Дайджест №13, важных новостей зарубежной авиации

«Самолёт-пуля»Celera 500L завершил первый этап лётных испытаний

Американцы готовят новую революцию в авиастроении. Вчера, 18 ноября 2021года, пресс-служба компании Otto Aviation объявила об успешном завершении первого этапа лётных испытаний самолёта Celera 500L.



В ходе первого этапа тестирования Celera 500L, прозванный за необычную форму фюзеляжа «пулей», совершил 55 вылетов, налетав 51 час. Самолёт развивал скорость до 400 км/ч и поднимался на высоту 4600 м. В ходе следующего этапа ему предстоит развить скорость 740 км/ч и подняться на высоту 15 км.

Промо-ролик самолёта Celera 500L

К 2023 году разработчики намерены сертифицировать новый летательный аппарат, а в 2025 году выпустить со сборочной линии первые серийные образцы. Планируется, что самолёт сможет совершить революцию в авиаперевозках, обеспечив соотношение высокой скорости и дальности беспосадочного полёта при низкой стоимости лётного часа — $328 против более чем $2000 для большинства самолётов.

«Мы считаем, что Celera 500L — величайшее событие, которое случится как с авиационной, так и с туристической отраслями за последние 50 лет. Помимо использования нашего самолёта для пассажирских перевозок, его можно использовать для грузовых операций

Украино-турецкое сотрудничество в области беспилотных летательных аппаратов

На сайте украинской информационно-консалтинговой компании “Defense Express” опубликовано небезынтересное интервью генерального директора турецкой компании Baykar Savunma (входящей в группу Baykar) Халука Байрактара (Haluk Bayraktar) – старшего брата технического директора этой же компании ныне широко известного конструктора Сельджука Байрактара – посвященное текущему состоянию и возможным перспективам сотрудничества Baykar Savunma с Украиной в области беспилотных летательных аппаратов.

Генеральный директор турецкой компании Baykar Savunma (входящей в группу Baykar) Халук Байрактар и главнокомандующий вооруженными силами Украины генерал-лейтенант Валерий Залужный с моделью беспилотного летательного аппарата Bayraktar Akinci (c) defence-ua.com

“Defense Express” расспросил главу компании Baykar о самых интересных совместных турецко-украинских проектах.

Во время выставки SAHA, которая на прошлой неделе проходила в Стамбуле, “Defense Express” и Укринформ имели уникальную возможность пообщаться с генеральным директором компании Baykar Халуком Байрактаром.

В подробном интервью речь пойдет о целом ряде совместных проектов Украины и Турции по созданию передовых беспилотных систем, таких как тяжелый БПЛА Akıncı и беспилотный истребитель MIUS, а также будущее проекта по производству Bayraktar TB2 на Украине и его применение на Донбассе.

Тяжелый БПЛА Akıncı от Baykar

Арсенал Akıncı включает, кроме уже известных высокоточных малогабаритных MAM-C и MAM-L, полноразмерные боеприпасы, такие, как управляемые 500-кг бомбы Mark 83 JDAM, ракеты “воздух-воздух”, а также крылатые ракеты SOM с дальностью поражения наземных стационарных и подвижных целей на расстоянии около 200 км.

По теме: На что способен турецкий тяжелый ударный БПЛА Akıncı с украинскими двигателями

Справочно: “Baykar Defense” — компания, основанная турецким предпринимателем Оздемиром Байрактаром в 1986 году, специализировалась на производстве запчастей для автомобилей. С 2000 года создан научно-исследовательский центр, где началась работа над беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). За свою историю компания изготовила около 400 БПЛА. В настоящее время предприятие собирает такие модели беспилотных летательных аппаратов, как Bayraktar TB2, Bayraktar Akıncı, VTOL, Mini UAV.

Как вы оцениваете сотрудничество с украинскими компаниями?

Если посмотреть на отношения Турции и Украины за последние 5-7 лет, то из года в год они становятся все более активными и развиваются . Наши президенты имеют очень хорошие отношения, что с топ-уровня отражается на более низких уровнях. Есть много проектов на стадии реализации.

На Украине развито производство двигателей, в то время как в Турции реализуются такие проекты, как Akıncı и Fighter Jet.

В 2019 году первые БЛА Bayraktar TB2 были поставлены на Украину. Переговоры длились четыре года и все время я говорил, что этот проект должен быть обоюдным: у нас есть беспилотники Bayraktar TB2, у вас есть двигатели производства “Ивченко-Прогресс”.

Тогда все и началось: мы начали покупать двигатели у “Ивченко-Прогресс” и интегрировали их в платформу Akıncı. Это сотрудничество создало значительный потенциал, а также рынок для двигателей “Ивченко-Прогресс”. И это очень наглядный пример взаимовыгодного сотрудничества.

Это история успеха, повлекшая за собой новые проекты. К примеру, Turkish Aerospace Industries покупает двигатели для вертолетов у компании “Мотор Сич”, другие турецкие компании покупают ракетные двигатели у “Ивченко-Прогресс”, существуют и другие договоренности по двигателям. Проект Akıncı в сотрудничестве с “Ивченко-Прогресс” стал первой историей успеха, повлекшей за собой все остальные.

Также есть альтернатива – новый мощный двигатель “Мотор Сич” МС-500. Его мы также интегрируем в Akıncı. Мы начали с двигателя АИ-450, имеющего мощность 450 л.с. Akıncı, как платформа, имеет разные конфигурации. У нас есть версии морского базирования, разведывательная и ударная. Различные конфигурации требуют разных двигателей. Двигатели МС-500 и АИ-450 будут стоять на разных конфигурациях. Так же конечный пользователь может потребовать разных показателей.

Мы также верим в стратегические отношения Украины и Турции и действуем из расчета того, что МС-500 – это новый двигатель на рынке, а платформа Akıncı известна во всем мире и почти не имеет аналогов, поэтому для двигателя это хорошее продвижение. Это существенное преимущество для двусторонних отношений.

Беспилотный летательный аппарат Bayraktar TB2 (Фото: Defense.ua)

Первые Akıncı уже встали на вооружение ВС Турции. Планируете экспортировать эти беспилотники?

На примере Bayraktar TB2 – с шести лет оперативного использования два последних года мы активно его экспортируем. Мы подписали контракты с 13 странами на Bayraktar TB2. Наша компания стала “номером один” в мире по количеству стран-экспортеров. Есть высокий запрос на рынке на эти беспилотные смарт-системы.

Akıncı был поставлен на вооружение в конце августа этого года. У него высокие летные показатели и автономность. Многие страны заинтересовались, и вы увидите результат в очень короткое время. Мы рассчитываем на экспортные контракты в ближайшее время, но пока не готовы сказать, какие именно страны и сроки подписания.

Есть ли среди них Украина?

Верю, что Akıncı может стать стратегическим средством и для Украины, что мы увидим его и в украинском небе. Мы фактически готовы к этому. Мы постоянно говорим об Akıncı на наших встречах, поскольку на этой платформе стоит двигатель украинского производства.

Украинские военные рассчитывают на увеличение количества БЛА Bayraktar TB2 в вооруженных силах [Украины]. Также речь идет о предприятии по производству этих беспилотников на территории Украины. Как продвигается этот проект?

У нас есть меморандум о взаимопонимании с министерством обороны Украины, подписанный в присутствии президента Украины Владимира Зеленского. Согласно достигнутым договоренностям, мы построим центр по тестированию, обучению и техническому обслуживанию Bayraktar TB2.

В этом центре украинские военные будут проходить подготовку, там будут обслуживать беспилотники. Работы по созданию этого центра продолжаются в направлении заключения контракта. После чего мы очень быстро построим этот центр.

Параллельно мы планируем строительство на Украине центра, где будем проводить исследования, усовершенствования и производство беспилотных платформ. Этот план также реализуется сейчас – он на повестке дня и мы двигаемся вперед.

Мы определились с земельным участком. Реализация и центра и предприятия будет полностью обеспечена за счет компании Baykar. И это будет 100-процентная инвестиция. Землю под этот проект мы уже приобрели и двигаемся дальше.

В конце октября этого года Bayraktar TB2 были впервые применены вооруженными силами Украины в боевых условиях. Как вы оцениваете это?

Для практического применения Bayraktar TB2 мы тренировали конечных пользователей: пилотов, операторов, техников по электронике и механической части, руководителей миссии. Это интенсивная и длительная подготовка, которая занимает четыре месяца.

После того, как мы передаем системы конечному пользователю, они полностью в его использовании и все действия по летному использованию и обслуживанию проводятся им самостоятельно. Мы можем помочь с технической частью, всем по технической поддержке.

Была проведена интенсивная подготовка и все, что касается оперативного использования – это исключительное и независимое право пользователя. Мы провели эффективную подготовку с украинскими военными и системы полностью под их контролем и использованием.

Контракт по поставке Bayraktar TB2 – это соглашение между двумя суверенными и независимыми государствами. Это стратегический уровень отношений в военно-технической сфере. После того как Bayraktar TB2 были поставлены Украине, они стали их собственностью. Эти системы полностью под ее контролем, и Украина имеет полное право использовать Bayraktar TB2 так, как считает нужным. Название Bayraktar – это только название системы, не указывающей на владельца.

Зависит ли производство Bayraktar TB2 от комплектующих иностранного производства?

Мы использовали канадскую электронно-оптическую систему. После войны в Карабахе поставки были прекращены. После этого мы интегрировали систему CATS турецкой компании Aselsan.

Bayraktar TB2 постоянно совершенствуется. Каждый день мы занимаемся улучшением программного и аппаратного обеспечения и разрабатываем новые технологии. Это динамичный процесс.

К примеру, когда мы начинали проект Bayraktar TB2, использовали покрышки иностранного производства, но впоследствии мы нашли лучшие турецкого производства. Вначале пропеллеры были иностранного производства, впоследствии перешли на отечественные.

С самого начала вся электроника по контролю за полетом, все основные элементы были турецкими, среди менее важных систем были импортные, но со временем мы заменили их лучшими турецкими аналогами. Система Bayraktar TB2 имеет 16 тысяч разных компонентов.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о программе создания боевого реактивного беспилотника (MIUS – Muharip İnsansız Uçak Sistemi), на котором будут установлены двигатели украинского производства.

Наша компания имеет большие амбиции в отношении беспилотных систем. Мы работаем над беспилотным истребителем и стремимся совершить первый полет через два года. Это 6-тонная платформа со скоростью близкой к звуковой. И мы оснащаем эту платформу украинскими двигателями: AИ-322Ф и АИ-25TЛТ, интегрированными “Ивченко-Прогресс” и “Мотор Сич”.

Программа создания беспилотных истребителей – это проект стратегического уровня. У нас большие амбиции по отношению к ней. У этой системы будет возможность использования с универсальных десантных кораблей типа Anadolu.

Благодаря Akıncı у нас есть огромный опыт работы с авионикой и системой управления полетом, значительный летный опыт и высокие интеграционные возможности. Мы будем применять этот опыт, работая с турбореактивными двигателями AI-322Ф и АИ25TЛТ производства “Ивченко-Прогресс” и “Мотор Сич”.

По сравнению с Bayraktar TB2, тяжелый Akıncı имеет значительно более широкие возможности и решает значительно больший круг задач. В частности, он имеет максимальный взлетный вес в 6 000 кг, против 700 кг у Bayraktar TB2, а максимальная нагрузка 1500 кг против 150 кг.

По мнению главы Baykar Халук Байрактар Akıncı может стать стратегическим средством и для Украины и для этого делаются определенные шаги. Встреча с руководством ВСУ, создание специальной рабочей группы по вопросам беспилотной авиации в Вооруженных Силах Украины и формирование четырех бригад беспилотной разведывательно-ударной авиации говорят о серьезных намерениях и взаимодействии Украины и турецкого производителя БПЛА.   А вдобавок, следует упомянуть, что Baykar сейчас за свой счет реализует проект по созданию завода по производству БПЛА и учебного центра в Украине.

Определенную угрозу для Akınci представляют ЗРК, такие как “Бук” и С-300. Но турецкий производитель декларирует возможность их поражения с помощью крылатых ракет SOM, дальность действия которых составляет 200 км, что позволяет не заходить в “зону поражения” этих комплексов, как и в случае с MAM-T и “Панцирь С1”.

Справочно: Для ЗРК “Панцирь-С1“, с высотой поражения целей до 15 км, этот БПЛА тоже может оказаться крепким орешком. Боевые действия в Сирии и Ливии по некоторым сведениям привели к потере около 23 зенитно-ракетно-пушечных комплексов “Панцирь С1” российского производства силами БЛА Bayraktar TB2 с максимальным потолком 8, 2 км. Турецкая оборонка уже считает “Панцирь С1” типичной целью для Akıncı, который имеет на вооружении высокоточную планирующую бомбу MAM-T с дальностью действия более 30 км. Что учитывая дальность действия российского зенитного ракетно-пушечного комплекса до 20 км, позволяет уничтожать его без дополнительного риска.

Этот боевой реактивный беспилотник будет способен летать со скоростью, близкой к звуковой. Результатом этого тесного сотрудничества, прежде всего, будет успешный и высокого класса стратегический продукт.

Это также откроет дверь для дальнейшего сотрудничества и новых заказов. В таких проектах подходы не могут быть односторонними, только тесное сотрудничество позволит успешно интегрировать двигатели для этой платформы. Если посмотреть на индустрию производства двигателей, то Турция уже инвестирует в эти технологии. У нас есть дизельный двигатель ТAI, эта компания работает над двигателем для боевых вертолетов.

У Украины уже много достижений в этой индустрии. Думаю, что в сфере двигательных технологий у Украины и Турции большой потенциал для сотрудничества. Вопрос только в организации и реализации с подходом “победа-победа”.

Мое личное мнение заключается в том, что пора выводить наши стратегические отношения в этой сфере на еще более высокий уровень. Мы должны создать ту модель сотрудничества, которая позволит реализацию совместных проектов по разработке.

Сейчас мы на уровне: у вас есть технологии, мы их интегрируем; у нас есть технологии, вы их используете. Мое видение состоит в том, что у нас достаточно человеческого ресурса, накопленных знаний и опыта для совместного создания чего-то нового. Мы имеем для этого и поддержку, и все предпосылки. Это будет взаимовыгодное сотрудничество.

TF-X – турецкий истребитель 5-го поколения. Части I,II,III

Экспериментальный турецкий истребитель 5-го поколения (TF-X, Turkish Fighter-Experimental) – это одноместный двухмоторный всепогодный многоцелевой боевой самолет, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Генеральным подрядчиком проекта выступает Турецкая аэрокосмическая компания (Turkish Aerospace Industries, TAI), технологическую поддержку оказывает английская BAE Systems. В настоящее время в TAI эту программу называют короче: Turkish Fighter (TF), – исключая литеру «X» и, тем самым, подчеркивая, что разработка более не является экспериментальной.

Предыстория реализации программы TF-X

Назначение Turkish Aerospace Industries (TAI) генеральным подрядчиком на этапе инженерной разработки и предварительного проектирования программы MMU/TF-X проведено в соответствии с постановлением Исполнительного комитета оборонной промышленности (DIEC, высший орган по вопросам оборонных закупок в Турции) от апреля 2015 года. Контракт на предварительное проектирование (этап-I, стадия-I) между Управлением оборонной промышленности (SSB) и TAI подписан 5 августа 2016 года. Соглашение о сотрудничестве между TAI и BAE Systems в рамках первого этапа на сумму 156 млн. долл. США подписано 28 января 2017 года. Договор вступил в силу 25 августа 2017 года. График реализации программы стартовал 17 сентября 2018 года после выбора компании TR Motor Power Systems (начала деятельность в апреле 2018 года) в качестве главного подрядчика и поставщика двигателей для серийного самолета MMU/TF-X. В октябре 2018 года TAI выбрала ТРДД F110-GE-129 производства General Electric для установки на прототипы и начальные партии серийных самолетов. Месяцем позже, 8 ноября 2018 года, SSB подписало рамочное соглашение с TR Motor Power Systems о разработке ТРДД следующего поколения для использования на MMU/TF-X.

Эскизная часть проекта TF-X завершилась в декабре 2017 года, а полноразмерный макет истребителя впервые представили широкой публике 17 июня 2019 года во время Парижского авиасалона (PAS 2019). Согласно турецким источникам, его изготовление проходило в Германии и стоило заказчику 2,25 млн. долл. США. Очередная демонстрация национального боевого самолета нового поколения (турецкая аббревиатура MMU) состоялась в сентябре того же года на фестивале «Технофест» в Стамбуле.
Полноразмерный макет TF-X на Парижской авиасалоне
Программа MMU/TF-X приобрела для Анкары особую значимость после того, как правительство США приостановило поставки самолетов 5-го поколения F-35A для ВВС Турции. Согласно открытым источникам, сегодня турецкие ВВС имеют около 30 самолетов F-4E и 238 истребителей F-16C/D, составляющих основу боевой авиации страны. Первые планировалось заменить американской машиной и вывести из эксплуатации в 2020 году. Теперь же, с высокой вероятностью, их списание следует ожидать не ранее 2025 года.
в декабре 2019 года в ходе конференции «Турецкая оборонная промышленность – диалоги MMU/TF-X» уточненные данные привел заместитель генерального директора TAI, ответственный за программу MMU/TF-X, профессор Мустафа ЧАВКАР (Mustafa CAVCAR). С опорой на указанные источники, очевидно, что истребитель получит следующие ТТХ:
  • длина в интервале 19-21 м (60 футов),
  • высота 6 м, размах крыла от 12 до 14 м (46 футов),
  • площадь крыла от 60 до 70 кв.м. (750 кв.футов),
  • максимальная взлетная масса (MTOW) более 27 215 кг (60 000 фунтов).
  • на самолете планируется установить два турбореактивных двухконтурных двигателя (ТРДД) местного производства с тягой 12200 кгс (27000 фунтов). Прототипы будут оснащаться парой двигателей семейства F100 с тягой по 13400 кгс (29 500 фунтов) каждый, 
  • максимальную скорость 1,8-2 Маха,
  • практический потолок 16700 м (55 000 футов),
  • боевой радиус около 1100 км (600 морских миль).

Варианты авиационных средств поражения для MMU/TF-X

Стратегия  и график выполнения программы TF-X

На период строительства турецкого истребителя 5-го поколения выбрана стратегия последовательного блочного развития. Данный подход предусматривает добавление новых эксплуатационных возможностей от блока к блоку, с одновременным повышением в составе конструкции элементов местного производства.

Первый прототип TF-X выйдет в конфигурации Block-0. Его выпуск запланирован на 18 марта 2023 года к 100-летию основания Турецкой республики. После наземных испытаний, начало которых назначено на 2023 год и которые продлятся около 2 лет, опытный самолет предполагается впервые поднять в воздух. Конфигурация Block-0 не предусматривает «стелс»-характеристик и установку некоторых из основных внутренних радиоэлектронных средств (например, РЛС с АФАР). Различные подсистемы на борту самолета, такие как силовая установка, интегрированная система отображения в кабине пилота и механизмы посадки планируется закупать за рубежом. Предполагается, что версия Block-0 будет иметь конфигурацию поколения 4+.

Версия Block-I, как ожидается, уже получит характеристики истребителя поколения 4++. Конфигурация самолета должна позволять решать задачи по завоеванию превосходства в воздухе. Планируется, что модель этой конфигурации в 2029 году поступит на вооружение ВВС Турции и позволит объявить о достижении первичной оперативной готовности (Initial Operation Capability, IOC).

В соответствии с графиком программы поставки MMU/TF-X в полной конфигурации истребителя 5-го поколения (Block-II) ожидаются к концу 2031 года. К этому же сроку ВВС Турции смогут доложить о достижении полной оперативной готовности (Full Operation Capability, FOC). Конфигурация многоцелевых моделей MMU/TF-X Block-II подразумевает наличие двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРДД), подсистем и авионики собственного производства и пригодность к поражению как воздушных, так и наземных целей.

Программу турецкого самолета 5-го поколения планируется выполнять в рамках трех этапов, из которых первый разбит на две стадии:

  • этап-I, стадия-I – предварительный (эскизный) проект (сентябрь 2018 г. – сентябрь 2022 г.);
  • этап-I, стадия-II – рабочее (детальное) проектирование и квалификация (сентябрь 2022 г. – сентябрь 2028 г.);
  • этап – II – приобретение возможностей первичной и полной оперативной готовности (сентябрь 2028 – декабрь 2031);
  • этап – III – серийное производство (2032 – 2035+ гг.).

В своем комментарии агентству Anatolian News 3 января 2020 года президент Turkish Aerospace Т.Котил сообщил, что компания за последние 3 года наняла 2,5 тыс. инженеров и закупили два 10 000-ядерных «суперкомпьютера». Первый был приобретен еще в марте 2018 года. Эти «суперкомпьютеры» имеют достаточную вычислительную мощность для выполнения рабочего проекта истребителя TF-X и его подсистем.

Одновременно, для поддержки программы MMU/TF-X генеральный подрядчик создает в Анкаре новую инфраструктуру. В рамках программы MMU/TF-X в аэрокосмической промышленной зоне Анкары TAI строит новый производственный комплекс, где, как утверждается, будут трудиться около 3 тыс. инженеров. Согласно открытым источникам, в составе комплекса 9 блоков, включая новое композитное здание, предназначенное для изготовления элементов конструкции будущего истребителя. Площадь строительства около 95 тыс. кв.м, из которых 63 тыс. кв.м. – это внутренние помещения. Строительные работы планировалось завершить в июле 2020 года, а с сентября начать установку необходимого оборудования. Однако, пандемии COVID-19 внесла свои корректировки. Между тем, по заверению генподрядчика, работы в новом композитном здании продолжаются, и производство самолета начнется в первые месяцы 2021 года.

Особенности проекта

Поскольку турецкий проект подразумевает наличие у самолета суперкрейсерских возможностей (до 3,8 Маха), требования к аэродинамике конструкции приобретают особое значение. По сообщению ответственного за проект MMU/TF-X профессора М. Чавкара, тесты в аэродинамической трубе начались с 2018 года. Всего планируется провести более 20 тыс. часов испытаний. Следует заметить, что по данным Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA) разработка современного военного самолета требует от 35 до 45 тыс. часов продувов в трубе. При проектировании F-35 общий объем тестирования в трубе составил 63 тыс. часов (AIAA 2009).

В связи с тем, что TAI пока не имеет собственного оборудования для исследований, а проверка аэродинамических свойств требует высочайшего качества измерений, турецкие разработчики активно используют потенциал партнеров из Великобритании. В частности, для этих целей задействуется аэродинамическая труба BAE Systems, которая имеет низко- и высокоскоростной туннели. В последнем возможно проведение испытаний на скорости до 3,8 Маха, что делает его идеальным для исследований по программе MMU/TF-X.

Первым узлом, поступившим для практических исследований в TUBITAK стали воздухозаборники:

Как известно данный элемент относятся к одному из критических узлов конструкции современного самолета, влияющих на производительность двигателей на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, а также при больших углах атаки. Геометрическая форма воздухозаборника также тесно связана с ЭПР самолета в целом.

При анализе планера макета MMU/TF-X первой деталью, привлекшей внимание экспертов, стало то, что его воздухозаборники зафиксированы, как у F-22. Кроме того, между фюзеляжем и воздухозаборниками имеется зазор шириной 9-12 см (3-4 дюйма), предназначенный для изоляции воздушного потока пограничного слоя. Подобно же F-22, в задней части фюзеляжа турецкого истребителя есть дверцы для сброса давления воздуха.

Современные самолеты 5-го поколения, такие как F-35 JSF, J-20 и FC-31, обычно оснащены безотключающимся (безотводным) сверхзвуковым воздухозаборником (DSI). Воздухозаборники типа DSI имеют лучшую скрытность, чем их аналоги фиксированной формы и более эффективны. Вместе с тем, они имеют предел производительности, не позволяющий превышать скорости в 1,8 – 2,1 Маха. F-35 JSF – это многоцелевой боевой самолет, который в первую очередь предназначен для нанесения ударов по наземным целям. От него не требуется полет на высоких скоростях, и он не имеет возможности суперкруиза. Максимальная скорость F-35 составляет 1,6 Маха.

Сверхзвуковой воздухозаборник - Wikiwand

Справочно: Современным развитием сверхзвуковых воздухозаборников стал DSI-воздухозаборник (англ. diverterless supersonic inlet — безотводный воздухозаборник), т. е. не имеющий пластинчатого отсекателя пограничного слоя и внутренних подвижных регулирующих элементов. Такая конструкция позволила решить сразу несколько проблем: экранирование лопаток компрессора, отведение пограничного слоя, повышения коэффициента восстановления полного давления. Отсутствие щели для слива пограничного слоя уменьшают заметность самолёта и его аэродинамическое сопротивление. DSI функционирует как поверхность сжатия и создает распределение давления, которое предотвращает большую часть пограничного слоя воздух не попадает во впускное отверстие со скоростью до 2 Маха. По сути, DSI избавляется от сложных и тяжелых механических систем.

Такой воздухозаборник технически проще и легче. DSI-воздухозаборник состоит из рампы, сжимающей поток и формирующей коническое течение, а также кромок специальной формы, которые создают веер волн сжатия и во взаимодействии с рампой разворачивают низкоэнергетическую часть пограничного слоя наружу, не позволяя ей попасть внутрь воздухозаборника.

Заключение

С другой стороны, F-22 и TF-X являются истребителями превосходства в воздухе (для турецкого истребителя это основное предназначение), следовательно, для них полет на высокой скорости обязателен. По этой причине, утверждают эксперты, после установки на TF-X двух ТРДД собственной разработки самолет сможет превышать скоростные ограничения для DSI-воздухозаборников. Очевидно, что этот тип воздухозаборников для самолета MMU/TF-X не подходит. Причем, турецкий истребитель, как и F-22, который может достигать скорости в 1,5 Maха без использования форсажных камер, также должен обладать возможностью суперкруиза.

Временным решением для MMU/TF-X (общие сведения по проекту читайте тут) на период пока Турция не построит свой собственный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) выбрано семейство двигателей F110 от General Electric (GE). Президент Турецкой аэрокосмической компании (Turkish Aerospace Industries, TAI) Т.Котил в июне 2019 года сообщил о заказе 5 ТРДД у GE. Договор находится в состоянии поставки.

TF-X – турецкий истребитель 5-го поколения. Заключение

Двигатели от истребителей F-16 (вероятно, версии F110-GE-129E) должны применяться на прототипах MMU/TF-X и использоваться для первых полетов (о графике выполнения программы –часть II). По оценкам экспертов, четыре двигателя будут установлены на первых двух прототипах турецких истребителей, а пятый останется в качестве запасного. Начиная с третьего прототипа, самолет планируется оснащать парой ТРДД собственной разработки. Проектирование нового турецкого ТРДД поручено национальному двигательному консорциуму TR Motor Power Systems. Предприятие сформировано при участии BMC Power (55%), Turkish Aerospace (35%) и SSB (10%) (иные варианта производственной кооперации в проекте MMU/TF-X –часть III).

Рамочное соглашение между SSB и TR Motor Power Systems на разработку ТРДД следующего поколения для истребителя MMU/TF-X подписано 8 ноября 2018 года. Выступая на церемонии подписания, президент Управления оборонной промышленности Турции (SSB) И.Демир подчеркнул, что конечной целью национальной разработки является исключить в отношении двигателя возможные ограничения со стороны зарубежных стран, которые могут касаться его использования и экспорта. Кроме того, гарантировать для Турции возможность контроля всех технологических процессов и прав интеллектуальной собственности (ИС). В ходе церемонии было отмечено, что процесс разработки займет не менее 10 лет. Анализ компьютерного изображения перспективного турецкого ТРДД, представленного участникам церемонии, показывает, что текущий дизайн с точки зрения внутренней конфигурации имеет ряд общих черт с семейством двигателей F110.

Так, по мнению специалистов, подобно моделям F110-GE-129 и -132, ТРДД турецкой разработки предполагается оснастить поворотными регулируемыми лопатками входного направляющего узла и лопастными дисками (“blisks”) вместо традиционных лопаток в трехступенчатой модульной вентиляторной секции. Последнее позволит улучшить рабочие характеристики двигателя и его ремонтопригодность. Двигатель также включает в себя одну турбину большой и одну малой мощности. Согласно источникам, с высокой вероятностью размеры и весовые характеристики турбореактивных двигателей от TR Motor Power Systems будут сопоставимы с ТРДД семейства F110.

Вместе с тем, производство собственного двигателя может стать для Турции одним из самых сложных вызовов в рамках программы MMU/TF-X. Отсутствие отечественных технологий двигателестроения и квалифицированных кадров заставило TAI искать поддержку на стороне. По результатам нескольких конкурсов во второй половины 2018 года для технической поддержки разработки ТРДД была выбрана компания Rolls-Royce, с которой начались предварительные переговоры. Однако в начале марта 2019 года руководство Rolls-Royce заявило о выходе из проекта из-за спора по вопросу интеллектуальной собственности. Компания также дала понять, что не желает делиться в полном объеме ИС с турецкой стороной. Перспективы разрешения возникших противоречий остаются не ясными.

Тем не менее, по словам генерального директора TR MotorPower Systems Османа ДУРА (Osman DUR) работы над отечественным ТРДД «продолжаются полным ходом». По состоянию на январь 2020 года в проекте участвовали около 80 инженеров. Первые пусковые испытания нового двигателя назначены на 2026-27 годы. С учетом того, что разработка и производство конечного продукта представляют собой два различных процесса, компания ведет активные переговоры с международными инженерными и проектными организациями, а также производителями оригинального оборудования. Прилагаются усилия по развитию сети местных поставщиков для отечественной авиационной промышленности.

Несмотря на то, что руководство Турции рассматривает программу MMU/TF-X, прежде всего, как базу для качественного подъема отечественной авиационной промышленности, ведется поиск международных партнеров по совместному развитию для сотрудничества с Turkish Aerospace. Глава SSB И.Демир в ноябре 2019 года подчеркнул, что заинтересованность в программе турецкого истребителя 5-го поколения проявили Азербайджан, Пакистан, Катар, Индонезия и Малайзия, которая в этом отношении продемонстрировала наибольшую активность.

В частности, представление макета TF-X на PAS 2019 состоялось при участии командующего королевскими ВВС Малазии генерала Тан Шри БАНГА. Кроме того, согласно публикациям Malaysia Flying Herald, страна чувствует необходимость присоединиться к программе MMU/TF-X, поскольку её соседи, Индонезия и Сингапур, намерены принять на вооружение самолеты следующего поколения IF-X и F-35. Первым шагом в присоединении к программе MMU/TF-X стало подписание в 2018 году меморандума о взаимопонимании между Turkish Aerospace и DefTech. Считается, что документ станет основой для приобретения Малайзией истребителей турецкого производства в следующие 10 лет. Малайзия планирует заменить ими свои F-18D и Су-30МКМ, которые подлежат снятию с вооружения в 2035 и 2042 годах соответственно. Малайзия также получила приглашение к участию в совместном производстве MMU/TF-X и турецкого легкого штурмовика HURJET.

Таким образом, проект MMU/TF-X, стартовавший на рубеже 2015 года как экспериментальное исследование, в силу обстоятельств перерос в общенациональную программу. Её цель – качественный технологический и организационный скачек авиационной промышленности Турции. В случае успешной реализации намеченного графика страна в относительно короткий срок сможет войти в число немногочисленных государств, таких как США, Россия и Китай, обладающих собственным потенциалом для проектирования и производства истребителей 5-го поколения.

Вместе с тем, вызовы, с которыми Турция столкнулась по ходу выполнения программы, имеют как объективные, так и политические причины. Эмбарго европейских государств на поставку комплектующих, а также отказ союзников из Великобритании полностью передать Турции технологию военного двигателестроения (возможно под давлением США) свидетельствуют о незаинтересованности союзников по НАТО в успехе турецкого проекта. Сможет ли Анкара решить возникшие проблемы самостоятельно, или обратится за внешней помощью (например, к России или Китаю) – покажет время.

Согласно турецким источникам, сегодня рассматривается возможность использования TF-X в составе ВВС Турции вплоть до 2070-х годов. Безусловно, обладание собственным истребителем 5-го поколения повысит боевые возможности турецких ВВС в регионе и уравняет их с конкурентами из Израиля, Саудовской Аравии и других стран, принявших на вооружение американские F-35. С другой стороны, поступление TF-X в войска в начале 2030 годов может совпасть с появлением первых образцов самолетов 6-го поколения, тогда, в «гонке лидеров» Турция, скорее всего, останется в положении “догоняющего”

По материалам журнала Defence Turkey

Источники подробнее: