Космический мусор и где находится космическое кладбище?

Теоретически вопрос о засорении околоземного космического пространства космическим «мусором» возник в конце 1950-х гг., сразу же после запуска первых искусственных спутников Земли. На международном уровне проблема получила официальный статус после доклада Генерального секретаря ООН 10 декабря 1993 г. под названием: «Воздействие космической деятельности на окружающую среду». В докладе особо отмечался ее международный и глобальный характер — нет засорения национального околоземного космического пространства, а есть засорение космического пространства Земли, что одинаково негативно влияет на все страны, прямо или косвенно участвующие в его освоении.



Что же подразумевается под космическим «мусором»?

Космический «мусор» — это все множество орбитальных космических объектов искусственного происхождения за исключением действующих космических аппаратов.   В настоящее время вокруг нашей планеты вращается огромное количество всевозможных объектов искусственного происхождения. Объеков размером более 10–30 см, по разным оценкам, насчитывается около 20–26 тысяч, от 1 до 10 см — около 70–150 тысяч, частиц же менее 1 см в диаметре — миллионы. Печально, но в основном это так называемый космический «мусор».

Из этого количества объекты размером более 10–30 см сопровождаются системами контроля космического пространства. Американская космическая служба (US Space Surveillance Network), а также аналогичные организации в других странах, в основном в России (Космические войска РФ), ведут их учет и производят постоянное слежение за их перемещением. Из этого количества более чем 4 300 объектов российского (в том числе советского) происхождения, из них 1 367 — космические аппараты, но только 96 из них — рабочие. Ненамного отстают США4 280 объектов, при этом по целевому назначению до сих пор ориентировочно используется 400 аппаратов гражданского, двойного и военного назначения.

На третьем месте Китай с 2 750 космическими объектами. С начала освоения космоса прошло менее полувека, что по меркам Вселенной — исчезающе малый промежуток времени. Человечество не только успело произвести более 4 000 запусков ракет-носителей, но и умудрилось изрядно засорить космическое пространство. Если сравнивать с земными свалками, то космического «мусора» мало — его масса на низких околоземных орбитах составляет около 5 000 тонн, тем не менее он представляет существенную угрозу для человечества.

Главные источники космического «мусора»:

  • недействующие космические аппараты и искусственные спутники, осколки от их высокоскоростных столкновений и столкновений с естественными небесными телами (от микрометеоритов до болидов), а также эксплуатационный мусор;
  • обломки ракетных двигателей после проведенных 189 взрывов в околоземном пространстве с 1964 г. (проведен первый целенаправленный взрыв по команде с Земли советского спутника «Космос-50»);
  • частицы шлака от 1 069 включений твердотопливных ракетных двигателей на орбитах, частицы шлака от 1 069 включений твердотопливных ракетных двигателей на орбитах, примерно 66 тысяч металлических капель, образовавшихся еще в 1980-е гг. при сбросе выгоревших ядерных реакторов.

Это все — искусственные объекты и их фрагменты в космосе, которые неисправны, не работают и никогда более не смогут служить полезным целям, но являются опасным фактором воздействия на функционирующие космические аппараты, особенно пилотируемые. В ряде случаев крупные или содержащие на борту опасные материалы (ядерные, токсичные и т. п.) объекты космического «мусора» могут представлять прямую опасность и для Земли. При их неконтролируемом сходе с орбиты, неполном сгорании в плотных слоях атмосферы Земли и выпадении обломков — возможны тяжелые последствия.

“Буран” – это  крайний и самый грандиозный проект СССР

Также существует определенный риск падения космических аппаратов и их обломков непосредственно на Землю. При этом Земле пока «везло»: в 1978 г. спутник «Космос-954» упал в таежной части Северной Канады, годом позже обломки американской космической станции «Скайлэб» рассыпались над пустынными районами Австралии, а в ходе неудачного запуска навигационного спутника США с ядерными источниками энергии в 1964 г. радиоактивные материалы рассеялись над Индийским океаном.  

Известен также пример, когда топливный бак американской ракеты Delta упал в Техасе, хотя, по расчетам специалистов, должен был сгореть в плотных слоях атмосферы. К сожалению, точно указать район и время прибытия такого «небесного подарка» эксперты могут не ранее чем за сутки до падения. По оценке специалистов, сейчас ежедневно на поверхность Земли падает один объект космического «мусора». Вероятность того, что его жертвой станет человек, оценивается в 1 к 1 триллиону. Однако в 1997 г. гражданка США была поражена ударом в плечо — причиной удара стал обломок топливного бака американской ракеты, запущенной за год до этого. К счастью, серьезных повреждений женщина не получила.

При этом периодически происходит самоочищение низких орбит за счет трения объекта об атмосферу. Эффект трения приводит к изменению орбиты вращения объекта, постепенно уменьшая ее, пока объект не войдет в плотные слои атмосферы и не сгорит в ней. Сегодня государства тесно сотрудничают в этом вопросе: если какая-то страна знает, что один из ее спутников может упасть на Землю, она всех предупреждает об опасности.

Особая опасность космического «мусора» связана с тем, что он перемещается в пространстве с огромной скоростью — до 15 км/с, это почти 50 000 км/ч. А частица, даже размером в 1 см, может серьезно повредить космический аппарат. Такая частица обычно летит со скоростью около 10 км/с, что как минимум в 20 раз больше скорости пули. Для космического аппарата встретиться с такой частицей — все равно, что столкнуться с легковым автомобилем среднего класса на скорости 80 км/ч.  

24 июля 1996 г. произошло первое столкновение французского спутника CERISE с наблюдаемым фрагментом третьей ступени французской же ракеты «Ариан», вышедшей на орбиту в 1986 г. Скорость во время столкновения была около 15 км/с (порядка 50 000 км/ч). Впервые с начала космической деятельности человека проблема столкновений в космосе стала реальностью. И пошло-поехало. Обшивка возвратившихся из космоса «челноков» каждый раз оказывалась буквально усеяна выбоинами до сантиметра глубиной. 80 раз на «Шаттлах» приходилось менять иллюминаторы. Да и на доставленных на Землю солнечных батареях космического телескопа «Хаббл» было обнаружено немало царапин, вмятин и пробоин. В результате этого космические державы заключили договор, запрещающий взрывать топливные баки и ступени ракет-носителей, так как гораздо проще следить за одним крупным объектом, чем за сотнями мелких частиц и фрагментов. 

В январе 2005 г. сеть слежения за космическим пространством США зарегистрировала столкновение ступени американской ракеты «Тор», запущенной 31 год назад, с элементом третьей ступени китайской ракеты-носителя CZ-4, взорвавшейся в марте 2000 г. При этом образовалось как минимум три новых обломка корпуса «Тор», пополнивших мусорную свалку. В конце июня 2006 г. рядом с Международной космической станцией (МКС), всего на 240 метров ниже, пролетел спутник «Хитчхайкер», запущенный в космос в 1963 г. Несмотря на столь малое расстояние, российский центр управления полетов принял решение не корректировать орбиту полета МКС. Данный с путник внесен в каталог космического «мусора» под номером 1963-025B и является спутником, выработавшим свой ресурс, но не сведенным с орбиты, так как аппарат был запущен еще в 1963 г. и, скорее всего, не имел собственных двигателей.

Кратер на стекле иллюминатора «Шаттла», возникший в результате удара микрочастицы краски, отслоившейся от другого космического аппарата и врезавшейся в корабль на высокой скорости Аварии в космосе возникают также из-за «перенаселенности» некоторых орбит.

В космосе нет межгосударственных границ, поэтому долгое время космические державы размещали свои спутники там, где считали нужным. В результате емкость так называемых «удобных» орбит уже сегодня практически исчерпана.  

На низких околоземных орбитах, т. е. на высотах до 2 000 км, сегодня находятся сотни как активных, так и недействующих спутников, и численность этой флотилии стремительно растет. Еще хуже обстоят дела на геостационарной орбите, расположенной на высоте около 36 000 км. Ее главное достоинство в том, что находящиеся на ней спутники неподвижны относительно Земли. Это позволяет вести с них наблюдение и обеспечивать надежную связь на территории, превышающей 90 % земной поверхности. Чтобы предотвратить перенасыщение геостационарной орбиты, ООН объявила ее «ограниченным природным ресурсом», и теперь места там «выдаются» строго по заявкам.    

Испытания космической “Федерации”

По данным специалистов НАСА, «мусора» на орбите стало настолько много, что его количество перешло в новое качество. Даже если прекратить запускать корабли в космос уже сейчас, к 2055 г. только за счет деления уже имеющихся на орбите объектов искусственного происхождения число вновь образующихся обломков начнет превышать количество падающих на Землю и сгорающих в атмосфере планеты. Орбитальная свалка начнет «саморазмножаться», что поставит под сомнение возможность безопасных полетов в космос вообще.  

Необходимость мер по уменьшению интенсивности техногенного засорения космоса становится более понятной при рассмотрении возможных сценариев освоения космоса в будущем. Существует методика оценки космического засорения, так называемый «каскадный эффект», который в перспективе может возникнуть от взаимного столкновения объектов и частиц космического «мусора». Даже с учетом принятых мер по снижению в будущем числа орбитальных взрывов, которые дают 42 % всего космического «мусора», и других мероприятий по уменьшению техногенного засорения это может в перспективе привести к катастрофическому росту количества объектов орбитального «мусора» и, как следствие, к практической невозможности дальнейшего освоения космоса. 

Под действием торможения в атмосфере многие из обнаруженных объектов снизились настолько, что вошли в плотные слои атмосферы и прекратили свое существование. В число оставшихся, по одной из оценок входят: космические аппараты (31 %), ракеты-носители и разгонные блоки (17 %), операционные элементы — пружины, болты, гайки, заглушки и тому подобная мелочь (12 %), фрагменты разрушений (40 %). Например, рабочая перчатка, ключ и отвертка, упущенные американскими астронавтами во время ремонта одного из «Шаттлов», рассекают космические просторы с неземной скоростью.  

Борьба с замусориванием  

В настоящее время есть несколько наиболее эффективных методов борьбы с появлением на орбите нового космического «мусора». Один из них — это удаление с орбиты фрагментов ракет-носителей с использованием, остающегося на их борту топлива. Второй — это метод увода космических аппаратов, отслуживших свой срок, на «орбиту захоронения». Операторы перед прекращением периода активного функционирования спутника переводят его на более низкую, чем рабочая, орбиту, в результате чего он быстрее теряет высоту и, в конечном итоге, сгорает в плотных слоях атмосферы.

Так, снизив в октябре-декабре 2005 г. орбиту завершившего работу спутника для исследования верхних слоев атмосферы Земли, НАСА сократило длительность его существования с 20 до пяти лет. Сегодня лишь треть отслуживших свой срок спутников уводятся на «орбиту захоронения», остальные продолжают угрожать безопасности соседних спутников.

Еще одним распространенным методом борьбы с мусором является слив остатков топлива из отработавших свое ступеней носителей и космических аппаратов. В противном случае они могут взорваться, создав целое облако мелких, трудно обнаруживаемых и потому особенно опасных осколков.  

Тем не менее всех этих мер недостаточно, для того чтобы сделать космос безопасным для работы. По мнению ученых, единственным способом борьбы с взрывным увеличением числа потенциально опасных объектов является поиск и сведение с орбит хотя бы самых крупных из них. Но до сих пор не удалось предложить действительно удобной и реализуемой на практике технологии «уборки космоса». Такие предложения, как использование сверхмощных лазеров наземного базирования для изменения орбит-объектов, оснащение новых спутников специальными ионными двигателями, быстро снижающими их орбиту, или же использование электромагнитных методов торможения, либо недостаточно изучены, либо слишком дороги.  

Америка «подсмотрела» у России

Большой интерес представляют космические аппараты с ядерными источниками энергии. Случаи их падения — двух советских и одного американского — имели место в период выполнения соответствующих программ и были связаны с аварийными ситуациями. Сейчас все программы применения ядерной энергетики в космической технике закрыты. Но как быть со старыми спутниками? Григорий Чернявский, директор Центра программных исследований Российского космического агентства, говорит: «Что касается ранее запущенных космических аппаратов с радиоактивными элементами, то они находятся на высоких орбитах со сроком баллистического существования не менее 300 лет. За это время объекты должны стать радиационно безопасными. Их фрагменты — в случае возможного пробоя корпуса космического аппарата и вытекания радиоактивных веществ в космосе — могут представлять опасность, как обычный мусор, и создавать некоторый дополнительный радиоактивный фон».  

Сегодня за космическим «мусором» следят мощные радиолокационные и оптические установки. Полученные данные регистрируются в специальных каталогах, что позволяет перед запуском космических аппаратов рассчитывать их курсы так, чтобы избежать столкновений с частицами «мусора». Но это, как показано выше, помогает далеко не всегда.

Для более точного прогнозирования такого рода событий немецкие ученые разработали компьютерную модель. Карстен Видеман (Carsten Wiedemann), сотрудник Института аэрокосмических систем при Техническом университете в Брауншвейге, говорит: «Наша цель состоит в том, чтобы с помощью этой модели оценить вероятность аварийного отказа космического аппарата вследствие его столкновения с частицами космического «мусора». Программа позволяет определить, из какого направления, с какой скоростью, с какой силой и какие частицы с определенной вероятностью столкнутся с тем или иным спутником на той или иной орбите».  

Заключение

Что же касается проблемы космического «мусора» в целом, то бороться с ним надо так же, как и с мусором на Земле: не допускать его возникновения. И так же, как на Земле, это связано со значительными расходами. Но другого пути нет. По мнению ряда ученых, необходимость неотложного решения этой сложной проблемы является как никогда актуальной. Так что космическим волонтерам в перспективе будет чем заняться.

Где находится космическое кладбище?

Старые спутники, детали ракет и даже космические станции отправляются в пустынное место в океане, чтобы навсегда почить на морском дне. В самой отдаленной точке Тихого океана на глубине 4 километра находится космическое кладбище. Этот участок в океане называется Точка Немо или океанский полюс недоступности, так как находится в 2700 км от суши. Космической кладбище было названо в честь капитана подводной лодки из книги Жюля Верна «20 000 лье под водой».

Избавиться от спутников небольших размеров на низких орбитах просто. Тепло от трения воздуха сжигает спутник, когда он падает на Землю.

А как насчет более крупных объектов, таких как космические станции и большие космические корабли на низкой орбите? Эти объекты могут не полностью сгореть, достигнув земли. Поэтому операторы космических кораблей планируют конечный пункт назначения своих старых спутников.

Когда срок работы космических аппаратов и кораблей подходит к концу, они становятся опасным космическим мусором. Обломки и детали вращаются на орбите со скоростью до 17 500 км/ч, а на такой скорости даже крошечные частички краски могут нанести серьезный ущерб.

«На орбите так много мусора, поэтому мы опасаемся, что одно крошечное столкновение может запустить огромную цепную реакцию. Это называется «эффектом Кесслера», – пишет сайт NASA.

Эффект Кесслера, или синдром Кесслера – это теоретическое развитие событий, когда обломки на орбите достигнут критической массы, а каждое столкновение будет создавать все больше обломков. В результате, орбита Земли станет непригодной для использования.

«Чтобы предотвратить подобную катастрофу, каждый спутник на орбите должен быть выведен с орбиты, чтобы сгореть в атмосфере или почить на космическом кладбище», – добавляют в NASA.

Также существует «орбита захоронения» для спутников вращающихся на высоких орбитах, их отправляют дальше в космос.

Космические аппараты, которые слишком большие, чтобы полностью сгореть в атмосфере, могут упасть по «незапланированной» траектории. Например, как китайская ракета Long March 5B или космическая станция Skylab, которая упала в Западной Австралии. Но большинство из них падают в Точку Немо в Тихом океане.

Для того, чтобы космический мусор падал в правильном направлении, ученые используют моделирование. Исследователи выбирают правильную точку, в которой корабль столкнется с атмосферой Земли, а также необходимый угол наклона. Именно это гарантирует, что обломки упад в нужном месте.

В 2001 году к концу подошел срок эксплуатации космической станции «Мир». Ее вывели с орбиты и отправили на Землю. Большая часть станции сгорела в атмосфере, но все же 25 тонн уцелело и отправилось на дно Точки Немо.   Там же находится и автоматизированный грузовой корабль «Жюль Верн» Европейского космического агентства.

По теме:

 

Были первыми в космической отрасли, а сейчас “догоняющие”