SSJ100 заменил семейство «Туполева»

ТУ-334 – региональный пассажирский самолет, разработанный в КБ Туполева еще в начале 90-х годов. Хотя работы именно по этой машине начинались еще в далеких 80-х, когда флагман ТУ-204 проходил еще первые испытания.

SSY100 = Ту-204 + Ту-334…?

Большое количество аналогичных элементов должны были упростить и удешевить его производство, и конечно же эксплуатацию.

Реализацией этой идеи были первые схемы этого самолета из 80-х. Фактически это был тот же ТУ-204, но со сниженной массой, укороченным фюзеляжем, менее мощными двигателями.

Самолет должен был вмещать около 100 пассажиров и летать на расстояние до 2500 км. Но к этому времени в отечественной авиации появились интересные и новые силовые установки – турбовинтовентиляторные двигатели (ТРДД). Это нечто среднее между привычными турбовинтовыми и турбовентиляторными моторами.

Ярким примером этой схемы является авиационный двигатель Д-27, который в то время подготавливали для АН-70. Эти двигатели могли обеспечивать достаточно большую скорость, и были более экономичными. И именно эти параметры и стали основной фишкой этого двигателя.

Турбовинтовентиляторны двигатель Д-27
Турбовинтовентиляторные двигатель Д-27

У разработчиков сразу возникла идея по созданию такой модификации двигателя для ТУ-334, так как это был тренд того времени. И естественно, при наличии лопастей расположенных в два ряда, расположение их под крылом ТУ-334 было крайне затруднительно, и компоновку самолета изменили.

Благодаря чему двигатели расположили по классической схеме в хвостовой части фюзеляжа, а само хвостовое оперение сделали Т-образным. Но изначально в 90-х в КБ Туполева стали рассматривать сразу два варианта, с классическими реактивными двигателями и с экзотическими турбовинтовентиляторными.

Однако оказалось, что жизнь винтовентиляторных двигателей оказалась слишком короткой.

Они были очень шумные и сложные в эксплуатации, да и новая экзотичность могла бы затянуть их сертификацию. Его единственным преимуществом была экономичность.

В условиях резкого падения цены на топливо, в то время не было критичным, и более привычные классические реактивные двигатели оказались более предпочтительными. И у КБ Туполева остался только единственный вариант – газотурбинный Д-436.

В купе со сложной ситуацией в стране и затянувшейся сертификации прародителя ТУ-204, привело к значительному затягиванию работ и по региональному самолету. В итоге опытные летный образец был готов только через 10 лет после начала проекта, и только в феврале 99-го года этот первый прототип совершил свой первый испытательный полет.

ТУ-334-100
ТУ-334-100

В общем, за последующие годы было сделано всего лишь один опытный образец и несколько планеров для проведения наземных испытаний. В 2003 году был представлен первый пассажирский образец ТУ-334-100 с двумя силовыми установками Д-436T1 по 7,5 тонн каждая.

ТУ-334-100 должен был стать первой модификацией, и в ближайшее время планировалось его серийное производство.

По общей конструкции ТУ-334-100 относится к одному из классических видов современных региональных реактивных самолетов. ТУ-334-100, будучи частью семейства ТУ-204 имеет множество общих черт с прородителем.

ТУ-204СМ
ТУ-204СМ

Считаясь перспективной машиной, ТУ-334 должен был получить множество модификаций, среди которых были более вместительные и адаптированные под иностранные двигатели правительственные и военные версии.

А первым реализованным серийным вариантом был ТУ-334-100 и на этом ВСЕ! Первый серийный и второй летный испытательный образец – как так то? Хотя уже в планах был выпуск ТУ-334-200. Давайте разбираться почему это произошло.

В начале 2000-ых Росавиакосмосом был инициирован конкурс на создание перспективного регионального лайнера. Целью этого конкурса было определение приоритетного проекта для финансирования по федеральной программе на ближайшие 15 лет.

Основные размеры регионального самолета ТУ-334-100. (схема)
Основные размеры регионального самолета ТУ-334-100. (схема)

Основными лидерами конкурса было КБ Туполева с существующей моделью ТУ-334 и перспективный проект КБ Сухого, с еще только будущим самолетом Sukhoi Superjet 100.

И как вы уже поняли, победителями стал всеми известный SSJ100 (Сухой суперджет 100), не смотря на то, что этот самолет был только на бумаге, а ТУ-334 к этому времени уже был готов к серийному производству. ЧТО ЭТО?

Sukhoi Superjet 100
Sukhoi Superjet 100

На сегодняшний день проект, в который было вложено много сил, средств, судеб и терпения фактически закрыт. Но остался вопрос – ПОЧЕМУ? и главное ЗАЧЕМ? Это же был отличный самолет, во многом превосходящий «хромающего» SSJ100. Нужно было всего лишь наладить производство и все.

Давайте попробуем разобраться. В конце 80-ых в КБ Туполева разрабатывали и развивали семейство самолетов различной вместимости, создаваемого на базе ТУ-204.

Большое количество инженерных решений, общих конструкций и бортовых систем, позволяло снизить расходы на разработку, а в дальнейшем снизить и производственные расходы.

Авиакомпании же могли формировать парк лайнеров используя практически модификации одного и того же самолета, что позволяло снизить расходы на обучение пилотов и персонала экипажей, а так же оптимизировать техническое обслуживание.

Подобная концепция считалась довольно перспективной.

Такое же концептуальное решение в то время реализовывал и европейский консорциум Airbus, создавая на базе А320 уменьшенные варианты А318 и А319 и увеличенный А321, что позволяло компании Airbus быть долгое время успешными.

Так что же послужило краеугольным камнем в дальнейшей судьбе семейства Туполева, в том числе регионального самолета ТУ-334 и всего его семейства. Кто принимал такие решения в современной России, и с какой целю это было сделано? Ответ напрашивается сам по себе.

Источник: 

По теме: 

Ту-334 — будет ли возрождение?

Статус программы Superjet 100