Новейший российский истребитель Сухой Т-50 ПАК ФА стал «Су-57»

Самолёт пятого поколения оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующем функцию “электронного пилота”, и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой.

Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолёта позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы. Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолёта, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецендентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе, как по воздушным, так и наземным целям, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

Сухой Т-50 ПАК ФА стал «Су-57»

Су-57 — новейший российский истребитель Сухой Т-50 ПАК ФА получил официальное обозначение.
Поскольку близится процесс начала серийного производства самолёта Т-50 ПАКФА, на МАКС-2017 было анонсировано официальное наименование нового самолёта — он будет именоваться Су-57.

Первую партию заказанную для нужд Министерства Обороны России — 12 истребителей Су-57, планируется поставить в 2019 году.

«В 2019 году мы должны начать поставку первой партии истребителей (Т-50)», — сказал в интервью агентству ТАСС глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий СлюсарьТаким образом, от первого полета до серийного производства российского истребителя пятого поколения пройдет девять лет. Для машины такого уровня — небольшой срок. 

Вероятно российские ВКС в первоначальной версии Су-57 приобретут не более 60 машин. Так как этот истребитель в настоящее время оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой АЛ-41Ф1 НПО «Сатурн», мощность каждого из которых (на форсаже) составляет 15 000 кгс, что является временным решением.
Это те же самые двигатели, которыми оснащаются уже существующие истребители Су-35С, и на них уже установлены многие из тех систем, которые будут использоваться на Су-57.

Двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-41Ф1 НПО «Сатурн» (Рыбинск)

«5 декабря 2017 года в ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском, совершил первый полёт новейший российский истребитель пятого поколения Су-57 (Т-50) с двигателем второго этапа»!
Отмечается, что полёт прошёл штатно в соответствии с условиями полётного задания, полет длился 17 минут. При этом глава министерства Денис Мантуров отметил, что успешный полёт истребителя «придаёт дополнительный импульс программе истребителя пятого поколения». Су-57 (Т-50) — самолет пятого поколения, оснащенный новым комплексом авионики и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой.

«Это доказательство высокого потенциала российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы — уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели», — заявил Юрий Слюсарь.

Ранее подробнее: сообщалось, что истребитель пятого поколения Су-57 будет принят на вооружение в 2018 году.

Ранее о поставке в 2019 году в войска партии ПАК ФА (Су-57) из 12 самолетов сообщил президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь. Предсерийное производство запланировано на 2019 год. Мы должны начать поставку установочной партии на существующем двигателе — заявил Ю.Слюсарь.

Российские ВКС намерены закупить больше истребителей Су-57 второй, улучшенной версии, у которых будет новый, более совершенный двигатель и другие улучшенные характеристики.

На НПО «Сатурн» (Рыбинск) проходят испытания нового двигателя следующего поколения для истребителя Су-57 — речь идет о двигателе «Тип 30». Пока мало что известно об этом двигателе, обозначенном как «Тип 30», однако эта новая силовая установка, как ожидается, будет обладать маршевой тягой в 11000 кгс, а в режиме форсажа тяга будет 18000 кгс. Двигатель был продемонстрирован Владимиру Владимировичу Путину вовремя визита на предприятие.

Как ожидается, первый полет модификации истребителя Су-57 с новыми двигателями будет произведен до конца текущего года, а к серийному изготовлению они будут готовы в 2025 году. Российские воздушно-космические силы планируют закупить до 160 истребителей обновленной версии Су-57.

Перспективный легкий истребитель 5-го поколения:

Тем временем в России рассматривается возможность разработки нового легкого истребителя пятого поколения, который будет создан в рамках государственной программы вооружений до 2025 года. РСК «МиГ», судя по всему, работает над проектом по этой программе.

Вехи создания Т-50(Су-57)

Первые испытания

Макет ПАК ФА был представлен президенту России Владимиру Путину в 2004 году. Истребитель изначально представлял собой сплав из технологий перспективных прототипов КБ Сухого Су-47 и РСК «МиГ» МиГ-1.44. Обе машины были спроектированы еще в советское время, но распад СССР поставил крест на этих программах. Кроме того, в 1997 году началось производство американской «пятерки» — многоцелевого F-22 Raptor, ставшего своеобразным законодателем мод в авиастроительной нише истребителей следующего поколения. Стало ясно, что России нужен новый самолет на замену Су-27, не уступающий западным конкурентам.

Финансирование программы ПАК ФА началось в 2005 году. А 8 августа 2007 года главком российских ВВС Александр Зелин сообщил журналистам, что разработка новой машины завершена. За два года планировалось построить три летных прототипа. Параллельно проводились испытания ПАК ФА на земле на двух первых опытных образцах — Т-50-0 и Т-50-КНС (комплексно-натурный стенд). Впрочем, из-за ряда технических сложностей впервые поднять истребитель в воздух удалось чуть позже — 29 января 2010 года. Опытный, еще не окрашенный борт Т-50-1 пилотировал лучший российский летчик-испытатель Сергей Богдан. Полет длился около 45 минут, в ходе которого самолет на дозвуковой скорости выполнил ряд несложных маневров с выпущенными шасси под присмотром истребителя Су-27 сопровождения. Финансирование программы ПАК ФА началось в 2005 году. А 8 августа 2007 года главком российских ВВС Александр Зелин сообщил журналистам, что разработка новой машины завершена.

Второй летный прототип Т-50-2 поднялся в воздух 3 марта 2011 года и уже 14 марта впервые преодолел звуковой барьер. К этому дню «единица» и «двойка» совершили 40 испытательных полетов.

Тесты проходили в штатном режиме, но в августе 2011 года на авиасалоне МАКС Т-50-2 неожиданно взбрыкнул. Сергей Богдан должен был выполнить показательный полет, но во время разбега по ВПП из сопла правого двигателя вырвалось пламя. Пилот был вынужден прервать взлет. Причиной инцидента был назван помпаж двигателя — потеря устойчивого течения воздушного потока через турбину. Ремонт поврежденного самолета удалось провести в короткие сроки, и он вернулся к программе испытаний.

«Тройка» взлетела 24 июля 2012 года. В отличие от первых двух образцов, бывших фактически «голыми», Т-50-3 уже был оснащен бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) Н036 «Белка» с радаром с активной фазированной решеткой. В декабре 2012 года в воздух поднялся Т-50-4, также задействованный в испытаниях БРЛС. Оба прототипа показали хорошие скоростные и маневренные характеристики, а перспективный радар работал в штатном режиме.

Второй этап

Опытные машины Т-50-6 (первый полет — 27 апреля 2015 года), Т-50-8 (17 ноября 2016 года) и Т-50-9 (24 апреля 2017 года) представляли собой так называемые прототипы второго этапа. Их главное отличие от младших собратьев — конструктивные особенности, позволяющие установить на самолеты новую силовую установку. В настоящий момент все воплощенные в железе ПАК ФА оснащены модернизированными двигателями АЛ-41Ф1, схожими с движками на серийных Су-35С. Двигатель второго этапа, известный под обозначением «Изделие 30″, получит новые вентилятор и систему управления, будет более экономно расходовать топливо и обладать повышенным ресурсом.

Опытный ПАК ФА с этим двигателем планировался подняться впервые в воздух в четвертом квартале 2017 года. И «5 декабря 2017 года в ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском, совершил первый полёт новейший российский истребитель пятого поколения Су-57 (Т-50) с двигателем второго этапа»!

Кроме того, по оценкам авиационных специалистов, «шестерка», «восьмерка» и «девятка» получили значительно усиленный фюзеляж, немного увеличенный размах крыла, а также более широкое использование композитных материалов в конструкции. Вероятно, на одной из этих машин испытывался и штатный комплекс бортового вооружения ПАК ФА. «Испытания идут полным ходом, замечаний особых нет. Начались испытательные полеты на боевое применение ракет, истребитель показывает отличные результаты», — рассказал журналистам в августе 2015 года на авиасалоне МАКС главком ВКС России Виктор Бондарев.

Готовность к серии

В июле 2017 года на авиасалоне в Жуковском Бондарев сообщил, что в рамках МАКС было подписано предварительное заключение по государственным совместным испытаниям первого этапа. Главком подчеркнул, что получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолетов. Таким образом, девятый, десятый и одиннадцатый прототипы вполне можно назвать предсерийными машинами. Уже сейчас самолет вызывает у военных исключительно восторженные эпитеты.

«Пока я бы сказал, что физиологической границы для пилота ПАК ФА не существует. И по освоению, и по эксплуатации этого летательного аппарата, — подчеркнул Виктор Бондарев. — Конструкторы работают над тем, чтобы машина делала максимум за пилота».

Во многом такого высокого уровня автоматизации удалось достичь благодаря самой современной электронной начинке самолета от разных производителей. В частности, российский Фонд перспективных исследований впервые представил на МАКС-2017 «нервную систему» этой машины — интерфейс, который контролирует состояние конструкции самолета. Для демонстрации его возможностей фонд представил макет ПАК ФА, изготовленный из композитных материалов. Макет сделан таким образом, что при его деформировании (например, при попытке согнуть крыло) все внешние воздействия отображаются на мониторе, позволяя оценить характер дефектов. Не исключено, что это и многие другие технические новшества сейчас и испытывает пилот одиннадцатого — пока последнего — летного прототипа.

Источник: