Как выжить в нештатных ситуациях авиапроисшествий

Из 78 человек, находившихся на борту, погиб 41 человек, среди которых двое детей. Чудом избежавшим смерти людям до сих пор сложно воспринимать происходящее — они буквально пережили второй день рождения. «Газета.Ru» публикует истории очевидцев, которые были на борту SSJ в роковой вечер…

Почему Sukhoi Superjet 100 называют проблемный и какие действия обязаны помнить и выполнять экипаж и пассажиры, чтобы увеличить шансы на выживание в нештатных ситуациях…

В сгоревшем SSJ-100 погиб 41 человек. Что случилось и как этого можно было избежать:

В воскресенье, 5 мая в аэропорту Шереметьево совершил аварийную посадку горящий самолет Superjet 100 (SSJ-100). На борту находилось 78 человек, включая экипаж. 41 человек погиб. Информированный источник утверждает, что пассажиры погибли из-за попыток достать ручную кладь с багажных полок: грубое нарушение правил эвакуации обернулось гибелью людей. Почему Superjet 100 называют проблемным и какие действия обязаны помнить и выполнять экипаж и пассажиры, чтобы увеличить шансы на выживание в нештатных ситуациях, — в материале «Ленты.ру»...

Прерванный полет

Сразу после взлета на борту лайнера, выполнявшего регулярный рейс SU1492 по маршруту Москва — Мурманск, произошел технический сбой, который мог быть вызван как попаданием молнии, так и поломкой. По предварительным данным, отказала радиосвязь. После этого экипаж принял решение немедленно вернуться на аэродром вылета в Шереметьево. Однако с первой попытки сесть не удалось из-за неблагоприятных метеоусловий, и самолет ушел на второй круг.
При второй попытке из-за большой скорости захода на посадку, вызванной большим весом самолета, топливные баки которого были заполнены, SSJ-100 начал «козлить» (подпрыгивать после касания полосы). После одного из отскоков пилот принял решение «отдать штурвал» от себя и направил самолет вниз. От удара о полосу подломились стойки шасси, весь вес воздушного судна приняли на себя двигатели, и возник пожар.

Из рассказа бортпроводников следует, что еще в движении из-за большой температуры начали плавиться иллюминаторы. Объятый пламенем самолет заскользил по полосе и остановился, после чего началась эвакуация. Бортпроводники открыли аварийные выходы в передней части салона, через которые пассажиры покидали борт SSJ100. В это время находившийся в хвосте самолета 22-летний бортпроводник Максим Моисеев пытался открыть еще один люк, но отравился продуктами горения и погиб. Вся эвакуация продлилась 55 секунд при нормативе 90 секунд…

Проблемный лайнер

SSJ 100 — первый гражданский самолет в истории «ОКБ Сухого». Решение отдать предпочтение проекту «Сухого», а не «Туполева» вызвало волну критики в СМИ и экспертном сообществе из-за отсутствия у конструкторского бюро опыта в разработке гражданских самолетов. Работа над проектом началась в 2000 году, а уже в 2007 году произошла выкатка первого экземпляра воздушного судна. В мае 2008 года лайнер впервые поднялся в небо, а в 2011 году был сертифицирован.

С 2008-го по апрель 2019 года построено 186 самолетов, из которых 151 борт передан заказчикам. Споры вокруг лайнера не затихали и до катастрофы в Шереметьево. За время эксплуатации с SSJ-100 произошло семь аварий. В 2012 году во время демонстрационного полета в окрестностях Джакарты, Индонезия, самолет врезался в гору. Погибли все 45 человек, находившиеся на борту. Полет проходил на малой высоте, в условиях плохой видимости. Российские и индонезийские эксперты сошлись во мнении, что причинами катастрофы стали несколько факторов: действия экипажа лайнера, отсутствие у него достоверных данных о рельефе местности, невнимательность и перегруженность индонезийских диспетчеров…

Еще пять происшествий обошлись без жертв. В 2013 году Superjet приземлился с убранным шасси во время испытательного полета в Исландии. В 2015 году SSJ-100 столкнулся с телетрапом при буксировке в аэропорту Мехико. В 2018 году один Sukhoi вновь сел с невыпущенным шасси в Жуковском, а другой выкатился за пределы полосы в Якутске. В 2019 году в московском аэропорту Домодедово лайнер задел мачту освещения. Аварийная посадка и пожар в Шереметьево — седьмой эпизод.

SSJ-100 прослыл проблемным самолетом еще и из-за множества технических отказов, перебоев с поставками запчастей и более частой по сравнению с конкурентами необходимости в обслуживании. По состоянию на апрель 2019 года средний суточный налет SSJ-100 составлял 3,6 часа, а у близких региональных иностранных самолетов Embraer E-170 и Embraer E-190 , которые имеют в своем парке авиакомпании S7 и Pegas Fly, суточный налет равен 6 и 10 часам соответственно. Из-за этого от эксплуатации и дальнейших закупок Superjet отказалось несколько европейских авиакомпаний…

Эвакуация

На кадрах, сделанных установленными в аэропорту видеокамерами, видно, что пассажиры покидают самолет с ручной кладью, что противоречит всем инструкциям. Это, вполне вероятно, могло привести к уменьшению скорости эвакуации пассажиров. Ряд источников предположил, что причиной гибели людей стало в том числе доставание ручной клади с полок. Этот же фактор стал причиной волны возмущения в соцсетях…

В связи с этим возникает вопрос о привлечении пассажиров, спасавших свою ручную кладь, к уголовной ответственности. «Для возможного привлечения к уголовной ответственности “спасателей чемоданов” по статье 109 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за причинение смерти по неосторожности, прежде всего необходимо установить наличие вины подозреваемых в смерти других пассажиров, — рассказал «Ленте.ру» юрист, соавтор комментария к КоАП РФ Дмитрий Звоненко. — Вина в данном случае — в форме неосторожности, а не прямого либо косвенного умысла (вряд ли кто-то из пассажиров осознанно и целенаправленно хотел кого-то убить). Нужно доказать, что гибель конкретных пассажиров наступила именно вследствие поведения другого пассажира (препятствование покиданию самолета), а не в результате травмирования при жесткой посадке или отравления продуктами горения. Наиболее суровая кара, установленная данной статьей УК РФ, — это лишение свободы на срок до четырех лет в ситуации гибели двух или более лиц. Однако, на мой взгляд, в настоящее время очень мало информации для того, чтобы однозначно говорить о том, что кто-то из спасшихся пассажиров будет привлечен к ответственности по данной статье»…

Борьба за жизнь в небе

В реальности исход аварии зависит как от характера неисправности самолета или погодных факторов, так и от действий экипажа на борту.
Работа по спасению начинается еще в небе — в тот момент, когда командир воздушного судна объявляет о нештатной ситуации. Причем работа эта должна выполняться не только экипажем, но и пассажирами…

Во-первых, необходимо провести инструктаж. Пассажирам нужно знать, в каких позах они должны находиться при посадке, где расположены аварийные выходы и какие нештатные ситуации могут произойти, исходя из имеющейся информации о неисправности на борту. Правильно проводимый инструктаж пассажиров имеет исключительное значение и в большой степени увеличивает шансы на спасение. Многочисленные проверки показали, что независимо от того, даются ли инструкции в устной форме или сопровождаются соответствующей демонстрацией, пассажиры делали гораздо меньше ошибок, и эти ошибки были в основном несерьезными.

Во-вторых, из числа находящихся на борту необходимо выбрать пассажиров-помощников, которые будут оказывать содействие при эвакуации. Предпочтение следует отдавать сотрудникам любых авиакомпаний, а в случае их отсутствия — физически крепким мужчинам. Пассажиры-помощники должны занять места рядом с аварийными выходами, места бортпроводников, если те остаются свободными, или сесть рядом с пассажирами, которым необходима дополнительная помощь (инвалиды, дети без сопровождения взрослых).

В-третьих, необходимо удостовериться, что места рядом с выходами, включая аварийные, максимально свободны, и убрать все, что потенциально может затруднить покидание самолета. От пассажиров также требуется подготовить себя к аварийной посадке и эвакуации. Необходимо снять все колющие и режущие предметы: очки, заколки, зубные протезы. Если аварийная посадка происходит не в зимнее время, следует снять обувь на каблуке, чтобы не повредить трап.

Надевать ли верхнюю одежду — зависит от конкретных условий. Если за бортом холодно, нужно утеплиться, чтобы повысить шансы на выживание. Летом лучше снять все лишнее, чтобы одежда не сковывала движений при покидании самолета. Открытые участки кожи лучше закрыть, рот и нос прикрыть, шею освободить от всего, что может ее сдавливать: шарфа, галстука и даже цепочки. Стоит также обратить внимание на потенциально горючую одежду: лосины и эластичные колготки лучше снять…

Естественно, ручную кладь следует оставить в самолете. По возможности бортпроводники должны переместить все тяжелые и громоздкие предметы с багажных полок под впереди стоящие кресла, чтобы минимизировать риск травм головы пассажиров, поскольку удар по голове может привести к потере сознания. Но в реальности, как правило, времени на это у экипажа нет…

Одна из главных задач — максимальное облегчение воздушного судна, так как у каждого типа самолетов есть предельный посадочный вес. При его превышении лайнеру может не хватить длины полосы, он может выкатиться за ее пределы, начать «козлить» (прыгать вверх-вниз, продолжая движение прямо), шасси может подвергнуться слишком большой нагрузке, что приведет к взрыву покрышек или подламыванию стоек шасси. Именно для снижения веса самолеты кружат над аэропортом, вырабатывая топливо…

Борьба за жизнь на земле

Главной задачей при эвакуации пассажиров после аварийной посадки является скорейшее удаление из самолета всех людей…

Причем эвакуация эта должна проходить при непосредственном участии и под руководством членов экипажа, прошедших соответствующую подготовку. Именно члены экипажа должны следить за тем, чтобы эвакуация проходила в соответствии с принятыми правилами, а пассажиры своими действиями не затрудняли и не тормозили этот процесс.

Согласно принятым в России нормативам, «эвакуация пассажиров из самолета на землю должна производиться не более чем за 90 секунд, или при использовании всех выходов с одной стороны фюзеляжа, или только 50 процентов всех выходов из самолета, обеспечивающих, однако, скорость эвакуации пассажиров, по крайней мере равную скорости эвакуации с одной стороны фюзеляжа». Нормативы же определяют число выходов. В каждом самолете должно быть не меньше двух выходов на каждые сто человек, которые остаются не перекрытыми поверхностью земли и заблокированными из-за деформации воздушного судна при любом положении самолета…

После аварийной посадки бортпроводники должны оперативно составить план эвакуации, оценить возможность использования аварийных выходов, а также выбрать наиболее предпочтительные выходы. Далеко не всегда необходимо открывать все имеющиеся люки, так как каждый открытый люк — это дополнительный кислород в салоне, который еще больше разожжет пламя. В процессе эвакуации бортпроводники должны следить, чтобы пассажиры не создавали затор, двигаясь в противоположную основному потоку пассажиров сторону, забирая с собой ручную кладь и личные вещи или просто стоя на месте. Также члены экипажа должны перенаправлять поток пассажиров к менее загруженным выходам. Покинув самолет, пассажиры должны максимально оперативно отдалиться от него, так как пожар, как правило, усиливается и может привести к взрыву. Кроме того, необходимо освободить пространство для других. Члены экипажа должны покинуть самолет последними…

Пилот SSJ-100 вернулся в горящий самолет за напарником:

В любом случае нужно помнить, что только 15 процентов всех катастроф вызваны техническими неисправностями. 5 процентов — погодными условиями. А 80 процентов — это человеческий фактор. Более того, именно от действий членов экипажа и пассажиров зависит итоговое число погибших и пострадавших. В истории авиации множество примеров, когда грамотные действия и правильные решения спасали всех находившихся на борту в почти безвыходной ситуации. И, наоборот, грубые ошибки оборачивались десятками жертв в потенциально безобидных случаях…

Пассажиры SSJ-100 рассказали, как им удалось выжить

Два очень громких удара и две вспышки

На злополучном Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота» 30-летний житель города Камышин Волгоградской области Дмитрий Харин направлялся в Мурманск в очередную командировку. Будучи опытным пассажиром – Дмитрий летает уже 11 лет – он не заметил ничего необычного в начале полета:

«Было все, как обычно. В штатном режиме, без всяких проблем, прошла посадка пассажиров. Я сидел у иллюминатора, на месте 10F, как раз с видом на правый двигатель. Ничего не предвещало катастрофы — инструктаж, руление, начало взлета. Да, самолет потряхивало при взлете. Но это «Суперджет» такой. Он легкий, его трясет сильнее, чем большие самолеты», — рассказал он порталу «Инфокам».

Абсолютно стандартно начался полет и для адвоката из Хабаровска Кирилла Бабаева. Он направлялся в Мурманск в командировку, сообщает РИА «Новости». Изначально мужчина занял место 11С, однако в ходе посадки попросил стюардесс пересадить его в хвост самолета, где он мог бы занять три места и поспать:

«Мне сказали, что свободных мест в задней части самолета нет, предложили пересесть в шестой ряд. Сейчас я понимаю, что это спасло мне жизнь», — рассказал Бабаев.
По словам Кирилла, примерно через полчаса после взлета он увидел вспышку и услышал хлопок – после этого самолет стал заваливаться на правый бок. Отследить вспышку удалось и другим пассажирам, которые сразу поняли, что в самолет ударила молния.

«На взлете мы поднялись к облакам и, видимо, вошли в грозовой фронт, потому что я сидел возле иллюминатора и физически видел, что в правый двигатель два раза ударила молния. Было два очень громких удара и две вспышки, но двигатель не загорелся. Не знаю, работал он дальше или не работал, но он не горел, это совершенно точно», — сообщил один из пассажиров рейса Москва — Мурманск Владимир Евменьков радиостанции «Север FM».

«Стало понятно, что у нас проблемы, когда в самолет ударила очень сильная молния. Минут 20–30 мы еще были в воздухе. При этом паники в самолете не было, все люди спокойно сидели», — рассказала жительница Мурманска Марина Ситникова журналу «Сноб».

«Я сидел на крыле, левая сторона. Удар однозначно был — я смотрел на облака, как раз залетели в тучу. Молния была видна, звука я не слышал. Вспышка на правом крыле — поползли что-то вроде разрядов и все», — сообщил Олег Молчанов, сидевший в самолете на 12-м ряду, его цитирует телеграм-канал «112».

По словам пассажиров, после этого всем стало очевидно, что полет идет не штатно — самолет прекратил набор высоты, летел достаточно низко и сделал несколько кругов вокруг аэропорта

«Я видел по соседям, что у людей посуровели лица. Паники не было. Затем прозвучало объявление, что по техническим причинам мы вынуждены вернуться в Москву, в аэропорт вылета. Мы начали снижаться. Снижались долго. Через какое-то время снова было объявление, что самолет готов к посадке, нужно приготовиться, и началась сама посадка, которая закончилась трагедией», — пояснил Евменьков.

«У меня чуть глаза из орбит не вылезли»

Как рассказали пассажиры, посадка самолета началась с нескольких сильных ударов: лайнер выпустил шасси и коснулся полосы, подпрыгнул вверх, затем снова опустился, а потом опять подпрыгнул. После этого загорелся двигатель.

«Я сидела в десятом ряду. Мы заходили на посадку, и дальше все произошло сразу, молниеносно: один сильнейший удар — у меня чуть глаза из орбит не вылезли, второй чуть тише, третий, а потом дым и сразу начало гореть», — поделилась Ситникова.

По словам Кирилла Бабаева, после ударов о полосу стюардессы просили пассажиров не паниковать. «Помню, я едва успел отстегнуть ремень безопасности, встать с места — и людской поток вынес меня к трапу», — добавил житель Хабаровска.

Как сообщает телеграм-канал Mash, первыми самолет покинули мать и сын, которые изначально нарушили рекомендации бортпроводников. По данным СМИ, программист полиции Мурманской области Юлия Марченкова с 12-летним ребенком занимали места на седьмом ряду. Как только женщина услышала об аварийной ситуации, она сразу же перешла вместе с сыном в переднюю часть самолета. Несмотря на уговоры проводников женщина категорически отказалась возвращаться на место. Именно это помогло им с сыном первыми покинуть судно.

По словам Владимира Евменькова, толкотни и паники на борту во время эвакуации не было. Мужчина выходил далеко не первым, поэтому продвигаться вперед было довольно тяжело. Чтобы не создавать заторов, людям приходилось некоторое время стоять в проходах уже горящего самолета. «То, что люди стояли в проходах, да, это действительно было. Передо мной стояли женщина с ребенком, в этот момент бежать к выходу означало бы бежать по людям. Поэтому какое-то время я, например, просто стоял в проходе», — пояснил пассажир.

Продвинуться к единственному выходу мужчине удалось только после того, как началось движение – люди стали спускаться по спущенному надувному трапу. Как уточнил Евменьков, дверь с левой стороны изначально заклинило из-за удара. Вместе с бортпроводницей мужчине удалось ее вытолкнуть, после чего пассажиры наконец смогли спускаться с двух сторон.

«Давки при эвакуации я не видела — только дым. Помню, что некоторые выбирались ползком. Помню, там кто-то о чем-то возмущался, а затем я почувствовала, что у меня кружится голова, ноги подкосились. Я поняла, что теряю сознание», — рассказала Ситникова.
Женщина подчеркнула, что огромную роль в ее спасении сыграла бортпроводница. «Я не понимала, что делать. И вдруг услышала приказным таким тоном: «Быстро! Быстро!» — и побежала на звук, нашла в себе силы», — пояснила пассажирка.

Одна из бортпроводниц SSJ 100 Татьяна Касаткина рассказала сайту kp.ru, как собственноручно выкидывала напуганных пассажиров по надувному трапу, чтобы они не препятствовали эвакуации. «Прямо каждого за воротник», — добавила она. По словам Касаткиной, позже люди рассказали ей, что иллюминаторы самолета плавились от огня.

Кирилл Бабаев подчеркивает, что сидящие рядом с ним люди быстро покидали горящий лайнер — никто не занимался спасением своей ручной клади. «У меня в самолете остались и паспорт, и удостоверение адвоката, и кошелек. В руках был только телефон — с ним я и выбежал с борта. Сейчас многие СМИ сообщают, что люди хватали с полок чемоданы и загородили проход остальным. Но я, наоборот, видел, как пассажиры помогали друг другу. Например, одна женщина упала на выходе. Так ее подняли и вывели на трап», — сообщил он.

Одним из нескольких пассажиров, спасшихся с последних рядов, стал Олег Молчанов — по словам мужчины, самолет он покинул последним. «Женщины начали кричать на ультразвуке. Нечего пояснять, он стоял, орали все. После 12-го ряда почти никто не выжил. Я вышел последний за мной с задних рядов не было людей. Те, кто был на передних рядах и не выбрался — угарный газ. Два раза хапнул, и все», — сообщил пассажир.

Босиком по летному полю

По словам выживших пассажиров, успокоиться им не удалось даже после того, как удалось почувствовать землю под ногами.

«Добралась до аварийного трапа, села в него и съехала. Затем встала, прошла шага три. Я видела, что впереди бегут, но у меня не было сил: я просто села на землю и сидела секунд тридцать. Самолет горел. Потом кто-то закричал: «Беги отсюда!» Видимо, ожидали, что взрыв будет. Сил не было, но я пошла», — поделилась мурманчанка Марина Ситникова.

Многим пассажирам приходилось бежать по летному полю босиком – во время полета они сняли ботинки для комфорта, а вот надеть обратно уже не успели.

«Потом нас посадили в автобус, привезли в здание аэровокзала. В моей группе людей с сильными ожогами не было, но один мужчина стал задыхаться. Возможно, у него был шок», — отметил Бабаев.

Среди спасшихся были и те, кто оставался на летном поле еще около двух часов — люди ждали, когда из самолета выберутся другие пассажиры. Однако таковых практически не было.

Как вспоминает Молчанов, огонь погубил почти всех, кто сидел после 12 ряда. Молодой человек уверен — немалая часть людей погибла из-за отравления угарным газом, так как кислородные маски не выкинулись автоматически.

«Никто не думал, что жертв так много. Люди сказали, что задний выход был заблокирован, все выходили через передний. Даже пассажиры с девятого ряда не смогли спастись. Спаслись те, кто сидел в десятом, были счастливчики с двенадцатого, а дальше — никого. Я всех спрашивала, но из хвоста мы никого не видели в числе спасенных: у них выхода не было», — пояснила Ситникова.

Долгое время пассажиров рокового рейса было неизвестно точное число жертв трагедии. «Сперва нам сказали, что погиб только один человек. Мы вздохнули с облегчением. Потом зашли в интернет — там было сказано уже о 13 погибших. Когда узнали, что жертв еще больше, стало не по себе. Помню, как пожилая женщина, сидевшая рядом со мной, заревела: «Лучше бы я погибла, чем молодые», — рассказал Кирилл Бабаев.

После случившегося все пассажиры, которым чудом удалось спастись, отсиживаются у друзей и родственников в Москве. Каждый из них с трудом верит в то, что в ближайшее время решится взойти на борт самолета без паники. «Пока мне кажется, что я смогу сесть в самолет. Но не факт, что на борту у меня не начнется паника. В любом случае я понимаю, что выжил только благодаря тому, что меня пересадили», — заключил Бабаев.

По теме: