АОН России – под угрозой

9 апреля 2019 г., AEX.RU – в Москве прошел Первый Всероссийский Конгресс авиации общего назначения (АОН), на котором была принята основная резолюция Меморандума Конгресса. Прошедший Конгресс – первый в истории полномасштабный слет профессиональных авиационных сообществ авиации общего назначения. На Конгрессе присутствовало более 300 делегатов…

Большая часть России может остаться без транспорта через три года. Почему эту проблему решит дебюрократизация авиации общего назначения (АОН, в советское время ее еще называли малой авиацией), рассказал генеральный директор аэропорта Горно-Алтайска, пилот первого класса Сергей Круглов на первом всероссийском конгрессе АОН…

80% России — «Аляска». В чём проблема?

В работе Конгресса приняли участие: Депутат Государственной Думы РФ В.Ганзя, помощник главкома ВКС И.Барсков, летчик-космонавт Герой России В.Токарев, известный телеведущий и частный пилот Л.Якубович, руководители авиационных федераций и авиационных общественных организаций.
В ходе Конгресса был принят меморандум и основные резолюции, отражающие те направления, по которым должна развиваться АОН России…

Развивать авиацию общего назначения Россия начала достаточно поздно. Если в США ассоциация частных пилотов возникла уже в 1939 году, то в России только в 1998-м. То есть отставание — 59 лет.

Какой путь выбрала Россия, проводя автомобилизацию страны? Это путь упрощенного регулирования. 25 лет назад, в 1993 году, в России было 75,7 автомобилей на тысячу человек населения. В США — 750. Разница была десятикратная. В 2018 году цифры выглядят совсем по-другому: 360 и 810 соответственно. Это выдающийся результат за такой короткий период…

Как эти цифры выглядят в области авиационного сообщения? 

В США на 100 тыс. населения приходится 76,5 судов малой авиации, а в России всего 3,1 самолета. То есть разница в 25 раз.

А если взять Аляску, то там в связи с отсутствием альтернативных видов транспорта и неразвитой дорожной инфраструктурой на 100 тыс. населения 1714 воздушных судов.

У нас в стране 80% территории — «Аляска». А авиации там, где она крайне необходима, практически нет…

Именно несовершенство правового регулирования, явные пробелы в формулировках Воздушного Кодекса РФ в отношении авиации общего назначения являются, по мнению участников Конгресса, основной причиной, тормозящей ее развитие, как отрасли в системе Гражданской авиации Российской Федерации.

Так, на сегодняшний день, закрепленное российским законодательством понятие АОН, как «гражданской авиации, не используемой для осуществления коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ», является несовершенным, тормозит развитие АОН, а также является не соответствующим нормам ICAO. Понятия и нормы, действующие в настоящий момент, порождают коррупцию, недобросовестную конкуренцию и произвол со стороны регулирующих органов. Существующие нормы не дают игрокам отрасли возможности вести предпринимательскую деятельность, и как следствие полностью лишают отрасль возможности генерировать доход. По сути, имея значительный потенциал, авиация общего назначения на сегодняшний день выполняет функцию «забавы для богатых», с чем категорически не согласны ее представители.

По мнению участников Конгресса, пункт Воздушного Кодекса РФ, определяющего термин АОН, должен быть дополнен в том ключе, что «гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок, должна относиться к авиации общего назначения».
Предлагаемое новое понятие авиации общего назначения, в отличие от ныне фигурирующего в Воздушном кодексе Российской Федерации, является аналогом международного термина General Aviation,
значение которого закреплено нормами ICAO в приложении 6 к Конвенции о международной гражданской авиации и документе № STA/10-WP/7 от 16.10.09 г., утвержденном X Сессией ICAO в Монреале в ноябре 2009 года, и который не подлежит исключению из норм Воздушного Кодекса РФ…

[su_image_carousel source=”taxonomy: category/63″ limit=”15″ columns=”3″ link=”post” class=”ilsvik”]

Для справки: Международная организация гражданской авиации
(ИКАО от англ. ICAO — International CivilAviationOrganization) — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

Предлагаемый порядок правового регулирования будет способствовать развитию АОН, как отдельно взятой отрасли, в соответствии с мировой практикой и мировым опытом…

И ходе Конгресса его участниками приняты следующие резолюции, необходимые для развития ключевых направлений АОН:

  • АОН России – это авиация, требующая упрощенного регулирования;
  • АОН России – это базовый сектор в системе деятельности авиации;
  • АОН России – это эффективное партнерство между обществом и властью;
  • АОН России – это площадка для подготовки авиационных кадров;
  • АОН России – это опора для промышленного и производственного потенциала страны;
  • АОН России – это современный саморегулируемый сегмент на основе международной практики;
  • АОН России – это площадка для развития авиационного спорта и молодежного технического творчества на основе передачи части полномочий профессиональным сообществам…

Организаторами и координаторами мероприятия выступают Федерация авиации общего назначения России и Уфимский учебно-методический центр малой авиации.

В состав оргкомитета вошли и со-организаторами мероприятия стали Объединенная федерация спорта сверхлегкой авиации России, Федерация авиационного спорта России, Федерация самолетного спорта России, Федерация вертолетного спорта России, Федерация планерного спорта России, Федерация воздухоплавания России, Федерация авиамодельного спорта России, предприятие «Аэроволга», компании «Авиатэксим» и «Серебряные крылья».

Оргкомитет конгресса:

  • Николай Мазурин, Президент Федерации авиации общего назначения России.
  • Сергей Минигулов, Первый Вице-президент Объединенной федерации спорта сверхлегкой авиации России, Член Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития АОН и НИТ ГЛОНАСС.
  • Вячеслав Дуданов, Заместитель начальника управления Росавиации.
  • Олег Загозин директор «Авиатэксим».
  • Рябчинский Сергей, Президент федерации планерного спорта России.
  • Круглов Сергей, Генеральный директор «Аэропорта «Горно-Алтайск».

По теме подробнее: Энциклопедия авиации общего назначения (АОН)>>

По теме: 

Проблемные вопросы в деятельности АОН

Леонид Якубович: Малая авиация в России находится под угрозой

НПО «АэроВолга» дающее жизнь авиации общего назначения России

Небо общего назначения: Почему малая авиация спасет страну от коллапса

Сотни пилотов малой авиации слетелись на первый Всероссийский Конгресс

Россия катастрофически отстает от США в области авиации общего назначения

One thought on “АОН России – под угрозой

  1. Уважаемые! поклонники авиации, как было верно сказано “авиация общего назначения на сегодняшний день выполняет функцию «забавы для богатых»” и это будет продолжаться до тех пор,пока она не станет доступной для населения “народной” и не будет включена в национальную программу с привлечением средств бизнеса с поддержкой государства. Упавать только на бизнес авиацию, считаю “пустое дело”…

Comments are closed.