В принятой в 2016 году стратегии ОАК прямо указано, что через пять лет её следует актуализировать. За это время внешние и внутренние условия деятельности ОАК изменились. В обновлённой стратегии ОАК выделены три пятилетних этапа и даётся прогноз динамики мирового рынка гражданских и военных самолётов с указанием сегментов, наиболее перспективных для ОАК.
Место ОАК в экономике:
Разработчики стратегии ОАК напоминают, что по объему выпуска воздушных судов наша страна входит в тройку лидеров. Российское авиастроение в целом является системообразующей отраслью и вносит значительный вклад в развитие национальной экономики за счет высокого мультипликативного эффекта. Исходя из того, что авиапром генерирует в экономике спрос, объемом более чем в три раза превышающий его выручку, а каждые 100 рабочих мест в отрасли стимулируют создание порядка 610 рабочих мест в других отраслях, работа предприятий авиационной промышленности (не только ОАК, но и вертолетостроителей, двигателистов, комплектаторов и т.д.) влияет на формирование порядка 9% ВВП России. В общей сложности порядка 4,5% рабочих мест в национальной экономике созданы благодаря прямому или косвенному влиянию авиационной отрасли. Причем это наиболее высокотехнологичные рабочие места. В стратегии ОАК дается прогноз динамики мирового рынка гражданских и военных самолетов с указанием сегментов, наиболее перспективных для ОАК. Программные мероприятия, согласно стратегии ОАК, реализуются по следующим направлениям: Корпоративная трансформация — оптимизация структуры управления ОАК и сокращение издержек, связанных с дублированием функционала, сокращение непрофильных активов, выделение на аутсорсинг отдельных сфер. Планируется перейти от трехуровневой модели управления к двухуровневой. Будут сформированы объединенные центры обслуживания, предоставляющие услуги всем компаниям холдинга по ряду сервисных функций. Трансформация индустриальной модели с развитием центров специализации, совершенствованием межзаводской кооперации, выводом на аутсорсинг низких производственных переделов и повышением эффективности использования аэродромной инфраструктуры позволит оптимизировать производственные мощности заводов ОАК, улучшить условия труда и повысить выработку в пересчете на одного сотрудника. Трансформация научно-конструкторского блока призвана сократить сроки выполнения НИОКР на 30% и сформировать систему мотивации персонала конструкторских бюро, нацеленной на конечный результат. Предполагается изменить порядок выполнения НИОКР, введя стадию создания демонстратора: после стадии НИР предполагается формировать тактико-техническое задание не на финальный образец изделия, а на самолет-демонстратор, предназначенный для экспериментальной проверки заложенных в программу ключевых решений и снятия критических технических рисков. Цифровая трансформация включает внедрение цифровых технологий по направлениям: управление жизненным циклом изделий, проектирование, испытания и сертификация, производство, послепродажное обслуживание, управление активами и персоналом.
Три пятилетки ОАК
На первом этапе, с 2020 по 2025 годы, будут выполнены основные структурные преобразования, повышена эффективность, планируется выход на устойчивую рентабельность. В этот период намечен запуск и выход на ритмичное серийное производство следующих перспективных продуктов:
- узкофюзеляжный пассажирский МС-21;
- региональный турбовинтовой пассажирский Ил-114;
- бизнес-версии Superjet 100 и МС-21;
- тяжёлый многоцелевой истребитель Су-57;
- модернизированный Як-130;
- модернизированный тяжёлый (Ил-76МД-90А) и лёгкий (Ил-112В) транспортные самолёты;
- модернизированный Ту-160 (Ту-160М2).
При участии Минтранса разрабатывается модель перспективной региональной сети, которая позволит обеспечить транспортные связи регионов напрямую, минуя Москву, а также необходимую авиационную мобильность населения и грузовой логистики через крупные региональные аэропорты. Программа позволит повысить спрос на российские пассажирские самолёты.
С целью дальнейшего развития семейства гражданских самолётов МС-21 и SSJ100 и снижения их себестоимости планируется разработать и реализовать единую стратегию импортозамещения.
Совместно с заинтересованными сторонами и при поддержке Минпромторга предстоит активно развивать систему послепродажного обслуживания гражданских ВС, расширить доступ к ангарным площадям, решить проблему дефицита запасных частей, в том числе с учётом предстоящей коммерческой эксплуатации МС-21.
Прорабатывается возможность обеспечения полной технической эксплуатации самолёта с оплатой этой услуги пропорционально налёту, с развитием сервисной модели в направлении “мокрый лизинг” (ACMI).
Помимо решения задач по увеличению продаж самолетов текущей продуктовой линейки ОАК, запланировано проведение НИР и ОКР перспективным направлениям.
С целью сохранения серийности и ритмичности производства самолётов военного назначения формируется механизм опережающих поставок авиационной техники в интересах Минобороны России в 2021-2024 годах.
В рамках реализации второго этапа “Устойчивый рост” (2025-2030 гг.) структура линейки производимых ОАК самолётов изменится с увеличением в сторону гражданской и военно-транспортной авиатехники, будут проводиться научно-исследовательские работы с целью развития боевых комплексов следующего поколения и расширения линейки тяжёлых БПЛА.
В сегменте гражданской авиации планируется обеспечить ставку полного технического сопровождения на конкурентном рыночном уровне, а также исправность российских самолётов на уровне мировых аналогов. Должен быть сформирован конкурентный рынок поставщиков комплектующих сервисного обслуживания авиационной техники.
В рамках реализации третьего этапа (2030-2035 гг.) “Глобальная конкурентоспособность” после выхода лёгкого/среднего истребителя на плановые показатели серийного производства и благодаря развитию программ Су-57 и БПЛА, выпуску комплексов оперативно-тактической, транспортной, стратегической и специальной авиации укрепится положение России как одного из мировых лидеров в военной авиации.
В гражданском сегменте авиации планируется расширение семейства МС-21 и Superjet 100, будет решена задача насыщения российского рынка и осуществлен полноценный выход на мировой рынок самолётов гражданской авиации. Линейка продуктов расширится за счёт реализации инновационных программ, заложенных в первые две пятилетки. Доля выручки от гражданской и продукции двойного назначения должна составлять не менее 50% в общей выручке ОАК.
В результате ОАК станет более эффективной компанией, выпускающей самолёты, конкурентные на глобальном рынке. Суммарные платежи с 2025 года в бюджетную систему Российской Федерации от производства и эксплуатации самолётов превысят суммарные объёмы выделяемой государственной поддержки.