Новый способ удаления льда с лопастей вентилятора двигателей

Обледенение двигателей самолетапо-прежнему одна из причин авиакатастроф. Кроме того, образование льда на поверхности воздушных судов препятствует развитию перелетов с высокой скоростью на большие расстояния через зоны активного изменения погоды, что особенно характерно для России и территорий, входящих в ее арктическую зону.



Существующие противообледенительные системы не всегда достаточно эффективны, потому что прогревают важные детали только частично. Ученые Пермского Политеха предложили способ удаления льда с лопастей вентилятора двигателей прямо во время полета с помощью лазерной системы. Изобретение повысит безопасность передвижения по воздуху.

На разработку выдан патент. Разработка проведена в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Обледенение может принимать несколько форм. Например, при попадании капель переохлажденного дождя на поверхность они сразу замерзают, образуя ледяную корку; при перепадах температур и влажности образуется наледь, которая хорошо удерживается на поверхности воздушного судна за счет примерзания и сравнительно устойчива к механическим воздействиям.

На фиг. 1 представлена схема размещения лазерной противообледенительной системы на корпусе двигателя, на фиг. 2 – схемы расположения точек нарушенного контакта «лед-поверхность лопасти» под воздействием нагрева для различных конструкций лопастей: а – поперечные, б – диагональные, в – продольные в зависимости от конструкции лопастей.

  • 1 – бортовая сеть,
  • 2 – источник энергии,
  • 3 – оптический квантовый генератор,
  • 4 – регулятор оптического квантового генератора,
  • 5 – коллиматор (устройство для получения параллельных пучков лазерных лучей ),
  • 6 – лопасть вентилятора,
  • 7 – двигатель,
  • 8 – точки нарушенного контакта «лед-поверхность лопасти» под воздействием нагрева для различных конструкций лопастей.

Заявляемый способ осуществляется следующим образом:

На двигатель устанавливают противообледенительную систему, блок-схема которой приведена на фиг. 1.

При появлении риска обледенения включают источник энергии 2 подключением к бортовой сети 1, а оптический квантовый генератор (ОКГ) 3 с помощью регулятора 4 настраивают с заданной периодичностью Т пуска импульса пучка лазерных лучей с учетом частоты вращения вентилятора ν.

Сертификационные испытания МС-21 на обледенение

1. Способ удаления льда с лопастей вентилятора двигателя летательного аппарата в полете с использованием лазерной противообледенительной системы, подключенной к бортовой сети и содержащей источник энергии, оптический квантовый генератор (ОКГ), регулятор ОКГ и коллиматор, заключающийся в генерировании в импульсном режиме не менее двух пучков лазерных лучей, направленных на средние участки обледеневшей поверхности диаметрально-противоположных лопастей вентилятора с заданной периодичностью пуска импульса пучка лазерных лучей, рассчитанной по формуле:

, где:

  • Т – период пуска импульса пучка лазерных лучей, сек,
  • ν – частота вращения вентилятора двигателя, об/мин,
  • n – количество лопастей вентилятора двигателя, шт.,

образование начальных точек теплового нарушения контакта слоя льда с поверхностью лопастей с образованием трещин и создание импульсной вибрации для удаления льда с лопастей.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что перед полетом на поверхность лопастей наносят защитное покрытие.

Для борьбы с обледенением элементов авиадвигателя могут применять тепловые системы. Их могут размещать вблизи узлов крепления лопастей. Тепло распространяется на элементы двигателя, но чем дальше они расположены, тем менее эффективен обогрев. Ученые ПНИПУ разработали способ удаления льда с лопастей вентилятора двигателя с помощью лазерной системы прямо во время полета. Технология очистки основана на нагреве лазерными лучами.

«Под воздействием нагрева и вращения запускаются процессы плавления и образования трещин в слое льда, и он сходит с лопастей. При этом лед разрушается практически одинаково на каждой лопасти, что позволяет не только очистить элементы конструкции, но и может предотвратить вибрации», – объясняет доктор технических наук, декан аэрокосмического факультета ПНИПУ Владимир Модорский.

Изобретение ученых ПНИПУ поможет эффективно бороться с образованием льда на лопастях вращающегося вентилятора во время полета. Тем самым повысит безопасность передвижения по воздуху.

По теме:

Испытания авиационных двигателей льдом, птицей и пеплом…

Первый опытный SSJ-New передан на ЛИС и заправлен топливом

Первый опытный образец SSJ-New с бортовым номером 97021, собранный в Производственном центре rорпорации «Иркут» в Комсомольске-на-Амуре, передан на лётно-испытательную станцию. Специалисты предприятия приступили к комплексу наземных испытаний систем лайнера, состоялась первая заправка самолёта топливом. Об этом сообщили в пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации. После первого полёта самолёт будет представлен специалистам Росавиации для проведения сертификационных испытаний, по …

В Канаде законодательно легализовали воровство ЛА

Министр иностранных дел Канады Мелани Жоли объявила, что правительство санкционировало арест российского тяжёлого транспортного самолёта Ан-124 (RA-82078), который с 27 февраля 2022 года находится в аэропорту Пирсона (Торонто). Арест наложен после принятия специальных поправок в Закон об особых экономических мерах, которые, по мнению канадского правительства, легализуют кражу российской собственности. Принадлежащий авиакомпании «Волга-Днепр» самолёт 27 февраля 2022 года, …

Перечень наземных проверок SSJ-New для первого полёта

В Производственном центре Филиала «Региональные самолёты» корпорации «Иркут» прошла выездная сессия научно-технического совета в рамках подготовки первого опытного самолёта SSJ-New к лётным испытаниям. Как сообщили в пресс-службе ОАК, в работе сессии приняли участие представители поставщиков систем и компонентов самолёта. По итогам НТС сформирован финальный перечень наземных проверок, которые должен пройти самолёт перед началом лётных испытаний. …