Краткий экскурс в историю авиапрома России

Современный мир сложно представить без самолетов. По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находилась на 2-м месте в мире (более 100 самолётов за 2010 год, вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов). А ведь российской авиационной промышленности всего немного больше ста лет.

 

Промышленность авиационной направленности – отрасль высоких технологий. Ее основными задачами принято считать проектирование, производство, испытания, ремонтные работы, процесс утилизации авиатехники. Размещение ее предприятий главным образом обуславливается значимым развитием транспортных сообщений, наличием трудовых ресурсов, имеющих хорошую квалификацию, расположением в непосредственной близости научно-исследовательских центров. Важным фактором является наличие электрической энергии и возможности поставок сборочных материалов и другого сырья.

Первые шаги в самолетостроении (до 1917 года)

Датой начала становления российской авиапромышленности можно считать 1908 год. В это время был построен первый дирижабль. Развитие же шло с переменным успехом. Так, к 1913 году на всю страну приходилось всего 4 завода. Зато к 1914 году министерством было заказано почти 300 самолетов. В целом же ощущалась нехватка отечественной замены привозимым из-за рубежа компонентам. Например, практически не производились моторы для самолетов. Главная причина этого – низкий уровень развития машиностроения в целом.

Так продолжалось до октября 1917 года . В этот начальный период развития было построено приблизительно 5600 самолетов.

Самолетостроение периода СССР (до начала войны 1941 года)

Эпоха СССР коренным образом изменила ситуацию. Среди основных достижений – система производства авиационных двигателей, новые разработки в области материаловедения. Таким образом, к 1930 году авиационная промышленность перестала зависеть от поставок комплектации из других государств. Были решены и другие проблемы, связанные с флаттером и штопором. Применение более прочных материалов, модернизация форм крыла и так далее сыграли в этом важную роль.

Основные вехи истории Отечественной Авиации

Авиационная промышленность периода войны 1941-1945 годов

Во время Великой Отечественной Войны история авиационной промышленности России и СССР складывалась в соответствии с нуждами армии. Многие заводы были эвакуированы, однако даже в таких условиях авиапром СССР было выпущено большое количество самолетов для ВВС Красной Армии:

  • 33930 штурмовиков;
  • 11903 бомбардировщика;
  • 50687 истребителей.

Для достижения такого результата государству пришлось пройти через множество проблем. Особенно тяжело было в первые годы войны. Например, вследствие снижения качества авиатехники в начале 1943 года пришлось сократить количество выпускаемой продукции. Не хватало и рабочей силы. Для улучшения ситуации была запрещена мобилизация на сельскохозяйственные работы лиц, задействованных в работе авиапрома.

Период 1980-1990 годов

Во второй половине 1980-х годов советский авиапром начал отставать от своего американского конкурента. В предыдущую декаду было налажено серийное массовое производство как гражданских самолетов, так и военных. Впрочем, военной авиации уделялось больше внимания. Ближе к распаду СССР наступил экономический кризис, который привел к сокращению объемов производства.

Был и положительный опыт. Так, к середине 1990-х годов Россия стала поставлять авиатехнику за рубеж. Один из наиболее значительных примеров – заключение в 1996 году контракта с Индией.

В целом же, в этот период наблюдался спад производства. Максимальные значения объема производства самолетов и вертолетов пришлись на 1992 год. К 1994 году темпы пошли на спад.

Таким образом, авиационная промышленность в истории России играет значительную роль. Особенно это заметно было во время Великой Отечественной Войны. Российский и советский авиапром известен серийным производством реактивных самолетов. Также на его счету немалое количество самолетов гражданской авиации.

Современное положение дел

В начале нового тысячелетия Россия столкнулась с проблемой устаревания авиапарка. Кроме того, заводы и другие предприятия находились в состоянии упадка и не были способны производить достаточное количество современных самолетов надлежащего качества. В этом положении более или менее приемлемым выходом стала закупка техники за рубежом. К началу 2010 года самолеты иностранного производства стали занимать большую часть авиапарка отечественных компаний( до 90%).

 

Пятилетка ОАК или “долгая дорога в дюнах” в Ростехе

Сейчас Россия находится в процессе восстановления после кризиса 90-х. Еще тогда началось создание совместных предприятий. С 2000-х годов начался рост экономики и, следовательно, авиационной промышленность. Были созданы отраслевые корпорации на основе разрозненных предприятий. Все это остановило деградацию отрасли и открыло ряд перспектив развития.

Перспективы авиационной промышленности России выглядят довольно обнадеживающе…

По началу, весь комплекс авиационной претерпевал общеизвестные проблемные вопросы:

  • катастрофически не хватало финансовых средств,
  • зачастую производство оставалось незавершенным из-за невозможности возмещения затрат, что постоянно являлось причиной уточнений гособоронзаказа,
  • слабая кадровая политика среди рабочего потенциала.

Итогом данной ситуации явилась программа развития, состоящая из трех основных этапов:

Первый из них – «Стабилизационный». Он был успешно проведен в период с 2011 по 2013 годы и состоял из таких основных мероприятий, как:

  • завершающий шаг интеграции второстепенных отраслевых направленностей,
  • определение позиций, назначенных в дальнейшем к производству,
  • оптимизационные мероприятия работающих на тот момент программ и налаживание партнерского сотрудничества,
  • утверждение окончательного перечня заказов для производства.

Второй этап программы – «Рентабельность». Он взял свой старт в 2013 году, срок его работы – пять лет. За этот период авиационная промышленность должна достичь рентабельного уровня находящихся в работе программ, разработать новые предложения развития.

Итоговой фазой будет третий период – «Самодостаточность». Его главной задачей будет продвижение новых образцов продукции на мировом рынке и постоянная модернизация техники.

В заключение 

В настоящее  время второго этапа  программы – «Рентабельность» за прошедшие 7 лет  в следствии  объективных и субъективных причин, бесконечного реформирования достичь не удалось., не смотря постоянное увеличивающееся в объемах госфинансирование[…] 

По теме:

Абсурд программы авиапрома на 2013-2025 годы»

Авиапром России – правопреемник СССР

 

One thought on “Краткий экскурс в историю авиапрома России

  1. Имеется мнение: Основная причина торможения развития авиапрома на мой взгляд – это отсутствие профильного образования и ответственности у чиновников авиационной отрасли… В последнее время с вхождением ОАК в Ростех и структурных преобразований, появилась надежда на завершение второго этапа программы развития авиапрома и параллельного перехода к третьему!

Comments are closed.