Беспилотные летательные аппараты. Статус и новости

Корпорация «Иркут» начала испытания беспилотного летательного аппарата (БПЛА) в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв» (ранее был известен как проект «Як-133»). Аппарат способен вести разведку и при необходимости уничтожать объекты противника, оставаясь при этом незаметным для его радаров, сообщают “Известия”. Новинка построена по оригинальной аэродинамической схеме и внешне сильно отличается от традиционных летательных аппаратов.
В дальнейшем новейший беспилотник будет оснащен не только управляемыми ракетами класса «воздух-земля» и бомбами, но и оптико-электронными системами, комплексами радиотехнической разведки и даже радиолокатором.

Аэродинамическая схема новейшего беспилотника (сочетание геометрической и конструктивной схемы летательного аппарата) очень сложная, содержащая много уникальных технических решений, ранее не применявшихся ни в одном из серийных летательных аппаратов. На официальном сайте ОКБ им. Яковлева имеется упоминание, что этот БПЛА разработан на основе УБС Як-130 с переработкой оригинального проекта на 60%.

Рисунок (с) ОКБ им. Яковлева

  • На этапе проектирования шли дискуссии между представителями Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ), «Иркута» и ОКБ Яковлева, в ходе которых высказывались мнения, что аппарат такой формы вообще не сможет летать, — рассказал один из участников проекта. — Сомнения развеялись только после того, как в августе состоялся первый испытательный полёт. Всё прошло отлично, конструкторов поздравили.

Состав вооружения беспилотника пока до конца ещё не определен, но уже сейчас известно, что стационарные цели БПЛА будет уничтожать бомбами с лазерными и оптическими головками самонаведения, а также корректируемыми по сигналу ГЛОНАСС.

  • Уникальная аэродинамическая схема дрона позволяет сделать БПЛА невидимым для вражеских радаров даже в тот момент, когда он применяет оружие или ведёт разведку, но и достаточно манёвренным и скоростным, — рассказал авиастроитель. — Для того чтобы новейший беспилотник с выбранной аэродинамической схемой смог полететь, пришлось проделать очень сложную работу по комплексированию БПЛА, к которой, в частности, привлекались специалисты из Роскосмоса.

Другой пример БПЛА представляет ни меньший интерес, именно: 

“Альтиус-М”. С массой до 5 тонн беспилотник может совершать перелёты до 10000 км. При этом продолжительность нахождения в воздухе составляет 48 часов. Среди сильнейших сторон необходимо  отметить установлено два дизельных винтовых двигателя RED A03/V12.

Термин «комплексирование» означает сведение работы всех систем и подсистем, установленных на борту летательного аппарата, в единый комплекс. По словам специалиста, используя современные технологии, можно заставить летать и выполнять манёвры даже табуретку, но остается проблема, как при этом управлять таким изделием.

  •  Все системы летательного аппарата должны действовать в комплексе, как единый организм. Если пилот, к примеру, начинает выполнять маневр, то все бортовые системы: — навигационная, управления двигателями и т.д. — с учетом конструкции летательного аппарата и его характеристик оптимизируют свою работу так, чтобы без срывов выполнить заданный маневр, — пояснил представитель авиастроительной отрасли. — В современных летательных аппаратах несколько тысяч различных систем и подсистем, контролирующих и управляющих сотнями параметров полета, и пилот не может самостоятельно следить за работой каждой. Поэтому современные летательные аппараты оснащаются информационно-управляющими системами (ИУС), заставляющими работать самолет в комплексе.

В России создали тяжёлый, ударный беспилотник

Самая важная часть комплексирования — прописать алгоритмы и математические формулы, задающие логику и параметры работы всех систем летательного аппарата, которые, превратившись в специальную программу, и закладываются в ИУС летательного аппарата.

  • Беспилотные технологии в России сейчас развиваются весьма активно как в государственной промышленности, так и в частном сегменте, — констатирует руководитель направления AeroNet Национальной технологической инициативы Сергей Жуков.— Если говорить о планерах, то мы сейчас примерно на уровне мировых стандартов в части БПЛА малых размеров и имеем некритичное — меньше трех лет — отставание в части сверхлегких композитных конструкций для беспилотников больших размеров. Если говорить о системах навигации и управления, то наши разработки не уступают зарубежным аналогам, но минус в том, что выполнены пока на иностранной элементной базе. По силовым установкам мы несколько отстаем, но могу констатировать, что сейчас у нас ведутся разработки в области локализации производства поршневых и турбореактивных двигателей, так что эту нишу отечественная промышленность закрывает усиленными темпами. По обработке данных мониторинга мы создаем собственные проблемно-ориентированные продукты и уже выводим их на мировой рынок. А по интеграции в общее воздушное пространство мы, возможно, даже опережаем мировой уровень на 1–2 года.

Статус и новости

Источник: Российский тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Охотник», который в части искусственного интеллекта станет прототипом истребителя 6-го поколения, впервые поднимется в воздух в сентябре 2018 года( по факту: Первый полёт «Охотника» состоялся 3 августа 2019 года и продлился более 20 минут). Об этом сообщил ТАСС в кулуарах выставки «Армия-2018» источник в авиапромышленности.

  • «В сентябре Охотник впервые поднимется в воздух: будет совершена серия “подскоков” на взлетно-посадочной полосе (аппарат будет отрываться от земли на несколько метров и сразу садиться — прим. ТАСС). Эти тесты не станут полноценным полетом, но позволят безопасно проверить поведение БПЛА и работу его системы управления на начальном этапе взлета», — сказал собеседник агентства. Он уточнил, что ранее аппарат выполнял на «взлетке» только руления.

Собеседник отметил, что полные взлет, полет и посадка аппарата должны состояться в 2019 году. На сегодняшний день, добавил источник, с «Охотником» «ведутся различные электронные испытания».

  • Как сообщил ранее ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе, российская концепция истребителя 6-го поколения до конца не сформирована, но уже сейчас можно выделить главный признак — отсутствие летчика и способность автономно выполнять любые боевые задачи. «В этой части — искусственного интеллекта и автономности — «Охотник» будет прототипом истребителя 6-го поколения , — отмечал собеседник агентства.

«Охотник» может выглядеть примерно так, согласно некоторым утечкам (самолет Northrop Grumman X-47B / фото YouTube).

По открытым данным, «Охотник» выполнен с применением технологии стелс, имеет аэродинамическую схему «летающее крыло» (отсутствует хвостовое оперение), взлетная масса аппарата достигает 20 т. По неподтвержденной информации, беспилотник имеет реактивный двигатель и сможет развивать скорость около 1000 км/ч. Контракт на разработку «Охотника» был подписан между военным ведомством и компанией «Сухой» в 2011 году. Первый макет БПЛА для проведения наземных испытаний был создан в 2014 году.

Конвертопланы на будущее: какие авиагибриды могут поступить на вооружение российской армии

Холдинг «Вертолёты России» планирует создать к 2019 году прототип первого в РФ электрического конвертоплана массой 1,5 тонны. Речь идёт о беспилотном летательном аппарате VRT30, который был представлен на форуме МАКС-2017. Конвертоплан — гибрид самолёта и вертолёта — очень дорогая и высокотехнологичная машина.

На данный момент только США серийно выпускают и применяют конвертопланы в военных целях. В российской армии таких летательных аппаратов нет, несмотря на то что пионером в разработке этих чудо-машин был советский конструктор Борис Юрьев.

Проекты по созданию российского конвертоплана начинают обретать реальные черты. Конструкторское бюро «ВР-Технологии» (входит в холдинг «Вертолёты России») планирует через два года представить прототип первого электрического конвертоплана беспилотного типа VRT30.

Российский БПЛА вертолётного типа VRT300/ВРТ300

Макет будущего аппарата был представлен на авиакосмическом салоне МАКС-2017, который прошёл в июле 2017 года. Конвертоплан взлётной массой 1,5 тонны сможет развивать высокую скорость и подниматься в воздух без разгона по взлётно-посадочной полосе.

«Сегодня мы совместно с нашими партнёрами из компании «СуперОкс» разрабатываем новую летающую лабораторию конвертоплана, в бортовой кабельной сети которой будут использованы технологии высокотемпературной сверхпроводимости, что положительно скажется на весогабаритных и лётных характеристиках прототипа», — заявил генеральный директор холдинга «Вертолёты России» Андрей Богинский.

Материалы по теме:

Беспилотная авиация России

Новинки вертолётной техники и БПЛА