Перспективы развития морской авиации ВМФ России

В последнее время в интернете пишут о существующих проблемах в морской авиации ВМФ и чаще всего приурочено к празднованию “Дня” Авиации ВМФ России,  так ли это попытаемся разобраться из официальных публикаций интервью с ответственными лицами.



Представляю выдержки из статьи: “Россия лишает себя главной ударной силы на море” Деловая газета “Взгляд” от 23.07.2020 года: 

Недавно специализированную прессу всколыхнули слухи о том, что имела место попытка возродить некий аналог морской ракетоносной авиации, с Су-34 в качестве базового ударно-разведывательного самолёта. Но никакими реальными работами это в итоге не закончилось. Опять-таки – почему?

А как объяснить то, что с начала 90-х годов мы никак не можем взяться за новый противолодочный самолёт? Почему на Ка-27М при модернизации осталась старая и неэффективная гидроакустическая станция – ведь все же хотели сделать как надо? На все эти вопросы не дают ответов ни профильные специалисты, ни официальные ведомства. Можно ли исправить ситуацию в морской авиации? Лет за двадцать можно, причем совместно с серьезной реформой в самом ВМФ, как базовой по отношению к МА структуре. Пересмотреть программы подготовки офицеров и адмиралов, сформировать внятное представление о роли и месте морской авиации в системе военной мощи страны… Однако есть опасения, что морская авиация не возродится в обозримой перспективе[…]

Источник подробнее: Россия лишает себя главной ударной силы на море Источник подробнее: Россия лишает себя главной ударной силы на море

В ВМФ рассказали о планах по развитию морской авиации

МОСКВА, 10 декабря 2018 года /ТАСС/. Развитие морской авиации проходит в рамках Концепции развития Вооруженных сил РФ, рассчитанной до 2035 года.“Необходимо и далее совершенствовать многофункциональность наших самолетов, — отметил в интервью газете Красная звезда” начальник морской авиации ВМФ РФ генерал-майор Игорь Кожин. — Время требует и далее развивать системы управления, которые позволяют повышать информативность о воздушном пространстве, обеспечивать еще более эффективное взаимодействие наших сил. За такими системами будущее”.В частности, будет начато серийное производство многоцелевого вертолетного комплекса берегового и корабельного базирования, отметил генерал-майор Игорь Кожин

 Морская авиация ВМФ России получит новый морской патрульный самолет, его разработка должна завершится в 2020-х годах. Об этом в понедельник в интервью газете Красная звездарассказал начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин.

На втором этапе (2021-2030 годы) будут продолжены модернизация всего парка самолетов и вертолетов морской авиации и переоснащение самолетов истребительно-штурмовой авиации берегового базирования, будет начато серийное производство перспективного авиационного патрульного комплекса”, – сообщил Кожин.

Ранее Кожин сообщал, что разработка новых патрульных самолетов в интересах ВМФ близится к завершению. “Главным командованием ВМФ и командованием морской авиации ведется работа по созданию перспективных многоцелевых вертолетов корабельного и наземного базирования, близится к завершению разработка новых патрульных самолетов, которыми планируется заменить существующие противолодочные самолеты”, – отмечал начальник морской авиации в 2017 году.

Экс-главком ВМФ Виктор Чирков, будучи еще командующим флотом, сказал, что “проект перспективного самолета заменит стоящие на вооружении ВМФ противолодочные Ту- 142М3“. Ту-142– советский и российский дальний противолодочный самолет.

Два типа новых вертолетов

Морская авиация получит к 2030 году два типа новых вертолетов – палубный боевой вертолет и многоцелевой вертолет корабельного и берегового базирования, добавил также Кожин.

“Будет начато серийное производство <…> перспективного многоцелевого вертолетного комплекса берегового и корабельного базирования, боевого вертолета корабельного базирования”, – рассказал Кожин. Генерал сообщил, что новые машины поступят в рамках программы обновления парка самолетов и вертолетов морской авиации в 2021-2030 годы.

До появления новых машин флот продолжит модернизацию существующих вертолетов. “Планово идет перевооружение основы противолодочных сил и сил целеуказания для корабельных группировок вертолета Ка-27 на новые вертолеты Ка-27М. Практически они составляют уже половину парка”, – сообщил Кожин.

Еще одна модификация Ка-27 — Ка-29. Вертолет-штурмовик, который позволяет выполнять высадку морской пехоты и огневую поддержку. Причем ему присущи те же функции, которые выполнял Ми-24 в сухопутных войсках. На Ка-29 находится комплекс управляемого вооружения.

Машина получилась очень грозная. По своему составу вооружения практически не уступает вертолету Ми-24В. Так же и по своим летно-техническим характеристикам, а по некоторым — даже и превосходит его. На скорости 270–290 км/ч без всякой тряски очень хорошо идет. Он почти такой же скоростной получился, как Ми-24 (один из самых скоростных в мире — прим. ТАСС). Александр Чередниченко летчик-испытатель 1-го класса АО “НЦВ Миль и Камов
Он также добавил, что одновременно с поставкой Ка-27М идет работа по их дальнейшей модернизации.

Что касается боевого вертолета, то в период до 2020 года флот планирует перевооружится на корабельный ударный вертолет Ка-52К “Катран”. Задачи по огневой поддержке морских десантов возложат больше на новый вертолет — Ка-52К “Катран”. Там стоит управляемое вооружение, которое может применяться, не входя в ближайшую зону ПВО противника. По словам вертолетчика, эта машина обладает рядом уникальных характеристик с точки зрения не только приборного оборудования и вооружения, но и пилотирования.

Ранее генеральный директор холдинга “Вертолеты России” Андрей Богинский сообщал, что холдинг продолжает работать над перспективным многоцелевым морским вертолетом “Минога”(Ка-65). Работы над эскизно-техническим проектом машины должны быть завершены в первом квартале 2019 года.

Сообщалось, что ВМФ России получит сразу несколько модификаций перспективного палубного вертолета “Минога“, включая десантную. По оценке генерального конструктора АО “Камов” Сергея Михеева, его серийное производство может начаться примерно через десять лет.

Палубные беспилотники и самолеты ДРЛО

Начальник Морской авиации ВМФ России также сообщил, что корабельные самолеты дальнего радолокационного обнаружения (ДРЛО) и палубные беспилотники поступят на вооружение морской авиации ВМФ России в период с 2021 по 2030 годы.

“На вооружение морской авиации должны поступить корабельные самолеты радиолокационного дозора, беспилотные летательные аппараты корабельного базирования”, – сказал Кожин, отвечая на вопрос о перспективах перевооружения морской авиации. Как уточнил генерал, это случится в период с 2021 по 2030 годы.

Кожин сообщил, что развитие морской авиации будет происходить в три этапа:

  1. На первом, до 2021 года, планируется продолжать модернизацию существующих образцов,
  2. в период с 2021 по 2030 годы авиацию флота начнут вооружать перспективными образцами военной техники.
  3. После 2030 года будет продолжено развитие перспективой техники.

В России ранее не создавались палубные самолеты ДРЛО. СССР для оснащения своего первого атомного авианосца “Ульяновск” проектировал палубный самолет радиолокационного дозора, наведения и управления (РЛДНУ/ДРЛОиУ) и радиоэлектронного противодействия (РЭБ) Як-44. Из-за трудностей в разработке бортовой аппаратуры был построен только макет Як-44. В 1993 году работы были заморожены из-за отсутствия финансирования.

Дальний арктический вертолет-амфибия

Морская авиация ВМФ России получит новый поисково-спасательный вертолет-амфибию дальнего действия для Арктики в период с 2031 по 2050 годы.

“Будут созданы поисково-спасательные вертолеты амфибийного класса дальней зоны, в том числе для действий в условиях Арктики и шельфов Арктических морей”, – рассказал Кожин. По его словам, это произойдет в период с 2031 по 2050 год.

Генерал добавил, что за это время в морской авиации предполагается перейти на новое поколение многофункциональных летательных аппаратов и принять на вооружение новое поколение систем высокоточного оружия воздушного базирования. До появления новых машин флот продолжит модернизацию существующих вертолетов.

Для Арктики уже создан вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Контракт на поставку вертолетов для арктических бригад был подписан в феврале 2016 года. Новая версия отличается от базовой главным образом улучшенной теплоизоляцией, пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием (в том числе инерциальной системой навигации, работающей в отсутствие спутниковых сигналов), системой подогрева двигателей и транмиссии, позволяющей оперативно запускать двигатели при температуре меньше 40 градусов ниже нуля.

Также неоднократно заявлялось о желании возобновить производство вертолетов-амфибий Ми-14ПЛ, однако вопрос производства этих машин до сих пор не проработан. Ми-14ПЛ был создан в 1960-х годах на базе Ми-8. Вертолет-амфибия получил днище-лодку и два поплавка по бокам корпуса, которые одновременно служили обтекателями для опор шасси.

Вертолет мог держаться на воде при волнении до 3-4 баллов. Ми-14 оснастили различным противолодочным оборудованием, машина могла применять против субмарин торпеды и глубинные бомбы, в том числе ядерные. На данный момент вертолет снят с вооружения ВМФ России.

Заключение

Планы планами, а реальность диктует вывод из статьи “Россия лишает себя главной ударной силы на море”Можно ли исправить ситуацию в морской авиации? Лет за двадцать можно, причем совместно с серьезной реформой в самом ВМФ, как базовой по отношению к МА структуре. Пересмотреть программы подготовки офицеров и адмиралов, сформировать внятное представление о роли и месте морской авиации в системе военной мощи страны…

По теме:

Строящиеся УДК получат перспективные палубные Ка-65«Минога»

One thought on “Перспективы развития морской авиации ВМФ России

  1. Имеется мнение: Нужно чёткое понимание со стороны руководства ВМФ важности и необходимости поддержки боевого корабельного флот со стороны боевой авиационной техникой, от которой во многом зависит сохранение флота и выполнение боевых задач в военное время…

Comments are closed.