Интеграция “Ростех” и “ОАК”. МС-21 – надежда авиапрома

После интеграции Государственной корпорации “Ростех” и Объединённой авиастроительной корпорации в разработку, серийный выпуск и послепродажное обслуживание будет дополнительно инвестировано до 2025 года около 55 млрд руб. Об этом в ходе авиасалона China Air 2018 сообщил глава авиакластера ГК “Ростех” Анатолий Сердюков. По его словам, «Ростех» будет работать над тем, чтобы сделать самолёт «максимально российским с точки зрения комплектующих».

Сердюков отметил, что в электронике МС-21 уже десятки элементов российского производства. Ещё несколько десятков позиций разрабатываются по программе импортозамещения, в том числе ведётся работа по импортозамещению центральных систем комплекса – бортовой вычислительной системы и коммутатора бортовой сети. До конца 2018 года планируется завершение проектных работ по этой теме.

* * * * *

Президент ПАО “ГСС” Александр Рубцов сообщил, что до завершения испытаний МС-21 должен выполнить ещё несколько сотен полётов. В соответствии с графиком испытаний, сертификат типа лайнер должен получить в 2020 году, тогда же должны начаться первые поставки серийных машин ключевому заказчику – Аэрофлоту“. “И на сегодняшний день нет опасений, что мы сильно выйдем за 20-й год”, – сказал Рубцов.

Также президент ГСС рассказал, когда появится самолёт с установленным интерьером пассажирского салона, ранее планировалось, что это произойдёт в сентябре 2018 года, однако сроки перенесены.

  • “Машина с интерьером будет сделана зимой, интерьер уже приехал, монтируется. Думаю, что к весне появится машина с интерьером, после чего мы её презентуем”, – сказал он.

Учитывая, что МАКС-2019 в соответствии с распоряжением Правительства РФ был перенесён с июля на конец лета (27.08.2019 – 01.09.2019), можно предположить, что самолёт с интерьером, а также в лётной программе впервые широкой публике будет представлен именно на московском авиасалоне.

Дополнительная информация по срокам поступила от заместителя министра промышленности и торговли Олега Бочарова.

В ходе Транспортной недели он сообщил, что лётная программа выполняется:

  • Второй самолёт приступил к лётным испытаниям в этом году,
  • третий зайдёт в марте,
  • а четвёртый в середине 2019 года.

Испытательная программа идёт в соответствии с нашими планами, и мы не видим каких-либо проблем”, – сказал он. 

Подробнее читать: До завершения испытаний МС-21 нужно выполнить ещё сотни полётов.

* * * * *

Там же на Транспортной неделе Олег Бочаров рассказал о состоянии работ по отечественным композитным материалам для МС-21 и о том, что Боинг серьёзно опасается конкуренции с российским самолётом.

  • “Для нас очень важна кооперация с РосАтомом, потому что мы видим, что на сегодняшний день наша промышленность имеет технологические заделы – мы уже сертифицировали отечественную композитную нить и показали, что по прочности она не уступает американским или европейским аналогам, в том числе применяемой в производстве крыла МС-21.
  • Думаю, что мы в течении 2-х месяцев сможем заявить о том, что композитное крыло МС-21 это не только то, что удалось сконструировать нашим конструкторам. Мы понимаем, что наших иностранных коллег это напрягает, и мы хотим их напрягать. И они уже напряглись.
  • Ульяновский завод «Аэрокомпозит», выпускающий исключительно гражданскую продукцию – крыло МС-21, оказался в новом санкционном списке США. Более серьёзные оборонные предприятия не попали, он попал. Для нас это лишний раз показатель того, что они видят угрозу в появлении на рынке наших гражданских технологий”, – сказал он.

* * * * *

Сирийская государственная авиакомпания Syrian Air ведёт переговоры с корпорацией Иркут о закупке лайнеров МС-21. Сирийская сторона некоторое время назад напрямую связалась с российской стороной для обсуждения покупки самолётов. В авиакомпании заявляют, что хотели бы быть одними из первых обладателе МС-21. Компания способна покрыть расходы на покупку самолёта, а его технические характеристики, в том числе количество мест, удовлетворяют её требованиям.

В начале ноября министр транспорта САР Али Хамуд заявил, что Сирия заинтересована в обновлении воздушного флота и рассматривает для этого российские пассажирские самолёты нового поколения МС-21.

* * * * *

В Жуковском продолжаются сертификационные испытания самолёта. Представители российских авиационных властей и EASA совместно со специалистами Иркута ведут работу по валидации самолёта в 18 рабочих группах. Участие лётчиков-испытателей EASA в испытаниях новой авиатехники является обязательным условием для её валидации европейским агентством.

Так 29 ноября борт RA-73051 выполнил испытания на определение допустимых значений угла тангажа. При этом самолёт снижался до касания ВПП, а затем резко набирал высоту, на приведённых графиках – с нуля до 1768 метров за 97 сек, что соответствует скороподъёмности более 18 м/сек:

* * * * *

Как стало известно 29 ноября из публикации в “КоммерсантЪ“, самолёты МС-21 из-за неготовности отдельных узлов поступят на российский рынок во второй половине 2020 года.

  • По просьбе разработчика — корпорации «Иркут»сертификация МС-21 в России отложена более чем на год, на июль 2020 года. В Европе самолёт получит сертификат не раньше конца 2021 года.

* * * * *

В конце ноября Открытое акционерное общество «Гидромаш» произвело отгрузку пятого серийного комплекта агрегатов шасси. В соответствии с договором, подписанным между ПАО «Корпорация «Иркут» и НОАО «Гидромаш» в 2011 году, предприятие является официальным поставщиком шасси, подкосов, цилиндров и других агрегатов для новейшего отечественного воздушного судна.

Агрегаты шасси МС-21-300 рассчитаны на 30 000 взлётов-посадок в течение 30 лет. Они спроектированы и изготовлены из высокопрочной стали и высокопрочного титанового сплава и имеют превосходные весовые показатели: вес шасси составляет менее 2% от максимальной взлётной массы самолёта.

По теме: МС-21 — лайнер с «чёрным» крылом.

Новости МС-21:

16.03.2019 год. Четвертый опытный самолет МС-21-300 в цехе ИАЗ

В 2019 году к летным испытаниям присоединится четвертый опытный самолет МС-21-300, постройка которого ведется на Иркутском авиационном заводе.
Самолеты строятся на новых автоматизированных линиях, которые обеспечивают высокую точность и качество сборки…

16 марта 2019 г. Третий самолет МС-21-300 присоединился к программе летных испытаний

AEX.RU –  Сегодня на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО Корпорация «Иркут» (в составе ОАК) состоялся первый полет третьего опытного самолета МС-21-300. Об этом сообщает пресс-служба корпорации…

Продолжительность полета составила 1 час 30 минут, он проходил на высоте до 3500 метров при скорости до 450 км/час. Самолет пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей Андрея Воропаева и Романа Таскаева. По докладу экипажа, задание выполнено полностью, полет прошел в штатном режиме…

Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров заявил: «Летные испытания самолета МС-21-300 продолжаются. Сегодня к ним подключилась третья машина. На этом самолете помимо специального оборудования для испытаний устанавливается пассажирский салон»…  

13.02.2019г. Испытатели EASA завершили первую сессию сертификационных полетов на самолете МС-21-300

Испытатели Европейского агентства по безопасности полетов (European Union Aviation Safety Agency) завершили первую сессию полетов в рамках программы сертификации самолетов МС-21-300.


В ходе сертификационных испытаний оценивалось поведение самолета МС-21-300
в различных режимах, в том числе на больших углах атаки и при сваливании.

Полеты продолжительность от 2,5 до 4 часов выполнялись на высотах от 3 до 10 км.
Самолет пилотировал летчик-испытатель EASA. Контролировал выполнение режимов летчик-испытатель ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева»
(в составе ПАО «Корпорация «Иркут»). В состав экипажа также входили российский и зарубежный инженеры-испытатели, анализирующие текущие параметры полетов. В сентябре 2018 г. испытатели EASA прошли специальный курс
теоретической и практической подготовки, по результатам которого получили допуск к полетам на самолетах МС-21-300.

«Завершение испытателями EASA первого цикла сертификационных полетов – важный этап в развитии программы МС-21», – заявил Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.


Он отметил, что участие представителей EASA в летных испытаниях – это продолжение большой совместной работы, которую ведут специалисты российских авиационных властей, Европейского агентства по безопасности полетов и предприятий промышленности. «Получение европейского сертификата откроет самолету МС-21-300 дорогу на международный рынок», – подчеркнул глава министерства… Источник:

Одной из «изюминок» самолёта МС-21 стала его активная боковая ручка управления.
«Для комфортности управления самолётом, для повышения качества обучения лётчиков установлена новая ручка управления, – рассказывает Роман Таскаев. – Сейчас на Airbus’ах применяется не обычная штурвальная система, а боковые ручки управления, которые разгружают переднюю часть приборной доски для лётчика. Но на Airbus’ах ручка, скажем так, пассивная, т. е. каждый лётчик управляет своей ручкой, не чувствуя, что при этом делается у другого лётчика. У нас на МС-21 при управлении одним лётчиком рукоятка у второго лётчика перемещается, давая понимание, что делать первому. Это важно, особенно при обучении».

В комплексной системе управления самолётов семейства МС‑21 реализована технология систем дистанционного управления fly-by-wire – «летать по проводам». Это значительно сокращает вес самолёта. В МС‑21 применяется последнее поколение таких систем с активными боковыми ручками управления, которые совместили в себе преимущества и боковой ручки, и штурвала.
Активная боковая ручка на МС‑21 обеспечивает пилоту обратную связь по аэродинамическим условиям полёта и приближению к полётным ограничениям. Система автоматического управления обеспечивает полный набор функций управления положением и движением самолёта, включая автоматическую посадку по категории IIIB. Подобные инновации позволяют повысить конкурентоспособность МС‑21 на мировом рынке.
Принято считать, что чем проще, примитивнее устройства или механизмы, тем они надёжнее, однако это мнение совершенно неверно в случае современных систем управления летательными аппаратами. Электродистанционные системы управления (ЭДСУ) в совокупности с цифровой системой автоматического управления (САУ) дают фору прежним механическим и гидравлическим системам, использовавшим тросики и гидромагистрали.
Система ЭДСУ, установленная на МС-21 улучшает экономику самолёта и обеспечивает высочайшую безопасность. Интеграцию бортового радиоэлектронного оборудования провела компания «ОАК – Центр комплексирования», а головным разработчиком и поставщиком программного обеспечения является концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) госкорпорации «Ростех»…PS…

Прекрасную оценку лайнеру в целом и его ЭДСУ дали лётчики-испытатели корпорации «Иркут», выполнившие на нём первые полёты.


«До МС-21 я не проводил испытаний гражданских самолётов ОКБ Яковлева, – рассказывает заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, Герой России Роман Таскаев, выполнивший 28 мая 2017 года вместе с Олегом Кононенко первый подъём самолёта МС-21. – В то время, когда поднимали в воздух старые машины, я летал на микояновских истребителях. Про преемственность могу сказать только одно: система управления, которая стоит на учебно-боевом самолёте Як-130 и делает этот самолёт супербезопасным, применяется и в МС-21. Этот интеллект, эти наработки, которые мы сделали в ходе испытаний Як-130, очень комфортные. Очень здорово такой системой управлять. И, естественно, она обладает высочайшей степенью безопасности»…

6.02.2019г. Летчики EASA начали испытывать российский МС-21

Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) начало процедуру сертификации российского лайнера МС-21, сообщил президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

«У нас на прошлой неделе состоялся первый полет с летчиками EASA… У нас фактически начались уже сертификационные полеты с экипажами EASA… До этого летчики приезжали, знакомились, писали программы, согласовывали условия, сейчас непосредственно началась процедура сертификации по нормам EASA. Конечно, мы очень надеемся, что все политические ветры не окажут влияния», — цитирует Слюсаря РИА «Новости». По его словам, срок получения сертификата для нового лайнера остается тем же — 2020 год. Отмечается, что МС-21-300 на данный момент испытывается EASA вместе со специалистами производителя самолета из компании «Иркут». Работа по валидации проводится в 18 специальных группах…

МС-21 — итоги 2018 года

В феврале 2018 года «Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку 50 самолётов МС-21.«Аэрофлот», у которого уже самый большой парк самолётов SSJ100, станет крупнейшим эксплуатантом МС-21. Первый самолёт поступит в авиакомпанию в 2020 году, последний — в 2026 году. Срок аренды составит 12 лет с возможностью продления.

В марте на Иркутском авиазаводе завершилась постройка второго опытного самолётаМС-21-300. 25 марта машина была передана из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение предприятия. 12 мая самолёта с бортовым номером 73053 (0003) выполнил первый полёт, который проходил на высоте до 3000 метров при скорости до 400 км/час. Затем самолёт был окрашен и 20 июля совершил шестичасовой перелёт из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М.Громова в Жуковском…PS…

One thought on “Интеграция “Ростех” и “ОАК”. МС-21 – надежда авиапрома

  1. Как говорится “спешить, но не торопясь” такой подход обнадёживает на успех…

Comments are closed.