Мировые истребители c первого по шестое поколение

Боевая авиация является важнейшим фактором, который во многом определяет исход любого военного конфликта. Большинство экспертов считает, что подобная ситуация сохранится и в ближайшем будущем. Победу в предстоящих войнах будет одерживать сторона, обладающая более совершенными и многочисленными военно-воздушными силами. Ее важнейшим компонентом является истребительная авиация.
Истребители принято делить на поколения, в зависимости от их летно-технических характеристик, которые определяют совокупность признаков и особенностей каждого летательного аппарата.

Содержание:


  • Истребительные поколения.
  • ТОП-7 истребителей пятого поколения: как они выглядят
  • Как будет выглядеть истребитель шестого поколения.
  • Компоновка истребителя 6 поколения.
  • Летные характеристики истребителя 6 поколения.
  • Т-60: появился образ русского истребителя шестого поколения
  • Заключение.
  • Новости.

На сегодняшний день существует пять поколений истребителей, причем серийный выпуск машин пятого поколения смогла наладить только одна страна мира – США. Пока в гонке «за пятое поколение» американцы лидируют с очень большим отрывом, хотя работы по созданию истребителя следующего поколения активно ведутся и в России, и Китае, и в Японии.
Следует отметить, что большинство военно-воздушных сил мира отлично обходятся машинами предыдущего, четвертого поколения, которые вполне способны решать основные задачи авиации в современной войне. А страны победнее до сих пор используют и более старые самолеты.
Поэтому сегодня дискуссии об истребителе шестого поколения выглядят в определенной степени спекуляциями. СМИ разной степени «желтизны» время от времени публикуют материалы (и даже фото) новых боевых машин, разработки которых будто бы уже идут полным ходом. Обычно в подобных статьях приводятся обрывки высказываний высокопоставленных лиц Пентагона или российского МО. Описание же самих летательных аппаратов делает их похожими на реквизит фантастического фильма: гиперзвук, искусственный интеллект, лазерное оружие.

Пока военные эксперты не могут внятно ответить на простой (и главный) вопрос, для чего нужно это самое шестое поколение?:

  • Какие задачи будут выполнять эти истребители?
  • Какие новые тактические приемы будут им по силам?

Появление истребителей каждого нового поколения было связано со значительным повышением уровня развития мировой авиационной науки и техники. Самолеты нового поколения обладали новыми боевыми возможностями, что позволяло военным использовать новые тактические приемы и давало значительные преимущества перед противником. Ввод боевых машин нового поколения происходил примерно в одно и то же время в разных странах, конструкторы использовали сходные технические решения и похожие материалы.
Сегодня можно только указать на некоторые тенденции, по которым развивается авиационная техника. Однако мы не знаем, какие именно технологии станут доступными для человечества в ближайшие годы.
Следует отметить еще и такой момент: создание истребителя нового поколения – это безумно дорогое занятие.

Стоимость одного серийного F-22 Raptor
составляет 146,2 млн долларов, а на всю программу создания этого самолета американцы потратили почти 67 млрд долларов. На планете существует всего несколько государств, способных позволить себе такие траты.
Прежде чем перейти к описанию возможных характеристик истребителя шестого поколения, следует сказать несколько слов о пяти предыдущих поколениях и об особенностях, на которых основана эта градация.

Истребительные поколения

Существует несколько классификаций поколений истребителей, единых соглашений по этому вопросу не существует, нет и четкой категоризации, из-за чего часто возникают споры относительно принадлежности того или иного самолета или его модификации. Самой распространенной классификацией является следующая:

Первое поколение. Это реактивные истребители, разработанные в 40-е или в начале 50-х годов. Самолеты первого поколения:

  • дозвуковые истребители,
  • без бортовых радаров,
  • оснащенные только радиоприцелами.
  • еще одним характерным признаком истребителей является прямое крыло.

Типичными представителями этой группы машин являются:

  • Мессершмитт Me.262,
  • Де Хэвиленд Вампир,
  • Як-15,
  • МиГ-9.

Второе поколение. Истребители этого поколения создавались в 50-х или в начале 60-х годов. Для них характерны следующие признаки:

  • околозвуковая или сверхзвуковая скорость полета,
  • наличие радара,
  • стреловидное крыло,
  • ТРД с форсажной камерой,
  • значительная высота полета.

К этому поколению относятся следующие машины:

  • МиГ-15,
  • МиГ-17,
  • F-86 Сэйбр,
  • Дассо Мистэр.

Эти машины считались современными до середины 60-х годов, но применялись и в 70-х.

Третье поколение. Самолеты этого поколения:

  • могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов),
  • получили на вооружение ракеты класса «воздух-воздух»
  • и более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем.

Истребители третьего поколения можно смело назвать многоцелевыми машинами. Типичным представителем этой группы является:

  • МиГ-21,
  • МиГ-23,
  •  американский F-4 Phantom,
  • французский Mirage F1,
  • и шведский Viggen.

Четвертое поколение. Переход от третьего к четвертому поколению истребителей связан со значительным технологическим прорывом, он произошел примерно в первой половине 70-х годов. Самолеты этой группы отличаются: 

  • статистической неустойчивостью с использованием ЭДСУ,
  • двухконтурным двигателем,
  • управляемым вооружением и совершенной авионикой.

Истребители четвертого поколения обладают:

  • значительно более высокими маневренными качествами по сравнению с машинами третьего поколения,
  • они получили возможность использовать системы вооружения загоризонтной дальности.

Первыми истребитель четвертого поколения создали американцы – это был F-15. Первый опыт использования подобных машин (Ливанская война 1982 года) показал их значительное превосходство над самолетами предыдущего поколения. Советским ответом на создание F-15 и
F-16 стала разработка истребителей МиГ-29 и Су-27.

Последние модификации МиГ-29, Су-27, F-15 и F-16 принято выделять в отдельную группу, которую обычно называют поколением 4+.

Пятое поколение. Разработка этих машин началась в СССР и США еще в 80-е годы прошлого столетия. Однако из-за развала СССР американцы сумели значительно вырваться вперёд в этом направлении. Сегодня существует два серийных истребителя пятого поколения:

  • F-22 Raptor (принят на вооружение в 2005 году),
  • F-35 Lightning II(2015 год).

На истребителях пятого поколения остановимся подробней:

ТОП-7 истребителей пятого поколения: как они выглядят

Над созданием собственных самолетов пятого поколения ведется работа чуть не во всех ведущих авиационных державах мира. Эксперты составили ТОП-7 самолетов.

  • “Стоить отметить несколько крылатых машин. Это, в частности, российские Су-57 (Т-50 или ПАК ФА)и МиГ 1.44, китайские J-20 и J-31 и японский Mitsubishi ATD-X. Кроме того, разработкой аналогичных по классу концептов занимаются еще несколько стран: совместно Южная Корея и Индонезия (перспективный истребитель называется KF-X), Турция (TF-X), Иран (Qaher F-313) и Индия (FGFA и AMCA, правда, последний проект приостановлен в 2014 году)” – отметил автор материала Андрей Яцык.

Основными признаками, которыми должен обладать самолет пятого поколения являются:

  • активное использование стелс-технологий,
  • оснащение самолета радаром с активной фазированной решеткой,
  • сверхманевренность,
  • способность достигать сверхзвуковой скорости без включения форсажа,
  • новые системы управления самолетом и вооружением.

1. Mitsubishi X-2 Shinshin (“Разум и тело”), Япония

Работа над созданием собственного истребителя 5-го поколения началась в 2004 году. В свой первый полет прототип истребителя X-2 поднялся в небо 22 апреля 2016-го с аэродрома Нагоя.

Большинство систем новейшего японского самолета находятся на стадии разработки или глубоко засекречены правительством.

Особенности:

  • Но известно, что наиболее инновационной частью Х-2 будет система самовосстановления Self-Repairing Flight Control Capability.
  • По замыслу разработчиков, она позволит выявлять и идентифицировать любые неисправности или повреждения и адаптировать систему управления, чтобы сохранить максимально возможный контроль над летательным аппаратом.

2. Су-57, Россия

Он относится к истребителям тяжелого класса и предназначен для замены самолетов Су-27.

Перспективный российский истребитель 5-го поколения свой первый полет совершил 29 января 2010 года. Серийное производство самолета начнется ориентировочно в 2018-2019 годах. С 2023 на самолет планируется установить новый двигатель.

Особенности:

  • Вооружение Су-57 может размещаться как на внутренних, так и на внешних подвесках.
  • На него установлена ​​новая РЛС с активной фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения целей.
  • Самолет оборудован навигационной системой GPS/ГЛОНАСС навигации,
  • а также системами РЭР, РЭБ, подавления ИК ГСН и дистанционных взрывателей ракет противника.

Стоимость программы разработки – $2,8 млрд.

3. МиГ 1.44, Россия

Опытно-экспериментальный прототип истребителя 5-го поколения, оборудованного двигателями с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф. Разработку самолета начато еще в 1980-х годах, в нем предполагалось широкое применение технологии стелс“.

Распад СССР, а также ряд финансовых скандалов в МАВО-МиГ поставили крест на МиГ 1.44. Некоторые эксперты считают, что определенные технологии и общие виды самолета были переданы Китаю.

В июне 2015 года АО РСК “МиГ” объявило о возобновлении работ по проекту легкого перспективного истребителя, в основу которых положены наработки по проекту 1.44.

4. F-22 Raptor (“Хищник”), США

Самолет компании Lockheed Martin стал первым истребителем 5-го поколения, принятым на вооружение. Первый полет на истребителе был осуществлен 7 сентября 1997 года, а через восемь лет (2005.) Самолет поступил на вооружение.

Особенности:

  • Raptor изготовлен по технологии “стелс“.
  • Он вооружен 20-мм пушкой М61А2 Vulcan с боекомплектом 480 снарядов.
  • Максимальная полезная нагрузка – до 10,3 тонны.
  • В зависимости от задач самолет может быть оснащен различными ракетами и бомбами нового поколения с системой инерциально-спутникового наведения.

F-22 является самым дорогим самолетом-истребителем за всю историю: по данным Главного контрольного управления США, на конец 2010 года полная цена одного самолета F-22 (с учетом стоимости программы разработки) достигла $411,7 млн.

5. F-35 Lightning II (“Молния”), США

Разработанный американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company. Изготавливается в трех вариантах:

  1. F-35A – обычный
  2. F-35B – с укороченным взлетом и вертикальной посадкой
  3. F-35C – палубный (короткий взлет с помощью катапульты и посадка с использованием аэрофинишера).

Особенности:

  • Этот самолет оказался наименьшим из всех имеющихся в своем классе, его длина всего 15,5 метра, высота – 5,8 метра, а размах крыльев – 10 метров.
  • Для F-35 специально разработан дисплейный шлем, который позволяет пилоту “видеть сквозь кабину”.

Истребители поставляются для воздушных сил Великобритании, Австралии, Турции, Италии, Канады, Норвегии, Израиля, Японии, Южной Кореи, Нидерландов и Дании.

6. J-20 Chengdu (“Чёрный орёл”) КНР

Первый китайский истребитель тяжелого класса, разработанный компанией Chengdu Aerospace Corporation.

Особенности:

  • “Черный орел” изготовлен по схеме “утка” и содержит значительное количество элементов, похожих на такие же, как у российского самолета МиГ 1.44, так и американских истребителей 5-го поколения F-22 и F-35.

В марте 2017 года китайские официальные лица подтвердили, что J-20 поступил на вооружение Воздушных сил Народно-освободительной армии, но до сих пор его тактико-технические характеристики, а также перспективное вооружение держат в тайне.

7. J-31 Shenyang (“Кречет”), КНР

Корпорация-разработчик Shenyang Aircraft Corporation позиционировала свое детище как истребитель для экспорта.

Особенности:

  • Судя по усиленной передней стойки шасси с двойным колесом и двумя большими плоскостями хвостового оперения, которое помогает увеличить вертикальную устойчивость, “Кречет” будет адаптирован к эксплуатации с авианосцев.

Это позволяет предположить, что J-31 был задуман в свое время для оснащения перспективного авиационного крыла, которое будет базироваться на одном из китайских авианосцев.

Истребители 6-го поколения следующих десятилетий

Как будет выглядеть истребитель шестого поколения

Итак, современные истребители четвертого поколения вполне могут решать большинство задач авиации на поле боя, а после модернизации могут дать бой даже самолетам пятого поколения.

Какими же характеристиками должна обладать машина шестого поколения, чтобы оправдать ресурсы, потраченные на ее разработку?

Вероятно, машины следующего поколения будут еще менее заметнее для РЛС противника и отличаться еще большей маневренностью по сравнению с существующими самолетами. Для этого они будут оснащены двигателями с отклоняемым вектором тяги.

Исходя из вышесказанного, скорее всего, нас ожидает отказ от вертикального оперения. Оно значительно увеличивает ЭПР летательного аппарата, а, кроме того, вертикальное оперение практически бесполезно при маневрировании на больших углах атаки.

Для сверхманевренных современных самолетов основным режимом все чаще становятся критические и закритические углы атаки, при которых вертикальное оперение неэффективно.

Наглядной иллюстрацией этой тенденции является самолет проекта F/A-XX, разрабатываемый компаний «Боинг». Эскизы этой машины были показаны общественности в 2008 году.

Компоновка истребителя 6 поколения

Скорее всего, истребители следующего поколения будут иметь необычную компоновочную схему. «Летающее крыло» уже давно перестало быть новинкой, однако, вероятно, что мы увидим самолеты с еще более диковинным внешним видом. В середине 90-х годов корпорация «Боинг» разработала прототип малозаметного истребителя-бомбардировщика Bird of PreyХищная птица»). Данный летательный аппарат (ЛА) был построен по схеме «утка», однако не имел ПГО, его функции выполнял несущий фюзеляж. Такая форма самолета обладала всеми преимуществами схемы «утка» и сумела избежать свойственных ей недостатков.

При создании Bird of Prey были использованы новейшие технологии и материалы, включая 3D-печать.
Еще одним прототипом истребителей будущего стал американский ЛА X-36, первый полет которого произошел в 1997 году. Этот летательный аппарат будто бы взят из голливудского реквизита для очередной серии «Звездных войн». Машина не имеет вертикального оперения, оснащена двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ), форма этого ЛА делает его минимально заметным на экранах радаров. Именно малозаметность на нынешний момент является одним из основных средств защиты для истребителей и главным залогом их выживаемости.

Правда, стелс-технологии нередко приводят к ухудшению летных качеств самолетов, и всегда резко повышают цену производства ЛА и его эксплуатации.

Летные характеристики истребителя 6 поколения

  • Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, что подобная способность сохраниться и у самолетов следующего поколения.
  • Вероятно, что их тяговооруженность станет еще выше (до 1,4-1,5), что позволит машинам вплотную подойти к гиперзвуковым скоростям и позволит увеличить высоту полета до 30-35 км.

Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу возможностей человеческого организма. Из этого вытекают новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя.

  • Сегодня уже привычными стали многофункциональные ЖК-экраны в кабине истребителя и различные нашлемные целеуказатели. Можно вспомнить проект «прозрачной кабины», разрабатываемый в Израиле. Но этого мало. Бортовая электроника должна выдавать пилоту самую важную информацию, определять приоритеты целей, подсказывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать собственным интеллектом (ИН).

Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов, касающихся облика истребителей следующего поколения: будут ли они управляться человеком вообще.

  • Современные беспилотники в большинстве своем также управляются человеком, просто это происходит дистанционно. Если говорить о беспилотном истребителе, то он должен действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Сегодня складывается такая ситуация, когда бортовой компьютер управляет уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения. Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу.

Все это все чаще приводит к вопросу целесообразности нахождения пилота в кабине

  • 27 июня 2018 года в университете Цинциннати (США) был проведен интересный эксперимент. На авиационном симуляторе сошлись опытный пилот и компьютер. Машине противостоял полковник ВВС США в отставке Джин Ли. Фокус. Летчик ни разу не смог победить компьютер.
  • Позже полковник отметил, что его электронный противник показывал более быструю реакцию и всегда выбирал агрессивную и наиболее эффективную тактику боя.

Человек может обрабатывать ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. К этому следует добавить физиологические ограничения человеческого организма.

  • Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем может вынести человек.
  • Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д.
  • Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных аналогов.

Правда, существует определенный моральный аспект: готовы ли мы делегировать право убивать людей неодушевленной машине?

  • Однако, как показывает новая и новейшая история, военные не слишком «заморачиваются» вопросами морали, так что когда ИН будет действительно готов взять на себя управление истребителем, то профессия пилота станет пережитком прошлого.

Будет ли истребитель шестого поколения оснащен лазерным оружием?

  • Если судить по последним разработкам в этой области, то вряд ли. Современные лазеры слишком громоздки и маломощны, чтобы установить их на истребитель.
  • Современный истребитель пятого поколения это не просто отдельная боевая единица, а часть целостной информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем поколении машин степень интеграции будет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит (в случае ее обнаружения более мощным радаром).

Т-60: появился образ русского истребителя шестого поколения

Истребительная авиация является грозной силой на поле боя. Она способна обеспечивать выполнение широкого спектра боевых задач. С каждым годом технологические системы развиваются, что позволяет создавать все более эффективные самолеты. Появление у России истребителя Су-57, который является перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА), внесло существенные коррективы в распределении сил.

Ведь помимо РФ истребительной авиацией пятого поколения обладают лишь США со своими F-22 и F-35, а также Китай, но с большой натяжкой. Истребитель J-20 до сих пор многие эксперты относят к классу 4++. Однако КНР называет этот самолет представителем класса «пять».

С российским Су-57 связано много слухов. Некоторые специалисты уверены, что Минобороны будет делать ставку далеко не на Су-57, а на самолеты следующего поколения. Этот довод подтверждается довольно малым количеством заказанных военным ведомством самолетов. Вероятно, ПАК ФА – это лишь промежуточный самолет, который должен отвести взгляды от действительно прорывного проекта России – истребителя шестого поколения.
На данный момент информации по данной разработке практически нет, однако о его создании представители Минобороны упомянули сразу же после создания Су-57. Однако уже сейчас можно определить некоторые базовые возможности данного класса истребителей.
Очевидно, что новая модель истребителя должна полностью превосходить по функционалу самолеты поколения «5». Это означает, что под новый самолет будет создана новая РЛС, способная обнаруживать объекты на огромном расстоянии. Будет разработано новое вооружение, включающее сверхдальние ракеты, а также, возможно, оружие на новых физических принципах (лазерное, плазменное, пучковое).

Будет переработано стелс-покрытие и прочее. Однако главным критерием для данного класса являются беспилотные технологии с инновационным умным роботом, который будет руководить всеми процессами полета и ведения боя. Западные инженеры считают, что Россия обзаведется истребителем шестого поколения, который получит название Т-60 «Голубь».

Такое название вызвано формой истребителя, напоминающей всем известную птицу. Зарубежный инженер Родриго Аквелла даже представил образ нового истребителя России. По его мнению, РФ еще с советских времен обладает проектом шестого поколения истребителя, но с некоторыми оговорками. Проект Т-60 в советское время представлял собой бомбардировщик разработанный специалистами «Сухого». Он был предназначен для средней дальности полетов.

Другими словами, Россия уже сейчас обладает существенным преимуществом перед конкурентами в разработке нового истребителя. Необходимо лишь доработать советский проект с учетом особенностей современного ведения боя. Предполагается, что в новом истребителе РФ шестого поколения будут установлены сразу два двухконтурных двигателя с управляемым вектором тяги. Это позволит добиться максимально возможных показателей маневренности и скорости. Кроме того, такая разработка предусматривает нечеловеческие перегрузки во время полета, что подталкивает к выводу о беспилотной версии истребителя.

О вооружении пока говорить рано, ведь Россия в данном вопросе идет с опережением конкурентов. Это означает, что к моменту появления планера «Голубя», в распоряжении РФ могут быть уже совершенно инновационные образцы вооружения, в том числе и оружие на новых физических принципах. Без сомнений, Россия в ближайшие годы может изменить представление мира о боевой авиации.

Заключение

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что время истребителя шестого поколения пока не пришло. И непонятно, когда оно наступит. Отработанных технологий, которые бы обеспечили прорыв в области использования истребительной авиации, пока не существует. Кроме того, вероятно, что системы ПВО будут развиваться быстрее, чем авиационная техника (они гораздо дешевле стоят), поэтому нет смысла вкладываться в создание новейших и очень дорогих истребителей.

Сейчас частично определен общий облик истребителя шестого поколения. Предполагается, что это будет самолет, выполненный по аэродинамической схеме «бесхвостка». Его могут создать в двух версиях: пилотируемой и беспилотной. При этом один пилотируемый летательный аппарат сможет контролировать несколько БПЛА (все эти самолеты будут созданы на одной базе). Если говорить о начале эксплуатации, то чаще всего называют 2030-е годы. Европейский аналог может появиться позднее.

 

Новости

Американское военное руководство всерьез восприняло информацию из России по поводу тестирования технологий шестого поколения на истребителе Су-57, поэтому уже сейчас готовит ответ на самолет шестого поколения Су-60. С таким мнением выступили эксперты американского издания The Military Watch. По их словам, Россия сыграла на опережение, разработав истребитель пятого поколения Су-57. Ведь именно этот самолет станет отличным экспериментатором технологий, которые будут задействованы в поколении «6». Россия понимала, что не может рассчитывать на выделение средств в том объеме, в котором тратят американцы на свои новинки, поскольку бюджеты стран слишком разнятся.

Подробнее: Игра России на опережение: американцы готовят ответ русскому истребителю Су-60.

Материалы по теме:

 

Боевой авиационный комплекс 6-го поколения “Программа NGAD”

One thought on “Мировые истребители c первого по шестое поколение

  1. Из анализа ЛТХ, компоновки и практического применения можно сказать, что наши поколения истребителей по 4+ включительно превосходят всех остальных, в чём огромная заслуга Отечественных авиаконструкторов!Честь им и хвала!

Comments are closed.