Размышления британских экспертов о боевой авиации России

С началом военной кампании в Сирии в 2015 году российской боевой авиации уделялось большое внимание. В отличие от предыдущих показателей ВВС России во время августовской войны 2008 года с Грузией, результаты были заметно более впечатляющими, многие задачи выполнялись новыми самолетов с управляемым вооружением.

В статье представлены размышления экспертов британской издательской группы Shephardmedia о современном состоянии боевой авиации России.



Прочное наследие ВВС России

Самым успешным российским истребителем четвертого поколения стал Су-27, особенно его поздние модификации. Об успехе этой платформы свидетельствуют не только крупные заказы в самой России, но и успех последующих Су-30 и Су-35 на международном рынке.

Предназначенный для завоевания господства в воздухе Су-27 был разработан в 1970-х годах, как ответ на американский F-15. С момента ввода в эксплуатацию в середине 1980-х годов было произведено около 850 самолетов. Устаревшие Су-27 уже давно сняты с производства, а существующие самолеты постепенно заменяются.

Истребитель Су-27 ВВС России

В период с 2003 по 2010 год около 45 Су-27 советского производства были модернизированы до стандарта Су-27СМ. Самолет получил многофункциональные дисплеи и возможность применять управляемое вооружение класса «воздух-земля». Впоследствии предпринята попытка модернизировать устаревший Су-27 до еще более совершенной версии Су-27СМ3.

Однако представляется, что этот путь оказался малоэффективным, так как с 2011 года модернизировано всего 12 машин. Кроме того, несколько палубных истребителей Су-33 прошли более простую модернизацию с установкой нового прицельно-навигационного комплекса СВП-24-33 «Гефест».

Этот самолёт стал самым большим успехом российской военной авиационной промышленности после распада Советского Союза. В период с 1990-х по 2020 год произведено более 630 Су-30С в различных вариантах. Что касается российской армии, то к концу 2020 года её поставлено 114 Су-30СМ.

В настоящее время «Иркут» [авиастроительная корпорация России] запускает модернизированный Су-30СМ2, который оснащен новыми системами, включая более совершенные двигатели АЛ-41Ф-1С и РЛС Н035 «Ирбис» (аналог Су-35С). Помимо улучшенных характеристик, он также имеет повышенную совместимость с Су-35С, что положительно скажется на затратах на техническое обслуживание.

В соответствии с контрактами, подписанными в 2020 году, Министерство обороны России планирует построить 21 Су-30СМ2 и модернизировать до того же стандарта нераскрытое количество эксплуатируемых Су-30СM.

Более простой вариант истребителя Су-30М2, не имеющий двигателя с управляемым вектором тяги и пассивной РЛС, выпускался на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре в небольшом количестве – всего 20 штук.

Наиболее совершенным на сегодняшний день «Фланкером» является одноместный Су-35С, который производится на том же заводе. Задача состояла в том, чтобы объединить все лучшие технологии и опыт, накопленные за годы работы над семейством Су-27, тем самым добиться превосходства над всеми стоящими на вооружении истребителями четвертого поколения.

Российский истребитель Су-35С

Су-35С получил новый двигатель АЛ-41Ф-1С с управляемым вектором тяги, новую РЛС «Ирбис», станцию ​​РЭБ ОЛС-35 и блоки РЭБ «Хибины». Причем эта платформа должна была быть дешевле и проще в производстве, чем разрабатываемый в то же время истребитель пятого поколения.

Первый прототип Су-35 поднялся в воздух в 2008 году, а серийное производство началось в 2011 году. По контрактам, подписанным в 2009 и 2015 годах, ВВС России получили 98 самолетов этого типа, а контракт еще на 30 подписали в 2020 годй с поставками до 2024 года.

Возможность дальнейших закупок Су-35С для ВВС России, вероятно, зависит от объемов поставки Су-57, серийное производство которого началось в Комсомольске-на-Амуре.

История и вклад в самолётостроение КнААЗ им. Ю.А. Гагарина

Неопределенные перспективы

МиГ-29 Fulcrum [«Опора» – по кодификации НАТО] — еще один советский истребитель четвертого поколения, который служит основой для семейства модернизированных самолетов. Он был разработан как противовес легкому F-16, но его двухмоторная компоновка не делала его дешевым или достаточно простым.

Сегодня в ВВС России практически не осталось устаревших МиГ-29. У самолетов советской эпохи был короткий срок службы, и Минобороны решило не ремонтировать и не модернизировать их.

В 2006-2016 годах закуплено 52 МиГ-29СМТ

В период с 2006 по 2016 годы было закуплено 52 МиГ-29СМТ, которые представляли собой недорогую простую модернизацию базовой модели, но позволяли самолету использовать базовый набор управляемого вооружения класса «воздух-земля». Кроме того, был увеличен запас топлива.

Более совершенная модификация, палубные МиГ-29К, рассчитанные изначально на Индию, была приобретена после МиГ-29СМТ, причём 24 поступали в российскую армию в 2012-15 годах. Истребитель может использовать большинство управляемых вооружений, доступных на рынке, и имеет переработанный планер для увеличения срока службы.

Самый совершенный Fulcrum, МиГ-35, эволюционировал из МиГ-29К. Первоначально он был разработан специально для конкурса средних многоцелевых боевых самолетов Индии, но проиграл французскому Rafale. Дальнейшие проблемы с заказом и угроза банкротства корпорации «МиГ» вынудили Минобороны России закупить небольшое количество самолетов, которые во многом проблематичны и не соответствуют первоначально заявленным техническим характеристикам.

МиГ-35 не получил РЛС с АФАР [активная фазированная антенная решетка], задуманной, как главное отличие от предыдущих модификаций. В период с 2019 по 2020 год ВВС России получили первые два МиГ-35, и есть контракт еще на шесть до 2023 года.

Помимо МиГ-35, корпорация «МиГ» пытается продвигать проекты пятого поколения, новый МиГ-41 сверхзвуковой перехватчик и тяжелый БПЛА, но эти идеи не продвинулись дальше заявлений и простых макетов, которые компания показала на выставке MAKС-2021.

Перспективный многофункциональный корабельный истребитель

Перспективный многофункциональный БПЛА

Первой представленной моделью стал легкий многоцелевой одномоторный истребитель. Вторая и третья модели объединены в Перспективный авиационный комплекс: одна – Перспективный многофункциональный корабельный истребитель, а другая – Перспективный многофункциональный БПЛА, основанный на компоновке «летающего крыла».

БПЛА планируется как часть концепции лояльного ведомого. Однако в настоящее время «МиГ» работает только над двумя реальными проектами: МиГ-35 и модернизацией перехватчиков МиГ-31 до МиГ-31БM (стандартных и МиГ-31K – носителей гиперзвуковых ракет).

Стремления пятого поколения

Самый современный российский истребитель – Су-57. Разработка этого тяжелого двухмоторного самолета началась в 1999 году в корпорации «Сухой». Самолет совершил свой первый полет в 2010 году, после чего было изготовлено более 10 прототипов, которые тестировались в течение восьми лет, в том числе в Сирии.

Су-57 вобрал в себя самые передовые разработки российской авиационной промышленности. Он обладает радиолокационной и инфракрасной малозаметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью, возможностью всенаправленного и многоканального применения оружия по воздушным, наземным и надводным целям и другие характеристики пятого поколения. Помимо прочего, самолет оснащен самой современной российской авионикой, в том числе РЛС с АФАР.

Истребители Су-57 ВКС России

Среди текущих недостатков стоит отметить отсутствие серийного двигателя, обеспечивающего крейсерский сверхзвук. В настоящее время на Су-57 устанавливаются так называемые двигатели первой ступени АЛ-41Ф-1, практически идентичные силовой установке Су-35С. Помимо недостаточной мощности, эти двигатели не позволяют самолету достичь оптимальных характеристик малозаметности из-за используемых круглых сопел.

Новый двигатель «Изделие 30» все еще проходит испытания, и, по планам, его первые испытательные полеты с Су-57 проведут летом 2022 года. Помимо большей выносливости и мощности, «Изделие 30» использует зубчатые сопла, одно из новейших решений по снижению радиолокационного сечения и ИК-изображения.

Первый контракт на два серийных Су-57 подписан в 2018 году, еще на 76 — в 2019 году, поставки должны быть завершены к 2028 году.

Первая поставка ожидалась уже в конце 2019 года, но из-за аварии первой машины во время заводских испытаний срок был перенесен. В результате первый и пока единственный серийный самолет поставлен в 2021 году.

Шансы «Шах и мат»

«Сухой» также разрабатывает истребитель пятого поколения «Шах и мат», который в основном продается как экспортный продукт, а не для Минобороны России. Однако уже известно, что он будет продвигаться в ВС России под обозначением Су-75. В отличие от других современных российских истребителей, «Шах и мат» имеет один двигатель и заметно меньшие габариты.

Истребитель пятого поколения Су-75

Упор в его конструкции делается на унификацию с Су-57, быструю разработку и начало производства уже в 2025-26 гг. В связи с этим решено использовать двигатель AЛ-41Ф1, который подвергнется лишь небольшим доработкам.

По официальным данным, максимальная полезная нагрузка «Шах и мат» составляет 7400 кг, а дальность полета без подвесных баков 2900 км. Он сможет маневрировать с перегрузкой до 8g с максимальной скоростью 1,8 МАХа. Следует отметить, что достижение этих скоростей будет очень сложной задачей, и это кажется преувеличением в маркетинговых целях. Кроме того, как и в случае с Су-57, использование АЛ-41Ф1 не позволит достичь оптимальных характеристик малозаметности.

В целом разработка нового легкого истребителя выглядит многообещающе и в случае успешного завершения может усилить ВВС России. По сравнению с Су-57 он должен быть заметно дешевле (в том числе и в плане обслуживания). Он также сможет конкурировать с двухдвигательным МиГ-35 как по характеристикам, так и по эксплуатационным расходам.

Итоги новинок авиационной техники на 15 – ом МАКС 2021

Штурмовики ВВС России

Истребители-бомбардировщики и штурмовики являются еще одной важной частью тактической авиации и активно используются в ходе российских военных операций в Сирии. В ВВС России эксплуатируются три типа самолетов этого класса: фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34, а также штурмовики Су-25.

Наиболее совершенным из них является Су-34 – еще один вариант Су-27 [по кодификации НАТО Flanker-B – «Фланкер-Б»]. По сравнению с базовым «Фланкером», Су-34 имеет сильно переработанную компоновку с пилотом и оператором вооружения, сидящими бок о бок, большой центральной хвостовой балкой, в которой размещена вспомогательная силовая установка, тормозным парашютом, небольшой обращенной назад РЛС и дополнительным топливным баком.

Бомбардировщик Су-34

Он также обладает повышенной живучестью и поддерживает широкий спектр управляемого и неуправляемого оружия. Авионика включает РЛС с пассивной сканирующей антенной решеткой (PESA), встроенное лазерное/телевизионное устройство наведения и комплекс постановки помех.

Серийные поставки Су-34 начались в 2006 году, а к концу 2020 года ВВС России получили 131 самолет этой модели. В 2020 году подписан контракт на поставку еще 24 бомбардировщиков к 2023 году. Также обсуждается первый контракт на модернизированную версию бомбардировщика Су-34М. Известно, что в рамках программы «Сыч» они получат новые многоцелевые блоки наведения.

Советские бомбардировщики Су-24М постепенно выводятся из состава ВВС России, несмотря на то, что некоторые из них модернизированы до стандарта Су-24М2, а другие получили прицельно-навигационный комплекс СВП-24 «Гефест». Можно обоснованно прогнозировать, что к 2030 году все самолеты этого типа будут списаны. Налаженное производство Су-34 сделает этот процесс плавным.

Что же касается устаревающего штурмовика Су-25, то ему пока нет достойной альтернативы. Эти простые машины очень эффективны и живучи при использовании для непосредственной авиационной поддержки войск, и по этой причине с 2006 года подлежат модернизации. В тот период самолеты были модернизированы до стандарта Су-25СМ, с упором на установку прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ «Барс» и расширение номенклатуры управляемого вооружения.

Штурмовик Су-25 СМ3

С 2016 года проводится модернизация самолетов до стандарта Су-25СМ3. Штурмовик получил новый прицельно-навигационный комплекс СОЛТ-25, комплекс РЭБ «Витебск-25», прицельно-навигационные комплексы СВП-24-25 и т.д. Несмотря на планы модернизации всего существующего парка, насчитывающего около 200 Су-25, в обозримом будущем замены самолету не предвидится.

“Мировой” штурмовик Су-25 возрождает штурмовую авиацию

Беспилотное пробуждение

Еще одна долгосрочная цель повышения потенциала ВВС России – разработка тяжелых БПЛА и использование потенциала взаимодействия экипажных и безэкипажных платформ. При этом, в стадии реализации находятся несколько проектов.

Первым и на данный момент наиболее совершенным БПЛА является Сухой С-70 «Охотник». Он весит 20 тонн, может нести до 2 тонн вооружения и использует один двигатель АЛ-41Ф1. Многие детали являются общими с истребителем Су-57. «Охотник», вероятно, имеет РЛС PESA или AESA и может обмениваться данными с пилотируемыми самолетами.

Эта возможность была проверена как минимум один раз в 2019 году: «Охотник» поделился данными радара, а Су-57 смог запустить ракету по цели без использования собственной РЛС. Есть планы усилить интеграцию Су-57 и С-70 и даже создать полки, включающие оба типа.

Российский БПЛА С-70 «Охотник» перед взлетом

Еще один незавершенный проект – БПЛА «Гром», который компания «Кронштадт» представила на выставке «Армия-2020». «Гром» очень похож на американский XQ-58 Valkyrie и австралийский Loyal Wingman.

Для беспилотника аппарат имеет большие габариты и вес. Его длина составляет 13,8 м, размах крыла – 10 м, взлетная масса – 7 т, из которых до 2 т – полезная нагрузка. По этим параметрам «Гром» сравним с истребителями второго и третьего поколения. Он развивает максимальную скорость до 1000 км/ч, имеет крейсерскую скоростью 800 км/ч и боевую дальность до 700 км. Компания еще не объявила сроки первого полета, а публике представили полноразмерный макет.

Далее следует версия без экипажа истребителя Checkmate [«Шах и мат», подробнее:.. анонсированная на авиасалоне в Дубае в ноябре 2021 года. По данным Объединенной авиастроительной корпорации, самолет будет использоваться в качестве платформы для совместной работы с экипажем и без него. На данном этапе такие заявления нужно воспринимать с долей скептицизма: в этом проекте нет ничего готового, помимо простой 3D-графики в маркетинговом ролике.

Последним и, пожалуй, самым отдаленным пилотируемо-беспилотным совместным проектом является перспективный многофункциональный БПЛА, который корпорация «МиГ» представила в виде мелкосерийного образца. Этот БПЛА аналогичен существующему С-70 «Охотник» и основан на более раннем проекте «Скат». На МАКС-2007 был показан полномасштабный макет, но в 2012 году программа была приостановлена.

Тяжёлый ударный БПЛА С-70Б-1 «Охотник» с плоским соплом

Заключение. Пытаясь, не отстать

ВВС России стали намного боеспособнее, получив за последние 15 лет около 460 новых боевых самолетов. В их числе 12 Су-27СМ(3), 134 Су-30СМ/М2, 98 Су-35С, один Су-57, 131 Су-34, 50 МиГ-29СМТ/УБ, 24 МиГ-29К/КУБ и четыре МиГ-35. Кроме того, многие устаревшие самолеты были модернизированы.

Примечательно, что большинство новых самолетов относятся к поколению «4+» и выше, что позволяет России эффективно действовать в любых локальных и региональных конфликтах. Это подтверждается сирийской кампанией, где российские ВВС действовали гораздо успешнее, чем в августе 2008 года.

Однако реализация ряд многообещающих проектов все еще затруднена. Графики разработки и производства Су-57 часто переносятся, поскольку самолет все еще не находится в оптимальном состоянии, а сроки доработки нового двигателя «Изделие 30» до сих пор неясны. Неясны и долгосрочные планы Министерства обороны по закупке истребителей пятого поколения, которые заметно дороже модернизированных Су-27. В то же время Вооруженные Силы России стремительно утилизируют самолеты советской эпохи.

В результате, если в начале 2000-х в России было не менее 2000 боевых самолетов, то сегодня их число едва превышает 1200, даже с учетом новых поставок. Заменить списанные самолеты исключительно Су-57 явно не удастся, поэтому закупки «Фланкеров», наверняка, продолжатся как минимум до 2030 года.

Появление более дешевого Су-75 может ускорить свертывание закупок истребителей четвертого поколения ближе к 2030 году. Следует также отметить, что авиационных возможностей России совершенно недостаточно для глобального противостояния с НАТО ни в количественном, ни в качественном отношении. Судя по всему, перед ВС России такая задача не ставится.

Разработка высокотехнологичных пилотажно-беспилотных группировок на базе Су-57 или Су-35С в паре с С-70 «Охотник» и/или «Гром» поможет ВВС России еще более успешно действовать в локальных конфликтах, практически полностью исключив риски потерь личного состава. Тем не менее, эти проекты вряд ли достигнут статуса производства в ближайшем будущем, и их успех не гарантирован*.

Материалы статьи содержат исключительно авторские оценки и не отражают позицию редакции ИВi

One thought on “Размышления британских экспертов о боевой авиации России

  1. Мнение: Как бы наши недруги не мечтали о кризисе нашего самолётостоения * в условиях нынешних глобальных санкций со стороны западных стран во главе с США, Россия выполнит военных Госзаказ в полном объёме в назначенный срок и в этом нет сомнение! Это задача государственной важности в обеспечении(защиты) безопасности страны и это отчетливо понимаем…Чтобы там не думали и не писали наши недруги зарубежом!

Comments are closed.