ТУ-334 – региональный пассажирский самолет, разработанный в КБ Туполева еще в начале 90-х годов. Хотя работы именно по этой машине начинались еще в далеких 80-х, когда флагман ТУ-204 проходил еще первые испытания.
SSY100 = Ту-204 + Ту-334…?
Большое количество аналогичных элементов должны были упростить и удешевить его производство, и конечно же эксплуатацию.
Реализацией этой идеи были первые схемы этого самолета из 80-х. Фактически это был тот же ТУ-204, но со сниженной массой, укороченным фюзеляжем, менее мощными двигателями.
Самолет должен был вмещать около 100 пассажиров и летать на расстояние до 2500 км. Но к этому времени в отечественной авиации появились интересные и новые силовые установки – турбовинтовентиляторные двигатели (ТРДД). Это нечто среднее между привычными турбовинтовыми и турбовентиляторными моторами.
Ярким примером этой схемы является авиационный двигатель Д-27, который в то время подготавливали для АН-70. Эти двигатели могли обеспечивать достаточно большую скорость, и были более экономичными. И именно эти параметры и стали основной фишкой этого двигателя.
У разработчиков сразу возникла идея по созданию такой модификации двигателя для ТУ-334, так как это был тренд того времени. И естественно, при наличии лопастей расположенных в два ряда, расположение их под крылом ТУ-334 было крайне затруднительно, и компоновку самолета изменили.
Благодаря чему двигатели расположили по классической схеме в хвостовой части фюзеляжа, а само хвостовое оперение сделали Т-образным. Но изначально в 90-х в КБ Туполева стали рассматривать сразу два варианта, с классическими реактивными двигателями и с экзотическими турбовинтовентиляторными.
Однако оказалось, что жизнь винтовентиляторных двигателей оказалась слишком короткой.
Они были очень шумные и сложные в эксплуатации, да и новая экзотичность могла бы затянуть их сертификацию. Его единственным преимуществом была экономичность.
В условиях резкого падения цены на топливо, в то время не было критичным, и более привычные классические реактивные двигатели оказались более предпочтительными. И у КБ Туполева остался только единственный вариант – газотурбинный Д-436.
В купе со сложной ситуацией в стране и затянувшейся сертификации прародителя ТУ-204, привело к значительному затягиванию работ и по региональному самолету. В итоге опытные летный образец был готов только через 10 лет после начала проекта, и только в феврале 99-го года этот первый прототип совершил свой первый испытательный полет.
В общем, за последующие годы было сделано всего лишь один опытный образец и несколько планеров для проведения наземных испытаний. В 2003 году был представлен первый пассажирский образец ТУ-334-100 с двумя силовыми установками Д-436T1 по 7,5 тонн каждая.
ТУ-334-100 должен был стать первой модификацией, и в ближайшее время планировалось его серийное производство.
По общей конструкции ТУ-334-100 относится к одному из классических видов современных региональных реактивных самолетов. ТУ-334-100, будучи частью семейства ТУ-204 имеет множество общих черт с прородителем.
Считаясь перспективной машиной, ТУ-334 должен был получить множество модификаций, среди которых были более вместительные и адаптированные под иностранные двигатели правительственные и военные версии.
А первым реализованным серийным вариантом был ТУ-334-100 и на этом ВСЕ! Первый серийный и второй летный испытательный образец – как так то? Хотя уже в планах был выпуск ТУ-334-200. Давайте разбираться почему это произошло.
В начале 2000-ых Росавиакосмосом был инициирован конкурс на создание перспективного регионального лайнера. Целью этого конкурса было определение приоритетного проекта для финансирования по федеральной программе на ближайшие 15 лет.
Основными лидерами конкурса было КБ Туполева с существующей моделью ТУ-334 и перспективный проект КБ Сухого, с еще только будущим самолетом Sukhoi Superjet 100.
И как вы уже поняли, победителями стал всеми известный SSJ100 (Сухой суперджет 100), не смотря на то, что этот самолет был только на бумаге, а ТУ-334 к этому времени уже был готов к серийному производству. ЧТО ЭТО?
На сегодняшний день проект, в который было вложено много сил, средств, судеб и терпения фактически закрыт. Но остался вопрос – ПОЧЕМУ? и главное ЗАЧЕМ? Это же был отличный самолет, во многом превосходящий «хромающего» SSJ100. Нужно было всего лишь наладить производство и все.
Давайте попробуем разобраться. В конце 80-ых в КБ Туполева разрабатывали и развивали семейство самолетов различной вместимости, создаваемого на базе ТУ-204.
Большое количество инженерных решений, общих конструкций и бортовых систем, позволяло снизить расходы на разработку, а в дальнейшем снизить и производственные расходы.
Авиакомпании же могли формировать парк лайнеров используя практически модификации одного и того же самолета, что позволяло снизить расходы на обучение пилотов и персонала экипажей, а так же оптимизировать техническое обслуживание.
Подобная концепция считалась довольно перспективной.
Такое же концептуальное решение в то время реализовывал и европейский консорциум Airbus, создавая на базе А320 уменьшенные варианты А318 и А319 и увеличенный А321, что позволяло компании Airbus быть долгое время успешными.
Так что же послужило краеугольным камнем в дальнейшей судьбе семейства Туполева, в том числе регионального самолета ТУ-334 и всего его семейства. Кто принимал такие решения в современной России, и с какой целю это было сделано? Ответ напрашивается сам по себе.