“Заморожен” проект двухмоторного «Рысачка», на замену Ан-2

Серийный выпуск лёгкого двухдвигательного турбовинтового самолёта «Рысачок» на площадке самарского РКЦ «Прогресс» организовано не будет. Как сообщает РБК, предприятие сосредоточится на производстве ракеты-носителя «Союз-5» и оставит мощности, на которых собирались выпускать «Рысачок», на будущие перспективные проекты.



Фото:ИТАР-ТАСС

Проект по созданию нового регионального самолета «Рысачок», одобренный президентом Владимиром Путиным в 2014 году, не будет возобновлен, как заявлялось ранее. Об этом РБК рассказал гендиректор самарского ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов.

По его словам, в 2018 году «были мысли» возобновить этот проект, однако теперь РКЦ больше «не планирует заниматься «Рысачком».

Справочно: РКЦ «Прогресс» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») — ведущее российское предприятие ракетно-космической промышленности по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей «Союз-2» и систем дистанционного зондирования Земли. По итогам 2018 года выручка РКЦ «Прогресс» составляла 28,465 млрд руб., следует из базы СПАРК. Предприятие также создает перспективную двухступенчатую ракету-носитель среднего класса «Союз-5», которая сможет выводить на орбиту до 17 т полезной нагрузки. Общий бюджет проекта составляет 1,6 млрд руб. Из них 750 млн руб. в качестве займа выдал Фонд развития промышленности.

Проект легкомоторного «Рысачка», призванного заменить «кукурузник» Ан-2, не будет разморожен, РКЦ «Прогресс» сосредоточится на производстве ракеты-носителя «Союз-5». Создатели «Рысачка» оценивают его запуск в серию в 2,5 млрд руб.

По теме: В России проходит сертификацию новый самолет малой авиации с чешским двигателем и американской авионикой

Как складывалась судьба «Рысачка»

В 2007 году министерство транспорта России провело конкурс на создание двухмоторного самолёта для учебных заведений гражданской авиации. Победителем конкурса стала компания ООО НКФ «Техноавиа», которой на разработку самолёта было выделено 740 млн руб.

В 2014 году президент России Владимир Путин посидел в кресле пилота «Рысачка» и поддержал проект по созданию нового самолета. «Надо делать. Чтобы свои были», – резюмировал он, говоря о развитии в стране малой и региональной авиации.

«Рысачок» получил поддержку со стороны Минпромторга и Минтранса. Однако в 2015 году проект «Рысачок» был заморожен по рекомендации Федерального космического агентства.

По теме: 

В июне 2016 года гендиректор авиастроительная компании «Дукс» сообщил СМИ, что планируется «реанимировать проект строительства двухдвигательного 19-местного “Рысачка” с дальностью полёта 2200-2400 километров и скоростью под 400 километров в час». На тот момент в компании разработали конструкторскую документацию на «Рысачок» с рампой для перевозки не только людей, но и грузов.

По теме: Авиазавод «Дукс» восстановит производство самолёта «Рысачок»

Первый полёт самолёт выполнил в Самаре 3 декабря 2010 года. 2 июня 2011 года были завершены предварительные лётные испытания, и самолёт передали для дальнейшего прохождения сертификационных лётных испытаний в ЛИИ им. Громова. В 2015-2016 годах из-за реорганизации Роскосмоса и секвестирования его бюджета, РКЦ «Прогресс» приостановил работу по запуску серийного производства, а сертификационные лётные испытания «Рысачка» были прекращены.

Всего было построено три лётных экземпляра самолёта. Два из них находятся в Самаре на территории РКЦ, третий — в подмосковном Жуковском в Лётно-исследовательском институте им. Громова.

По расчетам «Техноавиа», завершение сертификации и создание производства, которое сможет выпускать порядка 50 самолётов в год, обойдётся примерно в 2,5 млрд руб. Стоимость одного «Рысачка» оценивается в $3 млн (примерно 216 млн руб.), что вдвое меньше цены самолёта Л-410, которая составляет около 425 млн рублей.

В 2018 году производство ВС было решено организовать на площадке самарского ракетостроительного предприятия ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (сейчас носит название АО «Ракетно-космический центр «Прогресс»).

По теме: Правительство перераспределило выделенные ГТЛК средства на приобретение вертолётов и самолётов Л-410

Почему отказались от проекта

«Мы провели ряд консультаций — в том числе и с разработчиком и владельцем документации Кондратьевым, провели свои внутренние оценки. И в какой-то момент стало понятно, что у нас нет площадей для размещения подобного рода техники. Ввиду того что ракета «Союз-5» действительно большая и крупногабаритная. Плюс мы всё-таки не сбрасываем со счетов проект сверхтяжёлого носителя, который когда-то может к нам прийти примерно на эти площади», — рассказал РБК гендиректор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов.

«Мы сейчас сосредоточились на ракетной тематике. И площади, которые мы занимали в сборочном цехе под “Рысачок”, теперь будут заняты оборудованием под “Союз-5“. Это естественный ход жизни, что-то приходит, что-то уходит», — пояснил Дмитрий Баранов, добавив, что рассчитывает, что в «Прогресс» «придут и другие некоторые ракеты-носители».

Гендиректор РКЦ «Прогресс» отметил, что, несмотря на то что предприятие изначально и до 1950-х годов было авиационным, последние 60 лет «работает с космической тематикой».

Разработчики «Рысачка» заложили в проект турбовинтовые двигатели М601F производства компании Walter (Чехия) мощностью по 750 л.с. Самолёт рассчитан на перевозку до 10 пассажиров или полутора тонн груза.

  • Дальность полёта — до 2 тыс. км.
  • Максимальная высота полёта — 5 тыс. м.
  • Диапазон крейсерских скоростей — от 250 до 400 км в час.
  • Экипаж — два человека.
  • Самолёт рассчитан на использование грунтовых площадок длиной 500 м с прочностью грунта не менее 5,5 кг/кв.см.

В 2011 году были сообщения в СМИ, что Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» проводит опытно-конструкторские работы по созданию нового малогабаритного турбовинтового двигателя ТВ-500С мощностью 630 л.с. для самолёта «Рысачок».

108 – летию НПЦ газотурбостроения «Салют»

По состоянию на 1 апреля 2019 года в проект было вложено 23 млн 250 тыс. рублей, для его завершения требовалось потратить ещё 958 млн 750 тыс. руб. В 2021 году планировалось изготовить первый опытный образец, в 2022 – провести сертификационные испытания. Начать серийное производство собирались на мощностях Кизлярского электромеханического завода (КЭМЗ) и НПЦ «Салют» с 2023 года.

В настоящее время в размерности самолёта «Рысачок» создаётся лёгкий многофункциональный самолёт на 9 мест (ЛМС-901) «Байкал». Его первый полёт должен быть выполнен до конца текущего года. Серийное производство планируется запустить с 2023 года.

По теме:

Воздушная полуторка – второе дыхание и возврат в прошлое

Эксперт: на злобу дня о авиационной промышленности России

One thought on ““Заморожен” проект двухмоторного «Рысачка», на замену Ан-2

  1. Мнение: Авиапром в руках бизнеса и его протежировании, а президент ему не указ. В серьёз по профессиональному заниматься Гражданской Авиацией практически не кому, одни ушли добровольно, а других уволили! Минпромторг безответственным выбором ангажировал проекты ЛМС-901и Л-410 на советских разработках, а чего это стоило и какой будет результат , на это счёт имеются большие сомнения…

Comments are closed.