Военно-транспортный самолёт Kawasaki C-2

Торжественная церемония по случаю начала размещения новых военно-транспортных самолетов Kawasaki C-2 прошла на японской авиабазе Михо в префектуре Тоттори (остров Хонсю), сообщает РИА Новости со ссылкой на агенство “Киодо” .

Стремление японского авиапрома к самостоятельности отнюдь не ограничивается только вертолетостроением. В 2000 годах конструкторы Страны восходящего солнца успели попробовать себя в разных жанрах, демонстрируя порой весьма оригинальные подходы. Один из примеров того – параллельная разработка двух так называемых самолетов-близнецов: военно-транспортного С-Х (в дальнейшем XC-2 и С-2) и морского патрульного Р-Х, начатая группой компаний во главе с все той же Кавасакив 2001 г. Идея довольно проста – экономия средств на этапах создания, испытаний, производства и эксплуатации самолетов за счет унификации конструкции и бортовых систем. Справедливости ради заметим, что унификацию как таковую трудно назвать чем-то новым в авиастроении – вспомним хотя бы историю Ан-10 и Ан-12.

Но вряд ли кому-то приходило в голову унифицировать столь непохожие летательные аппараты. Судите сами. Взлетная масса противолодочника Р-Х составляет 80 т, а транспортника – 141 т (разница – 76%!). Первый – низкоплан, второй – высокоплан. На первом – 4 двигателя, на втором – 2. Не говоря уже о том, что исходя из различного назначения, у этих самолетов совершенно разные фюзеляжи, шасси и многие системы. Когда специалисты “Кавасаки” начинали эту работу, их лозунгом было: “Один проект – два продукта”. Но сейчас от этой красивой идеи остались одни воспоминания. На сегодня общими у самолетов являются: остекление кабин, отъемные части крыла, консоли горизонтального оперения, приборная панель в кабине пилотов, компьютер системы управления полетом, ВСУ, системы контроля, предупреждения и т.п. Тем не менее, японцы утверждают, что достигли сокращения стоимости создания самолетов на 218 млн. USD при суммарных затратах на их разработку порядка 3 млрд. USD в ценах 2007 г. Таким образом, на этапе создания они отыграли около 7% и ожидают дальнейших выгод от сокращения стоимости производства и эксплуатационных расходов. Глядишь, и выйдут процентов на 10.

Оба проекта развивались (во всяком случае, до настоящего времени) в атмосфере скромности, приличествующей истинным самураям. Разработка шла без излишней шумихи, чтобы не сказать – в полной тайне. О транспортном С-Х сообщается лишь то, что его первый полет был отложен до декабря 2007 г.” после выявления ряда проблем в ходе наземных прочностных испытаний. Изображения обоих самолетов (по одной фотографии) впервые были обнародованы в середине 2006 г., когда их постройка уже почти завершилась.

Что касается С-Х, то 44 таких самолета японцы намерены закупить, начиная с 2012 г. Эти аппараты должны дополнить, а со временем заменить первый ВТС разработки “Кавасаки” – С-1. По всему видно, что по сравнению с ним С-Х является самолетом нового поколения. Прежде всего, это следует из его возросшей грузоподъемности, которая, как указывается, “превышает 30 т“, и значительных габаритов грузовой кабины (поперечное сечение 4 х 4 м, длина 16 м). Благодаря этому С-Х сможет перевозить почти весь спектр современной и перспективной боевой и инженерной техники сухопутных войск, что не под силу С-1 и C-130J. Есть информация, что при массе 120 т самолет сможет работать с коротких ВПП (не более 900 м), а с полноразмерных ВПП (2300 м) сможет поднимать до 37,6 т груза при взлетной массе 141 т. То есть по транспортным возможностям и взлетно-посадочным характеристикам японцы создают не что иное, как аналог украинско-российского Ан-70! Причем в этом смысле японская машина гораздо ближе к “семидесятке”, чем европейский А400М.

ЛТХ Kawasaki C-2

Ожидается, что к 2020 году в Японии будет размещено 10 подобных самолетов.
Kawasaki C-2 длиной почти 44 метра и грузоподъемностью 37,6 тонны предназначены в первую очередь для оперативной переброски войск и боевой техники на отдаленные острова. Предполагается, что они заменят предыдущие модели С-1 и C-130 Hercules.

В 2017 году японцы впервые показали Kawasaki C-2 на международном авиафоруме — в Дубае. В ноябре 2019 самолёт тоже участвовал в этом же авиашоу. Однако за прошедшие с первого показа два года Kawasaki не удалось сколь-нибудь заметно продвинуть свой самолёт на международный рынок — по крайней мере, нет информации о поставках или твёрдых контрактах. Единственным эксплуатантом С-2 остаётся японская армия. Вероятно, одна из причин в стоимости самолёта — он ощутимо дороже, чем тот же С-130J Hercules. Хотя и круче американца.

Японцы заявляли о готовности конкурировать даже с тяжёлыми транспортными самолётами — такими, например, как Ил-76. В производящейся в Ульяновске модификации Ил-76МД-90А грузоподъёмность российского тяжеловеса достигает 60 тонн. Почти в 2 раза больше, чем у Kawasaki. Надо ли говорить, что российский самолёт ещё и дешевле японского?

В заключение

Интересно посмотреть, как третья экономика мира, добившаяся очевидных успехов в автопроме, будет пробиваться на международный авиарынок. В сегменте компакт-джетов, например, у Японии уже есть повод для гордости — Honda VLJ HA-420.

One thought on “Военно-транспортный самолёт Kawasaki C-2

  1. Имею мнение: А наш отечественный авиапром продолжает “сопли жевать” по выбору проекта ВТС на замену Ан-12!

Comments are closed.