Блок №10, важных новостей отечественной авиации

МС-21: дайджест за ноябрь-2021

С 14 по 18 ноября в Объединённых Арабских Эмиратах прошёл международный авиасалон Dubai Airshow 2021. На текущий момент, связанный с пандемией, – это одна из самых представительных площадок, где можно увидеть авиационную и вертолётную технику из разных стран мира. Россия была представлена широкой номенклатурой летательных аппаратов – от беспилотных авиационных систем до перспективного лёгкого тактического самолёта Checkmate. В лётной программе авиасалона принимал участие лайнер МС-21-310.



Беспосадочный перелёт в Дубай самолёт 73055 выполнил 10 ноября. Время в пути составило 5 часов 14 минут. Часть маршрута пролегала над Каспийским морем и Персидским заливом. Самолёт пилотировал экипаж в составе лётчиков-испытателей корпорации «Иркут» Василия Севастьянова и Андрея Воропаева.

«Перелёт прошёл в штатном режиме. Поскольку самолёт новый, диспетчеры служб управления воздушным движением просили подтвердить его тип», – рассказал Василий Севастьянов. Он также отметил, что в ходе лётных испытаний МС-21-310 выполнялись и более длительные беспосадочные полёты. Так, например, 19 октября самолёт находился в воздухе 6 часов 19 минут.

Программа полётов МС-21-310 в Дубае включала ряд элементов, демонстрирующих возможности лайнера – это быстрый набор высоты до 800 м, развороты с набором высоты и снижением, горка с углом 45 градусов и минимальной скоростью 210 км/час, вираж с перегрузкой 2g, проход на высоте 100 м с приветственным покачиванием крыла посетителям выставки.

Всего в программе авиасалона Василий Севастьянов и Андрей Воропаев выполнил пять полётов: 11 и 12 ноября – тренировочные, 13 ноября – генеральная репетиция открытия, 14 и 15 ноября – демонстрационные полёты. 16 ноября на авиасалоне самолёт не летал и находился на стоянке в составе статической экспозиции ОАК для знакомства с ним посетителей выставки. Все полёты в Дубае не считаются сертификационными и в зачёт лётных испытаний не идут. 17 ноября лайнер вернулся в подмосковный Жуковский.

Чтобы продемонстрировать посетителям самолёта одно из преимуществ МС-21 – увеличенный проход между креслами за счёт самого широкого в своём классе фюзеляжа, на лайнере была установлена часть салона бизнес- и эконом-классов. В то же время самолёт является опытным и проходит сертификационные испытания, поэтому в одной из секций кабины размещается специальное оборудование.

Салон МС-21-310
Фото © lord.crechet, Pikabu.ru
Кабина лётчиков и салон МС-21-310
Фото © lord.crechet, Pikabu.ru

В Дубае «Иркут» также продемонстрировал некоторые детали VIP-версии MC-21. Салон этого типа рассчитан на 30 пассажиров, а дальность полёта с дополнительными топливными баками составит 10 000 км.

* * *

17 ноября 2021 года в Москве прошел IX Форум «Композиты без границ». Первый заместитель генерального директора корпорации «Иркут», генеральный директор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский рассказал в ходе мероприятия, что российским композитным материалам удалось полноценно заместить импортные аналоги. Он уверен, что отечественные композиты будут востребованы и в других авиастроительных проектах, например, в развитии семейства самолётов МС-21 и в создании российско-китайского широкофюзеляжного самолёта CR929.

* * *

22 ноября в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане состоялась торжественная церемония запуска завода по производству ПАН-прекурсора для получения углеродного волокна. На производстве используется оборудование итальянской компании МАЕ. Строительство завода заняло три года. Общий бюджет проекта составил 8,5 млрд руб. Процесс формования прекурсора для углеродного волокна в таком масштабе создан в России впервые. Мощность составляет 5 тыс. тонн полиакрилонитрильного волокна в год. ПАН-прекурсор определяет 70% качественных и 40% стоимостных характеристик углеволокна.

Блок №9, важных новостей отечественной авиации

Анатолий Гайданский, отвечая на вопросы журналистов в Елабуге, сообщил, что первый самолёт МС-21, построенный с использованием полностью российских композиционных материалов, поднимется в воздух в декабре 2021 года. По его словам, до конца первого квартала 2022 года планируется «получить к нему главное изменение, что позволит использовать уже российские материалы». Поставка первых экземпляров МС-21 для авиакомпании «Россия» намечена на III квартал 2022 года. Самолёты будут комплектоваться двигателями Pratt&Whitney и российским композитным крылом. Первые поставки МС-21 с двигателем ПД-14 намечены на 2024 год, сертифицировать модель планируется до конца 2022 года.

* * *

На Иркутском авиазаводе завершена постройка первого самолёта МС-21, крыло которого изготовлено из полимерных композиционных материалов российского производства. 29 ноября 2021 года самолёт переведён из цеха окончательной сборки ИАЗ в лётно-испытательное подразделение.

* * *

В ноябре 2021 года опытные самолёты МС-21 выполнили в общей сложности 38 полётов. Как было сказано выше, из этого количества не пойдут в зачёт сертификационных испытаний полёты, совершённые на авиасалоне в ОАЭ.

По данным полученным с сервиса Flightradar24, всего выполнено 38 полётов общей продолжительностью 111 часов 35 минут. В воздух поднимались четыре опытных лайнера: это борты 73051, 73053, 73054 и 73055. Борт 73056 в лётных испытаниях не участвовал. Самолёт 73053 15 ноября совершил полёт продолжительностью 6 часов 19 минут.

В ноябре всего два полёта у борта 73051. Это можно объяснить тем, что, как было заявлено главой Минпромторга, первый опытный самолёт будет переоборудован под двигатели ПД-14 с тем, чтобы уложиться в сроки сертификационных испытаний версии МС-21-310. Об этом Денис Мантуров рассказал 10 января 2021 года на «Деловом завтраке» в «Российской газете».

«Первый полёт МС-21-310 открыл программу заводских испытаний. После их завершения начнётся программа лётных сертификационных испытаний. Также в испытаниях с двигателем ПД-14 будет задействован первый опытный самолёт МС-21. После завершения его участия в основной сертификационной программе испытаний самолёт будет ремоторизирован. На самолёт с двигателем ПД-14 мы должны получать сертификат типа Росавиации в 2022 году. После его получения запланирована валидация по европейским нормам агентства EASA», – сказал министр.

ОАК завершила постройку первого МС-21-300 с российским композитным крылом

Корпорация «Иркут» (входит в ОАК Госкорпорации Ростех) завершила постройку первого самолета МС-21-300, крыло которого изготовлено из полимерных композиционных материалов российского производства.

МС-21-300

МС-21-300. Источник изображения: rostec

29 ноября 2021 года самолет МС-21-300 переведен из цеха окончательной сборки Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» в летно-испытательное подразделение. Специалисты завода и предприятий-смежников выполнят программу наземных проверок самолета и его систем и подготовят воздушное судно к первому полету.

Разработка и производство российских полимерных композиционных материалов для крыла пассажирского самолета МС-21 началось после введения США торговых ограничения в отношении компании «АэроКомпозит» в сентябре 2018 года. 

«Использование прочных и легких композитов позволило конструкторам сделать крыло большого удлинения и улучшить аэродинамику самолета одновременно с увеличением диаметра фюзеляжа. Отмечу, что специалисты «Иркута» в максимально короткие сроки смогли решить задачу импортозамещения и приступить к постройке серийных самолетов с российским крылом. Сборка первого лайнера –  большой шаг для ОАК и всего российского авиастроения. Это доказательство зрелости наших авиационных технологий и ещё одна победа над санкциями», – отметил генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов.

Перекатка первого самолета МС-21-300 с крылом из российских композиционных материалов / ©IRKUT Corporation

Доля композитов в конструкции МС-21 составляет порядка 40% – это рекордный показатель для среднемагистральных самолетов. Отечественные материалы для силовых композитных конструкций разработаны при участии ученых МГУ и предприятий Росатома. Консоли крыла и центроплан самолета МС-21-300 производятся на предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск». При производстве крыла применяется технология вакуумной инфузии, которая запатентована в России.

ОАК объединится с «Сухим» и РСК «МиГ»

Объединенная авиастроительная корпорация объединится с компанией «Сухой» и РСК «МиГ», такое решение принято 30 ноября 2021 года советом директоров ПАО «ОАК», сообщили в пресс-службе ОАК.

Вопрос о реорганизации корпорации в форме присоединения к нему «Сухого» и «МиГа» вынесен на внеочередное общее собрание акционеров ОАК, намеченное на январь 2022 года. Ранее функции единоличного исполнительного органа (ЕИО) «МиГа» были переданы «Сухому», а функции ЕИО «Сухого» – в ПАО «ОАК». Решение совета директоров является дальнейшим шагом на пути централизации управления входящих в корпорацию предприятий и упрощения своей корпоративной структуры.

«Предстоящее объединение – важнейшее событие для авиационной отрасли. Проведена подготовка, проработаны детали для того, чтобы приступить к формированию объединенного субъекта российского самолетостроения – структуры, способной придать мощный импульс развитию авиационного комплекса Ростеха и всей отрасли. В единой структуре должны быть собраны лучшие практики корпоративного управления, передовые инженерные компетенции, развитая и эффективная производственная база. Мы закладываем основу будущего самолетостроения России», – цитирует пресс-служба корпорации генерального директора ОАК Юрия Слюсаря.

ОАК продолжает централизацию предприятий

Справочно: Под благовидным предлогом: «исключение дублирующих функций», «развитие конструкторских школ», «создание общекорпоративных центров компетенций», «централизация управления предприятиями» будут спасать тяжелое наследие головного органа всего российского авиапрома – ПАО «ОАК», которая за весь срок своего существования с 2006 года, «освоив» уже порядка 1 трлн. бюджетных средств, накопила при этом почти пол триллиона долгов (только на уплату процентов по проблемной задолженности, а это 400 млрд рублей, ежегодно тратится более 30 миллиардов)…

“Всё наше и никому не отдадим!”

Помимо выполнения функций корпоративного центра Группы, ОАК станет операционной компанией, будет непосредственно управлять производственными площадками и конструкторскими бюро, реализовывать авиационные программы и заниматься разработкой перспективной техники. «Таким образом, дан старт переходу от 3-х уровневой к 2-х уровневой корпоративной структуре ОАК. При этом сильные и известные во всем мире бренды «Сухой» и «МиГ» сохранятся, авторитетные конструкторские школы продолжат развиваться», – подчеркнули в ОАК.

ОАК, «Сухой» и РСК «МиГ» решили объединить в одну компанию

Сокращение управленческих уровней и упрощение корпоративной структуры ОАК позволит исключить дублирующие административные функции, сократить общехозяйственные затраты. При этом планируется развитие общекорпоративных центров компетенций и обслуживания, расширение кооперации производственных площадок для более эффективной реализации самолетостроительных программ. Наряду с другими мерами, это должно обеспечить повышение финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности ОАК в целом.

Помимо решений, касающихся объединения ОАК, «Сухого» и «МиГа», на заседании Совета директоров ОАК 30 ноября 2021 года также принято решение об изменении организационной структуры ОАК. Введена должность заместителя генерального директора по гражданской авиации, на которую совет директоров согласовал назначение Андрея Богинского, ранее руководившего компанией «Вертолеты России». Совет директоров ОАК также согласовал назначение Андрея Богинского на должность генерального директора корпорации «Иркут», являющейся центром дивизиона гражданской авиации ОАК.

По теме:

Государственная корпорация “РОСТЕХ” 2023 год…

Объединённая Авиакорпорация “ОАК” в “Ростех” 2023 год…

 

3 thoughts on “Блок №10, важных новостей отечественной авиации

  1. Мнение: Спохватился “менеджмент” с 2006 года, спустя 15 лет * “Мы закладываем основу будущего самолетостроения России», – цитирует пресс-служба корпорации генерального директора ОАК Юрия Слюсаря., не наломайте “дров” как это уже случилось с Ил-112В…

  2. Мнение: Пора бы ВВП выслушать мнение авторитетных профессионалов авиации(авиадиректоров производств и авиаконструкторов) о действиях и результатов деятельности “авиационного менеджмента” с 2006г… и сделать кадровый вывод: о его предназначении в развитии авиастроения!

  3. Мнение: В коллективном творчестве нет ответственных, а “глава” на себя не возьмёт ответственность, а что тут скажешь про безопасность? Прощайте конструкторские школы остаются только на “словах”, но может быть ещё бренды сохранятся, чтобы окончательно потерять им доверие… Обидно за потерянный труд авиационных гениев и авиаспециалистов предыдущих поколения.

Comments are closed.