Сравнительная оценка системы”чиллер-фэнкойл” и VRF-системы

Периодически возникающие споры о преимуществах установки систем с переменным расходом хладагента (VRF) и систем “чиллер-фэнкойл” на объектах капитального строительства подталкивают нас к формулированию перечня критериев, на основе которого специалистам было бы удобнее определиться в подборе той или иной системы, а проект-менеджерам — легче объяснить заказчикам выбор технического решения.



Система “чиллер-фэнкойл” – это одна из самых эффективных разработок в области кондиционирования за всю историю климатической техники. Благодаря таким системам можно поддерживать заданную температуру в различных помещениях, при этом используя индивидуальные настройки. Это свойство делает устройства чиллер-фэнкойл идеальным оборудованием для отелей, крупных офисов и других зданий, где расположено множество помещений с разными требованиями к температуре воздуха. Отдельные внутренние блоки можно отключать или включать, не вмешиваясь в работу всей системы.
Системы с переменным расходом хладагента, или VRF (Variable Refrigerant Flow), объединили в себе простоту проектирования, наладки и обслуживания кондиционеров с непосредственным кипением хладагента, возможностями централизованного кондиционирования зданий с поддержанием индивидуальных параметров воздуха в отдельных помещениях, которые до этого обеспечивали только системы «чиллер-фэнкойл» или VAV-системы.

Практика показывает, что для заказчика основополагающий критерий для принятия решения об установке того или иного вида оборудования — цена. Приоритет низкой цены закреплен и в федеральных законах о заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей (Федеральные законы № 44-ФЗ от 05.04.2013 и № 223-ФЗ от 18.07.2011).

В свою очередь, специалисты по строительству инженерных систем зданий и сооружений, предлагая те или иные технические решения, должны опираться на соблюдение норм и правил технического регулирования в части обеспечения параметров комфортности микроклимата, а именно:

  • температуры,
  • влажности,
  • воздухообмена,
  • чистоты воздуха
  • и уровня шума.

Также необходимо обеспечить удобство монтажа, функционирование и ремонтопригодность климатических систем на этапах жизненного цикла объекта капитального строительства, а именно:

  • проектирования,
  • строительства (в том числе консервации),
  • эксплуатации (в том числе текущего ремонта),
  • реконструкции,
  • капитального ремонта
  • и сноса здания.

Сравнительная оценка систем

Для формирования предложения заказчику необходимо систематизировать критерии сравнения преимуществ установки систем VRF и чиллер-фэнкойл в соответствии с техническим заданием (ТЗ), с последующим учетом проектной и рабочей документации (ПД и РД), проектом производства работ (ППР).

Для удобства представления критериев сравнения, сформирована таблица, которая могла бы помочь проект-менеджерам и техническим специалистам в соответствии с потребностями заказчика оценить преимущества двух систем с учетом особенностей конкретного объекта капитального строительства, технологии монтажа оборудования и его эксплуатационных характеристик.

Технологический анализ и сравнение преимуществ климатических систем
Система “чиллер-фэнкойл” VRF-система
1 Единый агрегат, крупногабаритный, тяжелый, плохо приспособленный к транспортировке 1 Блоки малой мощности, транспортабельны, негабаритные
2 Нельзя увеличить холодопроизводительность чиллера, агрегат изготавливается под объект 2 Можно увеличивать общую холодопроизводительность путем увеличения числа внешних блоков
3 Компрессоры подобраны парами (2, 4, 6), малое число ступеней изменения холодопроизводительности. При неполной загрузке — энергопотребление выше 3 В каждом наружном блоке 2-3 компрессора (некоторые из них инверторные). При большом числе наружных блоков получается много ступеней изменения холодопроизводительности. При неполной загрузке энергопотребление меньше.
4 Масса чиллера велика. Нагрузки при его размещении выше. Для установки требуются рама и фундамент. 4 Максимальная масса наружного блока — 250 кг. Место для установки не требует специальной подготовки. Используется сварная рама-подставка.
5 Трасса холодоносителя ДЕШЕВЛЕ. Используются сантехнические трубы. 5 Трасса хладагента ДОРОЖЕ. Используются медные кондиционерные трубки.
6 Трасса нуждается в уклонах для стравливания воздуха. Диаметры труб БОЛЬШЕ. Труба гнется сложнее 6 Диаметры труб МЕНЬШЕ. Трубки легче гнутся. Не нужны уклоны для стравливания воздуха.
7 Монтаж осуществляется силами водопроводчиков. Нет нужды в высокой квалификации. Стоимость работ составляет не более 10% от стоимости оборудования. 7 Монтаж, пуск, наладка требует квалифицированных кадров. Работа с хладагентами требует сертификации. Стоимость монтажа — 25-50% от стоимости оборудования.
8 Можно установить любые виды внутренних блоков 8 Можно установить любые виды внутренних блоков
9 Поддержание заданной температуры с помощью отключения вентилятора фэнкойла — способ неточный. Байпасированные трехходовым клапаном затруднено из-за плохого качества воды. 9 Точное поддержание температуры за счет контроля расхода хладагента
10 Холодоноситель течет по трассе ТИХО 10 Шумит распределитель хладагента во внутреннем блоке, контролируя равномерное затекание жидкой фазы в испаритель. Иногда приходится выносить эти модули из внутреннего блока и устанавливать на жидкостной магистрали
11 Агрегатное состояние холодоносителя (воды) — постоянное. Низкое рабочее давление 2 — 2,5 атмосферы. Износостойкость трассы ВЫШЕ. 11 Высокие рабочие давления: 5-6атмосфер для испарения и 20-25атмосфер для конденсации. Риски дефектов трассы существенно выше.
12 Агрегат может работать только в раздельных режимах: тепло или холод. 12 Большинство моделей может работать и на тепло и на холод одновременно.
13 НЕТ ограничений по длине трассы. 13 ЕСТЬ ограничения по длине трассы и перепаду высот. Общая протяженность трассы ограничена.
14 НЕТ ограничений по минимальной загрузке агрегата. 14 Каждый внешний блок должен быть загружен БОЛЕЕ чем на 50% номинальной мощности
15 Загрузка агрегата не более чем на 100%. 15 За счет перераспределения потока хладагента максимальная загрузка системы может достигать 130-150%.
16 Фэнкойлы просты в управлении. 16 Внутренние блоки адресно прописываются на внешнем блоке. Управление ими сложнее.
17 Технология монтажа допускает поэтапное введение объекта в эксплуатацию. 17 Ввод объекта возможен при полном монтаже всех внутренних блоков системы и общей загрузке по мощности более 50%.
18 НЕТ строгих требований к чистоте трассы. Промывают трассу водой. Опрессовка под малым давлением 2,5 атмосферы. Дешевый инструментарий 18 Строгие требования к чистоте и герметичности контура. Пайка трассы под азотом. Длительное вакуумирование. Опрессовка под высоким давлением. Дорогой комплект инструмента для монтажа.
19 При авариях возможна утечка воды, которая сильно портит помещения. Монтаж и ремонт трассы в работающих офисах затруднен. 19 Утечки фреона безопасны для мебели и отделки помещений. Монтаж оборудования и ремонт возможен в действующих офисах.
20 ДЕШЕВЫЙ сервис фэнкойлов. 20 Дорогой сервис внутренних блоков.
21 Удаление конденсата из фэнкойлов под уклоном. 21 Удаление конденсата из внутренних блоков под уклоном.
22 Из-за высоких пусковых токов чиллера возможны перегрузки электросети и проседание напряжения. 22 Инверторные системы имеют пусковые токи близкие к рабочим. Нет перегрузок при пуске. Не проседает напряжение.
23 Чиллер больших мощностей заказывается на заводе. Длительные сроки изготовления (до 3 месяцев). Низкая оперативность ведения бизнеса и оборачиваемость средств. 23 Системы на складах. Доставка быстрее. Оборачиваемость средств и оперативность ведения бизнеса ВЫШЕ.
24 Проектирование чиллера под объект — сложный процесс. Требуются специалисты по электрике, сантехнике, автоматизации. Если чиллер, помимо обеспечения работы фэнкойлов, используется для централизованного кондиционирования, то необходимы вентиляционщики. 24 Простые и сравнительно точные программы подбора. Менеджер самостоятельно может подобрать оборудование по аналогии со сплит-системами.
25 Чиллер может быть от одного производителя, фэнкойлы — от другого, пульты от третьего, термостаты — от четвертого НЕТ жесткой привязки к бренду и производителю. Универсальность предложения. 25 Внутренние и наружные блоки VRF изготавливаются под систему своей марки. Свои пульты. Свои платы управления и программирование. НЕТ универсальности и взаимозаменяемости оборудования разных производителей.
26 Легко организовать демонтаж-монтаж фэнкойлов при изменении планировок помещения. Водяной контур легко отсекается по этажу. Уникальное свойство при установке на объектах «open space». 26 Затруднен демонтаж-монтаж оборудования при изменении планировки. Удаление фреона — дорого. Стравливать — дорого. Отсечь трассу по отдельной ветке хладагента — затруднительно.
27 Наладка агрегата проще и дешевле. 27 Наладка системы сложнее и дороже: прокладка межблочных кабелей, прописывание адресов внутренних блоков, диагностика.
28 Холодоноситель не меняет фазового состояния. Вода, гликоль дешевле и экологичнее. 28 Хладагент меняет агрегатное состояние. Его стоимость выше. Экологичность ниже.
29 Переключение режимов „Зима“/„Лето“ делает только специалист. При зимней эксплуатации заливается гликоль. 29 Консервация системы в зимний период. В межсезонье потребитель сам включает режим тепла со своего пульта.
30 Чиллер может быть установлен внутри здания в помещении, защищенном от непогоды и/или оснащен выносным конденсатором на крыше. 30 VRF-система удаляет тепло на улицу. Нельзя прятать наружные блоки внутри помещения.

Все про VRF-системы. От А до Я

В сентябре 2017 года вышла из печати первая в России книга, посвященная VRF-системам. В книге дана полная информация о данном виде оборудования — от истории его возникновения и развития до тонкостей проектирования, монтажа и сервиса.

Системы с переменным расходом хладагента, или VRF (Variable Refrigerant Flow), объединили в себе простоту проектирования, наладки и обслуживания кондиционеров с непосредственным кипением хладагента, возможностями централизованного кондиционирования зданий с поддержанием индивидуальных параметров воздуха в отдельных помещениях, которые до этого обеспечивали только системы «чиллер-фэнкойл» или VAV-системы.

Производство и применение VRF-систем в мире началось только в 1982 году, когда комплексное развитие технологий в области инверторного регулирования, изготовления компрессоров, систем управления и контроля позволило создать этот новый тип оборудования. 

С каждым годом повышается энергоэффективность новых моделей, дополняются функциональные возможности, улучшается дизайн внутренних блоков, повышается точность поддержания температуры в помещении за счет применения инверторных технологий.

Рынок VRF-систем в России быстро растет и развивается. Некоторые специалисты данное оборудование до сих пор считают экзотическим и непривычным. Связано это в первую очередь с тем, что информация о проектировании, обслуживании и применении мультизональных систем разбросана по каталогам, сборникам и отдельным статьям. До сих пор не существовало профессионального издания, целиком посвященного этому оборудованию.

Книга поможет заполнить информационный вакуум. Задача издания — не только познакомить с VRF-системами молодых сотрудников, но и помочь систематизировать знания опытным специалистам, застраховать от повторения распространенных ошибок при проектировании, монтаже и наладке и сделать так, чтобы VRF-системы работали, как задумали это разработчики и как ожидает того заказчик.

Книга разделена на 3 смысловых части. В первой полезную для себя информацию найдут специалисты, которые только начинают знакомство с VRF-системами. Здесь изложена история появления мультизональных систем, представлены общие сведения о принципиальных схемах и компоновках. Кроме того, рассмотрены популярные типы устройств: традиционные двухтрубные тепловые насосы, эффективные системы с рекуперацией тепла, работающие одновременно в режимах охлаждения и обогрева, системы с газовым приводом и перспективные системы с функцией горячего водоснабжения.

Тем, кто уже имеет опыт работы с VRF-системами, будет интересна вторая часть книги, где рассказано, как правильно подбирать наружные и внутренние блоки мультизональных систем кондиционирования, основываясь на принципах поддержания постоянного давления в контуре, что является основным условием стабильного производства холода и работы внутренних блоков в установленном режиме. Подробным образом рассмотрены способы увеличения энергоэффективности и оптимального распределения нагрузок на систему. Подробно рассказано об определении значений температур и понятии комфортного микроклимата, выборе воздушного режима и типов внутренних блоков в зависимости от возможности установки и геометрии помещения, а также приведены сведения по расчету уровня шума группы внутренних и наружных блоков, особенности расчета диаметров фреонопровода и дренажных коммуникаций, организации системы управления и автоматизации VRF-систем.

Не осталось без внимания сравнение двух популярных типов систем мультизонального кондиционирования: VRF-систем и систем на базе чиллеров и фэнкойлов. Преимущества и недостатки этих решений рассмотрены с разных сторон: эксплуатационной, финансовой, с точки зрения физических процессов. Приведены методики расчета теплопритоков и выбора оптимального варианта кондиционирования для пятиэтажного торгово-развлекательного центра и небольшого офисного здания.

В третьей части специалисты по монтажу, эксплуатации и сервису найдут примеры реализованных проектов. Здесь рассказано об особенностях прокладки коммуникаций — дренажных, фреоновых, а также возможные последствия нарушения рекомендаций и способы исправления ошибок и недочетов.

Уверены, что каждый найдет что-то интересное и полезное для себя в этом издании — студенты высших учебных заведений, изучающие курс «Кондиционирование воздуха», менеджеры по продажам, проектировщики, монтажники и сервисные инженеры.

Источник: Вестник АПИК, “МИР КЛИМАТА” №105