Сравнительная оценка системы”чиллер-фэнкойл” и VRF-системы

Периодически возникающие споры о преимуществах установки систем с переменным расходом хладагента (VRF) и систем “чиллер-фэнкойл” на объектах капитального строительства подталкивают нас к формулированию перечня критериев, на основе которого специалистам было бы удобнее определиться в подборе той или иной системы, а проект-менеджерам — легче объяснить заказчикам выбор технического решения.



Система “чиллер-фэнкойл” – это одна из самых эффективных разработок в области кондиционирования за всю историю климатической техники. Благодаря таким системам можно поддерживать заданную температуру в различных помещениях, при этом используя индивидуальные настройки. Это свойство делает устройства чиллер-фэнкойл идеальным оборудованием для отелей, крупных офисов и других зданий, где расположено множество помещений с разными требованиями к температуре воздуха. Отдельные внутренние блоки можно отключать или включать, не вмешиваясь в работу всей системы.
Системы с переменным расходом хладагента, или VRF (Variable Refrigerant Flow), объединили в себе простоту проектирования, наладки и обслуживания кондиционеров с непосредственным кипением хладагента, возможностями централизованного кондиционирования зданий с поддержанием индивидуальных параметров воздуха в отдельных помещениях, которые до этого обеспечивали только системы «чиллер-фэнкойл» или VAV-системы.

Практика показывает, что для заказчика основополагающий критерий для принятия решения об установке того или иного вида оборудования — цена. Приоритет низкой цены закреплен и в федеральных законах о заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей (Федеральные законы № 44-ФЗ от 05.04.2013 и № 223-ФЗ от 18.07.2011).

В свою очередь, специалисты по строительству инженерных систем зданий и сооружений, предлагая те или иные технические решения, должны опираться на соблюдение норм и правил технического регулирования в части обеспечения параметров комфортности микроклимата, а именно:

  • температуры,
  • влажности,
  • воздухообмена,
  • чистоты воздуха
  • и уровня шума.

Также необходимо обеспечить удобство монтажа, функционирование и ремонтопригодность климатических систем на этапах жизненного цикла объекта капитального строительства, а именно:

  • проектирования,
  • строительства (в том числе консервации),
  • эксплуатации (в том числе текущего ремонта),
  • реконструкции,
  • капитального ремонта
  • и сноса здания.

Сравнительная оценка систем

Для формирования предложения заказчику необходимо систематизировать критерии сравнения преимуществ установки систем VRF и чиллер-фэнкойл в соответствии с техническим заданием (ТЗ), с последующим учетом проектной и рабочей документации (ПД и РД), проектом производства работ (ППР).

Для удобства представления критериев сравнения, сформирована таблица, которая могла бы помочь проект-менеджерам и техническим специалистам в соответствии с потребностями заказчика оценить преимущества двух систем с учетом особенностей конкретного объекта капитального строительства, технологии монтажа оборудования и его эксплуатационных характеристик.

Технологический анализ и сравнение преимуществ климатических систем
Система “чиллер-фэнкойл”VRF-система
1Единый агрегат, крупногабаритный, тяжелый, плохо приспособленный к транспортировке1Блоки малой мощности, транспортабельны, негабаритные
2Нельзя увеличить холодопроизводительность чиллера, агрегат изготавливается под объект2Можно увеличивать общую холодопроизводительность путем увеличения числа внешних блоков
3Компрессоры подобраны парами (2, 4, 6), малое число ступеней изменения холодопроизводительности. При неполной загрузке — энергопотребление выше3В каждом наружном блоке 2-3 компрессора (некоторые из них инверторные). При большом числе наружных блоков получается много ступеней изменения холодопроизводительности. При неполной загрузке энергопотребление меньше.
4Масса чиллера велика. Нагрузки при его размещении выше. Для установки требуются рама и фундамент.4Максимальная масса наружного блока — 250 кг. Место для установки не требует специальной подготовки. Используется сварная рама-подставка.
5Трасса холодоносителя ДЕШЕВЛЕ. Используются сантехнические трубы.5Трасса хладагента ДОРОЖЕ. Используются медные кондиционерные трубки.
6Трасса нуждается в уклонах для стравливания воздуха. Диаметры труб БОЛЬШЕ. Труба гнется сложнее6Диаметры труб МЕНЬШЕ. Трубки легче гнутся. Не нужны уклоны для стравливания воздуха.
7Монтаж осуществляется силами водопроводчиков. Нет нужды в высокой квалификации. Стоимость работ составляет не более 10% от стоимости оборудования.7Монтаж, пуск, наладка требует квалифицированных кадров. Работа с хладагентами требует сертификации. Стоимость монтажа — 25-50% от стоимости оборудования.
8Можно установить любые виды внутренних блоков8Можно установить любые виды внутренних блоков
9Поддержание заданной температуры с помощью отключения вентилятора фэнкойла — способ неточный. Байпасированные трехходовым клапаном затруднено из-за плохого качества воды.9Точное поддержание температуры за счет контроля расхода хладагента
10Холодоноситель течет по трассе ТИХО10Шумит распределитель хладагента во внутреннем блоке, контролируя равномерное затекание жидкой фазы в испаритель. Иногда приходится выносить эти модули из внутреннего блока и устанавливать на жидкостной магистрали
11Агрегатное состояние холодоносителя (воды) — постоянное. Низкое рабочее давление 2 — 2,5 атмосферы. Износостойкость трассы ВЫШЕ.11Высокие рабочие давления: 5-6атмосфер для испарения и 20-25атмосфер для конденсации. Риски дефектов трассы существенно выше.
12Агрегат может работать только в раздельных режимах: тепло или холод.12Большинство моделей может работать и на тепло и на холод одновременно.
13НЕТ ограничений по длине трассы.13ЕСТЬ ограничения по длине трассы и перепаду высот. Общая протяженность трассы ограничена.
14НЕТ ограничений по минимальной загрузке агрегата.14Каждый внешний блок должен быть загружен БОЛЕЕ чем на 50% номинальной мощности
15Загрузка агрегата не более чем на 100%.15За счет перераспределения потока хладагента максимальная загрузка системы может достигать 130-150%.
16Фэнкойлы просты в управлении.16Внутренние блоки адресно прописываются на внешнем блоке. Управление ими сложнее.
17Технология монтажа допускает поэтапное введение объекта в эксплуатацию.17Ввод объекта возможен при полном монтаже всех внутренних блоков системы и общей загрузке по мощности более 50%.
18НЕТ строгих требований к чистоте трассы. Промывают трассу водой. Опрессовка под малым давлением 2,5 атмосферы. Дешевый инструментарий18Строгие требования к чистоте и герметичности контура. Пайка трассы под азотом. Длительное вакуумирование. Опрессовка под высоким давлением. Дорогой комплект инструмента для монтажа.
19При авариях возможна утечка воды, которая сильно портит помещения. Монтаж и ремонт трассы в работающих офисах затруднен.19Утечки фреона безопасны для мебели и отделки помещений. Монтаж оборудования и ремонт возможен в действующих офисах.
20ДЕШЕВЫЙ сервис фэнкойлов.20Дорогой сервис внутренних блоков.
21Удаление конденсата из фэнкойлов под уклоном.21Удаление конденсата из внутренних блоков под уклоном.
22Из-за высоких пусковых токов чиллера возможны перегрузки электросети и проседание напряжения.22Инверторные системы имеют пусковые токи близкие к рабочим. Нет перегрузок при пуске. Не проседает напряжение.
23Чиллер больших мощностей заказывается на заводе. Длительные сроки изготовления (до 3 месяцев). Низкая оперативность ведения бизнеса и оборачиваемость средств.23Системы на складах. Доставка быстрее. Оборачиваемость средств и оперативность ведения бизнеса ВЫШЕ.
24Проектирование чиллера под объект — сложный процесс. Требуются специалисты по электрике, сантехнике, автоматизации. Если чиллер, помимо обеспечения работы фэнкойлов, используется для централизованного кондиционирования, то необходимы вентиляционщики.24Простые и сравнительно точные программы подбора. Менеджер самостоятельно может подобрать оборудование по аналогии со сплит-системами.
25Чиллер может быть от одного производителя, фэнкойлы — от другого, пульты от третьего, термостаты — от четвертого НЕТ жесткой привязки к бренду и производителю. Универсальность предложения.25Внутренние и наружные блоки VRF изготавливаются под систему своей марки. Свои пульты. Свои платы управления и программирование. НЕТ универсальности и взаимозаменяемости оборудования разных производителей.
26Легко организовать демонтаж-монтаж фэнкойлов при изменении планировок помещения. Водяной контур легко отсекается по этажу. Уникальное свойство при установке на объектах «open space».26Затруднен демонтаж-монтаж оборудования при изменении планировки. Удаление фреона — дорого. Стравливать — дорого. Отсечь трассу по отдельной ветке хладагента — затруднительно.
27Наладка агрегата проще и дешевле.27Наладка системы сложнее и дороже: прокладка межблочных кабелей, прописывание адресов внутренних блоков, диагностика.
28Холодоноситель не меняет фазового состояния. Вода, гликоль дешевле и экологичнее.28Хладагент меняет агрегатное состояние. Его стоимость выше. Экологичность ниже.
29Переключение режимов „Зима“/„Лето“ делает только специалист. При зимней эксплуатации заливается гликоль.29Консервация системы в зимний период. В межсезонье потребитель сам включает режим тепла со своего пульта.
30Чиллер может быть установлен внутри здания в помещении, защищенном от непогоды и/или оснащен выносным конденсатором на крыше.30VRF-система удаляет тепло на улицу. Нельзя прятать наружные блоки внутри помещения.

Все про VRF-системы. От А до Я

В сентябре 2017 года вышла из печати первая в России книга, посвященная VRF-системам. В книге дана полная информация о данном виде оборудования — от истории его возникновения и развития до тонкостей проектирования, монтажа и сервиса.

Системы с переменным расходом хладагента, или VRF (Variable Refrigerant Flow), объединили в себе простоту проектирования, наладки и обслуживания кондиционеров с непосредственным кипением хладагента, возможностями централизованного кондиционирования зданий с поддержанием индивидуальных параметров воздуха в отдельных помещениях, которые до этого обеспечивали только системы «чиллер-фэнкойл» или VAV-системы.

Производство и применение VRF-систем в мире началось только в 1982 году, когда комплексное развитие технологий в области инверторного регулирования, изготовления компрессоров, систем управления и контроля позволило создать этот новый тип оборудования. 

С каждым годом повышается энергоэффективность новых моделей, дополняются функциональные возможности, улучшается дизайн внутренних блоков, повышается точность поддержания температуры в помещении за счет применения инверторных технологий.

Рынок VRF-систем в России быстро растет и развивается. Некоторые специалисты данное оборудование до сих пор считают экзотическим и непривычным. Связано это в первую очередь с тем, что информация о проектировании, обслуживании и применении мультизональных систем разбросана по каталогам, сборникам и отдельным статьям. До сих пор не существовало профессионального издания, целиком посвященного этому оборудованию.

Книга поможет заполнить информационный вакуум. Задача издания — не только познакомить с VRF-системами молодых сотрудников, но и помочь систематизировать знания опытным специалистам, застраховать от повторения распространенных ошибок при проектировании, монтаже и наладке и сделать так, чтобы VRF-системы работали, как задумали это разработчики и как ожидает того заказчик.

Книга разделена на 3 смысловых части. В первой полезную для себя информацию найдут специалисты, которые только начинают знакомство с VRF-системами. Здесь изложена история появления мультизональных систем, представлены общие сведения о принципиальных схемах и компоновках. Кроме того, рассмотрены популярные типы устройств: традиционные двухтрубные тепловые насосы, эффективные системы с рекуперацией тепла, работающие одновременно в режимах охлаждения и обогрева, системы с газовым приводом и перспективные системы с функцией горячего водоснабжения.

Тем, кто уже имеет опыт работы с VRF-системами, будет интересна вторая часть книги, где рассказано, как правильно подбирать наружные и внутренние блоки мультизональных систем кондиционирования, основываясь на принципах поддержания постоянного давления в контуре, что является основным условием стабильного производства холода и работы внутренних блоков в установленном режиме. Подробным образом рассмотрены способы увеличения энергоэффективности и оптимального распределения нагрузок на систему. Подробно рассказано об определении значений температур и понятии комфортного микроклимата, выборе воздушного режима и типов внутренних блоков в зависимости от возможности установки и геометрии помещения, а также приведены сведения по расчету уровня шума группы внутренних и наружных блоков, особенности расчета диаметров фреонопровода и дренажных коммуникаций, организации системы управления и автоматизации VRF-систем.

Не осталось без внимания сравнение двух популярных типов систем мультизонального кондиционирования: VRF-систем и систем на базе чиллеров и фэнкойлов. Преимущества и недостатки этих решений рассмотрены с разных сторон: эксплуатационной, финансовой, с точки зрения физических процессов. Приведены методики расчета теплопритоков и выбора оптимального варианта кондиционирования для пятиэтажного торгово-развлекательного центра и небольшого офисного здания.

В третьей части специалисты по монтажу, эксплуатации и сервису найдут примеры реализованных проектов. Здесь рассказано об особенностях прокладки коммуникаций — дренажных, фреоновых, а также возможные последствия нарушения рекомендаций и способы исправления ошибок и недочетов.

Уверены, что каждый найдет что-то интересное и полезное для себя в этом издании — студенты высших учебных заведений, изучающие курс «Кондиционирование воздуха», менеджеры по продажам, проектировщики, монтажники и сервисные инженеры.

Источник: Вестник АПИК, “МИР КЛИМАТА” №105