двухступенчатого ракетного ускорителя разогнаться до первой космической скорости (около 7,9 км/с). После этого он выходил на околоземную орбиту и выполнял боевую задачу (разведка, перехват космических целей ракетами «космос-космос» и бомбардировка ракетами класса «космос-Земля» с ядерной боеголовкой). По сути, орбитальный самолет представлял собой настоящий космический истребитель. Орбитальный самолет проекта «Спираль», так же как и самолет-разгонщик, был пилотируемым. Место летчика представляло собой отдельную капсулу, которая при возникновении внештатной ситуации должна была отделиться и спасти жизнь пилоту даже в космосе…

Аппараты, разработанные по проекту «Спираль»:

а – воздушно-орбитальная система: 1 – ДУ самолёта-разгонщика; 2 – ускоритель; 3 – орбитальный самолёт; 4 – самолёт-разгонщик; б пилотируемый аппарат-аналог; в – аппарат БОР-4; г – аппарат БОР-5.

Разработка проекта «Спираль» шла полным ходом и уже во второй половине 1970 гг. планировалось начать полеты полностью укомплектованной авиационно-космической системы «Спираль». Но министр обороны Советского Союза Андрей Гречко вместо утверждения проекта выкинул всю документацию по нему в мусорное ведро и заявил: «Фантазиями мы заниматься не будем». Проект «Спираль» был закрыт.

Проект «Энергия-Буран»

Вместо уже готовой «Спирали» начались работы по более масштабному проекту «Энергия-Буран», который курировал Глеб Лозино-Лозинский. Созданный в рамках проекта орбитальный корабль многоразового использования «Буран» стал ответом на американский аналог Space Shuttle. Первый и единственный полет «Бурана» состоялся в 18 ноября 1988 г. Несмотря на ряд достаточно существенных преимуществ перед Space Shuttle, проект «Буран-Энергия» был также закрыт в 1993 г.

“Саркофаг” для “Бурана”

В 2002 г. в результате обрушения крыши одного из ангаров корабль

«Буран» был полностью уничтожен...

Так были фактически «похоронены»

два самых перспективных космических проекта СССР

«Спираль» и «Буран».

Во время работы над проектом «Буран-Энергия» в 1976 г. вышло специальное секретное постановление ЦК КПСС и

Совета Министров СССР «Об исследовании возможности создания оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса».

Работы по ударному космическому оружию были начаты в НПО «Энергия» под руководством Валентина Петровича Глушко

Продувка макета «Буран-Энергия»
в трубе “ЦАГИ”

В конце 70 – начале 80 гг. в НПО «Энергия» был проведен комплекс исследований по определению возможных путей создания космических средств, способных решать задачи поражения КА военного назначения, баллистических ракет в полете, а также особо важных воздушных, морских и наземных целей. При этом ставилась задача достижения необходимых характеристик указанных средств на основе использования имевшегося к тому времени научно-технического задела с перспективой развития этих средств при ограничении по производственным мощностям и финансированию…

Проект “Энергия”-“Буран”

Для поражения особо важных наземных целей на базе ККМИ «Буран» разрабатывался орбитальный бомбардировщик «Буран-Б». Фюзеляж «Бурана» в этом проекте орбитального бомбардировщика используется как носитель большого запаса топлива в объединенной двигательной установке с хорошей системой управления для активного маневрирования на орбите. Полезный груз – боевые блоки размещались в грузовом отсеке. В качестве варианта боевого блока рассматривался аппарат на базе уже опробованного и испытанного орбитального самолета семейства «БОР» («Лапоть» проекта «Спираль» 1966 г.). Другой вариант вооружения представлял собой экранированные баллистические ядерные боеголовки…

“Лапоть” на испытаниях

Боевые блоки БОР представляли собой пилотируемый или дистанционно управляемый орбитальный самолет с ядерными или другими боеприпасами.

Фюзеляж был выполнен по схеме несущего корпуса с сильно затупленной оперённой треугольной формой в плане,

что и стало причиной названия «Лапоть»…

Боевой блок “БОР ” после испытаний

Теплозащита обеспечивалась плакированными пластинами из ниобиевого сплава с покрытием на основе дисилицида молибдена. Температура поверхности носовой части фюзеляжа на разных стадиях спуска с орбиты могла достигать 1600 град.

C. Двигательная установка состояла из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) орбитального маневрирования, двух аварийных тормозных ЖРД с вытеснительной системой подачи компонентов топлива на сжатом гелии, блока ориентации, состоящего из 6 и 10 двигателей грубой и точной ориентации соответственно.

“БОР” в музее Монино

Турбореактивный двигатель для полёта на дозвуковых скоростях и

посадки работал на керосине.

Рассматривались модификации для ведения фото-

и радиоразведки, нанесения ударов по морским и наземным целям.

 

Ударный модуль”  Буран Б” и боевые
блоки “БОР”

В качестве вооружения мог использовать ракету с ядерной боевой частью и системой наведения со спутника,

а также перехватчики космических целей.

Последние компактно размещались в отсеке полезного груза боевого ударного модуля со сложенными консолями крыла в

последовательно установленных револьверных катапультных пусковых установках…

Маневрирующий боевой блок “БОР”

На каждой вращающейся катапультной установке размещалось до 5 боевых блоков. С учетом возможного бокового маневра (+ 1100-1500 км) каждого боевого блока при спуске в атмосфере один ударный модуль «Буран» в короткое время своими 10-20 маневрирующими боевыми блоками «БОР» был способен стереть все живое с лица Земли в полосе шириной до 3000 км

Планировалось два варианта использования «Буран-Б». Одиночное патрулирование на орбите Земли с возвращением с последовательным запуском очередного дежурного корабля и постоянное, автономное дежурство на орбите группы кораблей в составе боевой космической станции. Основу боевой космической станции составляла космическая станция серии 17К ДОС («Мир») с автономными модулями «Буран-Б», вооруженными боевыми блоками баллистического или планирующего типа…

Орбитальная станция “МИР”

Боевая космическая станция состояла из обитаемого базового блока, как на орбитальной станции «Мир», центра управления боевыми блоками, модулей боевой станции с прицельными комплексами и боевых модулей (на базе фюзеляжа ОК «Буран». Снабжение и смену дежурных экипажей планировалось обеспечивать транспортными кораблями «Прогресс», «Заря» или пилотируемыми ККМИ «Буран». По тревоге «Бураны» отделяются и выходят на самостоятельные боевые орбиты для последующего отделения блоков по команде на боевое применение по заданным целям на Земле. Это имело особое значение в контексте стратегического сдерживания, так как эта система оружия могла нанести прицельный, «хирургический» удар даже в том случае, если будут уничтожен сам СССР

Имеются данные и о других военных аспектах применения орбитальных кораблей. В частности, в рамках «ассиметричного ответа» американской программе «звездных войн» рассматривались вопросы минирования с помощью «Бурана» околоземного космического пространства и создания непреодолимой завесы для космического сегмента СОИ. В СССР проводились научно-исследовательские работы с наземной экспериментальной отработкой по созданию орбитальных бризантных облаков, быстро и полностью «вычищающих» от космических аппаратов весь околоземный космос до высот 3000 км.

После этого околоземный космос становился полностью недоступен в течение нескольких месяцев или лет, но эти меры предполагалось использовать только вовремя (или непосредственно перед) полномасштабным военным конфликтом между СССР и США…

Михаил Горбачев 12 мая 1987 г. на космодроме Байконур ознакомился с образцами космической техники гражданского и военного назначения. После этого он посетовал: «Очень жаль, что не знал всего этого до Рейкьявика!». 13 мая во Дворце офицеров Горбачев встретился с военными и гражданскими работниками Байконура. В частности, на этой встрече он заявил:

«… Мы категорически против переноса гонки вооружений в космос». После этого судьба всей программы развития военно-космических систем, стала ясна. В сентябре 1987 г. работы по теме были приостановлены и в последующем не возобновились. «Новое мышление» в международных отношениях и начавшийся кризис в советской экономике привели к полному прекращению финансирования темы боевых орбитальных станций в 1989 г. А в мае 1993 г. были прекращены все работы над РН «Энергия» и ККМИ «Буран».

Источник:

Это стало последней точкой в истории создания космического меча Империи…

По теме:

“Буран” – это  крайний и самый грандиозный проект СССР

Разнос чиновникам, отвечающим за космическую отрасль

На расширенном заседании Совбеза Владимир Путин устроил разнос чиновникам, отвечающим за космическую отрасль. По словам президента, если “мы продолжим топтаться на месте и будем постоянно говорить о наших достижениях, наверстать упущенное будет невозможно”. Уже сегодня то, чем мы так гордились – наша спутниковая группировка – “уступает по многим параметрам конкурентам”. Немалая часть оборудования, электронная компонентная база нуждаются в обновлении, подчеркнул ВВП…

Главные претензии связаны даже не со снизившимися показателями по количеству запусков и

работающих спутников на орбите.

А с тенденцией нашего отставания в космосе.

Президент Путин призвал «изменить ситуацию», «сформировать амбициозные, но при этом сугубо реалистичные планы и цели».

Экспериментальный Stratolaunch

По странному стечению обстоятельств совещание Совбеза по космосу проходило через два дня после очередного триумфа американской авиакосмической отрасли — первого полета самого большого в мире самолета экспериментального Stratolaunch (стратосферный старт).

Он создан как платформа для воздушного старта ракет-носителей, доставляющих спутники и космические грузы на орбиту…

Как мы потеряли самый большой в мире самолет «Мрия»

«Не было интереса» Эксклюзив…

Что потеряла Россия? Почему США сегодня реализуют принципиально новый подход к выведению своих аппаратов в космос, за которым будущее, а наши авиапром и ракетно-космическая отрасль лишь совершенствуют технологии середины прошлого века?

Так что же за самолет создали американцы?

Субботним утром 13 апреля новость о первом испытательном полете Stratolaunch не долго задержалась в топах Рунета, быстро затерявшись среди данных об исследовании сливочного масла и скандальных подробностей украинских выборов. Лишь немногочисленные любители по поводу и без повода ругать Штаты, увидев кадры летящего Stratolaunch, поспешили раскритиковать его в соцсетях: дескать, полет-то всего лишь испытательный. Да и летел гигант не так уж высоко и не так быстро. Короче, ерунда.

Полет Stratolaunch

А вот астронавт НАСА Томас Цурбухен, напротив, назвал первый полет Stratolaunch историческим, заявив: речь идет о том, чтобы отправиться на край космоса. И ему как-то верится больше…

Stratolaunch — детище частной американской аэрокосмической компании Stratolaunch Systems, основанной в 2010 году Полом Алленом, больше известным в качестве одного из создателей фирмы Microsoft, и знаменитым авиаконструктором Бертом Рутаном. Задача компании — разработка авиационно-космической системы для доставки грузов в космос.

Первенец фирмы Stratolaunch Systems — гигант массой 250 тонн, а с полной нагрузкой — около 590 тонн. Он состоит из двух 73-метровых фюзеляжей, оснащенных шестью движками от Boeing 747. Размах крыла — 117 метров. Он полностью изготовлен из композитных материалов. Оснащен 28-колесным шасси. Без дозаправки может находиться в полете порядка 10 часов… По официальной информации разработчика, самолет впервые взлетел с аэродрома неподалеку от Лос-Анджелеса и около двух с половиной часов со средней скоростью 304,2 км/ч кружил над пустыней Мохаве, достигнув высоты чуть более 5000 метров.

Те, кто хоть немного знаком с авиацией, наверняка помнят, что еще недавно самым большим в мире самолетом гордилась наша страна как правопреемник СССР. Это тяжелый транспортник Ан-225 «Мрия», который был создан в Киеве, в КБ Антонова, построен российско-украинской авиационной кооперацией. Впервые взлетел в 1988 году. И, кстати, если уж быть честным, вовсе не новый американский Stratolaunch, а именно старую советскую «Мрию» до сих пор можно считать самым большим в мире самолетом, так как полная взлетная масса «американца» — порядка 590 тонн, а у Ан-225 она была 640 тонн

“Мрия” Ан-225

«Мрия», так же как и Stratolaunch, должна была стать воздушной стартовой площадкой для запуска космических аппаратов по проекту многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС). Его эскизный проект был защищен еще в 1989 году и создавался в СССР под руководством великого отечественного авиаконструктора Глеба Лозино-Лозинского, разработавшего проект «Энергия»–«Буран».

Проект многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС)

Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС) — проект использующего метод воздушного старта двухступенчатого комплекса космического назначения, который состоит из самолёта-носителя (Ан-225 «Мрия») и орбитального космического корабляракетоплана (космоплана), называемого орбитальным самолётом. Орбитальный ракетоплан может быть как пилотируемым, так и беспилотным. В первом случае он устанавливается вместе с одноразовым внешним топливным баком. Во втором — баки с компонентами топлива и окислителя размещаются внутри ракетоплана. Вариант системы допускает также установку вместо многоразового орбитального самолёта одноразовой грузовой ракетной ступени с криогенными компонентами топлива и окислителя.

История разработки проекта

Разработка проекта (код разработки — 9А-1048) велась в НПО «Молния» с начала 1980-х годов под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского. Широкой общественности проект был представлен в конце 1980-х гг. При полномасштабном разворачивании работ проект мог быть реализован до стадии начала лётных испытаний уже в 1988 г.

Система МАКС

Вместо первой ступени обыкновенной ракеты в проекте используется сверхтяжёлый самолёт Ан-225; точнее, на базе Ан-225 предполагалась разработка его нового варианта — Ан-325.

Вторая ступень может быть выполнена в трех вариантах:

  1. МАКС-ОС-П — базовый вариант с пилотируемым орбитальным самолётом (ракетопланом) и одноразовым баком;
  2. МАКС-М — беспилотный транспортный вариант с полностью многоразовым орбитальным самолётом (ракетопланом);
  3. МАКС-Т — беспилотный транспортный вариант с одноразовой ракетной второй ступенью.

В вариантах с ракетопланом полезный груз на низкую орбиту составляет 7 тонн, с одноразовой ракетной ступенью — 18 тонн. Стартовая масса системы — 275 тонн.

Система МАКС

Основное назначение многоцелевой системы — доставка грузов и экипажей на орбиту, в том числе на

орбитальные станции. МАКС может также использоваться (в том числе оперативно ввиду отсутствия привязки к космодрому и возможности запусков в разных направлениях) для аварийного спасения экипажей космических объектов, для ремонтно-аварийно-технических работ, научных экспериментов, организации производств на орбите, в гражданских и военных целях наземной разведки, экологического и космического контроля.

При разработке проекта использовался опыт НПО «Молния» и результаты работ по проекту АКС «Спираль» и экспериментальному беспилотному орбитальному ракетоплану БОР-4. Компоновка базового варианта системы МАКС близка к таковой у системы «Спираль», только вместо гиперзвукового используется обычный самолёт-носитель, а вместо ракетной ступени используются двигатели на самом орбитальном ракетоплане.

Важным преимуществом этой системы воздушного старта является отсутствие необходимости в космодроме. «Система базируется на обычных аэродромах 1-го класса, дооборудованных необходимыми для МАКС средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплекса и вписывается, в основном, в существующие средства наземного комплекса управления космическими системами».

К преимуществам проекта МАКС можно также отнести большую экологическую чистоту за счёт применения менее токсичного топлива в разработанном многорежимном трёхкомпонентном двигателе РД-701 керосин/водород + кислород).

В рамках инициативных работ НПО «Молния» по проекту созданы меньшие и полномасштабные габаритно-весовой макет внешнего топливного бака, габаритно-весовой и технологический макеты космоплана. 

Система МАКС

Проект «МАКС» получил золотую медаль (с отличием) и специальный приз премьер-министра Бельгии в 1994 году в Брюсселе на Всемирном салоне изобретений, научных исследований и промышленных инноваций «Брюссель-Эврика-94»

Самолет, который сейчас сделали американцы, это фактически первая ступень ракеты-носителя — воплощение идеи Лозино-Лозинского. Только он предлагал сделать такой ступенью Ан-225. В качестве второй ступени выступали установленные на самолете ракета или многоразовый летательный аппарат. С их помощью можно было бы выводить в космос полезную нагрузку.

Но увидеть воплощение этой идеи конструктору так и не удалось. После его смерти в 2001 году система МАКС, аналог которой американцы сейчас только испытывают, была уничтожена из-за отсутствия средств, недальновидной политики госчиновников и межведомственных дрязг. Реализация проекта по-прежнему возможна при наличии инвесторов>>

Вашему вниманию представляется анимация проекта- это в н.в возможно:

Некоторые подробности этой истории «МК» рассказал один из соратников Лозино-Лозинского (фамилию он просил не называть, так как до сих пор работает в отрасли)…

Всё хорошоe – это забытое старое

Аналогичный проект стартовал в СССР 30 лет назад. Судьба самого большого в мире самолета «Мрия» сложилась печально…

Официально, — рассказывает эксперт «МК», — самолет Ан-225 «Мрия» делался по программе «Энергия»–«Буран» (советская многоразовая транспортная космическая система, ответ на аналогичный проект США «Спейс шаттл» — О.Б.). То есть он предназначался для транспортировки компонентов челнока «Буран» и ракеты «Энергия» от места производства к месту запуска:

Но второе его предназначение — это самолет-носитель авиационно-космической системы. Если вы внимательно приглядитесь к внешнему виду Ан-225, то увидите, что у него сверху над крылом имеются две «горбушки» — это как раз элементы крепления космического аппарата…

Для транспортировки «Бурана» или «Энергии» они были не нужны. Но их сделали, так как самолет готовили в качестве носителя авиационно-космической системы. С ними единственный опытный самолет так до сих пор и летает…

Гигантский самолет Ан‑225 «Мрия» создан в СССР в качестве платформы для старта космических ракет и аэрокосмических аппаратов…

По словам нашего эксперта, в состав авиационно-космической системы должен был войти также аэрокосмический самолет меньшей размерности, чем «Буран».

Вес «Бурана» — 105 тонн, а космический самолет должен был весить не более 26.

Его делали под множество различных задач: как гражданских, так и военных…

О последних особо не распространялись — система имела строжайший индекс секретности. Но потом, когда проект раскрыли и он получил название МАКС — многоцелевая авиационно-космическая система, то о некоторых задачах и о том, что они из себя представляли, стало известно. Это должен был быть пилотируемый аппарат. Основной экипаж — два человека. Еще был вариант, когда к основному экипажу добавлялось четверо человек в дополнительной герметичной кабине. Аэрокосмический аппарат должен был выводить на орбиту различные грузы. В том числе выполнять роль транспортного корабля для орбитальной станции, доставляя туда экипажи…

Чуть позже, — рассказывает эксперт, — очень серьезно рассматривался вопрос промышленного производства в космосе так называемых наногетероэпитаксиальных структур — основ современнейшей радиоэлектронной элементной базы. Как раз за разработку этих технологий Жорес Алферов получил Нобелевскую премию…

Технологический процесс производства этих структур требовал глубокого вакуума. На Земле строить заводы с вакуумными камерами было очень дорого и энергоемко, продукция получалась слишком дорогой. Появилась мысль заниматься этим в космосе. К решению проблемы подключилось четыре института Академии наук СССР. Смысл был в том, чтобы не «делать космос» на земле, а, наоборот, вывести технологическую установку в космос. Согласитесь, мы ведь к тому времени на протяжении 30 лет деньги в космос только вкладывали. Вот мы и решили: пора бы уже из космоса их привозить. Это как раз была попытка перейти в нашей космической деятельности на другой качественный уровень…

К началу 90-х проект авиационно-космической системы для доставки грузов в космос был защищен, одобрен академической наукой, профильными НИИ, ведомствами и ожидал только финансирования. С точки зрения «электроники космического происхождения» его продвигали сразу несколько институтов, так как производить в невесомости наногетероструктуры было и удобней, и качественней. Важно было еще и то, чтобы перевозка этих материалов по маршруту земля–космос и обратно была относительно дешевой…

«— Транспортировку на «орбитальный завод» полуфабрикатов и возврат на землю готовой продукции как раз и должен был обеспечивать аэрокосмический самолет», — объясняет наш собеседник. — Решение задачи надежных и дешевых челночных перевозок было поручено Лозино-Лозинскому. И он ее решил.

По заключению ряда экспертных организаций, в том числе двух зарубежных, на проектном уровне были показаны хорошие экономические характеристики. Причем такие, каких у нас до сих пор так никто показать и не может…

Нам этого не надо?

А дальше наступил 1991 год. СССР не стало. Вместе с ним и средств на космос.

— Нам, разработчикам, все время говорили: вы уж, ребята, подождите. И мы ждали, — вспоминает наш эксперт. — Тему не забрасывали, потихоньку выбивали какие-то малые средства на поддержание проекта. Так продолжалось до начала 2000-х годов. Но потом началась реорганизация. Часть структур была переподчинена и переведена в ведение Росавиакосмоса, где эту нашу деятельность по проекту авиационно-космической системы быстренько прикрыли.

Правда, в 2005–2006 годах в судьбе этого проекта неожиданно обозначился всплеск активности: «Роскосмос» объявил конкурс на проект многоразового пилотируемого корабля нового поколения под названием «Клипер». Он должен был прийти на смену кораблям серии «Союз»...

Крылатая версия “Клипер”

Была разработана крылатая версия «Клипера», создан полномасштабный макет корабля, начались работы по компоновке оборудования. «Клипер» планировалось ввести в эксплуатацию в 2015 году. Но в июне 2006 года руководство «Роскосмоса» приняло странное решение— конкурс объявили несостоявшимся…

— И что интересно, — вспоминает собеседник «МК», — примерно в то же самое время в адрес главы «Роскосмоса» — на тот момент им был Анатолий Перминов, с Украины пришло правительственное письмо, подписанное рядом высокопоставленных руководителей украинской промышленности (на тот момент еще существовала плотная российско-украинская авиационная и космическая кооперация — О.Б.).

В письме говорилось: Украина сохранила самолет «Мрия», он исправен, летает, а потому «Роскосмосу» предлагается возобновить совместную работу по проекту МАКС. Но глава Роскосмоса ответил: нам этого не надо…

Осталось всё на бумаге…

Чуть позже Украина еще несколько раз предлагала России купить Ан-225 «Мрия». Кое-кто из авиачиновников даже заявлял, что сделка вот-вот состоится.

Но, как оказалось, договариваться всерьез о ней никто и не собирался: не было интереса. Про «космические» возможности «Мрии» тогда уже никто не думал.

Во главу угла ставилась лишь коммерческая составляющая…

Ан-124

Самый большой в мире транспортник рассматривали исключительно как «тяжеловоз» для крупногабаритных грузов. А с ними вполне могли справиться и самолеты Ан-124 «Руслан». И вот теперь, спустя почти 30 лет…

США подняли в воздух свой самолет, подобный Ан-225, близкой грузоподъемности и сделанный под те же «космические» задачи, от которых наша страна по доброй воле отказалась в начале 2000-х…

На этот счет я друзьям говорю: заграница нам поможет, — горько шутит наш эксперт. — Может, хоть сейчас у нас наверху встрепенутся, когда увидят, насколько далеко американцы оказались впереди нас? Ведь еще в 1989 году у нас был и утвержденный проект МАКС, и готовый самолет-носитель к нему.

Теперь — все: вмешалась политика. Теперь самолетом Ан-225 активно интересуются китайцы. Этот вопрос украинцы с ними не раз обсуждали. Одновременно Китай интересовался проектами МАКС. Нет сомнения, что Пекин смотрит вперед, понимая, что ему надо делать в космосе…

Скупой платит дважды

Говорят, скупой платит дважды. Нам, похоже, за свой отказ от многоцелевой авиационно-космической системы придется заплатить еще больше. И в самое ближайшее время…

По мнению специалистов, преимущества воздушно-космического старта перед пусками ракет с наземного космодрома очевидны. В первую очередь для таких северных стран, как Россия…

Российский северный космодром Плесецк (Архангельская область) и даже лежащие в средних широтах Восточный (Амурская область), Капустин Яр (Астраханская область) и Байконур (Казахстан) из-за своего географического положения заведомо проигрывают космодромам, расположенным на экваторе или вблизи него. Экваториальные космические площадки получают значительный (до 10–15%) энергетический выигрыш при запуске ракет. Соответственно, один и тот же носитель, стартующий с экватора, может вывести на орбиту большую полезную нагрузку

Этот эффект достигается благодаря наиболее полному использованию ракетой при старте энергии вращения Земли. Угловая скорость вращения Земли и у полюсов, и на экваторе одинаковая. А вот абсолютная скорость на экваторе выше, поскольку за одно и то же время точка вблизи полюса пройдет меньшее расстояние, чем точка вблизи экватора. Вот и получается, что стартующая вблизи нулевой параллели ракета получает дополнительное ускорение…

Так как удобных мест для наземных космодромов на экваторе не так много, родилась идея морских стартов. Это когда плавучая платформа идет к экватору, и оттуда с нее стартуют ракеты-носители. В России такой «Морской старт» сделали совместно с США, Норвегией и Украиной, чьи ракеты «Зенит» стартовали с плавучей платформы. Но потом Штаты сделали все, чтобы «утопить» этот проект...

Воздушный старт тоже позволяет стартующей с борта самолета ракете или аэрокосмическому самолету экономить энергию, а значит, брать дополнительное количество полезного груза. Кроме того, самолет-носитель позволяет вывести космический аппарат на любую нужную орбиту, с любым наклонением…

Ни с Байконура, ни с Восточного из-за их расположения в средних широтах невозможно сразу вывести спутник на орбиту, наклонение которой меньше географической широты точки старта. К примеру, такой аппарат из этой точки старта не попадет на экваториальную орбиту без дополнительного маневра на участке выведения или последующих межорбитальных переходов. А для них требуется дополнительное топливо, что, соответственно, уменьшает полезную нагрузку выводимого в космос спутника…

Зато самолет, который выступает в роли воздушного космодрома, может спокойно взлететь с любого российского аэродрома, долететь до экватора и уже оттуда отправить ракету со спутниками на геостационарную орбиту без каких бы то ни было потерь топлива на поворот плоскости орбиты…

Кроме того, любой наземный космодром должен иметь вокруг огромную зону отчуждения для падающих при старте ступеней ракеты с остатками топлива, что серьезно влияет на экологию. С самолетом все просто: взлетел, пустил аппарат, сел — и никакого вреда окружающей среде.

Далее: с помощью многоразового носителя запуски можно проводить хоть через неделю, а не так, как сейчас, когда ракету уже после установки на стартовый стол нужно еще несколько дней готовить к пуску. А после пуска проводить неделями цикл мероприятий по проверке стартового оборудования и подготовке заправочных мачт к следующему старту…

«— И это все еще не считая тех огромных средств», — говорит наш эксперт, — которые тратятся на аренду Байконура и строительство космодрома Восточный. Вот и считайте: сейчас стоимость запуска ракеты «Союз» нам обходится в $40–46 млн. По проекту МАКС с носителя «Мрия» его оценивали где-то в $8–9 млн с поправкой на нынешний курс доллара…

Фото: facebook.com/Stratolaunch

О цене пусков со Stratolaunch пока говорить рано, но, по некоторым расчетам, она на порядок меньше, чем стоимость выведения полезных грузов в космос с земли. Мы уже сдаем свои позиции на рынке коммерческих космических пусков, где Россия лидировала в последние годы. И это лидерство было предметом национальной гордости. В 2016 году нас обогнали США и Китай. На пятки уже наступают частные компании, занимающиеся космическими пусками. И вот теперь подумайте: если запуск с тяжелого самолета-носителя многократно дешевле и во столько же раз эффективней, то кому мы со своими ракетами будем интересны, когда американцы достроят свой Stratolaunch?

«Наше бесперспективное будущее» Эксклюзив

Вот как об этой проблеме говорит другой эксперт «МК», который в свое время многое делал для поддержки проекта воздушно-космического старта, — руководитель Департамента авиационной и космической промышленности Минэкономики России (1997–1999) Александр Книвель:

Мы отстали от американцев потому, что у нас «крылатый» космос, как я его называю, вообще в загоне. У нас сегодня есть отдельно авиационная промышленность и отдельно космическая. А во всем мире — авиакосмическая отрасль, когда все фирмы и технологии работают одновременно и на космос, и на авиацию. К примеру, «Боинг» — это ведь аэрокосмическая фирма, а не только авиационная. То же самое в Европе. Это все единая промышленность и единые технологии. Мы же сделали наоборот: все, что раньше у нас было более-менее объединено, развалили на две части. И эти части между собой не стыкуются. А пример с этим американским самолетом показывает, что их необходимо стыковать…

— Как вы считаете, в этом самолете могут быть состыкованы не только гражданские авиация и космос, но еще и военные и гражданские задачи?

Безусловно. Когда ракета на начальном этапе отрывается от земли, преодолевая сопротивление атмосферы, она сжигает наибольшее количества топлива и за счет образования мощного факела при его сгорании буквально светится. В момент такого старта ракета легко засекается оптическими и инфракрасными сенсорами и наиболее уязвима для систем ПРО и ПВО…

Но если она стартует с самолета-носителя на высоте нескольких километров, ее старт не только гораздо менее заметен, но и менее доступен для воздействия средств уничтожения. США же до смерти боялись наших пусковых ракетных установок на базе железнодорожных платформ. Потому что за ними трудно было уследить. А здесь система была бы куда мобильней.

— В нашем проекте МАКС тоже была военная составляющая?

Ее просто не могло не быть. Об этом громко не говорили, но все, естественно понимали, что если бы была реализована программа МАКС, то на тот момент с военной точки зрения это обеспечило бы нашей стране господство в космосе.

— Почему этого не произошло? Причина только в отсутствии средств?

Не думаю. Знаете, вот сейчас многие в Интернете накинулись на американский проект Stratolaunch: дескать, его разработчики ничего особенного не достигли…

Мне такая реакция напомнила 90-е годы, когда в нашем авиапроме все, кто был замечен в теплой дружбе с американцами, тоже со страшной силой ополчились против Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского. Думаю, потому, что на тот момент для США создание у нас такой системы воздушно-космического старта представляло страшнейшую угрозу. В военном варианте Штаты вообще ничего не смогли бы ей противопоставить. А для нас ее создание, в том числе и по деньгам, было вполне по силам. «Мрия» уже летала, а все остальное обходилось относительно недорого. Но этот проект положили под сукно…

Зато со всех ног бросились реализовывать с американцами и украинцами проект «Морской старт». Затратили немало денег. Ну и что мы имеем с гуся? Какой прорыв и куда мы при этом совершили?

— Хотите сказать, те, кто сегодня ругает американский Stratolaunch, тоже делают это не случайно?

Трудно сказать… Возможно, часть из них просто дилетанты. Но, думаю, есть и те, кто заинтересован в том, чтобы убедить нас всех, включая руководство страны, что воздушно-космический старт — это слишком дорого, проблематично и бесперспективно. Это своего рода проявление информационной войны.

— Похоже на теорию заговора.

Возможно. Если разведке удается ввести противника в заблуждение и направить его по ложному, да еще поглощающему его ресурсы пути, то это просто успешная операция по дезинформации.

Г.Е.Лозино-Лозинский. Автор проекта Многоцелевой авиакосмической системы (МАКС). То, что сейчас продемонстрировали американцы, это фактически первая ступень ракеты-носителя. Та идея, которую предлагал Лозино-Лозинский?  Да, причем это не было фантастикой или пустыми мечтами. Наука выдала заключения, подтверждавшие ее реализуемость с заданными параметрами. Тогда мы могли опередить США по системам выведения в космос на 20–25 лет, теперь сами на столько же отстаем от них.

Главное же, что американцы получают многоразовую дешевую систему выведения в космос аппаратов с возвращаемой первой ступенью — самолетом Stratolaunch. Да, у них все непросто. И движутся они не спеша. Но мы-то ведь вообще ничего не делаем.

У нас все было проработано, утверждено и наполовину сделано. Можно было все запускать в работу. Но лоббисты, которые стоят и по сей день за вертикальное выведение в космос аппаратов, настолько сильны и, насколько я понимаю, поддерживаются в том числе из-за океана, что мы сами себя загоняем в это отставание.

Технологии-то мы какие используем при вертикальном выведении в космическое пространство? Еще 60-х годов прошлого века. Те, которые использовались, когда Гагарин полетел. Все эти «вертикалки» и новые «Союзы», в общем-то, да, несколько технически доработаны и усовершенствованы, но по сути это все середина прошлого столетия. А то, что предлагал Лозино-Лозинский, и то, что делают США, — это совершенно новый подход к выведению в космос, за которым будущее. Жаль только, что не наше.

В заключение>>Рогозин: «Лучше один дорогостоящий прицельный удар, чем сто ударов без разбора» Эксклюзив

Вице-премьер Дмитрий Рогозин последние шесть лет курирует в Белом доме все, что связано с обороноспособностью. В интервью специальному корреспонденту “Ъ” Ивану Сафронову он рассказал, как менялся ОПК, какие уроки оборонка вынесла из сирийской кампании, что было сделано для развития космической отрасли, а что еще только предстоит сделать. Он также рассказал о своем отношении к санкциям Запада и объяснил, почему не против контракта S7 с украинским «Южмашем»…

Для справки:

В настоящее время Дмитрий Рогозин является Генеральным директором Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» с 24 мая 2018 года. С 6 декабря 2018 года назначен спецпредставителем президента по международному сотрудничеству в космосе…

— Как оцениваете нынешнее состояние Роскосмоса?

В нашей стране удачи и промахи в космической деятельности люди принимают очень близко к сердцу. Цена ошибок здесь чрезвычайно велика. При этом ситуация в отрасли к 2012 году сложилась крайне сложная, сложнее даже, чем в целом по оборонному комплексу. Старение кадров, износ технологического оборудования и самое сложное — инертность мышления, устоявшаяся привычка ехать и дальше на великом наследии советского космоса. За пять-шесть лет вырастить с нуля новые опытные кадры невозможно, потому мне и коллегии ВПК пришлось заниматься вопросами реформы Роскосмоса большую часть времени. Кроме того, надо понимать, что государственный интерес к космосу состоит не только и не столько в развитии собственно космонавтики, а в решении прорывных задач технологического развития страны.

Мы видим, как американцы переходят к многоспутниковым информационным и коммуникационным системам малоразмерных космических аппаратов, предполагая техническую возможность управления роями спутников и их орбитального обслуживания. В пилотируемых программах планируется применение аддитивных технологий вплоть до изготовления методом 3D-печати всевозможных элементов спутников и использование в этих целях ресурсов космоса. Бортовые системы создаются с самообучающимся искусственным интеллектом. Полным ходом идет развитие новых материалов с уникальными свойствами. Мы стоим на пороге революции технологий в космосе, и если не сделаем рывка, то драматически отстанем. Самое любопытное состоит в том, что эти технологии не являются для нас чем-то невозможным.

— А у нас-то ответ есть?

В рамках работы Фонда перспективных исследований и других научных коллективов, университетских центров такие разработки уже ведутся. Но вот их внедрение в практические работы нашей космической промышленности представляет собой серьезную задачу. Здесь есть ряд субъективных и объективных причин. Всей ракетно-космической отрасли нужно срочно заняться, скажем так, «технологическим фитнесом»: сжаться, подсушиться, избавиться от лишней бюрократии, стать более компактной и эффективной.

Главным критерием на рынке пусковых услуг сейчас является стоимость доставки одного килограмма полезной нагрузки на орбиту. Но самый перспективный рынок — это рынок космических услуг, создаваемый орбитальными группировками. То есть нужно делать дешевые модульные ракеты и функциональные, конкурентные по возможностям космические аппараты, тоже серийно выпускаемые, дешевые.

До сих пор структура промышленности Роскосмоса напоминала советского гиганта, вот только эти предприятия из-за переразмеренности отрасли недозагружены хронически. Сейчас в правительстве обсуждается, как именно помочь ГК превратиться в то, ради чего она создавалась, как консолидировать отрасль, ввести единую техническую политику, радикально повысить надежность техники. И вновь стать не просто конкурентной, а мировым лидером. Нужно немедленно сформировать профильные холдинги, избавиться от параллелизма и дублирования работ, выдвинуть на первый план молодых специалистов-технарей.

Элитой отрасли должны стать они, а не менеджеры «общего профиля». В руководстве Роскосмоса должна быть сформирована прямая управленческая вертикаль предприятиями, то есть управлять надо не акциями предприятий, а самим развитием производства. Нужны двигателестроительный, приборостроительный, ракетостроительный холдинги, структура, отвечающая за диверсификацию и расширение присутствия Роскосмоса на рынках высокотехнологичного оборудования, а также совместные конструкторские работы с нашим авиапромом. Ну и конечно, открыть отрасль для частного капитала. Вырастить частников, которые могли бы разделить с госкорпорацией расходы и риски при освоении новой техники и рынков. По всем этим вопросам правительство дало подробные поручения Роскосмосу.

— На Восточном площадка под «Ангару» готовится?

Пуск по-прежнему запланирован на 2021 год. Но коллегия ВПК настаивает на том, чтобы стартовый стол был универсальным для всего ракетного семейства «Ангары», в том числе — с водородным блоком для вывода на опорную орбиту 37 тонн нагрузки. Собственно, сейчас и развернуты работы по созданию космического ракетного комплекса тяжелого класса «Амур» для ракеты-носителя «Ангара-А5». Задача: после незначительной модернизации стартового комплекса обеспечивать пуски ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В».

— А будущее МКС каким видите?

Во-первых, надо усвоить истину: там, где человека можно заменить автоматом, машиной, надо это делать. Космос — это не шутки, всегда надо быть готовым ответить себе на вопрос: ради чего мы рискуем жизнью этих смелых людей — космонавтов?

“Федерация” ориентирована на Луну

Во-вторых, мы должны отходить от околоземной орбиты, оставив ее частным компаниям, и переходить на лунную. Никак не меньше. Если Роскосмосом ставится задача на околоземной орбите поменять корабль «Союз» на «Федерацию» и доставлять вместо трех членов экипажа четырех, то овчинка выделки не стоит. Перспективная пилотируемая программа должна быть ориентирована на Луну.

Второй вопрос: с кем реализовывать этот проект? С американцами, которые так себя ведут, с китайцами, которые очень активно развиваются? Надо выжать максимум из МКС и двигаться дальше. Этот вопрос будет рассмотрен и правительством, и президентом в самое ближайшее время…

— А какова судьба российского сегмента?

Нужно привлечь частные космические компании. Такие переговоры мы уже ведем. Российский сегмент нужно использовать в качестве испытательного центра, «космического полигона» для новых аппаратов. То есть, прежде чем отправлять опытные образцы космических аппаратов на недостижимые орбиты, а потом — при развитии нештатной ситуации и потери связи с ними — думать, что же с ними такое случилось, нужно отправить этот спутник или новое оборудование на испытания к МКС, чтобы откатать эти новые технологии на низкой околоземной орбите под присмотром технически подготовленного экипажа.

Вообще, перспективными космическими проектами, работающими на престиж страны, должны заниматься люди, заинтересованные не в процессе, а в результате. Такие люди у нас есть, и я не сомневаюсь, что в ближайшие годы наша страна подтвердит свой статус великой космической державы…

По теме:

Были первыми в космической отрасли, а сейчас “догоняющие”

«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса

12 апреля 1961 года. 8:50. Объявлена десятиминутная готовность. Проверка всех основных систем и герметизации. 9:06. Минутная готовность. Гагарин занял исходное положение. 9:07. Дается зажигание. Старт корабля «Восток», в эфире слышно знаменитое «Поехали!..» Так началась эра освоения человеком космоса, пионером которой стал летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Юрий Гагарин — в этом году исполнилось 90 лет со дня его рождения. За каждым громким открытием в этой области стоит напряженный …

нет комментариев

«Роскосмос» представил облик коммерческого модуля РОС

Госкорпорация «Роскосмос» на выставке Dubai Airshow 2023, проходящей в ОАЭ, представила облик коммерческого модуля перспективной Российской орбитальной станции (РОС). Об этом госкорпорация сообщила в Telegram.   В «Роскосмосе» отметили, что модульный принцип построения РОС позволяет адаптировать станцию под самые разнообразные задачи. «Коммерческий модуль может включать в себя каюты для размещения экипажа, панорамные иллюминаторы кругового обзора, зону кают-компании для отдыха …

нет комментариев

NASA профинансировало марсианский самолет MAGGIE

Поиск воды на Марсе вскоре может выйти за пределы марсианской поверхности благодаря амбициозному проекту MAGGIE (Mars Aerial and Ground Intelligent Explorer). Недавно профинансированный NASA, MAGGIE представляет собой шаг вперед в поисках жизненно важных ресурсов на Красной планете. Этот инновационный проект направлен на изучение планеты с высоты ее атмосферы, что знаменует собой серьезные изменения в стратегиях …

«Энергия – Буран»: последний триумф советской космонавтики

Космический корабль «Буран» оставил неизгладимый след в сердцах людей и чувство горечи, разочарования и неудовлетворённости от того, что программа «Энергия – Буран» была остановлена в самом начале своего пути. Событие, произошедшее 35 лет назад, остаётся одним из наиболее впечатляющих достижений в истории как отечественной, так и мировой космонавтики несмотря на то, что «Буран» совершил только …

One thought on “Были первыми в космической отрасли, а сейчас “догоняющие”

  1. Имеется мнение: А чтобы американцев окончательно успокоить затопили орбитальную станцию «МИР», под предлогом выработки ресурса и под давлением США, предложивших альтернативный вариант. Исходя из последних событий во взаимоотношениях с американцами, возвращаемся «на круги своем»…

Comments are closed.