Нынешние самолёты Superjet 100 только на 50% состоят из российских комплектующих. В 2015 году глава Минпромторга Денис Мантуров утвердил план импортозамещения в гражданской авиации. В документе упоминалось и создание Superjet New. Стоимость создания полностью отечественного авиалайнера оценивалась в 120 млрд рублей.
SSJ NEW: эволюция полета
«Суперджет» создавался в глубокой кооперации отечественного авиапрома с иностранными компаниями. В начале 2000-х годов большинство отечественных производителей систем и авионики еще не были готовы к поставкам компонентов для SSJ100, которые можно было сертифицировать по ужесточившимся авиационным правилам, в том числе иностранным.
Встраивание в международную кооперацию способствовало развитию отечественного авиапрома. Получила развитие цифровизация, были внедрены перспективные производственные технологии, получен опыт совместной разработки в широкой международной кооперации с ведущими разработчиками авиационных систем, отработано взаимодействие с лизинговыми компаниями.
Параллельно под эгидой Ростеха проведено объединение отечественных производителей авиационных систем, в том числе двигателей и авионики. Сегодня они предлагают для новых гражданских самолетов конкурентоспособную продукцию нового поколения. Об этом, в частности, свидетельствует недавний полет самолета МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.
Все это позволило принять решение о разработке самолета SSJ NEW с преимущественно отечественными системами. Часть оборудования будет унифицирована с новейшим российским авиалайнером МС-21.
Новый двигатель
Главным новшеством в SSJ NEW станет перспективный российский двигатель ПД-8. Новая силовая установка разрабатывается на основе технологий, примененных в двигателе ПД-14.
Заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин подчеркивает: «Мы понимаем, что для семейства самолетов «Суперджет» нужен двигатель, который будет превосходить SaM146 по характеристикам».
Двигатель SaM146
Выход на серийное производство SSJ NEW напрямую зависит от сроков создания и сертификации двигателя ПД-8. По словам замгендиректора Ростеха Владимира Артякова, газогенератор – основная часть двигателя – выйдет на испытания уже в следующем году, а сертификацию ПД-8 пройдет в 2023 году. «Объем инвестиций достаточен для того, чтобы все работы по созданию нового двигателя были выполнены качественно и в срок», − отмечает Артяков. Опытно-конструкторские работы по газогенератору перспективного двигателя ведет «ОДК-Сатурн» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха.
Испытания самолёта Superjet New, который «максимально» состоит из отечественных комплектующих, обойдутся Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) в 1,08 млрд рублей. Тесты должны начаться в 2023 году. Сейчас корпорация «Иркут», которая будет выпускать Superjet New объявила конкурс на выполнение работ по подготовке и проведению «ресурсных испытаний» самолёта.
«Двигатель ПД-8 по надёжности, безопасности эксплуатации, а также по показателям ремонтопригодности не будет уступать двигателям, которые появятся в мире в ближайшее десятилетие. Концепцией ПД-8 заложено создание семейства современных газотурбинных двигателей с возможностью улучшения удельного расхода топлива, снижения стоимости жизненного цикла и усиления ориентированности на заказчиков», — обещал генеральный конструктор Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) Юрий Шмотин.
В настоящее время на самолетах SSJ устанавливаются двигатели совместного российско-французского предприятия PowerJet, которые также могут быть применены в составе SSJ NEW при наличии заинтересованности потенциальных заказчиков самолета.
Разработки Ростеха для SSJ NEW
В создании SSJ NEW участвует большое количество предприятий Ростеха. Как и SSJ100, новый вариант самолета разрабатывается полностью в цифровой среде. Благодаря использованию современных IT-решений на базе технологии виртуальных рабочих столов компания «Региональные самолеты» – филиал корпорации «Иркут» не потеряла ни одного дня работы над проектом в условиях пандемии.
Свои системы бортового радиоэлектронного оборудования для SSJ NEW разрабатывают предприятия «Концерна Радиоэлектронные технологии» Ростеха. Многие из них уже находятся на стадии испытаний, что позволит сократить сроки выпуска нового самолета. В частности, на SSJ NEW будет устанавливаться новая инерциальная навигационная система БИНС-2015, разработанная Московским институтом электромеханики и автоматики. Испытания системы начались летом текущего года.
Предприятия холдинга «Технодинамика» создают для SSJ NEW целый ряд систем: кислородную, контроля вибрации двигателя, электроснабжения и другие.
Систему электроснабжения, состоящую из систем генерирования и распределения энергии, создает Уфимское агрегатное производственное предприятие. Уфимское НПП «Молния» разрабатывает системы контроля вибрации двигателей, вычислитель комплексной системы кондиционирования воздуха и сигнализатор обледенения противообледенительной системы.
По словам генерального директора Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова, в новом «Суперджете» замене подвергнутся порядка 97% иностранных компонентов. «Я считаю, что это перспективный самолет и спрос на него будет не только у нас в России, но и за рубежом», − утверждает руководитель Корпорации.
Заключение
ОАК после неудачи с продвижением за рубежом лайнера Sukhoi Superjet 100 решила сделать его основой региональной авиации в России. По словам разработчиков, основные проблемы лайнера, которые в прошлом привели к нескольким авиакатастрофам, удалось решить.