Истребители 6-го поколения следующих десятилетий

Постройка и начало испытаний принципиально новой модели сверхзвукового истребителя – это всегда огромное событие в мире авиации. Такое случается весьма нечасто. С начала нынешнего столетия – менее десятка раз по всему миру (разного рода модификации и модернизации, пусть и «глубокие» – это другой разговор).



В «нулевые» в воздух впервые поднялись пять истребителей:

– индийский LCA (04.01.2001)

– корейский учебно-­тренировочный Т-­50 (20.08.2002), на базе которого позднее был создан легкий истребитель FA-­50

– китайский FC-­1 (25.08.2003)

– американский F-­35 (16.12.2006; фактически первый полет самолета-демонстратора Х-­35 состоялся еще 24.10.2000, а его конкурента Х-­32 – 18.09.2000)

– российский Су-­57 (29.01.2010).

За всё прошлое десятилетие подобных событий, по сути, было всего два, когда в Китае взлетели первые опытные образцы J-­20 (11.01.2011) и FC-­31 (31.10.2012). Можно добавить к ним разве что еще японский самолет-демонстратор X-­2 (22.04.2016).

После состоявшегося в июле этого года первого полета южнокорейского KF-­21 (на фото) нас, видимо, снова ждет перерыв в несколько лет, но зато потом…

В 2025-­м в воздухе должен оказаться прототип турецкого TF-­X и, вероятно, наш ЛТС, известный также как Су-­75. Затем через пару лет, в 2027-­м, могут взлететь оба европейских демонстратора технологий перспективных истребителей Tempest и NGF, а, возможно, даже раньше них – индийский AMCA. Последним к концу десятилетия, примерно в 2030-м, должен подняться японский F-­X (F-­3). Самый таинственный на настоящий момент NGAD из США наверняка ворвется в середину их рядов. Причем не исключено, что прототипов по этой программе может оказаться и сразу два, от разных разработчиков – для последующего выбора в очном туре «конкурсной схватки» в воздухе.

Мировые истребители c первого по шестое поколение

Истребитель США следующего поколения

Так же в интересах ВВС разрабатывается истребитель следующего шестого поколения, пока известный под рабочим названием Next Generation Air Dominance (NGAD). В отдаленном будущем он обеспечит перевооружение тактической авиации, позволит отказаться от техники предыдущих поколений и даст ВВС принципиально новые возможности.

Работы по теме истребителя 6 поколения начались 10-12 лет назад с соответствующего исследования агентства DARPA. В 2014 г. стартовала программа Aerospace Innovation Initiative, направленная на поиск и отработку необходимых технологий. В 2018-м дали старт основной программе NGAD, которая должна привести к появлению полноценного боевого самолета.

Недавно ВВС открыли прием заявок на разработку полноценного проекта. В следующем году предварительные проекты сравнят и выберут наиболее удачный. После этого появится контракт на продолжение работ. В соответствии с ним, в течение нескольких следующих лет компания-подрядчик завершит проектирование, построит и испытает опытную технику.

Серийное производство и перевооружение ВВС начнутся только в тридцатых годах, причем точные сроки этого остаются неизвестными и, вероятно, пока не определены. Официально упоминалась возможность строительства порядка 200 новых истребителей. Производство такой серии займет достаточно много времени и может продолжаться до сороковых годов включительно.

Известны некоторые финансовые особенности программы NGAD. Так, на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую стадию собирались потратить до 9 млрд долл. Стоимость самолета, по понятным причинам, еще не определена. Ожидается, что NGAD будет рекордно дорогим, и один борт будет стоить сотни миллионов долларов. Если речь идет “всего” о двух сотнях миллионов, то одно только строительство 200 желаемых самолетов обойдется в 40 млрд долл., не считая расходов на разработку и эксплуатацию.

Одним словом, всех интересующихся военной авиацией до конца этого десятилетия ждут интереснейшие времена, каких уже не было очень давно…

По теме:

Боевой авиационный комплекс 6-го поколения “Программа NGAD”