Юрий Борисов посетил авиастроительные предприятия

Правительственная делегация во главе с вице-премьером России по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрием Борисовым посетила с рабочим визитом авиастроительные предприятия Сибири. В ходе инспекционной поездки проконтролирован ход выполнения государственного оборонного заказа на 2019 год и прошли совещания по вопросам диверсификации оборонных предприятий…

Краткая биография Борисова Юрия Ивановича

  • Кадровый военный, действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса, доктор технических наук.
  • Родился Юрий Борисов в канун всеми любимого праздника – 31 декабря 1956 года.
  • В 1974 г. окончил Калининское суворовское военное училище в 1978 г. – Пушкинское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО.
  • в 1985 г. – факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
  • 1974-1998 г. проходил службу на офицерских должностях в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации.
  • 1998–2004 годы — генеральный директор научно-технического центра «Модуль».
  • 2004–2007 годы — начальник Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Федерального агентства по промышленности.
  • 2007–2008 годы — заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности.
  • 2008–2011 годы — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.
  • 2011–2012 годы — первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.
  • 2012– 2018 года — заместитель Министра обороны Российской Федерации.
  • с 2018 года – вице-премьер по вопросам ВПК…

Пятое поколение в серийном производстве

В ходе посещения в Комсомольске-на-Амуре авиазавода имени Ю.А. Гагарина вице-премьер ознакомился с ходом выполнения гособоронзаказа.
Как сообщил журналистам директор авиазавода, Минобороны получило по контракту все модернизированные истребители Су-27СМ3. Работа по этой долгосрочной программе стартовала в начале 2000-х годов. На сегодняшний день доработанными машинами в новом облике оснащены полностью два полка. В прошлом году был выполнен завершающий контракт на поставку десяти машин…

  • В ходе проведения модернизации заменено до 80 процентов оборудования, которое было установлено на авиакомплексом в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Произведенное обновление оборудования и систем существенно расширило возможности самолетов новой модификации.
  • В текущем году авиапредприятие особое внимание уделяет ГОЗ о поставках многоцелевого Авиакомплекса пятого поколения. Реализация проекта вышла на новый этап. В ходе форума “Армия-2018” замминистра обороны Алексей Криворучко и президент ПАО “Объединенная авиастроительная корпорация” Юрий Слюсарь подписали контракт о закупке для Минобороны первой партии серийных машин.
  • Если говорить о программе Су-57, то мы находимся сегодня на этапе изготовления первых серийных образцов. Мы в 2018 году завершили изготовление и поставку партии опытных образцов. В работе у нас сегодня по действующему контракту с Министерством обороны две машины со сроками поставки первого самолета в 2019 году, второго – в 2020 году, – рассказал Александр Пекарш. – Уверен, что мы с этой задачей справимся и первый серийный самолет в этом году будет поставлен. Первая партия машин пятого поколения будет выпускаться в серийном облике, но с двигателями предыдущего поколения. Двигатель “второго этапа” (изделие 30), который обеспечит Су-57 сверхзвуковую крейсерскую скорость, приступил к летным испытаниям в декабре 2017 года. Ожидается, что программа его испытаний завершится через пять лет, а с 2023 года начнутся серийные поставки самолетов с новыми двигателями. Гражданский производственный сегмент предприятия – сборка авиалайнера Superjet 100. Однако в плане диверсификации производства на первом плане совещания стояли вопросы, связанные с участием предприятия в программе производства среднемагистрального самолета МС-21…

Мы находимся на этапе вхождения в эту программу, сегодня мы сотрудничаем с Иркутским авиационным заводом. Основной объем по этой теме завязан на “АэроКомпозит“, который является изготовителем отъемной части крыла МС-21. «Для них мы начинаем изготавливать и поставлять детали», – сказал директор…

Сибирские вертолетостроители

  • В рамках программы инспекционной проверки Улан-Удэнского авиационного завода вице-премьер осмотрел участки: лазерного раскроя, высокоскоростной обработки, обработки деталей из магниевых сплавов. В цехе агрегатной сборки вертолетов – площадку под производство легкого вертолета Ка-226, который изготавливается в рамках контракта с Индией. В цехе окончательной сборки продукции Юрию Борисову продемонстрировали новый вертолет Ми-171А2.
  • Говоря о перспективах Ми-171А2, Юрий Борисов отметил, что на мировом рынке интерес к этой новинке возрастает. В качестве новых потенциальных заказчиков он назвал Китай, Индонезию, Таиланд. Потенциал этого сегмента рынка на начальном этапе составляет около 300 млн долларов США. Интерес к Улан-Удэнской “ласточке” не случаен. Новая машина по сравнению с базовой моделью имеет около 180 изменений, в том числе по винтомоторной группе, несущей системе, кабине экипажа, а также различному оборудованию и системам.
  • Зампред Правительства России провел совещание по вопросам развития предприятия, выполнения государственного оборонного заказа и реализации перспективных проектов: по созданию модификаций вертолета Ми-8 под потребности нефтегазового комплекса, а также реализации проекта по серийному производству легкомоторного самолета ТВС-2ДТС “Байкал”.
  • Открывая совещание, Юрий Борисов отметил, что авиапредприятие увеличивает объемы производства гражданской продукции. В 2018 году завод выпустил около 60 вертолетов, из них 30 – в гражданском исполнении…

Улан-Удэнский авиазавод всегда работал очень дисциплинированно. Я не помню случая, чтобы они сорвали госзаказ Министерства обороны, в основном стоял вопрос о досрочной поставке. На ближайшее время они насытили своими моделями Министерство обороны. У завода откроется второе дыхание с новыми моделями, потому что стоит вопрос освоения Арктики, для наших нефтяников нужна машина, которая будет удовлетворять требования, – заявил вице-премьер. – Проект производства самолета ТВС-2ДТС состоится, если он будет по всем параметрам конкурентоспособным. Это абсолютное требование сегодняшнего времени. Если это удастся сделать, я думаю, что нужно будет просто-напросто еще на стадии разработки этого проекта заключить контракты с потенциальными производителями, чтобы иметь гарантированную нагрузку завода. Вот над этим будем работать…

Иркутский кластер

  • При посещении с рабочим визитом Иркутского авиационного завода вице-премьер более подробно изучил тематику, связанную с производством МС-21. В ходе посещения предприятия Юрию Борисову доложили о подготовке третьего опытного самолета МС-21-300 к началу летных испытаний. В настоящее время на нем идут работы по установке интерьера пассажирского салона.
  • “Россия не может и не будет без авиации. Вот это точно. Это ключевая отрасль для российской экономики”.
  • Зампред правительства ознакомился с производством среднемагистральных МС-21-300 по серийным технологиям и перспективами развития производственной базы завода.
  • Необходимо напомнить, что не так давно Соединенные Штаты, а по их указке и Япония, ввели санкции в отношении АО “АэроКомпозит”. В результате этого была прекращена поставка компонентов производства американской Hexcel и японской Toray Industries, из которых изготавливали удлиненное композитное крыло. Оно дает одно из его конкурентных преимуществ: повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus.
  • Сроки реализации проекта были сдвинуты на один год. Западные эксперты поспешили заявить, что де-факто проект МС-21 провален. Вот только их прогнозам, как и ожиданиям правительства США об устранении конкурента на мировом авиарынке, не суждено сбыться.
  • По словам отечественных специалистов, фирма “АэроКомпозит” провела детальный лабораторный анализ композитных материалов российских производителей. Затем была выбрана продукция, наиболее близкая по своим характеристикам к материалам западных поставщиков. Изготовленные опытные образцы уже прошли испытания. Полученные первые результаты свидетельствуют: замена материала не ухудшит характеристик самолета.
  • Еще один так называемый троянский конь в программе МС-21 – это двигателестроительная фирма Pratt & Whitney, которая на примере проектов Ту-204 и Ми-38 показала свою чрезмерную политизированность в ущерб интересам российских партнеров…

Мы не отказываемся от партнерства с Pratt & Whitney, не будем никакие меры предпринимать, чтобы это партнерство ухудшить, – заявил Юрий Борисов относительно вопроса двигателей самолета МС-21-300…

  • При этом было отмечено, что Россия при определенных обстоятельствах готова перейти на отечественные двигатели. В ходе визита было объявлено, что на первом серийном МС-21-300 будут установлены российские ПД-14. Ранее заявлялось, что его первый полет запланирован на второй квартал 2019 года…

Хочу подтвердить, что мы планы свои менять не будем: задача стоит завершить сертификацию в 2020 году, а с 2021 года выйти на серийное производство при всех тех сложностях, которые вам известны, – сказал Юрий Борисов. – Существующие производственные мощности и смонтированное оборудование, я думаю, к рубежу 2022 года вполне будут способны осуществлять выпуск 72 самолетов…

  • Кроме всего прочего, в ходе визита вице-премьер немало внимания уделил и военной тематике завода. Здесь уместно напомнить, что, по данным вышедшего в декабре 2018 года доклада Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ) о положении военного производства и экспорта в мире, российские оборонные компании заняли вторую позицию после США по итогам 2017 года.
  • Доля России в общем объеме топ-100 производителей оружия составила в 2017 году 9,5 процента. По сравнению с 2016 годом продажи главных российских компаний выросли на 8,5 процента – до 37,7 млрд долларов США.
  • Иркутское авиапредприятие реализует программу, в ходе которой модернизированный Су-30СМ будет унифицирован с авиакомплексом Су-35 по бортовому оборудованию и вооружению, что снизит его себестоимость и даст самолету вторую жизнь, об этом заявил Юрий Борисов. По его оценке, появление глубоко модернизированной версии Су-30СМ может открыть новую нишу для России в Индии в области военно-технического сотрудничества. Стимулом для индийских партнеров станет еще одна существенная деталь проекта. По сообщениям экспертов, в ходе модернизации Су-30СМ получат также двигатели АЛ-41Ф-1С, устанавливаемые на Су-35…

Предисловие как послесловие

  • Перед рабочей поездкой по авиазаводам Сибири и Дальнего Востока заместитель председателя правительства Юрий Борисов выступил с лекцией в Московском авиационном институте, а потом ответил на вопросы студентов и преподавателей.
  • Им была дана весьма критическая оценка конца 1990-х – начала 2000-х годов, когда сегмент производства гражданской авиатехники стараниями отдельных горе-руководителей у нас в стране де-факто был разрушен и произошел перекос кадровых ресурсов в сторону управленцев, которые отдали российский рынок на откуп западным компаниям. Вице-премьер считает, что надо устранять такие перекосы, а в приоритете должны быть рабочие кадры и продвижение на рынке отечественной продукции… (Комментарий: очень точная оценка происходящего к гражданском самолётостроении, наконец появился достойный руководитель в лице “Министра Национальной Авиации” МНА)…

Должна быть агрессивная государственная политика по вымыванию западных образцов гражданской авиатехники и доминированию российской техники, – заявил Юрий Борисов. – Вплоть до прямого субсидирования ценовой разницы…(Комментарий: мудрые слова МНА)…

  • Как показали внешнеполитические события, западные политики, в том числе и в Соединенных Штатах, моментально скатываются к политике санкционного давления по отношению к тем, кто побеждает их компании в рыночной борьбе, особенно в авиационной нише…

Мы должны быть конкурентоспособны. В этом плане нужно агрессивнее двигаться вперед. Кто не успеет, тот останется на обочине дороги. Россия не может и не будет без авиации. Вот это точно. Это ключевая отрасль для российской экономики…