Проблемы с безопасностью полётов в авиакомпании “Якутия”

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев в очередной раз раскритиковал работу региональной авиакомпании и указал, что давно настало время принимать серьёзные кадровые решения. Аналогичные заявления уже звучали в октябре 2018 года.




Руководство авиакомпании «Якутия» не способно надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности по обеспечению безопасности и регулярности полётов. Об этом говорится в письме руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Виктора Басаргина Айсену Николаеву от 7 сентября 2021 года.

Такие выводы были сделаны ведомством в ходе проверки авиакомпании. От главы региона потребовали непосредственного вмешательства, чтобы исключить возникновение негативных последствий от деятельности перевозчика.

В августе 2021 года Ространснадзор проверил операционную деятельность «Якутии» и обнаружил массовые случаи сокрытия руководством перевозчика авиационных событий, подлежащих расследованию в Росавиации. За период с января месяца было сокрыто более 50 событий, подпадающих под критерии авиационных инцидентов. Скрывались случаи невыпуска шасси, превышения максимально допустимых оборотов двигателей, резкого падения давления в гидросистеме. Было выявлено 25 случаев, когда экипажи воздушных судов подвергали неоправданному риску пассажиров авиакомпании, принимая «авантюрные» решения по совершению посадки при нестабилизированном заходе, без ухода на второй круг. Не менее 70 раз к полётам допускались воздушные суда, не прошедшие надлежащее техническое обслуживание, указывают в Ространснадзоре.

Эволюция полёта «Суперджет 100» в SSJ NEW

За 2019-2020 годы с самолётами «Якутии» произошло более 30 авиационных событий, а с начала 2021 года зарегистрировано ещё 16 авиаинцидентов. При этом в 36 случаях при наличии у руководства авиакомпании информации об отказах авиатехники, на протяжении длительного времени не принимались должные меры по устранению неисправностей. Например, после выявления 16 августа этого года недопустимой вибрации в турбине двигателя самолёта Boeing 737 на нём было выполнено 30 коммерческих полётов до момента устранения дефекта.

По словам главы Ространснадзора, систематически допускаются нарушения процедур и технологий проведения технического обслуживания самолётов. В частности, при изучении оформленной по окончанию формы технического обслуживания на самолёте Superjet 100 (RA-89038) документации, вскрыто более 100 работ, проведённых с нарушениями, что непосредственно угрожает безопасной эксплуатации воздушного судна.

Некоммерческое партнёрство “Безопасность полётов”

В письме отмечается, что без проведения необходимых проверок, исследований и оформления документов осуществляется перестановка агрегатов между самолётами. Беспрепятственно со склада авиакомпании выдаются компоненты и материалы с истёкшим сроком службы для последующего применения в техническом обслуживании воздушных судов. «Ненадлежащим образом организованы условия для хранения особо ответственных материалов и компонентов самолётов, выявлено более 100 нарушений в данной области», – отмечает в письме Виктор Басаргин.

При этом к сентябрю 2021 года не были устранены более 20 нарушений в деятельности авиакомпании, выявленные Ространснадзором ещё в феврале. Также при анализе регулярности выполнения полётов установлено, что с начала текущего года своевременность вылетов из базового аэропорта города Якутска составила менее 40%, что уже имеет негативные последствия и приводит к многочисленным жалобам граждан.

Наиболее резонансное авиапроисшествие с самолётами «Якутии» произошло 10 октября 2018 года, когда в аэропорту Якутск Суперджет 100 (RA-89011) после приземления выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, столкнулся на скорости порядка 39 километров в час с бетонным уступом и перескочил через него. Уступ образовался в ходе проводившейся тогда реконструкции ВПП, высота препятствия составляла 40 сантиметров, в то время как допустимый, с точки зрения безопасности, перепад высот между плитами ВПП составляет всего 2,5 сантиметра. В результате ЧП у самолёта подломились основные стойки шасси и он упал на гондолы двигателей и заднюю часть фюзеляжа. Причиной авиационного происшествия стала передача экипажу не соответствующей действительности информацию  состоянии обледеневшей взлётно-посадочной полосы. Согласно сообщению служб аэропорта, коэффициент сцепления на полосе составил 0,45, в то время как реальный коэффициент был 0,26, что не соответствовало разрешённым условиям посадки самолёта SSJ100.

По теме: Суперджет 100 (RA-89011)

На борту ВС находились 91 человек, в том числе пять членов экипажа, эвакуация прошла по надувным аварийным трапам. За помощью к медикам обратились четыре человека. Воздушное судно восстановлению не подлежало.

Глава республики Айсен Николаев сообщил тогда телеканалу «Якутия 24», что изменения в руководстве авиакомпании назрели, пора их оперативно принимать. «Есть достаточно много вопросов по финансовому и техническому состоянию. Изменения назрели, и надо их принимать, причём оперативно», – сказал Айсен Николаев.

После этого кандидатом на пост гендиректора авиакомпании стал Владимир Горбунов. В 2016 году в течение пяти месяцев он возглавлял авиакомпанию Nordavia (сейчас – Smartavia). Под его руководством были запущены лоукостеры «Авианова» и «Добролёт». 12 октября 2018 года Совет директоров авиакомпании утвердил Владимира Горбунова на пост гендиректора.

По теме:

Как выжить в нештатных ситуациях авиапроисшествий

One thought on “Проблемы с безопасностью полётов в авиакомпании “Якутия”

  1. Имеется мнение: Подсчёт выручки затмил внимание к безопасности полётов и это присуще руководителям не имеющих профильного авиационного образования, неудивительно!

Comments are closed.