Авионика – General Electric и Rockwell Collins (США), система управления, система электроснабжения, вспомогательная силовая установка — Honeywell (США), двигатели CFM Leap-X, совместно разрабатываются General Electric (США) и Safran (Франция), топливная система – Parker Aerospace (США), колеса c тормозами -Michelin (Франция), шасси – Liebherr (Германия), противопожарная система – Kidde (Великобритания), погодный радар – Rockwell Collins (США), кабина экипажа – Eaton (США), алюминиевые компоненты фюзеляжа – Arconic (США).
И только отдельные части фюзеляжа, вертикальный стабилизатор, крылья, механизацию крыла и пилоны двигателей производят различные китайские компании. Правда, большинство из них образованы в партнерства все с теми же мировыми лидерами в области производства авиакомпонентов специально для проекта COMAC...
Теперь посмотрим на американский Boeing на примере топовой модели Boeing 787 Dreamliner. Дело в том, что сеть подрядчиков Boeing 787 считается одной из самых разветвленных и сложных в истории авиации Как видим, множество компонентов корпуса самолета производится отнюдь не в США, причем география поставок охватывает и американский континент, и Европу, и Азию. Так, центральную часть фюзеляжа и рули высоты производит Alenia (Италия), носовую часть фюзеляжа с кабиной пилотов и заднюю с вертикальным стабилизатором и механизация крыла – подразделения Boeing (США), среднюю часть фюзеляжа и основание шасси – Kawasaki (Япония), центроплан и консоли крыла – Mitsubishi (Япония), законцовки крыла – KAL (Корея), шасси и тормоза – Messier (Франция), колеса – Bridgestone (Япония).
Теперь что касается начинки самолета:
И еще один самолет, прямой конкурент «Суперджета» — Embraer E-Jets (Бразилия)
США, Япония, Бельгия, Франция. То же касается композитов и металлов. Для SSJ их производят в России на ВАСО, у Эмбрайера – снова импорт. Авионика, электроника, кабина, салон и вспомогательные системы, как у российского самолета, так и у бразильского – сплошь американских французских и немецких производителей. По большому счету, у Embraer, кроме непосредственно сборки, бразильского нет практически ничего. Так что это наименее импортозамещенный самолет из основных игроков рынка…
На самом деле, если взглянуть глобально, и у Airbus, и у Boeing, Embraer, Bombardier, MRJ и COMAC примерно одинаковая ситуация с импортными комплектующими и компонентами. Все мировые авиапроизводители ставят на свои лайнеры самое лучше, что есть в отрасли и никто из них не акцентируется на псевдопатриотических идеях “использовать только отечественное”.
Производителю самолетов в промышленных масштабах это важно в наименьшей степени, т.к. его задача сделать самолет максимально безопасным и лучше, чем у конкурентов. Если он будет исходить из принципа поиска обязательно компонентов собственного производства, то рискует оказаться в роли вечного догоняющего…
По теме:
- Насколько импортозамещены “их” самолеты.
- История и перспективы мирового авиастроения гражданской авиации.